Конспект НОД "Взаимодействие учителя-логопеда и учителя-дефектолога в развитии связной речи детей с ЗПР на тему «В осеннем лесу».
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)
Конспект НОД "Взаимодействие учителя-логопеда и учителя-дефектолога в развитии связной речи детей с ЗПР на тему «Осень».
Ссылка на презентацию к конспекту: https://cloud.mail.ru/public/tZmE/QXYJvu3N5
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_na_rmo_novyy_peredelannyy.docx | 544.64 КБ |
samoanaliz_nod.docx | 18.17 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида №10»города Сим Ашинского района Челябинской области
Конспект НОД взаимодействие учителя-логопеда и учителя-дефектолога в развитии речи детей с ЗПР на тему «Осень».
Выполнил:
.
Учитель-логопед Саблина М.В.
Учитель-дефектолог Теплова С.В
2018г.
Цель: Совершенствование взаимодействия учителя-дефектолога и учителя-логопеда в развитии речи детей на тему «Осень.
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
- Формировать словарный запас детей по теме «Осень»;
- Обучать детей отвечать на вопросы полным предложением;
- Закрепление навыка чтения стихотворения по мнемотаблице;
- Подбор слов-определений4
- Согласование существительных с прилагательными;
- Дифференциация звуков С-Сь в словах, предложениях, чистоговорках;
- Способствовать формированию словесно-логического мышления, умение классифицировать, сравнивать, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи;
- Закреплять умение описывать предмет, выделять существенные признаки. Активизировать словарь детей;
Коррекционно-развивающие:
- Развитие памяти;
- Развитие слухового и зрительного внимания;
- Развивать зрительное восприятие;
- Развитие связной речи, речевого общения и координации речи с движением;
- Развитие диафрагмального и речевого дыхания;
- Развитие артикуляционного аппарата. Развитие переключаемости органов артикуляционного аппарата;
- Расширять знания о деревьях, листьях;
- Использование здоровьесберегающих технологий:
- Дыхательная гимнастика;
- Гимнастика для глаз;
- Использование крио-терапии;
- Применение самомассажа варежками с пуговицами;
- Развитие мелкой моторики с помощью интерактивных песочниц;
- Использование дорожек здоровья.
Коррекционно-воспитательные:
- Воспитывать любовь к природе;
- Воспитывать интонационную выразительность речи;
- Воспитывать доброжелательное отношение к сверстникам, положительное отношение к занятию;
- Воспитывать самостоятельность;
- Контроль над собственной речью;
- Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания;
- Совершенствовать умение вслушиваться в обращенную речь, понимать ее содержание.
Предварительная работа:
- Экскурсия в осенний парк;
- Рассматривание деревьев, листьев;
- Рассматривание иллюстраций, репродукций, картин об осени;
- Повторение стихов, загадок по теме;
- Чтение художественной литературы по теме;
- Продуктивная деятельность (рисование, лепка, аппликация);
Оборудование:
- Использование технических средств обучения:
- Ноутбук;
- Презентация к занятию;
- Звуки «Шум ветра», «Шум дождя»;
- Зеркала;
- Схемы артикуляционных упражнений;
- Мяч;
- Гимнастические дорожки здоровья;
- Мнемотаблица для рассказывания стихотворений об осени;
- Корзина с осенними листьями;
- Кубики льда;
- Массажные варежки с пуговицами;
- Интеркативные песочницы;
- Макет дерева;
- Смайлики (трафареты осенних листьев со смайликами);
- Воздушные шары.
ЛОГОП: Дети заходят в группу под музыку(осеннюю).
Вот и осень к нам пришла, нас с собою позвола.
В лес отправимся гулять, будем весело шагать.
По тропиночке пойдем, друг за дружкою гуськом.
На носочки встали, к лесу побежали.
Ноги выше поднимаем и на кочки наступаем.
Сново по дорожке мы весело шагаем.
Как хорошо в осеннем лесу, так и хочется со всеми поздороваться:
Здравствуй солнце золотое,
Здравствуй небо голубое ,
Здравствуй вольный ветерок,
Здравствуй маленький дубок,
Мы живем в родном краю,
Всех я вас приветствую.
На слайде появляется Лисенок).
