Консультация для педагогов и родителей "Развитие мелкой моторики у дошкольников с ограниченными возможностями здоровья"
консультация

Инна Юрьевна Боровкова

Одним из факторов психологического базиса для развития высших психических функций  у детей является развитие крупной (или общей) и мелкой (или ручной) моторики.Мелкая моторика — совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем, часто в сочетании со зрительной системой, в выполнении мелких и точных движений кистями и пальцами рук и ног. В применении к моторным навыкам руки и пальцев часто используется термин ловкость. К области мелкой моторики относится большое количество разнообразных движений: от примитивных жестов, таких как захват объектов, до очень мелких движений. Отставание и задержки в развитии ребенка в большинстве случаев сочетается с недостаточным развитием двигательной сферы, что отрицательно сказывается на развитии познавательной деятельности в целом. Базовые  «схемы-движения» обеспечивают психофизиологические основы любого действия: видения, слышания, говорения, письма, чтения. С учетом этого положения одной из важных задач развития моторики является координация движений целостной системы тела ребенка и частных систем координации движений (рука — зрение, зрение — слух, рука — зрение — слух, слух — речь и др.), способствующих установлению связей между умениями видеть, слышать, чувствовать, двигаться, говорить.      Доказано, что и мысль, и глаз ребенка двигаются с той же скоростью, что и рука. Значит, систематические упражнения по тренировке движений пальцев являются мощным средством повышения работоспособности головного мозга. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_melkoy_motoriki_u_doshkolnikov_s_ovz.docx28.6 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие мелкой моторики

у дошкольников с ограниченными возможностями здоровья.

Одним из факторов психологического базиса для развития высших психических функций у детей является развитие крупной (или общей) и мелкой (или ручной) моторики.

Мелкая моторика — совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем, часто в сочетании со зрительной системой, в выполнении мелких и точных движений кистями и пальцами рук и ног. В применении к моторным навыкам руки и пальцев часто используется термин ловкость. К области мелкой моторики относится большое количество разнообразных движений: от примитивных жестов, таких как захват объектов, до очень мелких движений.

Отставание и задержки в развитии ребенка в большинстве случаев сочетается с недостаточным развитием двигательной сферы, что отрицательно сказывается на развитии познавательной деятельности в целом.

Базовые «схемы-движения» обеспечивают психофизиологические основы любого действия: видения, слышания, говорения, письма, чтения. С учетом этого положения одной из важных задач развития моторики является координация движений целостной системы тела ребенка и частных систем координации движений (рука — зрение, зрение — слух, рука — зрение — слух, слух — речь и др.), способствующих установлению связей между умениями видеть, слышать, чувствовать, двигаться, говорить. Доказано, что и мысль, и глаз ребенка двигаются с той же скоростью, что и рука. Значит, систематические упражнения по тренировке движений пальцев являются мощным средством повышения работоспособности головного мозга.

И так для развития мелкой моторики у детей с нарушениями в развитии полезны упражнения на сортировку бусинок, пуговок, катание между ладонями деревянных, пластмассовых, резиновых мячей с шипами, работа с мелким конструктором, пазлами и др. Простые движения помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и с губ, снимают умственную усталость. Кисти рук постепенно приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений.

Для проведения игр и упражнений по развитию моторики следует иметь:

  • разнообразные мелкие предметы (пуговицы, бусинки, камешки, зерна, орешки, скрепки канцелярские, кнопки и др.) и различные коробки, банки, лотки для их раскладывания;
  • свободные катушки для наматывания на них ниток, веревочек, проволочек;
  • дощечки и игрушки-шнуровки «Чудо-пуговица» с множеством отверстий для сшивания и вышивания шнуром;
  • различные виды застежек: крючки, пуговицы, шнурки, молнии, слипы;
  • наборы веревочек и лент разной длины и толщины для завязывания и развязывания узлов, плетения косичек, завязывания бантов;
  • наборы пластмассовых или деревянных палочек, разноцветные прищепки;
  • различные виды мозаики, конструкторов, пазлы.

Игры и упражнения для развития мелкой моторики.

Упражнения на развитие статической координации движений.

  • «Гнездо» — пальцы обеих рук слегка согнуть и приложить одни к другим, большие пальцы убрать внутрь ладоней.
  • «Фонарики» — руки поднять вверх, кисти рук опустить, опущенные пальцы раздвинуть, тянуть вниз, имитируя форму фонарика.
  • «Замок» — соединить пальцы обеих рук в замок, на слова «чик-чик» (поворот ключа) разъединить.

