Развитие мелкой моторики детей с ограниченными возможностями здоровья
статья по коррекционной педагогике
В последнее время обозначилась реальная тенденция ухудшения здоровья детей и подростков, увеличилось число детей с ограниченными возможностями здоровья. В дошкольных образовательных учреждениях наблюдается увеличение количества детей, имеющих проблемы в речевом развитии. У таких детей значительно отстает от нормы и развитие мелкой моторики. Актуальность данной проблемы очевидна на сегодняшний день и заключается в том, что многие современные концепции дошкольного образования признают незаменимое влияние пальчиковых игр на речевое развитие ребёнка, а так же формирование мыслительных операций..
Скачать:
Предварительный просмотр:
Развитие мелкой моторики детей с ограниченными возможностями здоровья
Никитина Т.И, воспитатель
ГБОУ ООШ №9 СПДС «Родничок»
г. о. Новокуйбышевск, Самарская область
«Чем больше мастерства
в детской руке, тем умнее ребёнок».
В. А. Сухомлинский
В последнее время обозначилась реальная тенденция ухудшения здоровья детей и подростков, увеличилось число детей с ограниченными возможностями здоровья. В дошкольных образовательных учреждениях наблюдается увеличение количества детей, имеющих проблемы в речевом развитии. У таких детей значительно отстает от нормы и развитие мелкой моторики. Актуальность данной проблемы очевидна на сегодняшний день и заключается в том, что многие современные концепции дошкольного образования признают незаменимое влияние пальчиковых игр на речевое развитие ребёнка, а так же формирование мыслительных операций..
О том, что движения пальцев тесно связаны с речью, было известно давно. Талантливые люди из народа бессознательно понимали это. Играя с маленькими, еще не говорящими детьми, сопровождали слова песни, игры движениями пальцев ребенка, отсюда появились известные всем “Ладушки”, “Сорока-ворона” и др.
Многочисленные исследования учёных подтвердили: уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени развития тонких движений пальцев рук.
Что же такое мелкая моторика? Мелкая моторика – это совокупность скоординированных действий мышечной, костной и нервной системы человека, зачастую в сочетании со зрительной системой в выполнении мелких, точных движений кистями и пальцами рук и ног. В. А. Сухомлинский писал, что «истоки способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев. Чем больше уверенности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие руки с орудием труда, сложнее движения, ярче творческая стихия детского разума. А чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее…». Ребенок с хорошо развитой мелкой моторикой пальцев и кисти имеет более развитые отделы головного мозга, отвечающие за речь. То есть чем более ловкие пальчики у ребенка, тем легче и быстрее он будет осваивать речь.
На сегодняшний день в каждом образовательном учреждении есть дети , относящиеся к категории детей с ограниченными возможностями здоровья и работе с ними уделяется большое внимание. В нашем детском саду работает логопункт и логопедическая группа для детей с ТНР. Работая в тесном контакте с логопедами и воспитателями, большое внимание уделяю работе по развитию мелкой моторики, т.к. вместе с мелкой моторикой развивается не только речь, но и внимание, мышление, память, координация, наблюдательность, эмоции.
Цель: Формирование и развитие мелкой моторики у детей с ограниченными возможностями здоровья.
Задачи:
1. Создавать условия для формирования и развития мелкой моторики у детей .
2. Развивать умение правильно держать карандаш, ручку, фломастер;
3. Развивать мелкую моторику: плавность, точность, скоординированность движений рук.
4. Формировать зрительно-моторную координацию.
5. Развивать пространственную ориентацию на листе бумаги.
6. Развивать психические процессы: память, внимание, мышление, речь.
7. Повышать педагогическую компетентность родителей по развитию мелкой моторики .
Создана неплохая развивающая среда, много игр и пособий делаю своими руками: массажные мячики; прищепки разных цветов; пальчиковый бассейн; картотека пальчиковых игр; игр с песком, альбомы с заданиями, игры-шнуровки; мозаики, пазлы, вкладыши, конструкторы; счетные палочки ; образцы графических рисунков; обводки, трафареты; природный материал. У нас в детском саду очень хорошая материальная база. В методическом кабинете имеются много игр, которые применяю для работы : Цветные палочки Кюизенера, кубики Никитина, блоки Дьенеша, игры Воскобовича, игры- головоломки и др.