Дефект: Пока мы с вами гуляем, за нами кто то наблюдает, Смотрите, кто сидит.(выносит из кустов лисенка). (Осень?А что такое осень?, ребята, расскажите что такое осень и какая она?)
ЗВУК ВЕТРА,
Дефектол: :Ребята, осенью часто дует ветер. Вот и сегодня он дует с самого утра,встретила я его по дороге в детский сад и он подарил мне волшебный мяч.
Мяч осенний, мяч волшебный,
будет в руки к вам скакать и вопросы задавать.
Кому я брошу мяч, тот и отвечает на вопрос:
Игра «Подбери действие».
- листья осенью (что делают?) - Листья осенью желтеют, опадают и тд.
- Дождь осенью……
-урожай осенью…
-птицы осенью….
-деревья осенью…
-звери осенью…
Логоп: Артикуляционная гимнастика
Ребята, сегодня мы с вами будем много разговаривать, Давайте вспомним, какие упражнения нам помогают красиво говорить звуки с-сь. Давайте выполним эти упражнения (улыбочка, заборчик, ручеек).(руку под рот). Молодцы, а теперь потренируем звуки с-сь в чистоговорках,
СА-са-са, лисонька краса(хлопаем в ладоши),
СЫ-СЫ-СЫ, у лисы усы,
СУ-су- су, видим мы лису,
Са-са-са, лисонька краса.
ЛОГОП:Вот теперь наш язычок готов к работе.
Логоп: Многие поэты, любили это время года и воспевали его в стихах. Давайте расскажем вместе стихотворение об осени по схеме.
Ходит осень в нашем парке.
Дарит осень всем подарки.
Бусы красные –рябине,
Фартук розовый –осине,
Зонтик желтый-тополям.
Фрукты осень дарит нам.
Логоп: Дети, вам понравилось стихотворение.
Дети:Да.
Логоп:О чем говорится в этом стихотворении?
Дети: об осени.
ДЕФ: Осень какая?- красивая, щедрая, холодная, золотая, поздняя ,дождливая.
Осеннее небо какое?- Небо серое, хмурое, облачное,
Осенний ветер какой?- ветер холодный, резкий , сильный, мокрый.
Лужи какие?- большие, глубокие, холодные, грязные.
Почему осенью много луж? Дети: потому что часто идет дождь.
Какой предмет помогает укрыться от дождя?- Зонт.
Идет музыка дождя.
ЛОГОП: Ой, ребята, пошел дождь. А дождь какой? Холодный, сильный ,моросящий. А теперь, давайте поиграем с дождем, и в этом нам помогут наши ладошки.
Дождик наш пошел, кап - кап - кап, (стучим пальцами по лицу),
А по лужам ты идешь, так - так - так ( маршируем на слово так так так)
Вода хлюпает в ботинках, хлюп хлюп хлюп (стряхиваем с ботинок воду),
И течет у нас по спинкам, плюх, плюх, плюх, плюх (гладим руками плечи)
Посмотрите, лужи шире (разводим руками в стороны, делаем повороты)
Ой ой ой(руки к щекам)
Нам конечно зонтик нужен, вот такой (показываем широкий зонт руками над головой).
ЛОГОП: молодцы
Деф: Ребята, посмотрите что у нас на экранен. Назовите какой предмет на картинке лишний (игра « 4 лишний». «Что лишнее и почему?»)
Ноябрь, сентябрь, март, октябрь.
Дождь, лужа зонт, капля.
ДЕФ: Ребята, а давайте поиграем в игру «Обьясни словечко».
Листопад, слякоть, золотая осень, проливной дождь.
ДЕФЕКТ: А теперь давайте поиграем в игру «Закончи предложение»:
- весной листья на деревьях распускаются, а осенью- опадают.
- Весной трава зеленая, а осенью- желтая.
- Весной люди сажают семена, а осенью собирают урожай.
- Летом заяц -серый, осенью- белый.
- Зимой снегопад, а осенью листопад.
- Весной птицы вьют гнезда, а осенью- улетают в теплые края..
ДЕФЕКТ:МОЛОДЦЫ, Ребята. Сегодня по дороге в детский сад я набрала целую корзину листьев, выберите по одному листочку.
Скажите, с какого дерева у тебя лист?
ЛОГОП: ,взяли листочки за ниточки. Положили их на правую ладошку, руку вытянули вперед:
Мы листочки собираем, мы с листочками играем,
Листочки вправо полетели,
Глазки вправо посмотрели.
