Родительское собрание " Речевая готовность детей к школе"
консультация
Родительское собрание " Речевая готовность детей к школе"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
roditelskoe_sobranie_.docx | 974.25 КБ |
Предварительный просмотр:
«Быть готовым к школе – не значит
уметь читать, считать и писать.
Быть готовым к школе – значит
быть готовым всему этому научиться»
Доктор психологических наук
Леонид Абрамович Венгер
Готовность ребенка к школе в области умственного развития включает несколько взаимосвязанных сторон. Ребенку, поступающему в первый класс, необходим запас знаний об окружающем мире. Но важен не столько объем этих знаний, сколько их качество: насколько они правильны, четки, какова степень обобщенности сложившихся в дошкольном детстве представлений. На базе этих предпосылок в младшем школьном возрасте начинают формироваться новые, необходимые для обучения качества.
Школьное обучение предъявляет ребенку новые требования к его речи, вниманию, памяти. Существенную роль играет психологическая готовность к обучению, т. е. Осознание им общественной значимости его новой деятельности.
Представляю Вам основные критерии готовности к школьному обучению, которые предъявляются к усвоению ребенком родного языка как средства общения. Перечислим их.
- Сформированность звуковой стороны речи. Ребенок должен владеть правильным четким звукопроизношением звуков всех фонетических групп.
- Полная сформированность фонематических процессов, умение слышать и различать, дифференцировать фонемы (звуки) родного языка.
- Готовность к звукобуквенному анализу и синтезу звукового состава речи: умение выделять гласный начальный звук из слова, слышать и выделять первый и последний согласный звук в слове. Дети должны знать и правильно употреблять термины “звук”, “слог”, “слово”, “Предложение”, звуки гласный, согласный, звонкий, глухой, твердый, мягкий. Оцениваются умение работать со схемой слова, разрезной азбукой, навыки послогового чтения.
- Умение пользоваться разными способами словообразования, правильно употреблять слова с уменьшительно-ласкательным значением, умение образовывать слова в нужной форме, выделять звуковые и смысловые различия между словами: меховая, меховой; образовывать прилагательные от существительных.
- Сформированность грамматического строя речи: умение пользоваться развернутой фразовой речью, умение работать с предложением; правильно строить простые предложения, видеть связь слов в предложениях, распространять предложения второстепенными и однородными членами; работать с деформированным предложением, самостоятельно находить ошибки и устранять их.
- Владеть пересказом рассказа, сохраняя смысл и содержание.
- Составлять самостоятельно рассказ .
Звуки речи:
Гласные: А, О, У, Ы, И, Э
Согласные:
Звонкие [г],[з], [д],[в], [ж], [б], [н], [р], [м], [л]
Глухие [к], [с], [т], [ф], [ш], [п], [ц], [щ], [х], [ч]
Твердые [ц], [к], [н], [г], [ш], [з], [х], [ф], [в], [п], [р], [л], [д], [ж], [с], [м], [т], [б]
Мягкие [щ], [к’], [н’], [г’], [з’], [х’], [ф’], [в’], [п’], [р’], [л’], [д’], [с’], [м’], [т’], [б’]
ПРИДУМАЙТЕ СЛОВА, КОТОРЫЕ НАЧИНАЮТСЯ НА ТОТ ЖЕ ЗВУК, что и слово лиса Определите количество звуков в слове ЮЛА ПОЮ(Йу) ПИЛЮ (у) А сейчас предлагаю вашему вниманию несколько игр. Давайте поиграем! |
Назовите картинки, в названии которых есть звук [Ш]
ОПРЕДЕЛИТЕ МЕСТО ЗВУКА В СЛОВЕ.
Составьте схему слова На каждом столе лежат символы звуков ( гласного, гласного твёрдого, гласного мягкого) Родители выкладывают схему слова. Слогообразующая роль гласных звуков | ||
Упражнение «Весёлый поезд»*. Помоги пассажирам отправиться в путешествие на весёлом поезде. Назови каждого пассажира, выделяя звук «Р». Отхлопай в ладоши количество слогов в каждом слове, и ты узнаешь, кто в каком вагоне поедет (количество слогов в слове совпадает с количеством окошек вагончика). Предлагаю выполнить задание всем вместе. Упражнение «Расшифруйте слова». Мышиный король заколдовал слова. Расшифруй их. Составь их из первых букв слов — названий картинок — и запиши в пустые клетки На столах у каждого из присутствующих лежат картинки с заданием. Родители его выполняют. «Посчитай». Почтальон Воробей разносил телеграммы. Посчитай тех, кто получил телеграммы. Кого больше? Кого — меньше? Образец: одна рыбка, две рыбки... Посчитай животных в обратном порядке по образцу. Образец: пять рыбок, четыре рыбки... Упражнение «Исправь предложение». Скоморох решил насмешить тебя и придумал такие предложения. Послушай их. Найди и исправь ошибки. В розах растут сады. Мусор убирает Рому. Арбуз купил Артёма. Куры кормят Марусю. Рыба поймала рыбака. Красный шарф надел Егора. Торт подарил Раю на день рождения. В помидорах и огурцах растут огороды. Упражнение «Четвертый — лишний». Родители выполняют вместе Помоги поросенку Наф-Нафу. Найди в каждом ряду лишнюю картинку и обведи ее в кружок. Объясни свой выбор. Назови все лишние картинки, четко произнося звук Р. Сегодня я познакомила вас с небольшой частью игр и упражнений, которые вы можете использовать, играя с ребёнком дома, и тем самым подготавливать его к обучению в школе. |
Когда начинать готовить ребенка к школе? Как лучше это делать? Чему и как учить? Единого рецепта нет, да и быть не может: с одним нужно больше говорить, другого больше слушать, с третьим бегать и прыгать, а четвертого учить “по минуточкам”. Одно ясно – готовить ребенка к школе нужно; и все, чему вы научите ребенка сейчас, а главное – чему он научится сам, поможет быть ему быть успешным в школе.
