Взаимодействие учителя-логопеда и семьи по развитию речи
консультация (старшая, подготовительная группа)
Родительское собрание с учителем-логопедом по взаимодействию с семьей
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vzaimodeystvie_uchitelya-logopeda_i_semi_po_razvitiyu_rechi.doc | 55 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное учреждение детский
сад № 27 «Сказка»
РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ
«Взаимодействие учителя-логопеда и семьи по развитию речи»
Подготовил:
Учитель – логопед Фролкина А.В
2023 г.
РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ
«Взаимодействие учителя-логопеда и семьи по развитию речи»
Своевременное и полноценное формирование речи в дошкольном возрасте – одно из основных условий нормального развития ребенка, а в дальнейшем его успешное обучение в школе. Любая задержка, и любое нарушение в ходе развития речи ребенка отражается на его поведении и на любой его деятельности в различных формах.
Родители, сталкиваясь с трудностями в обучении их ребенка, разумеется расстраиваются, задаются вопросами: почему ребенок безграмотно пишет; пропускает буквы при чтении и письме; не может применять на практике хорошо выученные правила правописания и т.д. А ведь многие из них занимались своим ребенком, водили его в различные кружки, развивающие центры и вроде добились цели, которую ставили перед собой – ребенок умеет читать, писать. В чем же дело? Что было сделано не так?
Для правильного и результативного воздействия на развитие речи своего ребенка родителям нужно учесть следующие моменты:
1. Нужно реально оценить состояние здоровья своего ребенка (в последнее время увеличилось количество детей с различными отклонениями в развитии головного мозга, при этом в первую очередь страдает именно речь, и если вас что-то беспокоит в речевом развитии ребенка, не нужно стесняться и бояться обращаться за консультацией к специалистам.
2. Здесь важно отметить важность и необходимость пропедевтической работы с родителями детей младших групп. Обследование речи ребенка специалистами принято проводить с 5 лет. Этому есть свое объяснение: известно, что становление речи завершается примерно к 5-6 годам. Многие исследователи считают: не надо ждать, когда закончится процесс развития ребенка- необходимо оказывать ему разностороннюю помощь до завершения этого процесса, способствуя т.образом предупреждению возможных расстройств речи (возрастных и патологических).
3. Неправильно и нельзя сводить проблему формирования речи к обучению грамоте (освоению навыков чтения и письма) т.к. развитие речи - очень сложный процесс, в котором освоение письменной формы являются лишь составной частью.
Развитая речь в понимании многих родителей – это умение читать и писать (хотя бы печатными буквами), поэтому они стремятся как можно раньше научить своего ребенка читать и даже писать, при этом многие важные стороны развития ребенка остаются без должного внимания, а иногда вообще не учитываются, хотя давно известно, что умение ребенка читать и писать не являются показателем его развития. Чтение и письмо – только необходимое средство, которым на определенном этапе ребенок овладевает для своего последующего полноценного развития. При этом чтение и письмо – сложные навыки, которые требуют от ребенка определенного уровня развития в т.числе и речевого. Овладение грамотой не самоцель, это определенный этап речевого развития ребенка, который подразумевает серьезную предшествующую и последующую работу по речевому и языковому развитию детей
И уже совсем недопустимо, когда родители начинают учить с ребенком буквы, обучать чтению, на нарушенных в произношении звуках!
Также сейчас стало модной тенденцией раннему введению ребенка в обучение иностранных языков. Нужно весьма осторожно относиться к этому решению, т.к. это не способствует, а иногда значительно мешает овладению детьми своего родного языка. Если у ребенка проблемы с родным языком, или речь находится в стадии формирования, то не стоит усугублять его проблемы приобщением к другой языковой системе.
Опыт работы показывает: взаимодействие педагогов д/сада, воспитателей, логопеда и семьи - важное и необходимое условие полноценного речевого развития дошкольников, т.к. наилучшие результаты получаются там, где педагоги и родители действуют согласованно.
Подобному согласованному воздействию предшевствует целенаправленная работа педагогов, в процессе которой родителей включают в жизнь группы; приобщают к проблемам своих детей (в разных формах и на разном содержании).
Участие семьи в речевом развитии начинается с момента прихода ребенка в д/сад. Уже на этом этапе (и во время последующих встреч) родителей необходимо убедить в том, что именно их роль в речевом развитии ребенка очень значима; что все усилия педагогов без их помощи будут недостаточны, а может быть даже совсем безрезультатны.
В основу работы логопеда с семьями положены основные принципы, без соблюдения которых результаты коррекционной работы будут малоэффективны или совсем невозможны:
- принцип комплексного подхода к организации коррекционно-педагогического процесса, который означает необходимость участия в работе с ребенком логопеда, психолога, воспитателя, родителя;
- принцип единства диагностики и коррекционно-педагогического процесса –
Ежегодно в начале учебного года ( а еще в конце учебного года) учитель-логопед проводит обследование речи каждого ребенка группы по следующим разделам: произносительная сторона речи (звукопроизношение и речевой –фонематический слух), словарный запас, грамматический строй речи и связная речь. Обследуется так- же развитие мелкой моторики рук, с которой, как известно теснейшим образом связано речевое развитие ребенка.
