Педагогическая гостиная для родителей дошкольников «Способы развития сенсомоторных компонентов психической деятельности ребенка».
методическая разработка

Инна Юрьевна Боровкова

Сенсомоторное развитие дошкольника – это развитие его восприятия, предполагающее формирование представлений о внешних свойствах предметов и моторной сферы. С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание. Все другие формы познания (запоминание, мышление, воображение) строятся на основе образов восприятия, являясь результатом их переработки. Поэтому нормальное умственное развитие невозможно без опоры на полноценное восприятие. Что такое сенсорное развитие детей? Важно ли развитие восприятия и ощущений для умственного развития детей? Как сенсорное развитие влияет на подготовку детей к школе? Какие задачи решаются в ходе сенсорного развития? Эти и другие вопросы предлагаю рассмотреть на встрече с родителями дошкольников.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Педагогическая гостиная для родителей дошкольников

«Способы развития сенсомоторных компонентов психической деятельности ребенка».

Подготовила педагог-психолог И.Ю.Боровкова

Сенсомоторное развитие дошкольника – это развитие его восприятия, предполагающее формирование представлений о внешних свойствах предметов и моторной сферы. С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание. Все другие формы познания (запоминание, мышление, воображение) строятся на основе образов восприятия, являясь результатом их переработки. Поэтому нормальное умственное развитие невозможно без опоры на полноценное восприятие.

Что такое сенсорное развитие детей?

Это развитие восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, положении в пространстве, а также запахе, вкусе.

Важно ли развитие восприятия и ощущений для умственного развития детей?

С чувственного восприятия начинается познание мира. Мышление основывается на образах восприятия и их переработки. Это фундамент умственного развития детей. Сейчас дети часто используют мультимедийные средства и недостаточно получают сенсорного опыта. Поэтому свойства и качества предметов познаны детьми недостаточно, и это не дает возможности применять знания в повседневной деятельности. Неразвитость органов чувств негативно влияет на умственное развитие.

Как сенсорное развитие влияет на подготовку детей к школе?

Сенсорное развитие – база для подготовки детей к школе. Готовность детей к школе определяется его сенсорным развитием. Исследование показывает, что если у ребенка есть трудности с формированием восприятия, то будут проблемы с зрительно-моторной координацией. У такого ребенка, возможно, возникнут сложности с письмом. У детей, графически неподготовленных к письму, недостаточно развита кисть руки (мелкая моторика). Развитие мелкой моторики влияет на формирование речи и готовит руку как непосредственное орудие выполнения графических движений, что во многом определяет степень готовности ребенка к школе.

Какие задачи решаются в ходе сенсорного развития?

• Обогащение сенсорного опыта. Знакомство с качеством и свойствами предметов, с цветом и формой. Это способствует развитию сенсорных эталонов, формирует умение находить различия между предметами.
• Развитие тактильной чувствительности, поисковых исследовательских действий.
• Формирование зрительных, слуховых, кинестетических реакций, необходимых при различении свойств объектов.

Проверьте знания ваших детей

С помощью приведенных ниже вопросов ребенок сможет осознать, какие органы чувств развиты у человека и как происходит взаимодействие с миром.

• Как ты думаешь, для чего человеку нужны глаза?
• Что человек узнает с помощью слуха?
• Как мы воспринимаем запахи и вкус?
• У кого обоняние развито тоньше: у человека или животных?
• Для чего человеку нужна пища? Что с ней происходит, когда она попадает в рот?
• Что ты можешь узнать, если рукой прикоснешься ко льду?

Анкета для родителей. Вопросы анкеты:


1. Умеет ли ребенок определять на вкус сладкие и соленые, кислые и горькие блюда? Жидкие и твердые, сырые и вареные продукты?
2. Передает ли ребенок собственными словами свои ощущения от вида и вкуса пищи?
3. Быстро или медленно ест ваш ребенок?
4. Боится ли есть (пробовать) незнакомые блюда?
5. Приучаете ли вы ребенка к здоровому образу жизни и правильному выбору пищи? Какие продукты предпочитает ребенок: полезные или вредные?
6. Хочет ли он есть только вкусную, с его точки зрения, еду?
7. Знакомите ли вы ребенка с национальной кухней и кулинарией других стран?
8. Учитываете ли вы в приготовлении блюд для ребенка биохимический состав продуктов? Достаточное ли количество воды пьет ребенок?

Развиваем слуховое восприятие

Развитие слухового восприятия у ребенка обеспечивает формирование представлений о звуковой стороне окружающего мира, ориентировку на звук как одну из важнейших характеристик и свойств предметов и явлений живой и неживой природы. Овладение звуковыми характеристиками способствует целостности восприятия, что имеет важное значение в процессе познавательного развития ребенка. Какие упражнения можно использовать для развития слуховых ощущений?

