Практикум для родителей «Предупреждение нарушений чтения и письма у будущих школьников»
консультация
Практикум для родителей детей 5-6 лет " Предупреждение нарушений чтения и письма у будущиз школьников"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
roditel._sobr.dokument_microsoft_office_word_6.docx | 943.96 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад «Радуга», с.Мамонтово
Практикум
( круглый стол)
для родителей детей старшей группы
Тема: «Предупреждение нарушений чтения и письма у будущих школьников»
Цель: повышение компетенции родителей в вопросах подготовки детей к школе.
Подготовила: учитель-логопед Хватик Т.М.
2021г.
Практикум для родителей детей старшей группы.
Тема: предупреждение нарушений чтения и письма у дошкольников.
Цель: повышение компетенции родителей в вопросах подготовки детей к школе.
Рада Вас видеть, уважаемые родители! ( приглашаю родителей занять места за большим столом) Сегодня мы встречаемся последний раз в этом учебном году. В сентябре ваша группа будет подготовительной к школе. Это очень важный период дошкольного детства. Возраст 6-7 лет мы, педагоги, называем предшкольным. А это значит, что мы все вместе должны хорошо подготовить детей к обучению в школе. Хорошо, в моём понимании, значит правильно.
Сегодня я хочу поговорить с вами о проблеме, которая в современном мире приобрела статус глобальности и абсолютной актуальности. И имя этой проблемы - дисграфия и дислексия у школьников.
Дисграфия – это специфические нарушения письма.
Дислексия – это специфические нарушения чтения.
С каждым годом возрастает неуспеваемость учащихся по русскому языку. При дисграфии дети в младшей школе с трудом овладевают письмом, их работы содержат множество грамматических ошибок. Они не используют заглавные буквы, знаки препинания, пропускают буквы, слоги, у них страдает подчерк, отдельные буквы неверно ориентированы в пространстве, имеют недописанные элементы. У многих детей наблюдается не резко выраженное отставание в речевом развитии, которое в дошкольном возрасте может не привлекать к себе особого внимания, но в дальнейшем приводит к появлению этих специфических ошибок на уроках русского языка.
Поэтому очень важно выявить даже самые незначительные отклонения в речевом развитии ребенка и исправить их до начала обучения в школе, так как любую патологию легче предупредить, чем устранить.
Вот что говорит о причинах этих нарушений известный педагог Корнев А.Н.: «В последние два десятилетия приобрела широкую популярность тенденция раннего обучения чтению: в пятилетнем и даже в двух-трёхлетнем возрасте. Произошло это отчасти под влиянием некоторых педагогов-новаторов в России и за рубежом, пропагандирующих раннее обучение чтению и предлагающих для этого свои авторские методики. Это встретило одобрение в определённых слоях населения, и раннее обучение чтению приобрело характер чего-то модного и престижного. Никакими серьёзными научными обоснованиями такие новации не подкреплены. Если делается это без учёта готовности ребёнка к усвоению таких навыков, возникает много проблем, значительных затруднений у ребёнка, проявляющихся в дефектном, неполноценном усвоении навыков и в формировании стойкого отвращения к чтению и письму».
Сегодня я предлагаю Вам, уважаемые родители, вместе разобраться в том, как Вы можете помочь своим детям. Для начала познакомимся с видами дисграфии. ( материалы представляю на экране)
- Артикулярно-акустическая дисграфия.
В основе артикуляторно – акустической дисграфии лежит неправильное произношение ребенком звуков нашей речи.
«Угадай, чья песенка» ( шшшш – «песенка змейки», жжжж – «песенка жука»…)
«Поймай звук » (хлопнуть на заданный звук )
« Покажи картинку» (мишка – миска, козы – косы и т. д.).
«Подбери слова» (ребенку предлагается назвать несколько слов с заданным звуком)
«Игры с язычком»
- Акустическая дисграфия.
