Педагогическая гостинная для родителей "Речевое развитие детей дошкольного возраста"
презентация к занятию по логопедии (младшая группа) на тему
Компьютерная презентация по теме "Речевое развити детей дошкольного возраста", где объясняются причины, проблемы речевых нарушений у детей и пути их решения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ped.gost_.dlya_roditeley_-.pptx | 2.9 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Тема: РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
«Годы чудес» - так называют исследователи первые пять лет жизни ребенка. Закладываемое в это время эмоциональное отношение к жизни, наличие познавательного интереса оставят неизгладимый след на поведении и всей дальнейшей жизни ребенка
Причины, ведущие к задержки речевого развития 1. Патологии беременности и родовые травмы: - синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ); - гиповозбудимость (малая двигательная и психическая активность, пассивность, отсутствие у ребенка интереса к сотрудничеству;). 2. Ослабленное соматическое здоровье детей: - частые простудные заболевания, - нарушение носового дыхания (аденоиды II-III степени, хронический ринит, гипертрофия нёбных миндалин) 3. Дефицит йода (препараты: калия йодид, йодомарин, йод-актив) 4. Недостаточное общение взрослых с ребенком. -Нехватка терпения у взрослого выслушать ребенка до конца, договаривание за него. - «Детские слова» произносимые взрослыми (сюсюканье). 5. Повышенный шумовой фон в помещении, использование наушников: - снижение физического слуха; - общему возбуждению психики.
Причины патологического искажения звуков - Неправильное строение артикуляционного аппарата (короткая уздечка языка, прикус); - Наличие у детей парезов (слабости) мышц языка, что приводит к неточному и не полному объему артикуляционных движений языка ; - Слабость, вялость мимических мышц ;
Как протекает становление звукопроизношения у детей? - В раннем возрасте звуки усваиваются не изолированно, а в составе целых слов, на основе подражания речи взрослым . - Звуки речи усваиваются по принципу от легкого к трудному.
ПЕРИОДЫ НОРМАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ Второй год жизни (1-2) Третий год жизни (2-3) Четвертый год жизни (3-4 ) Пятый год жизни (4-5) Шестой год жизни (5-6) А О Э П Б М И Ы У Я, Е, Ё,Ю Ф В Т Д Н К Г Х Допустимы замены На мягкие согласные звуки (« сюп », « зюби », « миська ») С З Ц Ч Щ Допустимо смешение звуков : Сь-Щ , Ть-Ч . Замена звуков: Ш-С, Ж-З, Ц-С Словарь – 2000 слов Ш Ж Ль Допускается смешение звуков: С-Ш, З-Ж Л Р Допускается смешение звуков: Р-Л , С-Ш, З-Ж в трудных словах (лаборатория, крокодил, шерстяной, солнышко, железный)
I . Развитие дыхания Проследите за дыханием ребенка. Если он постоянно держит рот открытым, или спит с открытым ртом, если он часто дышит, стал бледным, а губы постоянно обветренны – это первые симптомы того, что ваш малыш привыкает дышать неправильно . Физиологическое дыхание Речевое дыхание (неосознанное) (это правильное сочетание вдоха и выдоха во время произнесения звуков, слов, фраз. Говорить надо на выдохе, плавно) Рекомендации по развитию речевых навыков:
Речевое дыхание можно и нужно тренировать: 1 . Упр. «Шарик». Глубоко вдохнуть с выпячиванием живота, выдыхать медленно через рот, живот втянуть. Выполнять стоя, сидя, лежа. 2. Упр. «Собачка» – высунуть язык, дышать «животом». 3. «Носик». Закрыть рот, вдох носом + точечный массаж. Выдох медленный через рот, губы трубочкой. 4. Упр. «Любопытная Варвара» - смотрит вправо – «А!», - смотрит влево – «Э!». 5. Полоскать горло теплой водой. При каждом полоскании произносить звук /ааа/, /ооо/, затем воду выплюнуть. 6. Надувать шары, маленькие надувные игрушки, мячи. РЕЧЕВОЙ ВЫДОХ ДОЛЖЕН БЫТЬ ПЛАВНЫМ!
II . Тренировка мышцы артикуляционного аппарата. Правила проведения артикуляционных упражнений: 1. Перед зеркалом, подражая взрослому. 2. В игровой форме, с использованием специальных названий упр. 3. Добиваться четкого, правильного выполнения упражнения.
Примеры артикуляционных упражнений: Упр. «Окошко» Упр. «Забор»
Упр. «Подуй на носик» или «Фокус» (сдуть ватку с носика)
Упр. «Чашечка»
Упр. «Грибок»
Динамические артикуляционные упражнения: «Часики» «Качели» «Чистим зубки» «Вкусное варенье» «Индюк» «Лошадка»
1. Необходимо иметь представления о правильной артикуляции звуков речи. Профиль артикуляции свистящих звуков: С, З Профиль артикуляции шипящих звуков: Ш, Ж
Профиль артикуляции звуков Р, Рь. Профиль артикуляции звуков Л, Ль
III . РАЗВИТИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ Развитие восприятия окружающих звуков (неречевые звуки) - это улавливание на слух и различение звуков природы, шум транспорта, музыки, т.д. Развитие восприятия звуков человеческой речи (речевые звуки) - это способность улавливать и различать на слух звуки (фонемы) родного языка, понимать смысл слов, фраз, текстов. Речевой слух помогает дифференцировать человеческую речь по громкости, скорости, интонации. Умение слушать, сосредотачиваться на звуках нужно развивать с первых лет жизни, т.к. это положительно влияет на формирование произносительной стороны речи, а позже на освоение чтения и письма.
