Родительское собрание "Речевая готовность ребенка к школе"
консультация
Для успешного овладения чтением и письмом у детей до начала обучения в школе должны быть сформированы следующие компоненты речи:
- Звукопроизношение
- Фонематическое (слуховое) восприятие
- Функции языкового анализа
- Грамматический строй
- Лексическая сторона (словарный запас)
- Связная речь
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rechevaya_gotovnost_rebenka_k_shkole_0.docx | 21.82 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад «Снежинка»
Выступление на родительском собрании
«РЕЧЕВАЯ ГОТОВНОСТЬ РЕБЕНКА
К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ»
Составитель:
учитель-логопед
Иоша Л.В.
г. Гагарин
2022 г.
Для успешного овладения чтением и письмом у детей до начала обучения в школе должны быть сформированы следующие компоненты речи:
- Звукопроизношение
- Фонематическое (слуховое) восприятие
- Функции языкового анализа
- Грамматический строй
- Лексическая сторона (словарный запас)
- Связная речь
Звукопроизношение
Ребенок должен:
- правильно произносить все звуки речи.
- четко и внятно произносить слова и фразы со сложной звуковой и слоговой наполняемостью (например: мотоциклист, регулировщик, термометр и т.д.).
- уметь говорить громко, тихо или шепотом.
- изменять темп речи с учетом содержания высказывания.
Выраженные нарушения в этой сфере приводят к отражению неправильного произношения на письме из-за опоры на неправильное проговаривание. Письмо является отражением устной речи. Ребенок пишет так, как проговаривает.
На письме могут появиться замены и пропуски букв, соответствующие заменам и пропускам звуков в устной речи (шуба – «суба», жук – «зук», звезда – «зведа», рыба – «лыба»).
Неусвоение данных навыков может привести к появлению ошибок при чтении.
Функции языкового анализа
Ребенок должен уметь:
- делить предложения на слова;
- делить слова на слоги;
- уметь выделять все звуки в словах;
- устанавливать последовательность звуков в слове.
Недоразвитие функций языкового анализа и синтеза проявляется на письме в искажении структуры слова и предложения. Наиболее характерны следующие ошибки:
#1089;литное написание слов, особенно предлогов с другими словами; раздельное написание слов, особенно приставок и корней (в доме – «вдоме», наступила – «на ступила»);
#1087;ропуски, перестановки, добавления слогов (комната – «кота», печенье – «чепенье», паровоз – «павороз», бабушка – «бабабушка»);
#1087;ропуски согласных при их стечении; пропуски гласных, добавления букв (поросенок – «просенок», трава – «тарава»);
#1087;ерестановки букв (комната – «конмата»).
Фонематическое (слуховое) восприятие
Ребенок должен:
- называть слова с заданным звуком;
- определять позицию звука в слове;
- определять количество и последовательность звуков в слове;
- составлять слова из звуков.
Грамматический строй
Ребенок должен владеть навыками словоизменения:
- согласовывать существительные с прилагательными в роде, числе, падеже (например: голубое полотенце);
- изменять существительные по падежам и числам (например: санки, на санках);
- понимать и употреблять предлоги;
- согласовывать существительные с числительными (например: один карандаш, два карандаша, пять карандашей);
- правильно употреблять глаголы (например: бегу, бежишь, бежит, бегите, бежал и т.п.).
В связи с недоразвитием грамматического строя речи наблюдаться аграмматизмы на письме и при чтении:
1. ошибки в падежных окончаниях и при изменении числа существительных (у Бори – «у Боре», много деревьев – «много деревов», на санках – «на санков»);
2. пропуски, замены предлогов (над столом – «на столом», пошли в лес – «пошли лес»);
3. ошибки согласования (белый дом – «бела дом», «пять вишен – «пять вишнев», голубое полотенце – «голубая полотенце»).
Ребенок должен владеть навыками словообразования:
- образовывать слова с помощью уменьшительно-ласкательных и увеличительных суффиксов (например: глаза – глазки – глазищи);
- образовывать глаголы с помощью приставок (например: шел – вышел – перешел – обошел);
- образовывать название детенышей животных;
- образовывать относительные и притяжательные прилагательные от существительных (например: малина – малиновое, лиса – лисья).
Если у первоклассника не сформированы навыки словообразования, то при письме наблюдаются:
1. замены суффиксов (козлята – «козленки»);
2. замены приставок (захлестнула – «нахлестнула»).
#1090;рудности конструирования сложных предложений, пропуски членов предложений, нарушения последовательности слов в предложении.
Ребенок должен :
- Правильно строить простые предложения, видеть связь слов в предложениях,
- распространять предложения второстепенными и однородными членами;
- работать сдеформированным предложением,
- самостоятельно находить ошибки и устранять их;
- составлять предложения по опорным словам и картинкам.