1. Создай звук. Объясняя ребенку, что звук извлекается разными способами, можно предложить ему поцокать языком, похлопать руками, потопать ногами. Подобные упражнения позволяют сравнивать звуки, развивать творческие способности.

2. Звукоподражание. Загляни в домик с закрытыми ставнями, в окнах которого нарисованы звери или птицы. Как могут поздороваться эти животные?

К нам залетели две птички. (Педагог стучит молоточком по металлофону.) Угадай, какая птичка поет – большая или маленькая.

3. Угадай звук. Назови звуки, которые ты слышишь в окружающем мире. Кто их издает? Прислушайся, что звучит на улице, в соседней комнате, этажом выше, справа… и т. д.

4. Сравни звуки по длительности и громкости. Детям раздаются дорожки разной длины. Взрослый с помощью дудочки издает звуки разной длины. Задача детей – найти дорожку, соответствующую продолжительности звука.

Детям предлагается прослушать звуки, разные по громкости. Задача –прыгать, бегать, если звук громкий; ходить на носочках – если тихий.

5. «Оркестр». Детям предлагается выбрать музыкальные инструменты: маракасы, колокольчики, бубны, треугольники. Часть детей – оркестр, остальные – слушатели. Задача слушателей – определить по звуку, какие инструменты звучали.

Можно использовать самодельные музыкальные инструменты из подручного материала, например из стаканчиков, металлических крышек, связки пуговиц, ключей и т. п.

6. «Свистульки и колокольчики». Придумать сказку, в которой герои спасаются при помощи звучания инструментов. Приведем пример.

Игрушки* шли по лесу и неожиданно упали в глубокую яму, из которой было трудно выбраться. Их спасло то, что у них были с собой свистульки и колокольчики. На звук колокольчиков прибежали пастухи, которые подумали, что это заблудились их овцы, и игрушки были спасены.

Или…

Колдунья заколдовала детей, и они оказались в башне. К счастью, звук свирели, которая оказалась у мальчика, помог им: эта мелодия понравилась принцессе, и она приказала узнать, откуда доносятся эти звуки. Так дети спаслись.

7. «Создаем шумовую игрушку». Детям предлагается из баночек, бутылок создать игрушки, заполнив их разными наполнителями – фасолью, бобами, косточками, бусинками, камешками, ракушками и проч.

«Уложи игрушку спать» – конкурс колыбельных песен.

Озвучивание сказки. Во время чтения подражать звукам: лаять, кукарекать, изображать стук копыт и рычание дракона.

К СВЕДЕНИЮ

Японский ученый Масару Ибука, создатель новаторских концепций по воспитанию и обучению детей раннего возраста, автор книги «После трех уже поздно», считал, что обучение музыке в раннем возрасте воспитывает усидчивость и способность к концентрации внимания.

Итальянский врач, педагог, ученый, философ Мария Монтессори советовала обязательно сочетать музыку с движением, поскольку это развивает не только чувство ритма, но и нейронные связи мозга, отвечающие за развитие памяти.

Создатель популярнейшей в Японии авторской методики раннего развития и ускоренного обучения детей, профессор Макато Шичида считал раннее обучение музыке залогом успешного развития интеллекта и формирования психики.

8. «Определи звуки речи». Детям предлагается послушать аудиозапись с разными звуками. Задача – хлопать в ладоши, когда среди звуков появятся звуки речи.

9. «Пропой свое имя». Задача – одновременно играть колокольчиком и пропевать свое имя.

10. «Угадай, кто позвал». Один из детей встает спиной к остальным участникам. Дети, на которых укажет ведущий, называют водящего по имени. Можно изменять голос.

11. «Послушаем тишину». Инструкция: «Представьте, что вы оказались в осеннем лесу, деревья стоят без листьев, с голыми ветками, тишина. Опишите то, что вы представили...»

12. «Что это такое?». Водящий закрывает глаза. Остальные дети по очереди издают разные звуки (хлопают в ладоши, топают ногами, шуршат бумагой, щелкают пальцами и т. п.). Задача водящего – определить звук.

13. «Загадочные звуки». Детям предлагается придумать и произнесите необычные звуки.

Развиваем моторику

Игры и упражнения для развития моторики способствуют обогащению тактильной чувствительности, готовят руку дошкольника к письму, развивают речь. Кроме того, их использование способствует знакомству ребенка с качествами и свойствами предметов, формированию навыка анализа, умению группировать предметы.

1. Застегивание и расстегивание пуговиц, крючков, кнопок. Шнуровка. Нанизывание бусинок на нитку.