Листочки влево полетели,
Глазки влево посмотрели.
Ветер листья поднимает, и на землю опускает(3 раза)
А теперь поднесите ладошку ко рту
Носом глубоко вдыхаем,
Щеки мы не раздуваем,
Губки трубочкой сложили
И листочки закружили.
Устроим листопад.
До чего же ветер рад, что устроил листопад.
Залетел, засвистел, лес листвою зашумел,
ЛОГОП: Дети садятся на стульчики. Ребята, скажите, чем покрываются лужи поздней осенью?
Дети: льдом.
ЛОГОП: Я вам предлагаю взять эти ледышки в руки и сделать массаж нашим пальчикам.(Берем ледышки и проводим по пальцам)
Солнышко греет уже еле, еле, (пальцами по одному дотрагиваемся до льда, сначала на правой руке, перекладываем в другую руку)
Перелетные птицы на юг улетели,
Голые деревья, пустынные поля,
Первым снежком принакрылась земля,(ладошкой накрываем другую ладошку, водим ледышку вперед и назад)
Река покрывается льдом в октябре,
Поздняя осень стоит на дворе.
Молодцы, ребята, замерзли у вас руки? Нужно их согреть, одеваем перчатки и греем наши ручки.
МАССАЖ РУК «ОСЕННЯЯ РАЗОГРЕВАЛОЧКА».(с массажными перчатками).
Если замерзают руки, начинаем их тереть, Дети медленно растирают одну
Быстро мы сумеем руки, как на печке, разогреть. ладонь о другую (как – будто моют ).
Сначала ладошки, совсем как ледышки, Растирают ладони в продольном
Потом как лягушки, направлении сначала медленно,
Потом как подушки, затем все быстрее и быстрее.
Но вот понемножку согрелись ладошки.
Я горю, как от огня, Прикасаются ладонями к щекам.
Вот, потрогайте меня
ЛОГОП: Согрелись ваши ручки? ДААА. Молодцы.
ДЕФЕКТ:
Я предлагаю вам разделиться на две команды, подойти к песочницам и пальчиками нарисуем осенний лес. Что вы нарисуете в своей картине? (солнышко, деревья, лужи тучи, дождь)
Какие вы молодцы. Какие красивые осенние полянки у вас получились.
Посмотрите ребята, какое дерево перед нами стоит грустное, я предлагаю взять вам листочек с вашим настроением и приклеить его к дереву. Скажите, какое стало дерево?
Дети: веселое.
Правильно, веселое. Такого дерева настроения больше нигде не увидишь. Скажите, какое чувство у вас вызывает ? Что мы делали с вами сегодня? Что вам понравилось?
За это вам осень дарит подарки.
Предварительный просмотр:
Самоанализ НОД.
Для достижения целей и задач применялись следующие методы и приемы:
- Словесный (вопросы к детям, повторение и уточнение, напоминание, поощрение)
- Наглядный (презентация иллюстраций осеннего пейзажа );
- Практический (рисование в интерактивной песочнице):
- Игровой (игровой сюжет «путешествие в осенний лес, встреча с лисенком»);
- Методы рефлексии (обратная связь)
Структура занятия
- Водная часть: (организация детей) – 5 минуты
- Основная часть: (практическая деятельность) - 18 минут
- Заключительная часть (подведение итогов) 2 минуты
Водная часть непрерывной образовательной деятельности (НОД). Цель вводной части – создать мотивацию, увлечь детей темой занятия. Что и было сделано за счёт игровой ситуации–предложения отправиться в путешествие в осенний лес, встреча с Лисенком, рече-двигательной игры «Здравствуй…». Такая игровая ситуация позволила не только привлечь детей к занятию, но и дальше с большим интересом выполнять все задания. Непрерывная образовательная деятельность была направлена на решение игровой ситуации: познакомить и объяснить Лисенку что такое осень.
Для активизации учебной деятельности учитель-логопед и учитель-дефектолог использовали схемы, речевые игры, наглядные пособия и интерактивную презентацию.
Основная часть НОД - это умственная и практическая деятельность детей под руководством учителя-дефектолога и учителя-логопеда, направленная на выполнение всех поставленных образовательных задач.