Лексическая сторона (словарный запас)
Ребенок должен:
- объяснить значение слова;
- ясно выражать свои мысли, связывая различные факты в единое целое;
- дифференцировать обозначения предметов (например: «автомобиль легковой и грузовой, а не просто автомобиль», «обувь зимняя и летняя»);
- употреблять сложные слова (например: длинноногий);
- пользоваться эпитетами (например: чистое поле);
- подбирать метафоры (например: туча комаров);
- подбирать синонимы (например: храбрый – смелый – отважный).
Недоразвитие лексической стороны речи влияет на понимание прочитанного, даже при технически правильном чтении. Такие дети с трудом осознают значение прочитанных слов, предложений, текста.
В старших классах возникают ошибки в подборе проверочных слов на письме.
Связная речь
Ребенок должен:
- отвечать на вопросы полным и развернутым ответом;
- пересказывать;
- рассказывать об увиденном;
- составлять рассказы по картинке
Под связной речью принято понимать такие развернутые (то есть состоящие из нескольких или многих предложений) высказывания, которые позволяют человеку систематично и последовательно излагать свои мысли.
- свободно общаться с взрослыми и сверстниками;
- поддерживать разговор на темы, доступные возрасту;
- рассказывать о пережитых событиях;
- пересказывать содержание сказки, рассказа;
- описывать окружающие предметы;
- раскрывать содержание картины, некоторых явлениях окружающей действительности.
Нарушение самостоятельной связной речи может выражаться в трудностях пересказа, в составлении рассказа, в написании сочинений и изложений.
Многие из ваших детей имеют следущие проблемы:
- нарушение произношения звуков.
- трудности различения звуков, звукового анализа и синтеза. (ребенок не может определить последовательность звуков в слове, путает некоторые звуки, заменяет или переставляет их в слогах и словах) и недостатки и нарушения лексикограмматической стороны речи (словарный запас ребенка ограничен, он неправильно согласует слова в речи, затрудняется в выражении своих мыслей, не справляется с пересказом).
- не могут повторить сложные слова: милиционер, велосипед, аквариум, мотоциклист и т.д.
- с нарушением ритма - например, даю задание: «Подели слово на кусочки - слоги, или отхлопай» получается = КОР-ОВА, = ТО-ПО-Р здесь же и пропуски гласных.
Рекомендуется посещать занятия в режиме не менее двух раз в неделю с обязательным выполнением рекомендаций учителя-логопеда дома.
Успешность коррекционно-воспитательной работы по преодолению речевых недостатков предполагает активное участие в нем родителей. Не следует считать, что роль родителей в процессе исправления речи оканчивается в момент обращения к специалисту. Каким бы хорошим специалистом не был логопед, он не сможет без содействия родителей эффективно помочь ребенку. Только совместные усилия приведут к хорошим результатам.
Для того чтобы исправить речевой дефект, необходима упорная каждодневная работа, которая должна вестись как на логопедических занятиях, так и в домашних условиях.
Основная задача родителей в процессе коррекционного воздействия состоит в активном взаимодействии с логопедом. Родителям необходимо интересоваться ходом и результатами коррекционного процесса, обращаться за советом к специалисту по возникшим вопросам, проводить доступные в домашних условиях логопедические упражнения.
Возможно, что ребенок в каких-то словах говорит определенный звук, в каких-то нет – здесь только ваш контроль за его речью. Идет процесс закрепления правильного произношения звука в повседневности.
Если возникнут проблемы, не стесняйтесь, подходите, спрашивайте. для вас приготовлены специальные буклеты, памятки, которые вы можете забрать домой для совместных игр с ребенком.
Спасибо за внимание!
Успехов вам и вашим детям при обучении в школе!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект детско-родительского собрания "Готовность ребенка к школе"
Автором представлен конспект собрания для родителей и детей подготовительной к школе группы по подготовке дошкольников к обучению в школе в форме КВН....
Родительское собрание "Готовность ребенка к школе"
Родительское собрание...
Конспект родительского собрания "Готовность ребенка к школе"
В данной работе поставлены следующие задачи: ознакомить родителей с критериями готовности ребенка к школе; практические советы и рекомендации по подготовке ребенка к школе; информировать родителей о в...
Родительское собрание "Готовность ребенка к школе"
Цель: создание условий для включения родителей будущих первоклассников в процесс подготовки ребенка к школе.Задачи:· Подвести итоги уходящего учебного года.· Вовлечь родителей в процесс ...
Родительское собрание "Готовность ребенка к школе" 2020 год
Родительское собрание "Готовность ребенка к школе"...
Родительское собрание "Готовность ребенка к школе"
Родительское собрание: «Готов ли мой ребенок к школе?»Цель: знакомство родителей с понятием «готовность к школе». Психолог: Здра...
Презентация к родительскому собранию "Готовность ребенка к школе"
Кризис семи лет. 1. Ребенок может стать более утомляемым, раздражительным.2. Кривлянье и манерничанье.3. Обостряется агрессивность. Иногда бывает и наоборот &ndash...