2. Игры с пуговицами. Задания:

  • найди одинаковые пуговицы;
  • найди самую большую и самую маленькую пуговицу;
  • положи отдельно пуговицы с ножками и пуговицы с дырочками (как вариант – отдельно с двумя и четырьмя дырочками);
  • выложи из пуговиц по контуру геометрические фигуры и узоры;
  • разложи пуговицы на группы по цвету и размеру.

3. Игры с крупой. Задания:

  • отыщи мелкие предметы в крупе (например, в пшенной отыскать фасоль или мелкие игрушки);
  • переложи крупу ложкой из одной миски в другую;
  • нарисуй крупой (например, рисование манкой на ярком подносе заданного образа).

4. Игры с пластилином. Виды:

  • катание колбасок и разрезание ножницами;
  • выкладывание рисунков из пластилина (например, железной дороги);
  • создание оттисков разными предметами (ключами, крышками разной формы и проч.);
  • вставка в размазанный пластилин различных предметов (бусинок, палочек, пуговиц), составление картин различной тематики.

Развиваем зрительное восприятие

Зрительное восприятие играет большую роль в психическом развитии ребенка, имеет не только огромное информационное, но и операциональное значение. Оно участвует в обеспечении регуляции позы, удержания равновесия, ориентировки в пространстве, контроля поведения и т. д. Его формирование является основой становления организации образных форм познания в школьном возрасте. Рассмотрим примеры игр, способствующих развитию зрительного восприятия.

 

Полноценное восприятие будет способствовать овладению различными видами деятельности. Систематическое развитие сенсорики – основа общего развития и усвоения знаний.

1. «Солнечные зайчики». Дети с помощью зеркальца пускают солнечных зайчиков. Можно предложить им пофантазировать, на кого похожи солнечные зайчики, что делают. Игру можно предварить стихотворением-загадкой К.И. Чуковского:

Лежит, лежит копеечка у нашего колодца.
Хорошая копеечка, а в руки не дается.
Пойдите приведите четырнадцать коней,
Пойдите позовите пятнадцать силачей!
Пускай они попробуют копеечку поднять,
Чтоб Машенька копеечкой могла бы поиграть!
И кони прискакали, и силачи пришли,
Но маленькой копеечки не подняли с земли.
Не подняли, не подняли и сдвинуть не смогли.

Процесс игры можно сопроводить чтением потешки:

Солнечные зайчики, солнечные зайчики
Скачут по стене.
Поманю их пальчиком
Пусть бегут ко мне.

2. «Цветной мир», «Волшебные очки». Предложить ребенку рассмотреть окружающий его мир через цветное стекло или очки с разноцветными стеклами. Упражнение направлено на развитие восприятия, знакомит с понятием «спектр», способствует углублению представлений о цвете.

3. «Подаем сигналы фонариком». Детям предлагается придумать собственную «азбуку» для использования ее во время игр. Например, один сигнал фонариком означает «построиться по росту», два – «построиться по цвету волос» и т. п.

4. «Найди предмет». Задача – найти вокруг предметы, одинаковые по форме (величине, цвету и т. д.).

5. «Путь вслепую». Задача – пройти по комнате с закрытыми (или завязанными) глазами. В качестве усложнения можно давать команды, например: пройти столько-то шагов вперед, повернуть направо, влево, назад. Упражнение формирует умение ориентироваться в пространстве. В целях безопасности ребенка необходимо сопровождать в процессе выполнения заданий.

Кроме перечисленных, для развития зрительного восприятия можно использовать игры с теневым театром, жмурки, упражнения с различным оптическим оборудованием (лупой, биноклем, подзорной трубой). Также важно научить ребенка выполнять гимнастику для глаз.

Развиваем обонятельные и вкусовые ощущения

Запахи и вкус несут ребенку дополнительную информацию об окружающем мире. Характеризуя тот или иной аромат или вкус, мы развиваем его речь, обогащаем ее совершенно новыми понятиями и словами: приятный, сладкий, острый, соленый, неприятный и т. д. Все это развивает не только мышление, но и речь. Какие задания можно предложить:
1. Придумать меню для праздника, рецепт необычного блюда.
2. Придумать сказку про нелюбимые продукты.
3. С закрытыми глазами попробовать различные продукты и назвать их (то же самое с запахами).
4. Назвать хорошие и нехорошие запахи.
5. Создать сухие духи: собрать лепестки цветов и поместить в мешочек.
6. Придумать, чем пахнет пекарь, аптекарь (фармацевт)?
7. Создать автопортрет из картинок с изображением различных фруктов и ягод.
8. Заказать пиццу по телефону – подумать, с какими продуктами, какого размера.

Использование стихотворных форм для сенсомоторного развития

Использование стихотворных форм влияет на сенсомоторное развитие детей благодаря ритмичной слоговой структуре, что, в свою очередь, влияет на развитие речи и успешное формирование навыка чтения. Кроме того, задания, которые сопровождают чтение стихотворения, развивают фантазию, интеллектуальное воображение, развивают моторные навыки, формируют чувство ритма, позволяют стандартные предметы, ситуации сделать веселыми.