Акустическая дисграфия связана с недостаточно четкой слуховой дифференциацией ребенком акустически близких речевых звуков и выражается в соответствующих буквенных заменах на письме. Игры и упражнения, направленные на развитие слухового восприятия и речевого слуха, приучают ребенка слышать и дифференцировать разнообразные звуки.
- Различение неречевых звуков (запись звуков птиц )
- Логоритмические движения (Сашенька в спешке…)
- Отхлопать ритм
// ///,
/ / ///,
// // //
3.Дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза.
В основе данного вида дисграфии лежит нарушение различных форм языкового анализа и синтеза, проявляющееся на письме в искажениях звукобуквенной и слоговой структуры слов и предложений. Наблюдаются пропуски гласных букв, согласных при стечении в слове; перестановки букв; добавления букв. Так же наблюдаются перестановки, пропуски и добавления слогов в словах. В предложениях дети часто пишут слова слитно друг с другом (особенно предлоги), не видят границы слов, раздельно пишут приставки.
Предупреждение этого вида дисграфии состоит в том, чтобы сформировать у ребенка различные виды анализа и синтеза. Для этой цели используются логопедические игры:
«Узнавание звука на фоне слова» Ребенок должен уметь определить есть ли заданный звук в слове.
«Определение местоположения звука в слове»:
«Определение последовательности и количества звуков в слове»
«Определение количества слогов в слове»
Предлагаю вместе выполнить несколько игровых упражнений.
У каждого родителя на столе лежат карточки с заданиями.
Упражнение «Найди слово».
Соотнести картинку с нужной схемой
Упражнение «Весёлый поезд»*.
Расселите пассажиров по вагона в соответствии с количеством слогов в словах, их называющих.
Упражнение «Подбери слова на слоги».
3.Оптическая дисграфия.
Несформированность зрительно – пространственных представлений (то есть представлений о форме и величине предметов и об их расположении в пространстве по отношению друг к другу) и зрительного анализа и синтеза. Работу начинаем с решения простых зрительных задач:
Формирование зрительного гнозиса:
- назвать предметы по их контурам; назвать недорисованные предметы; назвать перечеркнутые изображения; выделить изображения, наложенные друг на друга;
- распределить предметы по величине;
-соотнесение предметных картинок с геометрической фигурой;
- дорисовывание незаконченных контуров и симметричных изображений;
- составление разрезных картинок, дорисуй, чего не хватает и т. д.
Развитие зрительной памяти:
- «Что изменилось?»;
- «Чего не стало?».
Формирование зрительно – пространственного восприятия
- пробы Хеда;
- с опорой на картинки рассказать, что где находится;
- ориентировка по отношению к себе: справа от меня…;
- работа с пространственными предлогами;
- тактильное ощупывание, узнавание рельефных геометрических фигур и предметов (из наждачной бумаги, картона, семян), игра «Волшебный мешочек».
Возьмите карточки и выполните задания. ( у каждого своя карточка )
1. Упражнение « Четвёртый лишний»
« Назови все овощи»
«Найди все буквы»
« Сломанная буква»
Узнай букву и допиши её.
Найди правильную букву.
Спасибо, хорошо постарались!
5.Аграмматическая дисграфия.
- Поговорим об этом виде дисграфии.
Аграмматическая форма дисграфии появляется у детей на почве общего недоразвития речи. В основе ее лежит несформированность у ребенка грамматического строя устной речи. Это выражается в неточности употребления слов, неправильном написании окончаний, в неумении согласовывать слова в предложении, неверном употреблении предлогов.
Для формирования грамматического строя речи проводится следующая работа.
Работа над словоизменением:
- образование множественного числа имен существительных;
- согласование прилагательных с существительными;
- согласование существительных с числительными.
- работа с предлогами.
Работа над словообразованием:
Расширение словарного запаса.
Низкий уровень сформированности грамматической стороны устной речи является причиной развития аграмматической дисграфии.
6. Моторная дисграфия.