Предлагаю Вам ответить на некоторые вопросы, касающиеся речевой готовности ребенка к школе. И самим определить уровень подготовки вашего будущего школьника.
Желаю успехов!
Речевая готовность ребенка к школе
(анкета для родителей)
1. Может ли ребенок назвать свою фамилию, свое имя и отчество_____________
2. Может ли ребенок назвать свой домашний адрес?________________________
3. Может ли ребенок назвать фамилии, имена и отчества своих родителей? ___
4. Можете ли Вы сказать, что Ваш ребенок не стесняется говорить (читать стихи, рассказывать) в присутствии посторонних людей? _________________________
5. Умеет ли Ваш ребенок свободно общаться с детьми и взрослыми? __________
6. Умеет ли Ваш ребенок связно описать картинку и составить по ней рассказ как минимум из пяти предложений?_______________________________
7. Может ли последовательно разложить серию сюжетных картинок и составить по ним рассказ?________________________________________
8. Имеются ли у Вашего ребенка нарушения произношения звуков?______________
9. Может ли Ваш ребенок без ошибок отстучать предложенный ритм?__________
10. Может ли ваш ребенок произносить слова сложной слоговой структуры (например, аквалангист, светофор)?_______________________________
11. Сможет ли Ваш ребенок повторить без ошибок цепочки слогов?
например: са-за-ца, ка-га-ха, ла-ра-ла, шу-су-шу?__________________________
12. Может ли ребенок подобрать слово на заданный звук?______________________
13. Может ли ребенок определить место звука в слове?_______________________
14. Умеет ли он правильно согласовывать существительные с прилагательными, существительные с числительными?_____________________________________
15. Может ли он назвать заданное существительное во множественном числе?____
16. Есть ли у Вашего ребенка навыки обобщения, например, может ли он назвать одним словом яблоки и груши (фрукты)? _________________________________
17. Умеет ли Ваш ребенок читать? ___________________________________
18. Понимает ли прочитанный текст? _________________________________
19. Может ли ваш ребенок писать простейшие элементы в тетради в клетку, аккуратно перерисовывать небольшие узоры? _____________________________
20.Правильно ли ребенок пишет цифры и буквы в тетради (отсутствует зеркальное отображение элементов букв, цифр)?___________________________
Интерпретация ответов
Если Вы ответили утвердительно на 15 и более вопросов, значит, Ваш ребенок вполне готов к школьному обучению. Вы занимались с ним не напрасно, и в дальнейшем, если у него и возникнут трудности при обучении, он с Вашей помощью сможет с ними справиться.
Если Ваш ребенок может справляться с содержанием 10-14 вышеуказанных вопросов, то Вы на верном пути. За время занятий он многому научился и многое узнал. А те вопросы, на которые Вы ответили отрицательно, укажут на какие моменты нужно обратить внимание.
В том случае, если количество утвердительных ответов 9 и менее, Вам следует больше уделять времени и внимания занятиям с ребенком. Он еще не совсем готов пойти в школу. Поэтому Ваша задача - систематически заниматься с ребенком.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Протокол родительского собрания - Психологическая готовность детей к школе
Протокол родительского собрания №2« Психологическая готовность детей и родителей к школе»...
Презентация к родительскому собранию. Речевая готовность детей к школе.
Презентация к родительскому собранию. Речевая готовность детей к школе....
Выступление на родительском собрании «Речевая готовность детей к обучению в школе»
Советы учителя — логопеда родителям будущих первоклассников....
Презентация к родительскому собранию "Речевая готовность детей 5-6 лет"
Презентация предназначена для сопровождения выступления учителя-логопеда на родительском собрании в старшей группе детского сада....
Родительское собрание. Речевая готовность ребёнка к школе
Подготовка детей к школьному обучению...
Родительское собрание "Речевая готовность ребенка к школе"
Для успешного овладения чтением и письмом у детей до начала обучения в школе должны быть сформированы следующие компоненты речи:ЗвукопроизношениеФонематическое (слуховое) восприятиеФункции языков...
Родительское собрание "Речевая готовность ребенка к школе"
Для успешного овладения чтением и письмом у детей до начала обучения в школе должны быть сформированы следующие компоненты речи:ЗвукопроизношениеФонематическое (слуховое) восприятиеФункции языков...