Работа с нетрадиционными материалами-как средство развития мелкой маторики и подготовка руки к письму у дошкольников с ограниченными возможностями здоровья
проект (подготовительная группа) на тему
Предварительный просмотр:
Северный образовательный округ
Челно-Вершинский район
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад
«Колобок» комбинированного вида села Челно-Вершины
Окружной конкурс инновационных разработок
Воспитатель МДОУ детского сада «Колобок»
Алексеева Зульфия Миркаримовна
с. Челно-Вершины
2011 год
Проблема
Данная работа посвящена актуальной проблеме – формированию навыков письма у старших дошкольников с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)
В школе, на первом этапе обучения, дети часто испытывают затруднения с письмом: быстро устает рука, теряется рабочая строчка, не получается написание букв. Эти затруднения обуславливаются неразвитостью мелкой моторики пальцев руки и недостаточной сформированностью зрительно-моторной координации.
У дошкольников с ОВЗ проблема слабого развития двигательных навыков может отрицательно отразиться на обучении ребенка в школе.
Для успешного овладения учебными навыками, особенно навыками письма, необходимо, чтобы дети научились контролировать и регулировать свои движения и действия в соответствии с предъявляемыми к ним требованиями.
Уменьшить объективные трудности при обучении письму можно только в том случае, если правильно подготовить ребенка и, кроме того, учитывать его возрастные возможности в процессе обучения.
Поэтому в подготовительный и основной период очень важно использовать ряд игр и упражнений, которые бы постепенно готовили руку ребенка к письму
В данной разработке даются рекомендации к организации работы с детьми с ОВЗ в детском саду по подготовке руки к письму. В пособии представлен опыт работы детского сада «Колобок» комбинированного вида с.Челно-Вершины Самарской области по развитию у дошкольников с ОВЗ мелкой моторики рук по средствам нетрадиционных материалов.
Данная разработка показывает, что целенаправленная работа по тренировке пальцев рук (мелкой моторики) нетрадиционным материалом способствует также формированию активной речи у детей с ограниченными возможностями здоровья.
Цель
Подготовить руку ребенка с ОВЗ к письму, посредством развития мелкой моторики нетрадиционными материалами.
Задачи
Развивать мышцы рук, координацию движений руки, зрительно- моторную координацию, внимание, память.
Воспитывать усидчивость, умение доводить начатое дело до конца.
Формировать дружеские взаимоотношения между детьми.
Ожидаемые результаты
Развитие двигательных навыков, повышение ловкости, подвижности пальцев рук.
Улучшение координации движений.
Развитие глазомера, точности, сосредоточенности, внимания.
Снижение эмоционального напряжения верхних конечностей.
Повышение мышечного тонуса.
Повышение работоспособности головного мозга.
Развитие навыков самоконтроля и самооценки.
Расширение знаний об окружающем мире.
Обогащение активного словаря.
Развитие творческих способностей.
Актуальность
Письмо – это сложный навык, включающий выполнение тонких координированных движений руки. Техника письма требует слаженной работы мелких мышц кисти и всей руки, а также хорошо развитого зрительного восприятия и произвольного внимания. В дошкольном возрасте важна именно подготовка к письму, а не обучение ему.
Формирование навыка письма – длительный и сложный процесс. Овладеть письменной речью можно «только при условии, если ребенок усвоил и выработал ряд приемов, вплотную подведших его к процессу письма, подготовивших и неимоверно облегчивших для него овладение идеей и техникой записи» (Л.С. Выготский ).
И. М. Сеченов писал: «Движение руки человека наследственно не предопределены, а возникают в процессе воспитания и обучения как результат ассоциативных связей между зрительными, осязательными и мышечными изменениями в процессе активного взаимодействия с окружающей средой».
Уже давно известно, какие блага несет моторика руки: это развитие соответствующих отделов мозга, обострение тактильных возможностей, тренировка мускульной памяти, развитие усидчивости и внимания, подготовка к обучению письму.
О значении развития руки, о влиянии движения пальцев на развитие мозга детей в отечественной прессе заговорили с 90-х годов, так как через руки проходит огромный поток информации. Не зря немецкий философ И.Кант назвал руку «выдвинутым наружу головным мозгом».
Современному школьнику очень нужны умные руки. Происходит то, что писал А. М. Горький: «… рука учит голову, а затем поумневшая голова учит руки, а умные руки снова и уже сильнее способствуют развитию мозга».
Значит, чтобы развивался ребенок и его мозг нужно тренировать руки. Развитие интеллекта идет параллельно с развитием руки, все более тонких движений пальцев.
