Деловая игра
занимательные факты (старшая группа)

«Роль семьи в воспитании ребенка»

Цель: улучшение взаимопонимания между родителями и детьми.        

Задачи:

- формирование у родителей позитивной позиции при решении проблемных ситуаций;

- повышение педагогической и коммуникативной компетентности родителей;
- разработка основных правил семейного воспитания.              

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл delovaya_igra_dlya_roditeley.docx23.99 КБ

Предварительный просмотр:

Деловая игра для родителей.

«Роль семьи в воспитании ребенка»

Цель: улучшение взаимопонимания между родителями и детьми.        

Задачи:

- формирование у родителей позитивной позиции при решении проблемных ситуаций;

- повышение педагогической и коммуникативной компетентности родителей;
- разработка основных правил семейного воспитания.              

Оборудование: жетоны с цифрами 1,2; ручки и бумага.

Ход игры

Вступительное слово ведущего:

- Добрый день всем, кто откликнулся на наше приглашение. Мы надеемся, что здесь собрались те, кто хотят знать ещё лучше своих детей, хотят их понимать, прислушиваться к их мнению.

Тема  нашей деловой игры: «Роль семьи в воспитании ребенка».

«Все и хорошее и плохое человек получает в семье».

Эта мудрость известна всем. Ведь ребенок рождается не злым или добрым, не нравственным и не безнравственным. Воспитание этих качеств зависит от отношения к ребенку взрослых, от того, как они его воспитывают. Вопросов в воспитании детей возникает много. И если учесть, что ваша роль в воспитании детей незаменима, то эти вопросы не могут не интересовать вас.

Очень важно, чтобы сегодня вы были активны, выражали бы свою точку зрения на те или иные вопросы, внимательно слушали друг друга. Вам придётся немного поработать, проявить сообразительность, находчивость, показать свой интеллект, умение общаться, дружно работать, а главное – проявить фантазию. 

-В последнее время мы все больше заняты проблемами образования. И родители, и детские сады делают основной упор на подготовку к обучению в школе. Воспитание как бы отходит на второй план. Мало кто заботится о внутреннем мире ребенка, о его морали, качествах будущей личности. В то же время формирование качеств личности ребенка, и его определенной нравственной и этической позиции - это сложный педагогический процесс. Нетрудно передать ребенку знания об этических нормах, требовать и контролировать выполнение ребенком моральных правил. Гораздо труднее выработать у него определенное отношение к моральным нормам, желание следовать хорошему, и противостоять плохому.

Сегодня у нас будет возможность поговорить, поспорить, чему-то научиться, поделиться собственным семейным опытом.

Знакомство и приветствие родителей:

-Давайте улыбнемся и поприветствуем друг друга (игра с родителями  на  общение, на  психологический  настрой  «Подари  свою  улыбку…». Каждый  называет  себя  так,  как  хотел, чтобы  его  сегодня  называли  другие, и  «дарит улыбку» рядом  сидящему).

Ну  вот  теперь,  когда  мы  поближе  познакомились,  можно  отправляться  в  плавание.

Жеребьёвка:

Участники игры вытягивают жетоны с цифрами 1 или 2 (2 команды)

- Приглашаю всех занять свои места на корабле № 1 и № 2 в соответствии с жетонами и приглашают в  путешествие по Радужному морю. 

Задание1:  Корабль под названием «Семья».

- Каждая группа – это частичка малого семейного экипажа. И первое задание для Вас.

- Дайте разъяснение, что такое «Семья» и «Взаимопониание». Время на подготовку 3 минуты. 

СЕМЬЯ – это… 

ВЗАИМОПОНИМАНИЕ – это… 

Советский энциклопедический  словарь под редакцией А.М. Прохорова: «малая группа, основанная на браке или кровном родстве, члены которой связаны общностью быта, взаимной помощью и моральной ответственностью». 
Толковый словарь русского языка под редакцией С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведовой: «взаимное понимание и согласие». 

