Автоматизация звука [Ш] в обратном слоге
учебно-методический материал

Крайнюченко  Наталья  Юрьевна

        Вы обеспокоены состоянием речи своего ребёнка? Ваш ребёнок ходит (или ходил) на занятия к логопеду, а звукопроизношение до сих пор не исправлено. Причём в кабинете логопеда (или при просьбе повторить правильно) звуки получаются чёткими, а в произвольной речи эти же звуки ребёнок произносит искажённо. Значит, процесс коррекции звукопроизношения находится на этапе так называемой «автоматизации». Скорость прохождения этого этапа зависит от частоты занятий автоматизацией поставленных звуков. В идеале необходимы ежедневные занятия по автоматизации хотя бы по 5-15 минут в день.

       Автоматизировать звук – это значит ввести его в слоги, слова, предложения, связную речь. Поставленный звук еще очень хрупкий, условно-рефлекторная связь без подкрепления может быстро разрушиться.

      К автоматизации поставленного звука можно переходить лишь тогда, когда ребенок произносит его изолированно совершенно правильно и четко при продолжительном или многократном повторении. Ни в коем случае не следует вводить в слоги и слова звук, который произносится еще недостаточно отчетливо, так как это приведет лишь к закреплению неправильных навыков и не даст улучшения в произношении.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kartochka_5.docx15.22 КБ

Предварительный просмотр:

Карточка 5

Автоматизация звука [Ш] в обратном слоге

1. Артикуляционная гимнастика.

2. Упражнение «Змея».

3. Выделение звука [Ш] (повторить слово звуком [Ш]):

опытная швея, хорошее выполнение, большое яблоко, резиновая шлюпка, тонкий шнурок, штопаный рукав, шумная компания, шоколадные конфеты.

4. Повторить каждый слог несколько раз:

ОШ-, ОШ-, УШ-, ЭШ-, ЫШ-, ЯШ-, ЁШ-,  ЕШ-, ИШ-; ЮШ-;

конструирование слогов (АЯ — АШ — ЯШ): ОЯ-, ОЕ-, УЮ-, ЫИ-, ЕЭ-, АО-, ИЭ-, ЮЕ-, ЯО-, ЭЮ-, АЮЕ-, ОУЭ-, ЭЯИ-, ОЁЮ-, ИАЕ-.

5. Конструирование слов (добавить звук [Ш]):

ВА-, НА-, КАРАНДА-, ДУ-, КАМЫ-, МАЛЫ-, ГУЛЯ-;

6.        Повторить слова:       башня;        окрошка;        вышка;

                                                    чашка;        картошка;        мышка;

                                                   кашка;        ушки;                    пышка;

                                                   рубашка;        мушка;        крышка;

                                                   ромашка;        пушки;        малышка;

                                                   букашка;        опушка;        мартышка;

                                                   кошка;        лягушка;        лепёшка;

                                                   крошка;        подушка;        рыбёшка;

                                                   мошка;        катушка;        матрёшка;

                                                   окошко;        квакушка;        пешка;

                                                   горошки;        кукушка;        орешки;

                                                   лукошко;        ватрушка;        вишня;

                                                  ладошка;        ракушка;        парнишка.

7. Изменить прилагательные:      душный — вечер, комната, утро, ночи;

                                                            радушный — приём, хозяйка, приветствие, слова;

                                                           лишний — день, тетрадь, задание, шаги.

8. Поставить глаголы во 2-м лице настоящего времени (ты...):

давать, лить, пить, петь, тереть, брать, кричать,  молчать, задавать.

9. Игры с картинками

Мышка, гармошка, петрушка, ромашка, крышка, карандаш, подушка, кукушка, душ, лягушка, кошка, вишня, башня, чашка.

