Развитие мелкой моторики детей с ограниченными возможностями здоровья
статья по коррекционной педагогике

Никитина Татьяна Ивановна

В последнее время обозначилась реальная тенденция ухудшения здоровья детей и подростков, увеличилось число детей с ограниченными возможностями здоровья. В дошкольных образовательных учреждениях наблюдается увеличение количества детей, имеющих проблемы в речевом развитии. У таких детей значительно отстает от нормы и развитие мелкой моторики. Актуальность данной проблемы очевидна на сегодняшний день и заключается в том, что многие современные концепции дошкольного образования признают незаменимое влияние пальчиковых игр на речевое развитие ребёнка, а так же формирование мыслительных операций..  

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развитие мелкой моторики детей с ограниченными возможностями здоровья

Никитина Т.И, воспитатель

 ГБОУ ООШ №9 СПДС «Родничок»

г. о. Новокуйбышевск, Самарская область

 

«Чем больше мастерства

в детской руке, тем умнее ребёнок».

В. А. Сухомлинский

    

      В последнее время обозначилась реальная тенденция ухудшения здоровья детей и подростков, увеличилось число детей с ограниченными возможностями здоровья. В дошкольных образовательных учреждениях наблюдается увеличение количества детей, имеющих проблемы в речевом развитии. У таких детей значительно отстает от нормы и развитие мелкой моторики. Актуальность данной проблемы очевидна на сегодняшний день и заключается в том, что многие современные концепции дошкольного образования признают незаменимое влияние пальчиковых игр на речевое развитие ребёнка, а так же формирование мыслительных операций..  

    О том, что движения пальцев тесно связаны с речью, было известно давно. Талантливые люди из народа бессознательно понимали это. Играя с маленькими, еще не говорящими детьми, сопровождали слова песни, игры движениями пальцев ребенка, отсюда появились известные всем “Ладушки”, “Сорока-ворона” и др.

      Многочисленные исследования учёных подтвердили: уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени развития тонких движений пальцев рук.

Что же такое мелкая моторика? Мелкая моторика – это совокупность скоординированных действий мышечной, костной и нервной системы человека, зачастую в сочетании со зрительной системой в выполнении мелких, точных движений кистями и пальцами рук и ног.   В. А. Сухомлинский писал, что «истоки способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев. Чем больше уверенности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие руки с орудием труда, сложнее движения, ярче творческая стихия детского разума. А чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее…».   Ребенок с хорошо развитой мелкой моторикой пальцев и кисти имеет более развитые отделы головного мозга, отвечающие за речь. То есть чем более ловкие пальчики у ребенка, тем легче и быстрее он будет осваивать речь.

      На сегодняшний день в каждом образовательном учреждении есть дети , относящиеся к категории детей с ограниченными возможностями здоровья и работе с ними уделяется большое внимание. В нашем детском саду работает логопункт  и логопедическая группа для детей с ТНР. Работая в тесном контакте с логопедами и воспитателями, большое внимание уделяю работе по развитию мелкой моторики, т.к. вместе с мелкой моторикой развивается не только речь, но и внимание, мышление, память, координация, наблюдательность, эмоции.

Цель: Формирование и развитие мелкой моторики у детей  с ограниченными возможностями здоровья.

Задачи: 

1.     Создавать  условия для формирования и развития мелкой моторики  у детей .

2.      Развивать умение правильно держать карандаш, ручку, фломастер;

3.     Развивать мелкую моторику: плавность, точность, скоординированность движений рук.

4.      Формировать зрительно-моторную координацию.

5.      Развивать пространственную ориентацию на листе бумаги.

6.     Развивать психические процессы: память, внимание, мышление, речь.

7.      Повышать педагогическую компетентность родителей по развитию мелкой моторики .

  Создана неплохая развивающая среда, много игр и пособий делаю своими руками: массажные мячики;  прищепки разных цветов;  пальчиковый бассейн;  картотека пальчиковых игр; игр с песком, альбомы с заданиями, игры-шнуровки; мозаики, пазлы, вкладыши, конструкторы; счетные палочки ; образцы графических рисунков; обводки, трафареты; природный материал. У нас в детском саду очень хорошая материальная база. В методическом кабинете имеются много игр, которые применяю для работы : Цветные палочки Кюизенера, кубики Никитина, блоки Дьенеша, игры Воскобовича, игры- головоломки и др.