1. «Изобрази кошку». Ребенку предлагается послушать стихотворение и, представив себя кошкой, изобразить ее действия, подумать о том, что она может чувствовать.

Несчастная кошка порезала лапу –
Сидит и ни шагу не может ступить.
Скорей, чтобы вылечить кошкину лапу,
Воздушные шарики надо купить!
И сразу столпился народ на дороге –
Шумит, и кричит, и на кошку глядит.
А кошка отчасти идет по дороге,
Отчасти по воздуху плавно летит. (Д. Хармс)

2. «Новогодняя фантазия». Ребенку предлагается прочесть двустишие:

Носами Дед Мороз жонглирует!
Ногами лошадь аплодирует... (С. Белорусец)

и нарисовать свои варианты на эту тему – придумать Деду Морозу разные носы («картошкой», «пуговкой», «пяточком», «крючком», «морковкой»). Кроме того, можно предложить поаплодировать ногами.

3. «Я в движении». После прочтения двустишия

Я в движение мир этот не привожу.
Я в нем просто лежу, и сижу, и хожу… (Л. Миллер)

ребенку предлагается продолжить список действий, показывая каждое из названных.

4. «Придумай продолжение». Ребенку предлагается придумать продолжение считалки для игры:

Нос один и голова.
Уха два и глаза два…

Это интересно.

1. Почему маленькие дети все время тянут предметы в рот? Оказывается, рецепторы кожи располагаются на всем теле человека, но больше всего их на языке, губах и кончиках пальцев. Таким образом, дети познают предметы, пытаясь понять, с чем имеют дело.

2. Могут ли обычные люди чувствовать и распознавать миллионы запахов, или это доступно только дегустаторам? На самом деле, даже не обученные искусству распознавать запахи люди способны различать огромное количество запахов. Обоняние может спасти человеку жизнь. Например, запах дыма служит сигналом о пожаре.

3. Существует четыре вида вкусовых рецепторов, и каждый из них определяет различный вкус. Рецепторы на передней части языка помогают почувствовать сладкий вкус продуктов. По бокам – кислый. На задней части языка рецепторы распознают горький вкус. А в центре – фиксируют соленый вкус. Мир стал бы беднее, если все продукты вдруг обрели одинаковый вкус.

4. Ребенок начинает ощущать запахи уже в утробе матери. Память на запахи – наиболее древний вид памяти.

5. Распознавание запахов – своеобразная аэробика для ума. Мозг тренируется: образуются новые нейронные связи, тем самым улучшается качество восприятия мира.

6. Если у ребенка насморк, он не может чувствовать запахи и аппетит снижается. Ребенок ощущает вкус пищи лишь на 20%.

7. Формирование умений узнавать и называть цвета активно происходит от 2 до 7 лет.

8. До 90 процентов информации поступает к человеку путем зрительного восприятия. Далее в убывающем порядке следуют слух, различные виды осязания (тактильная, болевая, температурная и мышечная чувствительность), обоняние и вкус.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация. Педагогическая гостиная для родителей. Тема: «Роль семьи в воспитании ребенка. Семейные традиции»

Презентация для педагогической гостиной с родителями «Роль семьи в воспитании ребенка».  Дошкольный возраст – уникальный период в жизни человека, в процессе которого формируется здоровье и...

Педагогическая гостиная для родителей. Тема: «Роль семьи в воспитании ребенка. Семейные традиции»

Эффективно организованное сотрудничество с родителями позволяет достичь нужных результатов  в воспитании и развитии детей. Одна из наиболее распространенных форм работы с...

Педагогическая гостинная для родителей "Речевое развитие детей дошкольного возраста"

Компьютерная презентация по теме "Речевое развити детей дошкольного возраста", где объясняются причины, проблемы  речевых нарушений у детей и пути их решения....

Пособия для развития сенсомоторных компонентов

Развитие сенсомоторных компонентов  в раннем возрасте...

Педагогическая гостиная для родителей: "Креативные модули в развитии творческой активности детей дошкольного возраста"

Целью  педагогической консультации  по теме: "Креативные модули в развитии творческой активности детей дошкольного возраста" является знакомство родителей с методами и приемами ТРИ...

Конспект занятия учителя-дефектолога и педагога-психолога Развитие эмоций у детей смешанной парциальной недостаточности компонентов психической деятельности. подготовительной к школе группы. «Бал у Золушки»

Взаимодействие учителя-дефектолога и педагога-психолога в ДОУ.Дети с проблемами в развитии – обобщенное понятие. В нашем детском саду  воспитываются дети не только с нарушением речи, но и с...