Использую формы работы
Подгрупповая форма работы - позволяет работать с небольшим количеством детей, и объединять их в группы по уровню развития или по возрасту. Это улучшает эффективность работы, коррекционного процесса, а также делает его разнообразным и повышает интерес детей.
Парная форма работы - предполагает работу детей в паре. Это объединяет детей, учит их взаимодействовать друг с другом, развивать общение. К тому же в помощь слабому ребенку, можно дать ребенка посильнее.
Индивидуальная форма работы - предполагает наличие индивидуального подхода к обучению и воспитанию ребенка.
Работу по развитию мелкой моторики провожу как целым занятием, так и частью коррекционного занятия.
В занятия включаю:
1. Пальчиковые игры и упражнения:
- Игры- манипуляции ( «Сорока- ворона», «Ладушки- ладушки»,);
-Пальчиковые гимнастики с речевым сопровождением («Пальчик-мальчик, где ты был?.», «Мы делили апельсин…», «Раз, два, три , четыре, пять, будем листья собирать» «Этот пальчик – дедушка…»),
- Пальчиковые кинезиологические упражнения («гимнастика мозга»).
(«Кулак- ребро- ладонь», «Ухо- нос», «Симметричные рисунки», «Колечко»)
2. Массаж и самомассаж кистей рук, ладони и пальцев
Он способствует развитию движений пальцев рук, снятию мышечного напряжения, подготовке мелкой мускулатуры руки к письму.
Массаж нетрадиционным оборудованием : карандашами, фломастерами, с использованием бигудей, самассаж прищепками (Большой прищепкой поочерёдно «кусаем» ногтевые фаланги: от указательного к мизинцу и обратно); мячами разной величины
3. Игры и упражнения с использованием различных предметов и материала
Упражнения с бумагой и ножницами
Способствуют: развитию мелкой моторики , ловкости и гибкости пальчиков, развития внимания, сообразительности.
- Складывание разрезных фигур.
- Разрывание бумаги на мелкие части.
- Комкание и скатывание бумажного мячика.
- Вырезание ножницами
- Аппликация из бумаги
- Оригами.
Игры и упражнения с крупами
Способствуют развитию мелкой моторики, чувственного восприятия, закрепление цвета, формы, мышления.
-пересыпание крупы из одной ёмкости в другую ,
- «волшебные мешочки» - угадывание на ощупь ,
- «Сухой бассейн» из фасоли разного цвета (игры «Найди клад», «Помоги Золушке»)
- выкладывание различных фигур по опорным точкам
Игры и упражнения со счетными палочками
Способствуют развитию мелкой моторики, пространственной ориентировки, соотнесение формы предмета, развитие навыков графической символизации.
Игры с прищепками
Способствует развитию мелкой моторики, вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, развивается чувственный опыт.
- Перекладывать с одной руки в другую,
- доставать прищепки из корзинки,
- прищепками «кусать» поочерёдно ногтевые фаланги,
-«добавлялки» (подбираем недостающие детали для предметов, например, для ежа – иголки, для солнца – лучики, для дома – крышу и так далее),
- подбирать прищепки по цвету одежды, ткани.
Шнуровки
Способствуют развитию моторики, усидчивости, глазомера; совершенствуется координация движений и гибкость кистей рук; развитие логического мышления
- шнуровка сюжетная,
- «незаконченная картинка»,
- шнуровка на игрушке – основе.
Графические упражнения.
Способствует: развитию мелкой моторики, внимания, ориентировки на листе бумаги, закрепление цвета, величины, геометрических форм. зрительно-моторной координации,
- Работа по трафарету.
- Рисование, раскрашивание, штриховка, обводка,
- Дорисовывание предметов и деталей.
- Рисование по опорным точкам.
- Работа в книжках – раскрасках.
- Графические диктанты по клеточкам
Игры с резинками, заколками
Способствуют развитию мелкой моторики, ловкости пальцев рук, внимания,воображения, усидчивости, терпения; развитие чувства цвета, размера, умение работать по схеме.
Игры с конструкторами, пазлами , вкладышами, мозаикой, интеллектуальные игры
Способствуют развитию мелкой моторики, развитию пространственного , логического мышления, воображения, различение цвета, формы.