Обследование ребенка разными специалистами проводится с целью выявления (определения) его актуального и потенциального уровней развития, соматического состояния развития и т.п и определяет пути коррекционно-педагогической работы в виде составления индивидуальной программы развития.
Результаты обследования доводятся до каждого родителя ребенка в индивидуально-конфедециальной форме. Родителям разъясняют о том, что они имеют право на индивидуальные беседы и консультации со специалистом, если вопрос интересующий его в отношении его ребенка, неуместно решать при посторонних, в присутствии других родителей. По результатам обследования учитель-логопед в индивидуальных беседах с родителями, сообщает им характер отклонений в развитии речи ребенка и перспективы их исправления, отмечает слабые и сильные стороны речи ребенка, намечает пути оказания ему помощи в исправлении и развитии речи и «распределяет обязанности сторон», т.е. определяет, что будут делать родители, а что специалисты в этой работе. Объем помощи ребенку родителями по развитию его речи в каждом конкретном случае разный. Это зависит от многих причин:
- от уровня речевого развития ребенка;
- от сложности речевых недостатков;
- от состава семьи;
- от желания и возможностей родителей участвовать в этом процессе и др.
Участие родителей в этой сложной работе не должно быть одноразовым и если родители устранятся от этой работы, то нарушится целостность коррекционно- педагогическо процесса, положительных результатов не будет и пострадает их ребенок.
Существуют еще принципы в коррекционной работе с детьми:
-принцип сотрудничества между родителями и специалистами предполагает равноправное партнерство в коррекционной работе. Такие же отношения строятся между учителем-логопедом и родителями и ребенком по принципу личностно-ориентированной педагогики – на «уровне глаз» ребенка, используя прием «глаза в глаза».
- принцип учета интересов-когда интересы родителей и специалиста, работающего с ребенком будут обоюдно соблюдены;
Еще очень важный принцип работы, когда родители говорят о том, что ребенок должен делать и выполнять то, что умеют делать его сверстники. Ни в коем случае нельзя сравнивать знания (или незнание) своего ребенка с достижениями, умениями других детей, т.к. все дети развиваются по - разному. Сравнение возможно лишь с тем, что ребенок умел (или не умел) делать раньше.
В коррекционной работе учитывается социальная характеристика семьи, которую отражают такие параметры как:
- уровень образования родителей;
- общий культурный уровень семьи;
- взаимоотношения в семье;
- наличие вредных привычек у родителей и т.д.
Так же большую роль в достижении положительных результатов в коррекционном воздействии на ребенка играет уровень родительской мотивации в отношении сотрудничества с учителем-логопедом. Уровень родительской мотивации оценивается таким параметром как:
- адекватность оценки родителями состояние развития речи своего ребенка;
- готовность к полноценному сотрудничеству с логопедом, воспитателем в процессе коррекционной работы, понимание его важности и необходимости этой работы;
- степень инициативности родителей в плане сотрудничества с учителем – логопедом;
- продуктивность использования рекомендаций и советов учителя-логопеда, психолога, воспитателя, медицинских рекомендаций и т.д.
По этим параметрам можно выделить семьи с высоким, средним и низким уровнем мотивации. Как показывает практика, наиболее часто встречаются семьи со средним, а еще чаще с низким уровнем мотивации.
Родители со средним уровнем мотивации адекватно воспринимают речевое состояние ребенка, не отрицают необходимости сотрудничества с педагогом, но при минимальных затратах своих усилий, соглашаются со всеми доводами учителя-логопеда, но мотивируют свою бездеятельность и пассивность недостатком времени и большой занятостью.
Родителям с низким уровнем мотивации характерно отсутствие адекватной оценки речевого состояния своего ребенка, очень пассивная, равнодушная внутренняя позиция в сотрудничестве с учителем -логопедом, которая проявляется в непонимании или в нежелании необходимости коррекционной логопедической работы, в неприятии советов, рекомендаций, предложений, критики, пропуск по неуважительным причинам логопедических занятий и т.д.. Стимулом к активному участию родителей в коррекционно-педагогическом процессе может стать демонстрация положительных результатов деятельности родителей детей предыдущих годов обучения.
Родителям нужно помнить о необходимости комбинации речевых упражнений с заданиями на развитие психических процессов (памяти, внимания, мышления).
Например, для детей с нарушением слухового внимания используют инструкции типа: «Хлопни (топни), когда услышишь…»
при нарушении мелкой моторики ставим условие: «Скажешь правильно звук, слог, слово, предложение) – возьмешь бусинку, или раскрасишь домик…»
при нарушении восприятия у ребенка по мере раскрашивания картинки спрашиваем «Что получилось?», «Чего не хватает?» и т.д.
