Статья «Использованием интерактивных технологий в сюжетно-ролевой игре с целью коррекции лексико-грамматического строя речи у детей с недостатками познавательного и речевого развития на примере словоизменения глаголов»
статья (логопедия, старшая группа) по теме
статья рекомендована для логопедов и дефектологов коррекционных групп.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Сюжетно-ролевая игра | 59 КБ |
Предварительный просмотр:
Департамент образования г. Москвы
Восточное окружное управление образования
ГБОУ № 2155 компенсирующего вида для детей ЗПР г. Москвы
Глаголева Лариса Викторовна - учитель-дефектолог
Тел. дом: 8-499 164-32-18 (сот. 8-9104636332)
Г. Москва, ул. Амурская.-72, тел. 462-44-61
Эл. Почта glagolevalara@mail/ru
«Использованием интерактивных технологий в сюжетно-ролевой игре с целью коррекции лексико-грамматического строя речи у детей с недостатками познавательного и речевого развития на примере словоизменения глаголов»
Скажи мне, и я забуду.
Покажи мне, —я смогу запомнить.
Позволь мне это сделать самому,
И это станет моим навсегда.
Проблема речевого недоразвития и коррекции речевых нарушений у детей с задержкой психического развития является актуальной для практики учителей-дефектологов и логопедов.
Изучение особенностей лексико-грамматического строя речи у детей с речевыми нарушениями, диагностика и методика коррекции глагольной лексики, словоизменения глаголов отражены в трудах кандидатом педагогических наук Боряковой Н. Ю. и кандидатом педагогических наук учителем - логопедом Матросовой Т. А.
Исходя из цели, я поставила перед собой следующие задачи:
- Изучить нормативные законодательные документы, психологическую и педагогическую литературу по вопросу использования ИКТ в работе с дошкольниками;
- Обосновать формы и методы работы при использовании ИКТ в коррекционной работе с детьми с нарушениями речи;
- Использовать средства ИКТ для взаимодействия с родителями по вопросам коррекции речи детей;
4. Одна из важных задач моей работы обусловлена тем, что дошкольники с задержкой психического развития, имеющие речевые нарушения как правило, пользуются только бытовой лексикой, обнаруживают бедность глагольного словаря и отличаются несформированностью навыка словоизменения глаголов.
-Почему я уделяю глаголу особое внимание?
Глагол играет важную роль в развитии ребенка с задержкой психического развития:
-умение выделять действия и обозначать их словом влечет за собой более быстрое развитие всех мыслительных операций, способствует развитию понятийного мышления.
-усвоение глаголов способствует формированию синтаксической структуры предложений.
Коррекционную логопедическую работу над формированием словоизменения глаголов проводится по следующим направлениям:
-расширение глагольной лексики;
-уточнение лексического значения глаголов;
-формирование словообразования глагола - образование и дифференциация приставочных глаголов;
-создание условий для формирования речевой деятельности с опорой на игровые действия, на умение строить предложения в процессе предметно-практической деятельности - одна из основных задач в логопедической практике.
Одним из средств формирования словоизменения глагола мною выбрана сюжетно-ролевая игра. В процессе игры у детей формируется речь как средство общения, программирования и регуляции деятельности.
В совместных играх развиваются воображение, мышление, речь, внимание и память детей. Стремление воспроизвести мир отношений взрослых рождает у старшего дошкольника потребность в партнерском взаимодействии с другими детьми. Возникает необходимость в цепочке ролей (полицейский-водитель, …), в согласовании ролевых действий. Организуя сюжетно-ролевую игру для детей с ОВЗ (задержка психического и речевого развития), учитель- логопед создает игровой замысел, обогащая их представления об окружающем мире, определяет ролевое поведение детей согласно поворотам сюжета, и главное формирует правильное речевое сопровождение действий. Логопед моделирует сюжетно-ролевую игру и создает ситуацию общения, требующую определенного типа высказывания. Важно учить детей сопровождать речью свою деятельность.
Поэтому методический подход к организации игры предполагает: 1.Использование реальных предметов, предметов - заместителей, наглядных моделей.
2.Разыгрываются знакомые, готовые сюжеты.
3.Учитель-логопед в процессе подготовки к игре отмечает уровень игровых умений детей, выделяет инициативных, активных. Учитывает, как можно распределить роли между пассивными детьми.
4. При условии грамотного логопедического сопровождения учитель проводит специальные упражнения, включая их в индивидуальную работу с ребенком. Учит ребенка сопровождать высказывание, выделяя интонацию, передавая эмоциональное состояние персонажа, подбирает мимику и жесты.
5.После индивидуальной работы учитель-логопед организует работу парами (малыми подгруппами) с целью отработки диалога персонажей, корректирует работу по взаимодействию между детьми. Это сочетание: индивидуальной, подгрупповой и общегрупповой работы необходимое условие для успешной реалицации задач, которые ставит логопед в организации сюжетно-ролевой игры.
6. По мере освоения детьми новых предметных действий расширяется и их глагольный словарь. Работа над уточнением и расширением словаря учителем – логопедом организуется путем: интонационного выделения слова, повторного индивидуального и хорового проговаривания, пояснением и толкованием слова, употребления слова в контексте.