Упражнения на развитие динамической координации движений.

  • «Пальцеход» — на плотном ковролине нашито 20 пуговиц — по 10 в 2 ряда. Ребенок нажимает указательными пальцами обеих рук на пуговицы, имитируя ходьбу.
  • «Соревнования по бегу» — средний и указательный пальцы правой, затем левой, далее обеих рук изображают ноги бегунов (на столе).

Упражнения на ритмическую организацию движений, переключаемость.

  • «Кулак — ладонь» — поочередное выполнение движений обеими руками,
  • «Сжимание и разжимание кистей рук» — поочередное выполнение движений обеими руками одновременно.
  • «Кольцо — зайчик» — переходы из одной статической позы в другую; выполняются поочередно каждой рукой, а затем обеими руками вместе.
  • «Барабанщик» — ребенок барабанит всеми пальцами обеих рук по столу.

Упражнения на развитие координированных графических движений.

  • «Трудные виражи» — на одном конце дорожки нарисована машинка, на другом — домик или гараж. Взрослый говорит: «Ты — водитель, и тебе надо проехать на своей машинке к дому.

Упражнения с предметами.

  • вырезание из бумаги какой-либо фигуры правой и левой рукой;
  • нанизывание на шнурок пуговиц, крупных бусин;
  • сортировка бобов, фасоли, гороха;
  • застегивание и расстегивание пуговиц, молний, кнопок, крючков;
  • завинчивание и отвинчивание шайбы, крышек у пузырьков, баночек;
  • доставание бусин ложкой из стакана;
  • надевание и снимание колечка (массаж пальца);
  • комканье платка, бумаги;
  • прикрепление бельевых прищепок к горизонтально натянутой веревке;
  • перебирание четок или бус руками;
  • нахождение спрятанных предметов в «сухом бассейне», наполненном горохом и фасолью, в пластиковых ведрах или тазиках;
  • сжимание и разжимание эспандера;
  • катание мячей-ежиков (с шипами).

Упражнения для расслабления рук.

Массаж подушечек пальцев рук и фаланг пальцев (от ногтевых фаланг к основаниям пальцев), потягивание сцепленных пальцев в противоположные стороны с речевым стихотворным сопровождением, так как стихи, сопровождающие упражнения, — это та основа, на которой формируется чувство ритма.

Имитационные движения для кистей рук.

  • мытье рук перед едой
  • стряхивание воды с кисти
  • полоскание белья
  • надевание перчаток
  • поглаживание кошки
  • пальчики танцуют.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ: УСЛОВИЯ ВОСПИТАНИЯ И ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

Чтобы скорректировать работу с данными детьми, предлагается воспитателями данных детей в каждой диагностике обращать внимание на их уровень в ......

коррекционно - развивающей программе по развитию мелкой моторики детей с ограниченными возможностями здоровья 6-7 лет «Веселый карандаш»

Данная программа предназначена для работы с детьми 6-7 лет,  включая детей с  ограниченными возможностями здоровья. Способствует развитию мелкой моторики руки  и графомоторных навыков, ...

Мастер-класс для педагогов «Технологии, направленные на развитие речи дошкольников с ограниченными возможностями здоровья»

Настоящая Программа  Мастер-класса направлена на формирование единой партнерской системы в вопросах речевого развития ребенка и его социализации в последующем, при взаимодействии ДОУ и семьи в во...

Консультация для родителей «Значение пальчиковых игр для развития речи у дошкольников с ограниченными возможностями здоровья»

laquo;Пальчиковые игры» являются очень важной частью работы по развитию мелкой моторики. Игры эти очень эмоциональны, увлекательны. Они способствуют развитию речи, творческой дея...

Развитие мелкой моторики детей с ограниченными возможностями здоровья

В последнее время обозначилась реальная тенденция ухудшения здоровья детей и подростков, увеличилось число детей с ограниченными возможностями здоровья. В дошкольных образовательных учреждениях наблюд...

Онлайн-консультация для педагогов "Мнемотехники в речевом развитии дошкольников с ограниченными возможностями здоровья"

Онлайн-консультация для педагогов "Мнемотехники в речевом развитии дошкольников с ограниченными возможностями здоровья"...