Для моторной дисграфии характерны трудности движения руки во время письма, нарушение связи моторных образов звуков и слов со зрительными образами. Современное психологическое и психолингвистическое изучение процесса письма свидетельствует о том, что оно является сложной формой речевой деятельности, включающей большое количество операций различного уровня: семантических, языковых, сенсомоторных.
- Развитие мелкой моторики рук с использованием массажа и самомассажа пальцев, игр с пальчиками, обводки, штриховки, работы с ножницами, пластилином и др.
- Развитие тактильных ощущений ( узнать, какую фигуру нарисовали на спине, на руке, в воздухе рукой ребенка, узнать предмет на ощупь - игра «волшебный мешочек» и т.д.).
- Развитие способности к запоминанию, автоматизации и воспроизведения серий, включающих несколько различных движений (тест "кулак — ребро — ладонь"), рядоговорение (времена года, дни недели), игры в ладушки (помогают развить межполушарные связи головного мозга).
Предлагаю родителям поиграть. « Передай рисунок». Рисую пальцем на спине родителя контур матрешки, тот «передает» своему соседу и так, по цепочке: первый рисует на спине соседа, тот передаёт следующему, последний называет, что нарисовали на его спине. Выясняем, правильно ли почувствовали все рисунок.
7. Смешанная дисграфия.
Как правило, обусловлена общим недоразвитием речи у детей дошкольного возраста.
Невозможно сформировать грамотную устную и письменную речь ребенка, если систематически не читать ему художественную литературу, которая позволяет решать многие задачи: воспитывает интерес и любовь к родному языку, обогащает словарный запас детей, учит стилистически правильным оборотам, пробуждает у детей интерес к овладению чтением и приучает слушать и слышать, осознавать прочитанное.
Работа по предупреждению ошибок чтения и письма будет успешной, если мы все: логопед, воспитатели, родители, объедим свои усилия. Различные виды заданий можно включать и во время прогулок, дома в различных видах деятельности, общаясь с ребёнком.
И ещё одним из важных условий профилактики является образец грамматически правильно оформленной речи окружающих взрослых, которая является образцом для подражания. А это значит, что взрослые сами должны владеть грамматическими нормами русского языка. Грамотная, связная устная речь — залог успешного обучения ребенка в школе.
Сегодня я представила вам некоторые приёмы, позволяющие помочь детям преодолеть проблемы школьного обучения. У нас с вами есть ещё целый год! Давайте вместе постараемся!
СПАСИБО ЗА УЧАСТИЕ! ЖЕЛАЮ УСПЕХОВ!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
консультация и видеопрезентация для учителей логопедов "Игры и упражнения по предупреждению нарушений чтения и письма у дошкольников с нарушениями речи"
Из опыта работы с дошкольниками по подготовке к обучению грамоте.Консультация содержит игры, упражнения, фотографии....
"Игры и упражнения по предупреждению нарушений чтения и письма у дошкольников с нарушениями речи "
Игры и упражнения по предупреждению нарушений чтения и письма у дошкольников с нарушениями речи...
Содержание коррекционно-развивающей работы по предупреждению предпосылок нарушений чтения и письма у детей с речевыми нарушениями
Cодержание коррекционно-развивающей работы по предупреждению предпосылок нарушений чтения и письма у детей с речевыми нарушениями заключается в формировании у детей звуковой, смысловой сторон р...
Игры и упражнения по преодолению нарушений чтения и письма у дошкольников с нарушениями речи
Презентация....
Буклет "Игры и упражнения по преодолению нарушений чтения и письма у дошкольников с нарушениями речи".
В буклете родителям и педагогам коррекционных групп, рекомендуются игры по преодолению нарушений чтения и письма у дошкольников с нарушениями речи....
"Систематизация игр и игровых упражнений по профилактике нарушений чтения и письма у дошкольников с нарушениями речи".
Из опыта работы....
Стендовая консультация для родителей "Предупреждение нарушений чтения и письма у детей дошкольного возраста"
Советы и рекомендации родителям по предупреждению нарушений чтения и письма у детей дошкольного возраста....