Тренинг выстраивания конструктивной коммуникации в детско-родительских отношениях
материал
Цель: развитие навыков родительской компетенции, навыков успешной коммуникации с ребенком.Совершенно естественно, что в наших отношениях с детьми бывают ситуации, когда вас что-то раздражает, злит, обижает, огорчает. Но вместо того, чтобы сказать об этом ребенку прямо, мы часто говорим не о своих чувствах и желаниях, а высказываем ребенку информацию о нем и его поведении.Сегодня мы потренируем с вами навык менять так привычные нам «ты-высказывания» на «я-высказывания», которые будут содержать информацию о ваших чувствах, желаниях, видении ситуации.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
trening_vystraivaniya_konstruktivnoy_kommunikatsii_v_detsko.docx | 21.46 КБ |
Предварительный просмотр:
Тренинг выстраивания конструктивной коммуникации в детско-родительских отношениях
Цель: развитие навыков родительской компетенции, навыков успешной коммуникации с ребенком.
Участники: родители (законные представители) воспитанников.
Время: 50 минут.
Форма работы: групповое занятие.
Необходимый инструментарий: листы бумаги А4, ручки по количеству участников.
Процедура проведения
Ведущий: «Уважаемые родители! Совершенно естественно, что в наших отношениях с детьми бывают ситуации, когда вас что-то раздражает, злит, обижает, огорчает. Но вместо того, чтобы сказать об этом ребенку прямо, мы часто говорим не о своих чувствах и желаниях, а высказываем ребенку информацию о нем и его поведении. «Какой ты не собранный, одевайся быстрее!», «Ты вечно разбрасываешь свои игрушки», «Опять ты испачкался! Ну почему ты такой грязнуля!». Данные сообщения называются «Ты-высказывания», в которых оцениваются поведение и личностные качества того, к кому они обращены. Такими сообщениями мы посылаем ребенку сообщения, что мы выше и имеем право оценивать его. Однако такие высказывания часто в общении (не только в детско-родительских отношениях) вызывают раздражение и защитную реакцию у того, к кому мы обращаемся. И далее часто разгорается конфликт, который связан не сколько с ситуацией или проблемой, а с полученной оценкой личностных качеств. В детско-родительских отношениях ребенок чувствует, что он плохой, не соответствует ожиданиям родителей, обижается на них. Негативный психологический смысл «Ты-высказываний» заключается в том, что родители неосознанно внушают ребенку личностные качества, которые делают детей неуспешными в какой-либо деятельности, навешивают на ребенка ярлыки, которые отрицательно сказываются на его самооценке.
Сегодня мы потренируем с вами навык менять так привычные нам «ты-высказывания» на «я-высказывания», которые будут содержать информацию о ваших чувствах, желаниях, видении ситуации, но без оценивания личности ребенка и без обвинений. Соответственно, у собеседника (ребенка) не будет возникать желания защититься и закрыться. Конфликт не разгорается, так как нет обсуждения личности ребенка, а лишь ситуация, которая вызывала у вас те или иные эмоции. Таким образом, ребенок чувствует, что он продолжает быть для вас хорошим и любимым, но понимает, что именно его поведение сейчас не понравилось вам. Таким образом, мы не задеваем самооценку нашего ребенка, выстраиваем правильную коммуникацию с ним, что в будущем принесет вам большие плоды в виде доверительных отношений.
Есть определенная схема, по которой строится «Я-высказывание».
Обязательная структура:
Факт. Начинаем «Я-высказывание» с обозначения факта, который вызвал эмоциональную реакцию. Рассказываем о ситуации без нападения, обвинений, агрессии. Пример с ребенком, который играет в игрушки и не убирает их на место: «Когда я вижу разбросанные по дому игрушки…».
Чувство. Здесь также доброжелательно и открыто говорим о том, какие чувства вызывает этот факт. Пример: «Я начинаю злится».
Объяснения. В этой части можно подробнее рассказать, почему мы на это так реагируем. Пример: «Потому что я трачу много сил на то, чтобы в нашем доме было убрано и чисто».
Дополнительно можно добавить еще один элемент структуры: Просьба-пожелание. В этой части говорим о своих желаниях в связи с происходящим. Или озвучиваем просьбу. Пример: «Поэтому прошу тебя, когда поиграешь, убери, пожалуйста, игрушки на место».
Также в этой части «Я-высказывания» можно стимулировать ребенка к выработке совместного решения в связи с происходящим или размышления над ситуацией. В этом помогут вопросы: «Как тебе то, о чем я сейчас сказал?», «А что ты думаешь в связи с этим?», «Какие бы ты предложил варианты решения проблемы?».
Давайте зафиксируем еще раз схему «Я-высказывания» через предложенные варианты начала каждого структурного элемента. Это будет служить вам подсказкой на первых этапах:
1. Описание ситуации, вызвавшей напряжение. Можно начать так:
Когда я вижу, что…
Когда я слышу, что…
Когда я сталкиваюсь с тем, что …
Точное название своего чувства в данной ситуации:
Я чувствую (я испытываю) …. (раздражение, злость, обиду, боль, беспокойство и т.д.).