7. При отборе слов (глаголов) учитывается их целесообразность, часта употребления, сочетание слова с практическим действием.
8. Каждая приставка (по предложенной методике) отрабатывается по плану:
-усвоение значения приставки ( подъехал, подлетел, подошел,…)
-Сопоставление однокоренных глаголов с разными приставками (подъехал- отъехал)
-усвоение соотношения приставки и соответствующих предлогов (под – от)
-дифференциация приставок разным значением.
С целью уточнения понимания приставок выполняются действия по заданию логопеда.
9. Затем учитель-логопед переходит к закреплению правильного употребления приставочных глаголов в самостоятельной речи.
Эти задачи успешно реализуются с применением информационно- коммуникативных технологий.
Импульсом для разработки проблемы использования ИКТ в процессе обучения послужили работы о понятии «Зона ближайшего развития» /мышление и речь/ Л. С. Выготского.
ИКТ- средство организации парных взаимодействий в процессе решения задач, а также средство организации совместной учебной деятельности.
Использование информационно- коммуникативных технологий (ИКТ)- это инструмент мотивации и развития детей, расширения их кругозора. Это важная составляющая современного учебного процесса наряду со многими другими видами деятельности.
Одним из очень интересных видов ИКТ в дошкольном образовании являются – цифровые и программируемые игрушки.
Интерактивная игрушка – специальная игрушка, с программной начинкой, позволяющая ребенку совершать целенаправленные действия.
В работе с такой игрушкой ребенок должен увидеть задачу с точки зрения этой игрушки. Это стимулирует навыки решения поставленных задач и развивает универсальные учебные действия.
Специфика использования интерактивной игрушки для детей с особыми образовательными потребностями:
1.Способствует творческому развитию и самовыражению.
2.Поможет продиагностировать начальный уровень развития знания и умений.
3.Формирует новые или имеющие навыки.
4.Адаптирует учебный материал к индивидуальным потребностям ребенка.
5. Выявит скрытые возможности у детей, имеющих коммуникативные проблемы.
6. Повысит мотивацию к обучению и коммуникации.
Для организации работы-игры с использованием цифровой игрушки необходимо создать среду: организовать пространство, учитывая практичность, функциональность, безопасность; установить правила пользования игрушкой для детей.
Для детей с ОВЗ игрушку можно использовать в различных видах деятельности, но соблюдая определенные правила:
-Инструмент ИКТ должен быть образовательным - игрушка должна привлекать внимание, быть доступной и понятной.
- Инструмент должен быть понятен ребенку - знакомить с игрушкой нужно индивидуально, чтобы исключить детский конфликт и обеспечить доступное обучение действиям с игрушкой и личное проявление интереса к игре.
- Инструмент должен способствовать интеграции - игрушку можно использовать в играх малыми подгруппами (2 ребенка). Это обеспечит ребенку возможность проявить свои умения и продемонстрировать их сверстнику.
- Инструмент должен поддерживать игру - после предварительной работы игрушка может использоваться в любых игровых моментах в большой группе сверстников, но только при организации игры взрослым.
-Интеграция должна поддерживать вовлечение родителей и ДОУ.
-В самостоятельной игре такие игрушки используются только после воспитания у детей чувства дружеского отношения к сверстнику: «Сначала ты поиграй, а потом я»; бережного отношения к этому хрупкому предмету; обучения и умения разворачивать сюжетную игру самостоятельно.
Важную роль в работе с применением ИКТ является стратегия вовлечения родителей в процесс интеграции. Учитель-логопед проводит консультации по правильной организации игр с применением интерактивной игрушки в домашних условиях, формирует положительное отношение к ИКТ, проводит опросы и организует открытые занятия.
Планируя работу с интерактивной игрушкой (например, машинкой с программным управлением) учитель-логопед внимательно наблюдает за личностью каждого ребенка, пытаясь понять его интересы и возможности: владение словарем, словоизменением глаголов, пространственной ориентировкой, …. Определяет или уточняет уровни сложности задач, которые должен решить ребенок: определить пространственное положение машинки (направо - налево), понимать принцип управления этим предметом (пульт - кнопки), выполнять действия по заданию педагога (выехала, подъехала, объехала, заехала,…). Для каждого конкретного ребенка учитель-логопед продумывает роль (водитель- полицейский- автозаправщик), речевой материал, который будет использоваться в игре, место и время его участия. Все эти задачи решаются в организации индивидуальной работы с ребенком.
Заключительным этапом является организация сюжетно-ролевой игры большой подгруппой, где каждому ребенку предоставляется возможность приобрести опыт сотрудничества и построение отношений в команде. Для каждого ребенка необходимо время для его самовыражения, педагог определяет очередность. В какой-то момент выбирается один, а остальные наблюдатели. У зрителей-слушателей развиваются мета- когнитивные навыки. Главное- ребенок демонстрирует свои результаты.
Процесс интеграции ИКТ в дошкольном образовании имеет различные аспекты и одним из них, как воспринимают ИКТ (интерактивную игрушку) дети, каковы формы организации этой работы?
