Родительское собрание " Речевая готовность детей к школе"
консультация

Родительское собрание " Речевая готовность детей к школе"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл roditelskoe_sobranie_.docx974.25 КБ

Предварительный просмотр:

C:\Users\User\Desktop\26.jpg

«Быть готовым к школе – не значит 
уметь читать, считать и писать. 
Быть готовым к школе – значит 
быть готовым всему этому научиться»

                                 

                                                                                Доктор психологических наук

                                                                             Леонид Абрамович Венгер

 

    Готовность ребенка к школе в области умственного развития включает несколько взаимосвязанных сторон. Ребенку, поступающему в первый класс, необходим запас знаний об окружающем мире. Но важен не столько объем этих знаний, сколько их качество: насколько они правильны, четки, какова степень обобщенности сложившихся в дошкольном детстве представлений. На базе этих предпосылок в младшем школьном возрасте начинают формироваться новые, необходимые для обучения качества.

    Школьное обучение предъявляет ребенку новые требования к его речи, вниманию, памяти. Существенную роль играет психологическая готовность к обучению, т. е. Осознание им общественной значимости его новой деятельности.

 Представляю Вам основные критерии готовности к школьному обучению, которые  предъявляются к усвоению ребенком родного языка как средства общения. Перечислим их.

  1. Сформированность звуковой стороны речи. Ребенок должен владеть правильным четким звукопроизношением звуков всех фонетических групп.
  2. Полная сформированность фонематических процессов, умение слышать и различать, дифференцировать фонемы (звуки) родного языка.
  3. Готовность к звукобуквенному анализу и синтезу звукового состава речи: умение выделять гласный начальный звук из слова, слышать и выделять первый и последний согласный звук в слове. Дети должны знать и правильно употреблять термины “звук”, “слог”, “слово”, “Предложение”, звуки гласный, согласный, звонкий, глухой, твердый, мягкий. Оцениваются умение работать со схемой слова, разрезной азбукой, навыки послогового чтения.
  4. Умение пользоваться разными способами словообразования, правильно употреблять слова с уменьшительно-ласкательным значением, умение образовывать слова в нужной форме, выделять звуковые и смысловые различия между словами: меховая, меховой; образовывать прилагательные от существительных.
  5. Сформированность грамматического строя речи: умение пользоваться развернутой фразовой речью, умение работать с предложением; правильно строить простые предложения, видеть связь слов в предложениях, распространять предложения второстепенными и однородными членами; работать с деформированным предложением, самостоятельно находить ошибки и устранять их.
  6.  Владеть пересказом рассказа, сохраняя смысл и содержание.
  7. Составлять самостоятельно рассказ .

Звуки речи:

Гласные:  А, О, У, Ы, И, Э

Согласные:

Звонкие [г],[з], [д],[в], [ж], [б], [н], [р], [м], [л]

Глухие [к], [с], [т], [ф], [ш], [п], [ц], [щ], [х], [ч]

Твердые [ц], [к], [н], [г], [ш], [з], [х], [ф], [в], [п], [р], [л], [д], [ж], [с], [м], [т], [б]

Мягкие [щ], [к’], [н’], [г’], [з’], [х’], [ф’], [в’], [п’], [р’], [л’], [д’], [с’], [м’], [т’], [б’]

                       

ПРИДУМАЙТЕ СЛОВА, КОТОРЫЕ НАЧИНАЮТСЯ НА ТОТ ЖЕ ЗВУК, что и слово

лиса

Определите количество звуков в слове

ЮЛА

ПОЮ(Йу)

ПИЛЮ (у)

А сейчас предлагаю вашему вниманию несколько игр. Давайте поиграем!

Назовите картинки, в названии которых      есть   звук   [Ш]

https://pp.vk.me/c543109/v543109207/18733/K5vuvmExTGY.jpg

ОПРЕДЕЛИТЕ МЕСТО ЗВУКА В СЛОВЕ.

         

          Составьте схему слова

Составь схему слова.

На  каждом столе лежат символы звуков ( гласного, гласного твёрдого, гласного мягкого)

Родители выкладывают схему слова.

        Слогообразующая роль гласных звуков

Упражнение «Весёлый поезд»*. Помоги пассажирам отправиться в путешествие на весёлом поезде. Назови каждого пассажира, выделяя звук «Р». Отхлопай в ладоши количество слогов в каждом слове, и ты узнаешь, кто в каком вагоне поедет (количество слогов в слове совпадает с количеством окошек вагончика).

Предлагаю выполнить задание всем вместе.

   Упражнение «Расшифруйте слова».

Мышиный король заколдовал слова. Расшифруй их. Составь их из первых букв слов — названий картинок — и запиши в пустые клетки 

На столах у  каждого из присутствующих лежат картинки с заданием. Родители его выполняют.

«Посчитай». Почтальон Воробей разносил телеграммы. Посчитай тех, кто получил телеграммы. Кого больше? Кого — меньше? Образец: одна рыбка, две рыбки... Посчитай животных в обратном порядке по образцу. Образец: пять рыбок, четыре рыбки...

Упражнение «Исправь предложение».

 Скоморох решил насмешить тебя и придумал такие предложения. Послушай их. Найди и исправь ошибки.

В розах растут сады.

Мусор убирает Рому.

Арбуз купил Артёма.

Куры кормят Марусю.

Рыба поймала рыбака.

