Выступление на родительском собрании «Речевая готовность детей к обучению в школе»
консультация (подготовительная группа)
Советы учителя — логопеда родителям будущих первоклассников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sobranie_2018.docx | 19.79 КБ |
Предварительный просмотр:
«Речевая готовность ребенка к школе»
Речь занимает чрезвычайно важное место в развитии ребенка. С первого дня пребывания в школе ребенку приходится широко пользоваться речью: отвечать и задавать вопросы в присутствии всего класса, читать вслух – и недостатки речи обнаруживаются очень скоро. Особенно необходимым для ребенка становится правильное произношение звуков и слов тогда, когда он начинает овладевать грамотой. Между чистотой звучания детской речи и орфографической грамотностью установлена тесная связь. Младшие школьники пишут преимущественно так, как говорят, поэтому среди неуспевающих школьников младших классов отмечается много детей с дефектами фонетической (произносительной) стороны речи.
Школьники с несформированной звуковой стороной речи (произношение, фонематические процессы), как правило, заменяют и смешивают фонемы, сходные по звучанию или артикуляции (шипящих – свистящих; звонких – глухих; твердых – мягких, р – л). Они испытывают трудности в восприятии на слух близких звуков, не учитывают смыслоразличительного значения этих звуков в словах (бочка – почка). Такой уровень недоразвития звуковой стороны речи препятствует овладению навыками анализа и синтеза звукового состава слова и служит причиной появления вторичного дефекта (дислексии и дисграфии как специфических нарушений при чтении и письме).
Школьники, у которых отклонения в речевом развитии касаются только дефектов произношения одного или нескольких звуков, как правило, учатся хорошо. Такие дефекты речи обычно не сказываются отрицательно на усвоении школьной программы.
У школьников наряду с нарушениями произношения звуков может наблюдаться недоразвитие фонематических процессов и лексико-грамматических средств языка (общее недоразвитие речи). Они испытывают большие трудности при чтении и письме, ведущие к стойке неуспеваемости по родному языку и другим предметам.
У огромного большинства детей, поступивших в школу, очень маленький словарный запас. При описании предметов дети используют только понятия о размере и цвете («арбуз большой, а яйцо маленькое, белое»). Подбор слов с противоположным значением сводится к элементарному «большой – небольшой; тонкий – нетонкий.
Грамматически правильная, лексически богатая и фонетически четкая речь дает возможность речевого общения и подготавливает к обучению в школе. Ребенок с хорошо развитой речью легко вступает в общение с окружающими, может понятно выразить свои мысли, желания, задать вопросы, договориться со сверстниками о совместной игре. И наоборот, невнятная речь ребенка затрудняет его взаимоотношения с людьми и нередко накладывает отпечаток на его характер.
Качество учебной деятельности будет зависеть от того, насколько были сформированы следующие предпосылки в дошкольном периоде:
- хорошее физическое развитие ребенка;
- развитый физический слух;
- развитая мелкая моторика пальцев рук, общая моторика;
- нормальное функционирование ЦНС;
- владение знаниями и представлениями об окружающем мире (пространство, время, счетные операции);
- произвольное внимание, опосредованное запоминание, умение слушать учителя;
- познавательная активность, желание учиться, интерес к знаниям, любознательность;
- коммуникативная деятельность, готовность к совместной с другими детьми работе, сотрудничеству, взаимопомощи.
На базе этих предпосылок в младшем школьном возрасте начинают формироваться новые, необходимые для обучения качества. Готовность к школьному обучению формируется задолго до поступления в школу и не завершается в первом классе, так как включает не только качественную характеристику запаса знаний и представлений, но и уровень развития обобщающей деятельности мышления.
Особые критерии готовности к школьному обучению предъявляются к усвоению ребенком родного языка как средства общения. Перечислим их.
- Сформированность звуковой стороны речи. Ребенок должен владеть правильным, четким звукопроизношением звуков всех фонетических групп.
- Сформированность фонематических процессов, т.е. умение слышать и различать звуки;
- Готовность к звукобуквенному анализу и синтезу звукового состава речи: умение слышать и выделять первый и последний звук в слове и т.д.
- Умение пользоваться разными способами словообразования, правильно употреблять слова с уменьшительно-ласкательным значением, умение образовывать слова в нужной форме, выделять звуковые и смысловые различия между словами: меховая, меховой; образовывать прилагательные от существительных;
- Сформированность грамматического строя речи: умение пользоваться развернутой фразовой речью, умение работать с предложением; правильно строить простые предложения, видеть связь слов в предложениях, распространять предложения второстепенными и однородными членами; работать с деформированным предложением, самостоятельно находить ошибки и устранять их; составлять предложения, по опорным словам, и картинкам. Владеть пересказом рассказа, сохраняя смысл и содержание. Составлять самостоятельно рассказ-описание.
Что могут сделать родители, чтобы обеспечить речевую готовность ребёнка к школе?
- создать в семье условия, благоприятные для общего и речевого развития детей;
- проводить целенаправленную и систематическую работу по речевому развитию детей и необходимую коррекцию недостатков в развитии речи;
- не ругать ребенка за неправильную речь;
- ненавязчиво исправлять неправильное произношение;
- не заострять внимание на запинках и повторах слогов и слов;
- осуществлять позитивный настрой ребенка на занятия с педагогами.