2. Обозначение причины своих чувств и эмоций:
Потому что…
В связи с тем, что…
3. Формулировка желаемого поведения:
Мне бы хотелось, чтобы …
Мне было бы приятно (радостно, спокойно и т.д.), если бы …
Вот пример, как можно вместо «Опять ты испачкался! Ну почему ты такой грязнуля!» более конструктивно передать суть с использованием «Я-высказывания»: Описание ситуации | Когда я вижу, что твоя одежда опять грязная |
Мое эмоциональное состояние / эмоции | Я испытываю досаду |
Объяснение причины своих чувств и эмоций | Потому что прикладываю много сил, чтобы ты ходил в чистой и опрятной одежде. |
Формулировка желаемого поведения | Мне бы хотелось, чтобы ты был более аккуратным. |
Участникам можно предложить в дополнение схему чувств. Это позволит им учится сформулировать или вносит правки, если есть у участников затруднения или высказывание не совсем верно представлено по схеме вербализировать свои чувства и эмоции.
ГНЕВ | СТРАХ | ГРУСТЬ | РАДОСТЬ | ЛЮБОВЬ | |||||
Бешенство | Ужас | Горечь | Счастье | Нежность | |||||
Ярость | Отчаяние | Тоска | Восторг | Теплота | |||||
Ненависть | Оцепенение | Скорбь | Ликование | Уважение | |||||
Злость | Тревога | Жалость | Приподнятость | Блаженство | |||||
Раздражение | Ошеломленность | Отрешенность | Оживление | Доверие | |||||
Презрение | Беспокойство | Отчаяние | Умиротворение | Безопасность | |||||
Негодование | Боязнь | Печаль | Интерес | Благодарность | |||||
Обида | Унижение | Скука | Ожидание | Спокойствие | |||||
Ревность | Замешательство | Безвыходность | Предвкушение | Симпатия | |||||
Уязвленность | Растерянность | Безнадежность | Надежда | Гордость | |||||
Досада | Вина, стыд | Душевная боль | Любопытство | Восхищение | |||||
Зависть | Сомнение | Сочувствие | Принятие | Дружелюбие |
«Я-высказывания» не должны превращаться в угрозу. Это происходит, когда родитель злится и требует подчинения его требованию. Например: «Ешь быстро кашу! Я начинаю злиться!». Это не выражение эмоции, а угроза ею. Когда фраза строится таким образом, то ребенок становится ответственным за эмоцию родителя. Родитель злится в этом примере из-за того, что ребенок такой плохой и ест кашу медленно. Родитель не говорит о своем желании в таком высказывании, а требует подчинения.
Уважаемые родители! Сначала может быть сложно говорить о своих чувствах. Постепенно же строить «Я-высказывания» будет все проще, а отношения с детьми вы будете выстраивать в лучшем ключе, поскольку такая техника высказываний действительно способствует лучшей коммуникации, и ваши дети на вашем примере будут учиться правильно выражать свои мысли, чувства, эмоции и тем самым – конструктивно общаться.
В завершение попрошу вас дать обратную связь, что что для вас сегодня было полезным, насколько откликнулась вам информация и сама техника, которую мы здесь разобрали и проработали».
Участники по очереди высказываются о технике «Я-высказываний».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тренинг детско-родительских отношений "Давай вместе", для детей старших и подготовительных групп детского сада.
Цель тренинга: установление и развитие отношений партнерства и сотрудничества родителей с ребенком; развитие чувства сопереживания, формирование умения понимать состояния и интересы друг друга; ...
Тренинг детско-родительских отношений "Только вместе"
Современным родителям не хватает времени на общение с собственным ребенком. Совместная деятельность, которая поможет родителям лучше узнать своих детей и понять их. Предложенные психологические ...
Программа тренинга детско-родительских отношений "Мы вместе" , разработка тренинга "Связующая нить".
Программа тренинга детско родительских отношений.Главной целью предполагаемой программы является перестройка неэффективных стереотипов поведения и общения родителей с детьми, которые мешают их нормаль...
Встреча родительского клубы «Азбука внутрисемейных отношений». Детско-родительский тренинг «Тепло семьи». Старший воспитатель Руденко Ольга Васильевна
Цель: способствовать сплочению членов семьи.Задачи: развитие партнёрства и сотрудничества родителя с ребёнком, коррекция детско – родительских отношений, формирование чувства близости ...
Коррекционная программа психолого-педагогического сопровождения семей воспитывающих ребенка с ограниченными возможностями здоровья, направленная на развитие конструктивных детско-родительских отношений семей "Счастливы вместе"
Пояснительная записка:В нашей стране, как и во всем мире, наблюдается тенденция роста числа детей с ограниченными возможностями здоровья. В России частота появления на свет таких детей за десяти...
консультация для педагогов Тема: «Выстраивание партнерских отношений в ДОУ с родителями, с целью оптимизации детско – родительских отношений, как условий личностного развития ребенка»
Семья и дошкольная организация — два важных института социализации детей. Их воспитательные функции различны, но для всестороннего развития ребенка необходимо их взаимодействие. С...
Выстраивание позитивных детско-родительских отношений
Презентация Выстраивание позитивных детско-родительских отношений...