Красный шарф надел Егора.

Торт подарил Раю на день рождения.

В помидорах и огурцах растут огороды.

Упражнение «Четвертый — лишний».

 Родители выполняют вместе

  Помоги поросенку Наф-Нафу. Найди в каждом ряду лишнюю картинку и обведи ее в кружок. Объясни свой выбор. Назови все лишние картинки, четко произнося звук Р.

Сегодня я познакомила вас с  небольшой частью игр и упражнений, которые вы можете использовать, играя с ребёнком дома, и тем самым подготавливать его к обучению в школе.

  

    Когда начинать готовить ребенка к школе? Как лучше это делать? Чему и как учить? Единого рецепта нет, да и быть не может: с одним нужно больше говорить, другого больше слушать, с третьим бегать и прыгать, а четвертого учить “по минуточкам”. Одно ясно – готовить ребенка к школе нужно; и все, чему вы научите ребенка сейчас, а главное – чему он научится сам, поможет быть ему быть успешным в школе.      

 Предлагаю Вам ответить на некоторые вопросы, касающиеся речевой готовности ребенка к школе. И  самим определить уровень подготовки вашего будущего школьника.  

                         Желаю успехов!

                                      Речевая готовность ребенка к школе

                                             (анкета для родителей)

 1. Может ли ребенок назвать свою фамилию, свое имя и отчество_____________

 2. Может ли ребенок назвать свой домашний адрес?________________________

 3. Может ли ребенок назвать фамилии, имена и отчества своих родителей? ___

4. Можете ли Вы сказать, что Ваш ребенок не стесняется говорить (читать стихи, рассказывать) в присутствии посторонних людей? _________________________

5. Умеет ли Ваш ребенок свободно общаться с детьми и взрослыми? __________

6. Умеет ли Ваш ребенок связно описать картинку и составить по ней рассказ как минимум из пяти предложений?_______________________________

7. Может ли последовательно разложить серию сюжетных картинок и составить по ним рассказ?________________________________________

8. Имеются ли у Вашего ребенка нарушения произношения звуков?______________

9. Может ли Ваш ребенок без ошибок отстучать предложенный ритм?__________

10. Может ли ваш ребенок произносить слова сложной слоговой структуры (например, аквалангист, светофор)?_______________________________

11. Сможет ли Ваш ребенок повторить   без ошибок цепочки слогов?

 например: са-за-ца, ка-га-ха, ла-ра-ла, шу-су-шу?__________________________

12. Может ли ребенок подобрать слово на заданный звук?______________________

13. Может ли ребенок определить место звука в слове?_______________________

14.  Умеет ли он  правильно согласовывать существительные с  прилагательными,   существительные с числительными?_____________________________________

15. Может ли он назвать заданное существительное во множественном числе?____

16. Есть ли у Вашего ребенка навыки обобщения, например, может ли он назвать одним словом яблоки и груши (фрукты)? _________________________________

17.  Умеет ли Ваш ребенок читать?  ___________________________________

18.  Понимает ли прочитанный текст? _________________________________

19. Может ли ваш ребенок писать простейшие элементы в тетради в клетку, аккуратно перерисовывать небольшие узоры? _____________________________

20.Правильно ли ребенок пишет цифры и буквы в тетради (отсутствует зеркальное отображение элементов букв, цифр)?___________________________

                                               

                                                       

                                                          Интерпретация ответов

     Если Вы ответили утвердительно на 15 и более вопросов, значит, Ваш ребенок вполне готов к школьному обучению. Вы занимались с ним не напрасно, и в дальнейшем, если у него и возникнут трудности при обучении, он с Вашей помощью сможет с ними справиться.

     Если Ваш ребенок может справляться с содержанием 10-14 вышеуказанных вопросов, то Вы на верном пути. За время занятий он многому научился и многое узнал. А те вопросы, на которые Вы ответили отрицательно, укажут на какие моменты нужно обратить внимание.

     В том случае, если количество утвердительных ответов 9 и менее, Вам следует больше уделять времени и внимания занятиям с ребенком. Он еще не совсем готов пойти в школу. Поэтому Ваша задача - систематически заниматься с ребенком.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Протокол родительского собрания - Психологическая готовность детей к школе

Протокол родительского собрания №2« Психологическая готовность детей и родителей к школе»...

Презентация к родительскому собранию. Речевая готовность детей к школе.

Презентация к родительскому собранию. Речевая готовность детей к школе....

Выступление на родительском собрании «Речевая готовность детей к обучению в школе»

Советы  учителя — логопеда  родителям будущих первоклассников....

Презентация к родительскому собранию "Речевая готовность детей 5-6 лет"

Презентация предназначена для сопровождения выступления учителя-логопеда на родительском собрании в старшей группе детского сада....

Родительское собрание. Речевая готовность ребёнка к школе

Подготовка детей к школьному обучению...

Родительское собрание "Речевая готовность ребенка к школе"

Для успешного овладения чтением и письмом у детей до начала обучения в школе должны быть сформированы следующие компоненты речи:ЗвукопроизношениеФонематическое (слуховое) восприятиеФункции языков...

Родительское собрание "Речевая готовность ребенка к школе"

Для успешного овладения чтением и письмом у детей до начала обучения в школе должны быть сформированы следующие компоненты речи:ЗвукопроизношениеФонематическое (слуховое) восприятиеФункции языков...