-собирание по схеме,
- свободная деятельность.
Игры с пластилином.
Способствуют: развитию мелкой моторики, ловкости рук, творчества.
- скатать шарик, раскатать колбаску, сделать лепёшку, колечко, и т. д.
- разрезать на кусочки,
- мять и отщипывать,
- выкладывать рисунок,
- надавливание монеткой, чтобы получился отпечаток,
- поделки (намазывание и оклеивание стеклянных и пластмассовых баночек, бутылочек)
Игры с песком
Способствуют формированию чувства комфорта; снимают мышечное напряжение; улучшают зрение; расширяют словарный запас; развивается мелкая моторика и тактильная чувствительность, что ведет к развитию интеллекта в целом (память, внимание, мышление, речь).
-усиливается желание ребенка экспериментировать, узнавать что-то новое и работать самостоятельно.
-совершенствуются коммуникативные навыки, сюжетно-ролевая игра, предметно-практическая деятельность.
- А также, песок способен «заземлять» негативную энергию, что ведет к положительному результату в работе с «особыми» детьми.
Любая работа в ДОУ не проходит без помощи и поддержки родителей воспитанников . Для родителей оформляем папки- ширмы, памятки, проводим консультации, беседы, приглашаем на семинары, мастер- классы.
И конечно же одному педагогу в развитии детей с ОВЗ трудно достичь хороших результатов, поэтому педагоги работают в тесном контакте друг с другом: логопеды, воспитатели, педагог по изо, инструктор по физ-ре, муз. руководители, педагог- психолог.
Таким образом , систематическая работа в данном направлении приносит результаты:
1. Кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность, движения становятся более согласованными , координированными.
2. Улучшается речь.
3. Развивается память, мышление, внимание, воображение.
4. Определяется ведущая рука.
5. Ребенок старается правильно держать карандаш, ориентируется на листе бумаги
6. Наблюдается проявление согласованности зрительного и двигательного анализаторов.
7. Улучшается эмоциональное состояние, развиваются коммуникативные навыки
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ ВНИМАНИЯ для детей с ограниченными возможностями здоровья
Подготовила учитель-дефектолог Зинченко Е.В. ВНИМАНИЕ есть сосредоточенность на чем-либо. Оно связано с интересами, склонностями, призванием человека, от его особенностей зависят таки...
Использование элементов песочной терапии как средства развития и коррекции детей с ограниченными возможностями здоровья
В последнее время, в связи с возросшим интересом к закономерностям формирования личности ребенка с ограниченными возможностями здоровья наблюдается комплексное использование различных технологий, сред...
«Театрализованная деятельность как средство формирования и развития речи у детей с ограниченными возможностями здоровья» (дети-инвалиды дошкольного возраста, занимающиеся на дому)
Театр для дошкольника, это возможность расширить виды предметной деятельности, познакомиться с родным языком....
коррекционно - развивающей программе по развитию мелкой моторики детей с ограниченными возможностями здоровья 6-7 лет «Веселый карандаш»
Данная программа предназначена для работы с детьми 6-7 лет, включая детей с ограниченными возможностями здоровья. Способствует развитию мелкой моторики руки и графомоторных навыков, ...
«Пластилинография, как средство развития творческих способностей детей ОВЗ (ограниченными возможностями здоровья) в системе дошкольного образования в современных условиях».
Пластилинография – это мягкий и глубокий метод работы со своей личностью. Этот тренинг для тех, кому надоели негативные эмоции, и кто хочет вернуть себе спокойствие и умиротворение. Техника может с ус...
методическая разработка "Развитие игровой деятельности детей с ограниченными возможностями здоровья"
Конспект игры-занятия на тему "Мы идем в гости" для детей младшей группы.Цель занятия: выполнить совместно со взрослыми игровые и реальные действия с предметами-орудиями бытового назначения...
Презентация на тему "Роль нетрадиционной техники рисования в развитии речи у детей с ограниченными возможностями здоровья ".
В настоящее время в силу социально-экономических преобразований, происходящих в обществе, а также постоянно увеличивающегося количества детей с ограниченными возможностями здоровья, особо актуальной с...