Необходимо учитывать важность речевого окружения ребенка. Речь должна быть четкой, ясной, грамотной, родителям необходимо как можно активнее способствовать накоплению словарного запаса детей. Помощь родителей обязательна и чрезвычайно ценна. Во-первых, родительское мнение наиболее авторитетно для ребенка, а во-вторых, у родителей есть возможность ежедневно закреплять формируемые навыки в процессе повседневного непосредственного общения.
Если вы хотите, чтобы ваш ребенок добился в жизни успеха, состоялся как личность и чувствовал себя свободно всегда и во всем – тогда учите его говорить. А взрослым следует не критиковать несовершенную речь, а умело и вовремя помочь ребенку. Ведь чистое произношение, лексическое богатство, грамматически правильная и логически связная речь – заслуга, прежде всего семейного воспитания.
Дорогие родители! Нельзя оправдывать свое халатное отношение к будущему вашего ребенка занятостью и недостатком времени. У вас есть в запасе время до поступления вашего ребенка в школу. Воспользуйтесь этим временем с пользой!
Советы учителя — логопеда родителям будущих первоклассников.
Осталось совсем немного времени до поступления вашего ребенка в школу, а его речь отстает от возрастной нормы. Сможет ли будущий первоклассник полноценно учиться? Справится ли со школьной программой? Именно эти вопросы волнуют сегодня и родителей, и нас, педагогов, тем более, когда дело касается такого сложного и трудно устранимого нарушения, как общее недоразвитие речи.
Программа логопедической работы с детьми включает:
- Развитие познавательного интереса, мыслительных операций, умения анализировать, сравнивать, обобщать.
- Устранение дефектного звукопроизношения.
- Расширение словарного запаса.
- Формирование грамматического строя речи.
- Развитие связной речи.
- Овладение навыками элементарного звукового анализа и синтеза.
- Обучение грамоте.
- Предупреждение нарушений письма и чтения.
- Развитие мышц мелкой моторики.
- Расширение представлений об окружающем мире, явлениях действительности.
- Развитие внимания, памяти, мышления, воображения, логики.
Фундаментом успешного обучения в школе являются хорошо развитые познавательные процессы: мышление, память, речь и, что не менее важно, восприятие, внимание, работоспособность.
Подготавливая ребенка к школе, учите его слушать, видеть, наблюдать, запоминать, перерабатывать полученную информацию.
Если звуковая сторона речи вашего ребенка нормализовалась и не вызывает тревоги, можно вплотную заняться связной речью, обогащением словаря, развитием навыков звукового анализа. Если же звукопроизношение остается дефектным, существуют замены и искажения звуков, стоит в первую очередь решить данную проблему. В этом случае родители должны включиться в совместную работу с логопедом, следуя его указаниям. Без вашей помощи специалисту будет трудно достичь скорого результата, особенно на этапе автоматизации, то есть введения звука в речь.
Формирование навыков звукового анализа является одним из условий обучения грамоте. К шести годам у большинства детей начинает формироваться осознанное ориентирование в звуковом составе слова, а именно: выделение звука из слова, а затем установление точного места того или иного звука в слове. Именно это умение является необходимой предпосылкой обучения грамоте.
Для развития мелкой моторики ребенка родителям лучше всего заниматься совместным творчеством: резать, клеить, рисовать. Ваш малыш должен научиться владеть ножницами (резать полоски, геометрические фигуры из бумаги, вырезать по контуру предмет), карандашом (без линейки проводить вертикальные и горизонтальные линии, рисовать геометрические фигуры, животных, людей, аккуратно закрашивать, штриховать карандашом, не выходя за контуры предметов).
Не за горами поступление в первый класс. Подготовить ребенка к успешному обучению в школе – цель нашей совместной деятельности. Именно сейчас начинается самый интересный этап в развитии вашего малыша. Мы хотим научить его свободно, без затруднений говорить на интересующие его темы, рассуждать, спорить, строить планы, оценивать свои и чужие поступки. Каждый ребенок уникален, дети – самое ценное, что у нас есть. Пусть же они вырастут развитыми, умными, знающими людьми.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Родительское собрание "Психологическая готовность детей к обучению в школе"
Говоря о психологической готовности ребёнка к обучению в школе, имеют в виду уровень сформированности различных сфер психической деятельности: познавательной, мотивационной, волевой, эмоциональн...
Материалы к родительскому собранию «Психологическая готовность ребенка к обучению в школе» Психологическая готовность ребенка к школе имеет сложную структуру.
Материалы к родительскому собранию «Психологическая готовность ребенка к обучению в школе» Психологическая готовность (ПГ) ребенка к школе имеет сложную структуру. Компоненты ПГ: мотивационная гото...
Консультативное выступление на родительском собрании "Психологическая готовность детей седьмого года жизни к школьному обучению".
В работе рассматриваются основные показатели психологической готовности старших дошкольников к школьному обучению, обозначены возможные проблемы ребенка, не готового к обучению в школе, а также, предс...
Конспект родительского собрания: «Психологическая готовность детей к обучению в школе»
Конспект родительского собрания: «Психологическая готовность детей к обучению в школе» Цель: повышение психологической компетентности родителей в вопросах подг...
Выступление на родительском собрании "Физическая готовность детей к школе"
Выступление на родительском собрании...
Презентация к родительскому собранию. Речевая готовность детей к школе.
Презентация к родительскому собранию. Речевая готовность детей к школе....
Родительское собрание " Речевая готовность детей к школе"
Родительское собрание " Речевая готовность детей к школе"...
- Мне нравится (1)