Опираясь на свой опыт, могу с уверенностью сказать. Дети с удовольствием вовлекаются в этот процесс, проявляют заинтересованность и привлекают родителей как партнеров по игре. Предлагаемый вид деятельности раскрывает больше возможностей для формирования глагольной лексики и грамматических значений глагола. Позволяет применить индивидуально-дифференцированный подход в процессе коррекции недостатков речевого развития.
Сюжетно-ролевая игра «Мы хорошие водители»
(старшая группа)
Программное содержание:
-развивать игровые умения детей; поощрять самостоятельность ребенка в игре, в выборе роли;
-расширять представления об окружающем мире; активизировать словарную работу по глагольной лексике;
- формировать навык словоизменения глаголов, образование и дифференциация приставочных глаголов (подъехала, отъехала, объехала)
-Автоматизация звука Р.
Материалы: Крупный строительный материал. Конструктор ЛЕГО «Бензозаправка», маленькие машинки и одна цифровая большая машина.
Ход занятия:
Дети выстраивают из крупного конструктора дома, создавая модель города, улицы и бензозаправку.
Учитель-логопед предлагает детям познакомиться с новой игрушкой – цифровой машинкой с пультом управления. Уточняя части машины. Правила управления ею. Повторяют упражнения по развитию лексики: пройденный материал по словоизменению существительного (машина - машины, много машин). Знакомит с профессией водителя. Обыгрываются рифмованные звукосочетания и фразы (закончи предложение). Создает познавательную (осмысленную) мотивацию с применением модели артикуляции звука Р (мотор).
Педагог вовлекает детей в игру распределяет роли, по желанию детей и при выполнении практических действий с машинкой организует хоровое сопровождение звука проезжающей машины (Р…..Р…..)
Учитывая принцип дозированного объема, учитель-логопед ограничивается уточнением 2–х действий с машинкой «подъехала к заправочной станции и отъехала от нее», в заключении знакомит с глаголом «объехала вокруг заправки». Дети по очереди управляют машинкой: она от исходной позиции должна подъехать к заправке и отъехать от нее, не создавая аварийной ситуации. Движение машины контролирует полицейский, который разворачивая диалог, дает оценку действиям водителя – поощряет, или делает внушение. Учитель-логопед предлагает всем детям роль водителя. Главное – оречевление выполняемых действий ребенком, направленное на практическое усвоение словоизменения глаголов.
В конце игры учитель-логопед предлагает детям, соблюдая инструкцию, (порядок действий) разобрать «город».
Продуманная и последовательная работа, включение использование ИКТ в разные дисциплины учебного и воспитательного процесса – залог успеха. Включение в логопедические занятия таких видов работ способствует росту коммуникации, лучшему усвоению смысловой стороны речи, а также развитию социализации.
Литература:
Л. С. Выготский «Мышление и речь» (зона ближайшего развития).
Изд. 5, испр. — Издательство "Лабиринт", М. , 1999.
Н. Ю. Борякова Т. А. Матросова «Изучение и коррекция лексико-грамматического строя речи у детей с недостатками познавательного развития» на примере глагольной лексики.
Андреев А.А. «Средства новых информационных технологий в образовании: систематизация и тенденции развития.» М.:ВУ, 1995 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Коррекция лексико-грамматических нарушений у детей с общим недоразвитием речи, с использованием игровых технологий.
В данной публикации я представляю традиционные игры, которыми пользуются воспитатели и логопеды коррекционных учереждений, для устранения лексико-грамматических недостатков у своих воспитанников. Прак...
Опыт работы на высшую квалификационную категорию по теме: "Коррекция лексико-грамматического строя речи у детей дошкольного возраста с ОНР III уровня с использованием традиционных и современных логопедических технологий".
Выполнена в соответствии с ФГОС ДО...
Статья «Использование интерактивных технологий в работе воспитателя ДОУ"
Информационно-коммуникационные технологии занимают особое положение в современном мире. Навыки владения компьютером, использование информационных и коммуникационных технологий в повседневной работе, у...
Статья "Использование электронных презентаций для коррекции лексико-грамматического строя речи у дошкольников с ЗПР"
В статье описывается эффективность использования в коррекционной работе игр на развитие лексико-грамматического строя речи у дошкольников с ЗПР созданных при помощи электронных презентаций....
Родительское собрание с использованием ИКТ технологий Тема "Сюжетно-ролевая игра в жизни ребенка"
Родительское собраниес использованием ИКТ технологий Тема "Сюжетно-ролевая игра в жизни ребенка"...
"Использование пособия «Грамматические лупы» для развития и коррекции лексико-грамматического строя речи у детей с ТНР"
Городской фестиваль педагогического мастерства«Профессия дальнего действия» Зайчикова Лариса Александровна, учитель - логопедпервая квалификационная категорияМДОУ &l...
КОРРЕКЦИЯ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ ПОСРЕДСТВОМ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР
В статье раскрыт вопрос коррекции лексико-грамматического строя речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи (III уровень речевого развития) посредством использования дидактических игр...