В основную часть НОД были включены задания на повторение изученного и активизацию опорных знаний с целью повторения пройденного и подведения к восприятию новых знаний.
В играх «Подбери действие», «Осень какая?» дети повторяли приметы осени, что было направлено учителем-дефектологом на повторение изученного материала, развитие памяти, внимания, слухового восприятия. Игры «Четвертый лишний», «Объясни словечко», «Закончи предложение», «С какого дерева лист?» способствовали формированию словесно-логического мышления, умению классифицировать, сравнивать, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи
Учитель-логопед решал поставленные задачи по развитию артикуляционного аппарата через проведение атрикуляционной гимнастики; дифференциация звуков С-Сь – проведена с помощью чистоговорки; развитие связной речи – с помощью чтения стихотворения по мнемотаблице; развитие речевого общения и координации речи с движением –через речедвигательную игру «Вот и осень к нам пришла…»; развитие координации движений, диафрагмального и речевого дыхания- с помощью гимнастики для глаз и дыхательной гимнастики «Мы листочки собирали»; развитие мелкой моторики и тактильных ощущений – с помощью крио-массажа рук «Осенняя разогревалочка» и рисование в интерактивной песочнице.
В середине занятия с целью снятия статического напряжения была проведена динамическая пауза «Дождик пошел»
Лично-ориентированный подход в обучении проявлялся в оказании помощи детям, затрудняющимся при ответе, в напоминании, дополнительном объяснении, а также учитывались особенности мышления и темп восприятия каждого ребенка.
На занятии большое внимание уделялось приемам создания атмосферы доброжелательности и психологического комфорта для детей, что способствовало повышению эффективности коррекционного занятия.
В заключительной части НОД с помощью дерева-эмоций педагоги провели рефлексию, узнав об эмоциональном настроении детей. Поставленные задачи закреплялись в ситуативном разговоре с детьми, обращаясь к приобретенному в процессе занятия опыту детей.
По итогам проведенной непрерывной образовательной деятельности можно сделать следующие выводы:
- дети успешно справились с заданиями (ответили на все поставленные вопросы полным ответом, строят грамматически правильно предложения), получив удовлетворение от результатов своей деятельности;
- дети согласовывают существительные с прилагательными;
- дети закрепили представление о признаках осени, продемонстрировали умение устанавливать причинно-следственные связи, классифицировать предметы.
- дети расширили представления о деревьях, листьях
- дети правильно выполняют артикуляционную гимнастику, дифференциируют звуки С-Сь в словах, предложениях, чистоговорках;
Поставленные в непрерывной образовательной деятельности задачи были выполнены.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непрерывной непосредственной образовательной деятельности по развитию речи во второй младшей группе «Радуга» «В осеннем лесу»
Учить внимательно слушать воспитателя, отгадывать простые загадки; расширять и активизировать словарный запас воспитанников по теме; совершенствовать грамматический строй речи; формировать эл...
Конспект непрерывной образовательной деятельности «Художественно-эстетическое развитие в подготовительной группе ДОУ по теме: «Вьюга в лесу»»
· Развитие у детей эстетическое восприятие, самостоятельное придумывание темы для рисования зимнего леса, цвета снега (зимний день, вечер), изображения ...
Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию для детей старшего дошкольного возраста. Тема: «Путешествие в осеннем лесу»
Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитиюдля детей старшего дошкольного возрастаТема: «Путешествие в осеннем лесу»...
Самоанализ к конспекту НОД " взаимодействие учителя-логопеда и учителя-дефектолога в развитии речи детей с ЗПР на тему «В осеннем лесу»".
Самоанализ к конспекту НОД " взаимодействие учителя-логопеда и учителя-дефектолога в развитии речи детей с ЗПР на тему «Осень»"...
Конспект занятия по образовательной области "Художественно-эстетическое развитие" для детей старшей группы на тему: "Золотая осень"
ООД: "Рисование".Доминирующая образовательная область: художественно-эстетическое развитие.Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуника...
Конспект занятия по образовательной области "Художественно-эстетическое развитие" для детей старшей группы на тему: "Золотая осень"
ООД: "Рисование".Доминирующая образовательная область: художественно-эстетическое развитие.Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуника...
Конспект игровой образовательной ситуации для детей 6-7 лет Тема: «Музыка осеннего леса»
Конспект игровой образовательной ситуации для детей 6-7 лет...