Примеры игровых упражнений по развитию слуха 1 . «Что звучит, где звучит?» Обращается внимание малыша на звуки природы, голоса животных и птиц, на звуки в доме (тиканье часов, скрип двери, шум воды). Угадывается источник шума и его месторасположение. 2. «Звуковые коробочки» - найти пару одинаковых по звуку коробочек. 3 . «Угадай, чей голосок» - Я попробую звуками изобразить какой-то предмет: паровоз, самолет, собаку, курочку и т.п. А ты угадывай. Если угадаешь – тебе водить. 4 . «Игры-шутки. Правильно ли я говорю?» - взрослый, показывая на предмет, специально коверкает произношение слова, ребенок же должен прислушаться и ответить на вопрос «Да» или «Нет» (не повторяя слова). Например: это туй?, это стуй?, это стул? Может это стуль ?
5 . «Что лишнее?» Какое слово лишнее? Зуб – зуб – суп – зуб; Ветка – ветка – клетка – ветка. 6 . «Подбери рифму» . (лягушка - …..) – выделяя окончание слов. 7. «Короткие и длинные слова» (помидор – лук – огурец) 8 . Игра «Эхо». А) Повторить цепочку слогов, слов с одинаковым гласным: та-та-ТА так – мак – бак ТА-та-та отхлопай ритм ток – бок - сок та-ТА-та тук – бук – сук Б) Повторить цепочку слогов, слов с разными гласными звуками: та-то-ту так – ток - тук ти-ты-ти бык – бок – бак В) Повторить цепочку слогов с парными согласными: па-ба та-да ка-га са-за па-ба-па та-да-та ка-га-ка са-за-са
Упражнения по формированию первоначальных навыков звукового анализа. На примере гласных звуков: - Дается артикуляционный образ гласных А, У, О, И, Ы, Э; - Упр. на звукоподражание; - Игра «Испорченный телевизор»; - Игра «Поймай звук» из ряда других звуков, - «Поймай слово» с заданным звуком; - Послушай и повтори цепочку гласных звуков, назови самый громкий (ударный) звук: аУ, иА, аОу, уИао. - Выделение ударного гласного звука из начала слова, из конца слова, из середины односложных слов. 2 . Игра «Похлопаем, потопаем, постучим» слова по слогам
ОБЩИЕ ПРАВИЛА, СПОСОБСТВУЮЩИЕ РАЗВИТИЮ РЕЧИ РЕБЕНКА 1. Четкость собственной речи. С ребенком, надо разговаривать не торопясь, достаточно громко, с обязательным выделением ударного гласного (для правильной интонации) 2. Учить смотреть в лицо говорящего , слушать говорящего. 3 . Провокация, или искусственное непонимание ребенка. Взрослый временно становится «глухим» и «глупым». 4. Привлекать внимание детей к правильному пониманию и употреблению пространственных (например: положи карандаш на стол, возьми карандаш со стола, положи карандаш под стол, спрячь карандаш за спину и т.д.) 5. Побуждать ребенка к ответу. Задавать вопросы, требующие выбор при ответе: «Будешь пить чай или молоко?» 6 . Прислушиваться, как ребенок произносит слова, предложения и обращать его внимание на правильное произнесение того или иного слова (мячик – « нятик », мебель – « небей », предлоги в речи) 7 . Развивать пассивный и активный словарь при рассматривании картинок. Для запоминания слова, требуется повторить его более 10-15 раз.
Чтобы воспользоваться тем или иным советом, нужно очень внимательно наблюдать за своим ребенком.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педагогический опыт по теме: «Использование метода педагогического проектирования как средства развития детей дошкольного возраста»
По теме: «Использование метода педагогического проектирования как средства развития детей дошкольного возраста»...
Педагогический проект «Социально-коммуникативное развитие детей дошкольного возраста в процессе игры»
Одно из основных направлений работы детского сада с дошкольниками и их семьями является создание условий, способствующих успешной адаптации ребенка к социальной действительности через разв...
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНО-РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРЕДШКОЛЬНЫЙ ПЕРИОД.
ОБОЩЕНИЕ ОПЫТА...
Педагогический проект «Социально-коммуникативное развитие детей дошкольного возраста в процессе игры»
Развитие личности ребенка, а в частности формирование социально-коммуникативных навыков, Одно из основных направлений работы детского сада с дошкольниками и их семьями является создание условий, спосо...
Подготовила воспитатель ГБДОУ №35 Колпинского района СПб Бяхова Е.А. Статья. «Психолого-педагогические основы социально-коммуникативного развития детей дошкольного возраста»
Актуальность исследования определяет, важнейшие задачи воспитания, формирование духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в общ...
Консультация для педагогов «Система педагогической работы по речевому развитию детей дошкольного возраста».
Речь-это важнейшее достижение человека, которое позволяет общаться с помощью слов, звуков и других элементов языка.Цель работы по развитию речи в дошкольных учреждениях-формирование устной речи и куль...
Выступление на педагогическом всеобуче: «Особенности речевого развития детей дошкольного возраста»
В данном материале рассмотрены основные причины возникновения речевых нарушений, методы профилактики и особенности развития речи в дошкольном возрасте....