Задание 2: за этим разговором мы прибыли на остров  «Воспитание». 

- Почему говорят «Дети – зеркало родителей»?

Ответ: Дошкольник склонен к подражательности, поэтому он копирует поведение родителей, их привычки.

Вам будет предложены ситуации, которые часто возникают в нашей жизни. Вам даётся время на обсуждение 5 минут, затем вы должны разрешить ситуацию, высказав свое мнение. 

Ситуация № 1:

Полина    рассказала  маме  по  секрету,  что  ей  нравится  в  группе  мальчик  Вова. Мама, конечно  отнеслась к этому несерьезно, посмеялась  над  девочкой,  мол  куда  ты, нос  не  дорос. Побольше  бы  сидела  лучше  с  книжками, буквы поучила  бы,  цифры. Вечером мама   при   всех рассказала отцу о   секрете  дочери. Отец был категоричен. «Ишь ты, невеста. Чтоб  я  таких  разговоров   даже  больше  и  не  слышал!» », - бросил он дочери. Как бы вы поступили на месте каждого члена семьи? 

Ситуация № 2:

Мальчик, воспитанник подготовительной  группы, послал бабушку к чёрту. Когда бабушка пожаловалась отцу, тот возмутился: 

- Бабушка о тебе заботится, а ты её оскорбляешь! 

Сын: 

- Но ведь ты маме тоже так говорил!? 

- Да как ты смеешь отца учить? 

Вмешивается мать: 

- Что ты кричишь на сына? Сам хамишь, а от ребёнка требуешь вежливости. 

Дайте оценку поведения всех членов семьи. И как необходимо поступать?


Задание3: сейчас нам предстоит умело направить судно, чтобы обойти риф «Общение».

- Как часто мы сталкиваемся с одной и той же проблемой: читаем детям нотации о том, как вести себя, даём им полезные советы, предостерегаем от ошибок, а в итоге получаем противоположные результаты. Так происходит, может быть, что наши поступки не всегда соответствуют тому, о чём мы говорим? Дети – наши постоянные свидетели, они видят наши падения, срывы, провалы, как бы мы не старались этого скрыть. Дело в том, что дети учатся жить у жизни. 
- Попробуем выяснить, чему же может научиться ребёнок, когда он оказывается в определённых ситуациях. Предлагаем закончить предложение, используя слова для справок: 

Времени у вас 3 минуты. 

 ЕСЛИ:

1. Ребёнка постоянно критикуют, он учится… (ненавидеть); 

2. ребёнок живёт во вражде, он учится… (быть агрессивным); 

3. ребёнок растёт в упрёках, он учится… (жить с чувством вины); 

4. ребёнок растёт в терпимости, он учится… (понимать других); 

5. ребёнка хвалят, он учится… (быть благодарным); 

6. ребёнок растёт в честности, он учится… (быть справедливым); 

7. ребёнок растёт в безопасности, он учится… (верить в людей); 

8. ребёнка поддерживают, он учится… (ценить себя); 

9. ребёнка высмеивают, он учится… (быть замкнутым); 

10. ребёнок живёт в понимании и дружелюбии, он учится… (находить любовь в этом мире). 

Слова для справок: находить любовь в этом мире, быть благодарным, ценить себя, быть справедливым, жить с чувством вины, быть замкнутым, быть агрессивным, верить в людей, ненавидеть, быть справедливым, понимать других. 

Можно много говорить о правилах, которые заведены на этом полуострове. Но лучше это мы выразим в рисунках.  Вам предстоит изобразить взаимоотношения членов семьи с помощью явлений природы и объяснить ваш рисунок. Время – 3 минуты. 

Задание 4: мы подплыли   к полуострову «Отношения». 

Общий тренинг.

Упражнение «Семья» - по количеству участников раздаются изображения членов семьи.

