Родительское собрание. Речевая готовность ребёнка к школе
консультация по логопедии (подготовительная группа)

Тонкоглас Татьяна Георгиевна

Подготовка детей к школьному обучению

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл podgotovka_k_shkole.docx18.16 КБ

Предварительный просмотр:

 Речевая готовность ребёнка к школе. Роль родителей в формировании мотивационной сферы готовности к школе.

Цель: акцентировать внимание родителей на речевой готовности ребёнка к школе; показать роль родителей в формировании мотивационной сферы готовности к школе.

 Уважаемые родители, я рада приветствовать Вас. Моё выступление будет посвящено речевой готовности дошкольников к обучению в школе.

Перед школой осталось совсем немного времени, и Вы волнуетесь –  готов ли Ваш ребёнок к школе. Как проверить, насколько хорошо ваш ребенок готов к школьному обучению именно со стороны речевого развития? Справится ли Ваше чадо с чтением и письмом в школе?   По каким направлениям нужно «подтягивать» будущего ученика перед школой? Как определить речевую готовность к школе вашего ребенка?   Давайте рассмотрим все направления, речевого развития.

Наша речь – процесс общения, поэтому готовность или неготовность к обучению в школе во многом определяется уровнем речевого развития. Сегодня мы поговорим о том, как должны быть развиты компоненты речевой системы:  звуковая сторона речи, грамматический строй, лексическая сторона речи, связная речь. Помимо развития речи у ребёнка ещё должны быть сформированы графомоторные навыки.

         Остановимся подробнее на каждом из них.

         1. Звуковая сторона речи (звукопроизношение).

-  ребёнок должен уметь:

- правильно произносить все звуки речи;

- чётко и внятно произносить слова и фразы со сложной звуковой и слоговой наполняемостью (например, мотоциклист, регулировщик);

- говорить громко или тихо, или даже шепотом, в зависимости от ситуации;

- изменять темп речи (говорить медленно или быстро);

         Нарушение звукопроизношения приводит в итоге к тому, что ребёнок пишет так, как проговаривает. На письме появляются замены и пропуски букв, соответствующие заменам и пропускам звуков в устной речи, а также появляются ошибки при чтении.

         2. Грамматическая сторона речи (навыки словоизменения и словообразования).

            Ребёнок должен уметь:

- изменять существительные по падежам и числам (например, санки, на санках);

- употреблять различные предлоги;

- согласовывать существительные с прилагательными в роде, числе, падеже (например, голубое полотенце);

- согласовывать существительные с числительными (например, один карандаш, два карандаша, пять карандашей);

- правильно употреблять глаголы (например, я бегу, ты бежишь, он (она) бежит).

         В связи с недоразвитием этого компонента речи можно наблюдать следующие аграмматизмы:

- ошибки в падежных окончаниях и при изменении числа существительных (у Бори – «у Боре», много деревьев – «много деревов», на санках – «на санков»);

- пропуски, замены предлогов (над столом – «на столом», пошли в лес – «пошли лес»);

- ошибки согласования (белый дом – «бела дом», «пять вишен – «пять вишнев», голубое полотенце – «голубая полотенце»).

Навыки словообразования: 

         Ребёнок должен уметь:

- образовывать слова с помощью уменьшительно-ласкательных и увеличительных суффиксов (например, глаза – глазки – глазищи);

- образовывать глаголы с помощью приставок (например, шел – вышел – перешел – обошел);

- образовывать название детенышей животных;

- образовывать относительные и притяжательные прилагательные от существительных (например, малина – малиновое, лиса – лисья).

      Если у первоклассника не сформированы навыки словообразования, то на письме могут наблюдаться:

- замены суффиксов (козлята – «козленки»);

- замены приставок (захлестнула – «нахлестнула»).

         3. Лексическая сторона речи (словарный запас).

         Ребёнок должен уметь:

- точно подбирать слова;

- ясно выражать свои мысли, связывая различные факты в единое целое;

- дифференцировать обозначения предметов и классифицировать их (например, «автомобиль легковой и грузовой, а не просто автомобиль», «обувь зимняя и летняя»; помидор, огурец, картофель — это овощи);

- употреблять сложные слова (например, длинноногий, вислоухий);

- пользоваться эпитетами (например, чистое поле);

- подбирать метафоры (например, туча комаров);

- использовать слова и фразы с переносным значением (например, сломя голову);

- подбирать синонимы (например, храбрый – смелый – отважный);

- подбирать антонимы (высоко — низко, длинный — короткий).

        Недоразвитие лексической стороны речи влияет на понимание прочитанного. Такие дети с трудом осознают значение прочитанных слов, предложений, текста.        

         4. Связная речь.

         Ребёнок должен уметь:

- свободно общаться с взрослыми и сверстниками;

- поддерживать разговор на темы, доступные возрасту;

- рассказывать о пережитых событиях;

- пересказывать содержание сказки, рассказа;

- описывать окружающие предметы;

 Нарушение связной речи выражается в трудностях пересказа, в составлении рассказа, в написании сочинений и изложений.

 

5. Сформированность графомоторных навыков.

Графомоторный навык - это определенное положение и движения пишущей руки, которое позволяет: рисовать, раскрашивать, копировать простейшие узоры, соединять точки, правильно удерживать пишущий предмет.

Графомоторные навыки включают в себя:

1.  Мелкую мускулатуру пальцев (контроль силы пальцев и быстроты их движений);

2.  Зрительный анализ и синтез (определение правых и левых частей тела; ориентировка в пространстве по отношению к предметам; выполнение заданий с условиями по выбору необходимых направлений);

3. Рисование (штриховка, обвести по контуру, обводка; срисовывание геометрических фигур; зарисовка деталей, предметов; дорисовывание незаконченных рисунков; дорисовывание рисунков с недостающими деталями);

4. Графическую символику (умение рисовать узоры, а также изображать их с помощью символов);

Правильно сформированный графический навык у дошкольника позволяет ребенку успешно осваивать школьную программу.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация для родительского собрания "Речевая готовность к школе."

Чтобы ребёнку успешно овладеть письменной речью, необходимо весь дошкольный период развивать устную речь!...

Презентация к родительскому собранию. Речевая готовность детей к школе.

Презентация к родительскому собранию. Речевая готовность детей к школе....

Родительское собрание "Психологическая готовность ребёнка к школе»

Почему  так необходимо определить готовность ребенка к школе в самом начале обучения, а еще лучше до поступления в школу? Что же такое «Готовность к школе»?...

Презентация к родительскому собранию "Общая готовность ребёнка к школе"

laquo;От того, как будет чувствовать себя ребёнок, поднимаясь на первую ступеньку лестницы познания, что он будет переживать, зависит весь его дальнейший путь к знаниям».В. А. Сухомлинский...

Родительское собрание " Речевая готовность детей к школе"

Родительское собрание " Речевая готовность детей к школе"...

Родительское собрание "Речевая готовность ребенка к школе"

Для успешного овладения чтением и письмом у детей до начала обучения в школе должны быть сформированы следующие компоненты речи:ЗвукопроизношениеФонематическое (слуховое) восприятиеФункции языков...

Родительское собрание "Речевая готовность ребенка к школе"

Для успешного овладения чтением и письмом у детей до начала обучения в школе должны быть сформированы следующие компоненты речи:ЗвукопроизношениеФонематическое (слуховое) восприятиеФункции языков...