Таким образом, формирование и совершенствование тонкой моторики кисти и пальцев рук играет огромную роль. Поэтому в образовательном процессе дошкольных учреждений возникла необходимость уделять большое внимание умению детей управлять движением рук и быть готовыми для овладения навыками письма в школе.
Новизна разработки
Изучив опыт работы по данной проблеме, я пришла к выводу, что нужно приложить не мало усилий к тому, чтобы рука ребенка стала подвижной. Для многих детей и их родителей это большая проблема. Поэтому в работе над проектом необходимо сделать акцент на укрепления пальцев и кистей рук у детей. Для развития мускулатуры пальцев я взяла работу с нетрадиционными материалами, который всегда может быть под рукой у родителей. Игровые упражнения с крупами, желудями, нитками - одна из форм естественной деятельности ребенка, которая позволяет организовать повседневную жизнь ребенка таким образом, чтобы развивалась точность движений руки, ловкость пальцев, сила кисти, т. е. качества, необходимые для успешного обучения письму.
Основные преимущества игр с нетрадиционным материалом:
- создается дополнительный акцент на тактильную чувствительность, «мануальный интеллект» ребенка;
- совершенствуют координацию движений, пальцевую моторику;
- использование традиционных обучающих и развивающих заданий с крупами, нитками существенно повышает мотивацию к занятиям;
- развивают пространственную ориентацию, навыки общения детей, помогают дошкольникам не бояться совершения ошибок.
Содержание разработки
Этапы
Подготовительный
1. Диагностика детей старшего возраста «Готовность руки к письму»
2. Анкетирование родителей «Нужно ли готовить руку ребенка к письму в дошкольном возрасте»
3. Консультации для родителей «Подготовка руки ребенка дошкольника к письму»
4. Подбор инструментария, методик.
Основной
1 Массаж рук, гимнастика для пальцев рук, режиссерские игры.
2. Штриховка, графические диктанты.
3. Рисование пальчиками, ладошками, крышками, цветной манной крупой, солью, аппликация способом обрывания, лепка.
4. Изонить.
5. Работа с карандашной стружкой, еловыми иголками, бумажными салфетками.
6. Выкладывание картин из семян гороха, риса, кукурузы, семена подсолнуха
7. Вышивание салфеток.
Заключительный
1. Диагностика дошкольников.
2. Анкетирование родителей.
3. Фото-выставка для родителей «Что умеют наши ручки?»
4. Выставка творческих работ «Очумелые ручки».
5. Совместное творчество детей и родителей «Семейная мастерская наших пальчиков».
Продолжительность реализации разработки
2 года – старшая и подготовительная к школе группы
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обобщение опыта работы по теме: "Развитие мелкой моторики и подготовки руки к письму у детей на занятиях по изобразительной деятельности".
Обобщение опыта работы по теме: "Развитие мелкой моторики и подготовки руки к письму у детей на занятиях по изобразительной деятельности"...
Собственная методическая разработка для детей дошкольного возраста Развитие мелкой моторики и подготовка руки к письму через нетрадиционные виды деятельности
Уже доказано, что развитие руки находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребенка. Поэтому работа по развитию мелкой моторики должна начинаться задолго до поступления ребенка в школу...
Статья "Рисование при помощи медиатора с детьми старшего дошкольного возраста как средство развития мелкой моторики и подготовки руки к письму в школе"
Известно, что развитию мелкой моторики способствуют и дидактические игры и пальчиковая гимнастика и разные виды изобразительной деятельности. В статье описан способ рисования с помощью медиатора....
Развитие мелкой моторики для подготовки руки к письму дошкольника
Развитие мелкой моторики является необходимостью для подготовки руки к письму дошкольника....
Развитие мелкой моторики и подготовка руки к письму через нетрадиционные виды деятельности
Уже доказано, что развитие руки находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребенка. Поэтому работа по развитию мелкой моторики должна начинаться задолго до поступления ребенка в школу...
Индивидуальный план самообразования на тему"Использование нетрадиционных техник рисования для развития мелкой моторики и подготовки руки к письму детей подготовительной группы"
В материале прописаны :цель,задачи,формы работы, средства,ожидаемый результат,форма предоставления результатов ,используемая литература....
Развитие мелкой моторики и подготовка руки к письму через нетрадиционные виды деятельности:пластелинографиясалфеточная аппликацияоригами
Для успешного освоения дошкольниками подготовки руки к письму необходимо:•формировать представления детей о новых способах изображения пластелинографией, работы с салфеткой, оригами•Уметь ан...