1) Несколько участников (5-7 человек и более), исполняющих роли различных членов семьи, выходят и берутся за руки, образуя круг; кто-то периодически тянет всех на себя, кто-то приходит в круг, кто-то может уйти (комментарий ведущего: «В семью могут приходить новые члены, кто-то ее покидает; люди живут вместе, но это еще не семья).

2) Когда прослеживаются корни семьи, появляются традиции (потопайте ножками – ощутите «корни»), появляются прочные эмоциональные связи (можете сблизиться в центр; отойти как можно дальше друг от друга, чуть-чуть отклониться назад, не отпуская рук) - это уже настоящая семья – устойчивая и дружная.

3) Если мы имеем дело с воспитанием ребенка, оно не всегда бывает легким, а может быть даже проблемным («ребенок» виснет на руках «родителей», других «родственников»; прыгает, может сесть на сцепленные руки. Двое соседей по обе стороны от «ребенка» – это «родители»). Ведущий спрашивает у «родителей»: «Как вам?» (тяжело, но семья еще стоит; родителям достается больше всего проблем, но и другим становится не сладко).

4) А бывает, когда кто-то из членов семьи выбывает: или из семьи, или из процесса воспитания (участники через одного выходят из круга, «ребенок» продолжает всех изводить (ведущий:«Нелегко воспитывать ребенка, а если этот ребенок еще и с трудом поддается воспитанию, тогда совсем туго приходится членам семьи»).

5) А сейчас прошу всех опять встать в круг. Смотря на ноги стоящих, представьте членов своей реальной семьи и вклад каждого. Почувствуйте эту силу – силу круга, силу семьи. Наберитесь силы у этого круга. Периодически передавайте это своим детям через просматривание семейных альбомов, соблюдение традиций и ритуалов вашей семьи. В заключение ведущий просит  обменяться впечатлениями тех, кто стоял в кругу и тех, кто наблюдал за происходящим.

Итог ведущего: «Круг – это символ формирования привязанности, единения членов семьи. Если родители не смогли создать этих чувств, ребенок чувствует себя лишним. В таком случае может вырасти, так называемый, «эмоциональный инвалид».

Задание 5: мы почти не заметно подплыли   к порту «Свершение».

Внимание! Старинная притча: Однажды… Был такой остров, на котором жили все чувства и ценности человека: Хорошее Настроение, Печаль, Мудрость..., а также все остальные, включая Любовь. Как-то раз всем чувствам объявили, что остров скоро утонет. Поэтому все приготовили свои лодки и уехали. Только Любовь осталась ждать одна до самого последнего момента. Когда на острове остался всего лишь кусочек суши, Любовь решила просить помощи. Богатство проезжало мимо Любви на роскошной лодке, и Любовь сказала: “Богатство, ты можешь взять меня с собой?” «Не могу, потому что в моей лодке очень много золота и серебра и для тебя нет места». Потом Любовь решила попросить Гордость, которая проплывала мимо на красивой лодке: “Гордость , я тебя умоляю , возьми меня с собой!” «Я не могу взять тебя, Любовь, - ответила Гордость, - у меня здесь всё красиво, ты можешь испортить мою лодку». Тогда Любовь обратилась к Печали, которая была недалеко: «Печаль, я прошу тебя, возьми меня с собой». «Ах, Любовь, - ответила Печаль, - мне так грустно, что мне нужно побыть одной». Потом Хорошее Настроение проезжало мимо Любви. Но оно было таким счастливым, что даже не услышало, что его кто-то зовёт. Вдруг какой-то голос сказал: «Идём, Любовь, я возьму тебя с собой». Тот, кто звал, был какой-то старик. Любовь чувствовала себя такой счастливой и радостной, что забыла спросить имя старика. Когда они достигли берега, старик исчез. Любовь понимала, скольким она обязана этому старику, и спросила у Знания: “Знание, ты можешь сказать, кто мне помог?” “Это было …, - ответило Знание». “Время? - спросила Любовь. - Но почему так получилось, что Время мне помогло?” Знание, наполненное мудростью, ответило: «Потому что только Время способно понять, насколько Любовь важна в жизни». 
- Над чем заставила вас задуматься эта притча? На обсуждение 1 минута.
 