при нарушении мышления к этому добавляем задания типа: «Зачеркни, что плавает в воде (летает, прыгает и т.п.). Нужно использовать в коррекционной работе с детьми доступные им жизненные ситуации для речевого развития детей их речевой активизации.
Родители должны помнить о том, что если ребенок, у которого звуки находится в стадии автоматизации, начинает снова неправильно их произносить, его не нужно за это ругать, а терпеливо поправлять и дать возможность произнести их правильно. Родителям нужно обязательно отмечать успехи ребенка, говорить ему об этом, хвалить, стимулируя его на дальнейший успех в этой сложной работе.
Цель домашних заданий - закрепление тех знаний, умений и навыков, которые были приобретены ребенком на логопедических занятиях.
К домашним заданиям предъявляются определенные требования:
- задания служат цели закрепления изученного материала;
- родителями должны обязательно выполняться домашние задания;
- домашние задания должны проходить в интересной для ребенка занимательно- игровой форме, не должны быть скучными и нельзя насильно заставлять ребенка их выполнять, тем более под угрозой наказания логопедом.
Задания по развитию речи разделяются на три составляющих части:
- индивидуальные задания по звукопроизношению;
- задания по закреплению (формированию) лексико-грамматических категорий языка;
- задания по закреплению навыков звукового анализа и синтеза и навыка чтения (в зависимости от уровня подготовки детей).
Внутри каждого направления в зависимости от нарушения речи, психологических особенностей ребенка (внимания, памяти) и особенностей его эмоционально-волевой сферы могут быть выделены различные задания.
Так в работу по звукопроизношению могут включаться задания по развитию мимической мускулатуры, развитию мелкой моторики рук, развитию артикуляционного аппарата, отработка поставленных звуков, их автоматизация, дифференциация и т.д.
Соответственно задачам второго направления (формирование лексико-грамматических категорий подбирается материал по программе: слова, обозначающие предметы, качества и свойства предметов, действия. Сюда же включаются задания по формированию грамматического строя речи: связь слов в предложении (управление, согласование), предложные конструкции и др.
Для развития творческого высказывания полезны задания, в которых ребенку предоставляется альтернатива поведения:
- Света говорит: «Хочу мороженое, но у меня болит горло» Как ты думаешь, Света съест мороженое? Почему?
- «Хочу играть, но мама зовет ужинать». Света пойдет ужинать, или будет играть? Почему?.
- «Не хочу мыть руки, но папа сказал: « Надо» Пойдет Света мыть руки? Почему?
И наконец третье направление – закрепление навыков звукового анализа и синтеза.
Увеличение и усложнение заданий проводится постепенно, чтобы для ребенка и родителей сохранялась «Ситуация успеха», чтобы занятия приносили радость, желание заниматься. В этих условиях у детей и взрослых формируется уверенность в собственных силах и успех.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Взаимодействие учителя-логопеда с родителями детей, имеющих нарушения речи
В семье заложен огромный воспитательный потенциал. Использование его в полном объеме является условием гармоничного роста и развития ребенка, полноценного формирования его личности. К сожалению, как п...
Инновационные формы взаимодействия учителя-логопеда, воспитателя и семьи как условие создания единого образовательного пространства в процессе коррекционной работы с детьми с ОВЗ
Инновационные формы взаимодействия учителя-логопеда, воспитателя и семьи как условие создания единого образовательного пространства в процессе коррекционной работы с детьми с ОВЗ....
ИННОВАЦИОННЫЕ ФОРМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА, ВОСПИТАТЕЛЯ И СЕМЬИ КАК УСЛОВИЕ СОЗДАНИЯ ЕДИНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА В ПРОЦЕССЕ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ С ОВЗ
Инновационная работа с родителями....
Взаимодействие учителя-логопеда ДОУ с семьей в условиях реализации ФГОС.
Ни для кого не секрет что семья - это первоисточник и образец формирования межличностных отношений ребенка, а мама и папа – образцы для подражания....
Взаимодействие учителя-логопеда и воспитателя в процессе развития речи у дошкольников
Взаимодействие учителя-логопеда и воспитателя в процессе развития речи у дошкольников...
Конспект НОД "Взаимодействие учителя-логопеда и учителя-дефектолога в развитии связной речи детей с ЗПР на тему «В осеннем лесу».
Конспект НОД "Взаимодействие учителя-логопеда и учителя-дефектолога в развитии связной речи детей с ЗПР на тему «Осень».Ссылка на презентацию к конспекту: htt...
Самоанализ к конспекту НОД " взаимодействие учителя-логопеда и учителя-дефектолога в развитии речи детей с ЗПР на тему «В осеннем лесу»".
Самоанализ к конспекту НОД " взаимодействие учителя-логопеда и учителя-дефектолога в развитии речи детей с ЗПР на тему «Осень»"...