Задания:

— отработать произнесение звука [Ш] в названиях картинок;

— узнать картинку по началу названия;

Отгадать загадки:

Вспушит она свои бока,

свои четыре уголка,

и тебя, как ночь настанет, —  

 все равно к себе притянет. (Подушка)

Стоит в саду кудряшка —        

белая рубашка,        

сердечко золотое.        

Что это такое?           (Ромашка)

Скачет зверушка.

He рот, а ловушка.        

Попадут в ловушку

и комар, и мушка.    (Лягушка)

Длинный хвост,        

Сама как крошка,        

И боится очень кошки.      (Мышка)

Кто на ёлке, на суку        

Счёт ведёт:

«Ку-ку! Ку-ку!»             (Кукушка)

Мягкие лапки, а в лапках царапки.              (Кошка)  

        

Красная девица, каменное сердце.                  (Вишня)

        

—назвать растения, птицу, строение, школьную принадлежность, постельную принадлежность, фрукт, посуду, животных;

—используя картинки с кошкой и мышкой, ответить полной фразой: кто кого меньше? Кто кого больше? Кто кого боится? Кто кого догоняет? Кто от № убегает?

10. Выучить потешку:           КОШКИ-МЫШКИ

                                             На страницах этой книжки

                                             Сплошь да рядом —

                                             Кошки-мышки:

                                             От обложки

                                             До обложки

                                             Мышка бегает от кошки.

                                             Если вдруг поймают мышку,

                                             Не спеши

                                             Захлопнуть книжку,

                                             Не ругай напрасно кошку:

                                             Это в книжке

                                             Понарошку.            (В. Левин)

—называние по памяти серии из 3—5 картинок;

—упражнение: «Что за чем?» (за чашкой кошка, за кошкой лягушка и т.д.);

—произнесение фразы с наращиванием предметного ряда: у Надюшки...

10. Отработка звука в предложениях:

Пташка у окошка. Вот чашка и ложка. Эта книжка мышке-норушке и о лягушке-квакушке. У кошки ушки на  макушке. Петушки с моей ладошки клюют зёрнышки и крошки.

11. Выучить наизусть:

                У Маришки и Серёжки

                Есть коврижки и лепёшки.

                Кашку кушали из чашки,

                Не доели ложку кашки.

                В этой чашке, в ложке кашки,

                Утонули две букашки.

                Если жалко вам букашку,

                Доедайте в чашках кашку.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Автоматизация звука ЛЬ в прямых слогах, в словах с прямым слогом.

Конспект индивидуального логопедического занятия по автоматизации звука ЛЬ в прямых слогах, в словах с прямым слогом....

Ходилка для автоматизации звука [Л] в обратных слогах

Цель: автоматизация звука [Л] в обратных слогах.           дойти до финиша первым. Ход игры:1.у каждого игрока фишка. Игроки по очереди кидают кубик с точками. Сколь...

Презентация "Автоматизация звука Л в обратных слогах и в конце слов

Презентация может быть использованна как элемент занятия по автоматизации звука Л в обратных слогах и в конце односложных слов....

Конспект индивидуального занятия Тема: «Автоматизация звука [Р] в обратном ударном слоге в конце слова»

Цель: закрепить звук [Р] в обратном ударном слоге в конце слова.Задачи:1.Автоматизировать звук [Р] в обратном ударном слоге в конце слова, в предложении.2.Развивать дыхание, артикуляционный аппарат, ф...

Автоматизация звука [р] в обратных слогах в конце слова.

Подобран картинный и методический материал для закрепления  звука [р] в обратных слогах в конце слова....

Автоматизация звука [р] в обратных слогах в середине слова.

Закрепление звука [р] в игровой форме, помощь родителям и педагогам при автоматизации звука  в словах....

Автоматизация звука [Ш] в обратном безударном слоге

Вы обеспокоены состоянием речи своего ребёнка? Ваш ребёнок ходит (или ходил) на занятия к логопеду, а звукопроизношение до сих пор не исправлено. Причём в кабинете логопеда (или при просьбе повторить ...