Итог

Общаясь с ребенком вы прививаете ему навыки культуры общения. А поскольку дети склонны к подражательности, вам, взрослым нужно быть эталоном для подражания. Ребенок копирует ваши жесты, мимику, речь, манеры поведения, вкусы, привычки. Он может следовать в одинаковой мере как положительному, так и отрицательному примеру. Все, что вы видите в ребенке, он приобретает в первую очередь от вас.

Поэтому:

- будьте требовательны, но уважайте в ребенке развивающуюся личность;

- отношения стройте на любви, уважении и доверии к ребенку;

- уважительно относитесь к детским интересам и потребностям;

- изучайте индивидуальные особенности ребенка и сохраняйте его индивидуальность, очень важно, чтобы он был не похож на других, проявляйте интерес к его деятельности;

- старайтесь почувствовать его эмоциональное состояние, тогда для ребенка на всю жизнь вы будете настоящим другом;

- общение с родителями жизненно необходимо ребенку для развития личности.

Раздача памяток «Как общаться с ребёнком»

Всегда принимайте активное участие в жизни семьи.

Находите время, чтобы поговорить с ребенком.

Интересуйтесь проблемами ребенка, вникайте во все его трудности.

Помогайте развивать способности и таланты.

Не оказывайте на ребенка нажима. Помогая ему тем самым самостоятельно принимать решения.

Имейте представление о различных этапах жизни ребенка.

Уважайте право ребенка на собственное мнение.

Относитесь к ребенку как к равноправному члену семьи, у которого пока просто мало жизненного опыта.

Будьте последовательны в своих действиях.

Не давайте ребенку невыполнимых обещаний.

Ежедневно давайте ребенку почувствовать свою любовь и заботу.

Рефлексия

Совместное формулирование общих выводов по обсуждаемой проблеме. Ответы на вопросы:

Чем помогла Вам сегодняшняя встреча?

Какая часть вызвала особый интерес?

Ваши предложения и пожелания на будущее.

Свои   впечатления  о  нашей  встрече  вы  можете  оставить  на    «Листке  откровений», ответив  на  вопросы:
1. После этой встречи я задумался …

2. С этой встречи я возьму … 
                                    СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ! ДО  НОВЫХ  ВСТРЕЧ! 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Подвижная игра, как средство здоровьесбережения у дошкольников". Деловая игра с воспитателями ДОУ.

"Подвижная игра, как средство здоровьесбережения у дошкольников" Деловая игра с воспитателями дошкольного учреждения  Деловая игра  способствует повышению интереса у педагогов к...

Деловая игра "Основы делового общения"

Материал игры позволит педагогам выстроить взаимодействие с родителями и коллегами на основе принятий решений при общении:в различных положениях;специальных приемов техники установления контакта;измен...

Деловая игра "Учите играя"

В ходе деловой игры педагоги уточнят знания  по проблеме формирования фонематического слуха у детей дошкольного возраста.Поупражнятся в умении общаться и вырабатывать единое мнение в группе...

Деловая игра для педагогов ДОУ "Своя игра"

Игра способствует активации знаний педагогами своей профессии....

Деловая игра «Сюжетно – ролевая игра в системе воспитания детей дошкольного возраста»

закрепление с педагогами этапов организации и развития сюжетно - ролевой в соответствии с возрастными особенностями детей....

Деловая игра «Сюжетно-ролевая игра «Клубный час по сюжетно-ролевым играм»

Повышение педагогической компетенции педагогов по проблеме активизации игровой деятельности дошкольников в условиях детского сада....

Семинар-практикум в форме игры деловой игры «Дидактическая игра, как средство развития речи детей дошкольного возраста»

Семинар - практикум в форме игры "Дидактическая игра, как средство развития детей дошкольного возраста"...