 Использую формы работы

       Подгрупповая форма работы - позволяет работать с небольшим количеством детей, и объединять их в группы  по уровню развития или  по возрасту. Это улучшает эффективность работы, коррекционного процесса, а также делает его разнообразным и повышает интерес детей.

       Парная форма работы - предполагает работу детей в паре. Это объединяет детей, учит их взаимодействовать друг с другом, развивать общение. К тому же в помощь слабому ребенку, можно дать ребенка посильнее.

       Индивидуальная форма работы - предполагает наличие индивидуального подхода к обучению и воспитанию ребенка.

        Работу по развитию мелкой моторики провожу как целым занятием, так и частью коррекционного занятия.

      

В занятия включаю:

1. Пальчиковые игры и упражнения:

- Игры- манипуляции ( «Сорока- ворона», «Ладушки- ладушки»,);

-Пальчиковые гимнастики с речевым сопровождением Пальчик-мальчик, где ты был?.», «Мы делили апельсин…», «Раз, два, три , четыре, пять, будем листья собирать» «Этот пальчик – дедушка…»), 

-  Пальчиковые кинезиологические упражнения («гимнастика мозга»).

(«Кулак- ребро- ладонь», «Ухо- нос», «Симметричные рисунки», «Колечко»)

 

2. Массаж и самомассаж кистей рук, ладони и пальцев

Он способствует развитию движений пальцев рук, снятию мышечного напряжения, подготовке мелкой мускулатуры руки к письму.

Массаж нетрадиционным оборудованием : карандашами, фломастерами, с использованием бигудей, самассаж  прищепками (Большой прищепкой  поочерёдно «кусаем» ногтевые фаланги: от указательного к мизинцу и обратно);  мячами разной величины

 

3. Игры и упражнения с использованием различных предметов и материала

 

Упражнения  с бумагой и ножницами

Способствуют: развитию мелкой моторики , ловкости и гибкости пальчиков, развития внимания, сообразительности.

- Складывание разрезных  фигур.

- Разрывание бумаги на мелкие части.

- Комкание и скатывание бумажного мячика.

- Вырезание ножницами

- Аппликация из бумаги

- Оригами.

 

Игры и упражнения с крупами

Способствуют развитию мелкой моторики, чувственного восприятия, закрепление цвета, формы, мышления.

-пересыпание крупы из одной ёмкости в другую ,

- «волшебные мешочки» - угадывание на ощупь ,

- «Сухой бассейн» из фасоли разного цвета (игры «Найди клад», «Помоги Золушке»)

- выкладывание различных  фигур по опорным точкам

 

Игры и упражнения со  счетными палочками

Способствуют развитию мелкой моторики, пространственной ориентировки, соотнесение формы предмета, развитие навыков графической символизации.

 

Игры с прищепками

Способствует развитию мелкой моторики, вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, развивается чувственный опыт.

- Перекладывать с одной руки в другую,

- доставать прищепки из корзинки,

- прищепками «кусать» поочерёдно ногтевые фаланги,

-«добавлялки» (подбираем недостающие детали для предметов, например, для ежа – иголки, для солнца – лучики, для дома – крышу и так далее),

- подбирать прищепки по цвету одежды, ткани.

Шнуровки

Способствуют развитию моторики, усидчивости, глазомера; совершенствуется координация движений и гибкость кистей рук; развитие логического мышления

- шнуровка сюжетная,

- «незаконченная картинка»,

- шнуровка на игрушке – основе.

 

Графические упражнения.

Способствует: развитию мелкой моторики, внимания, ориентировки на листе бумаги, закрепление цвета, величины, геометрических форм.  зрительно-моторной координации,

- Работа по трафарету.

- Рисование, раскрашивание, штриховка, обводка,

- Дорисовывание предметов и деталей.

- Рисование по опорным точкам.

- Работа в книжках – раскрасках.

- Графические диктанты по клеточкам

 

Игры с резинками, заколками

Способствуют развитию мелкой моторики, ловкости пальцев рук, внимания,воображения, усидчивости, терпения; развитие чувства цвета, размера, умение работать по схеме.

 

Игры с конструкторами, пазлами , вкладышами, мозаикой, интеллектуальные игры

Способствуют развитию мелкой моторики, развитию пространственного , логического мышления, воображения, различение цвета, формы.

-собирание по схеме,

- свободная деятельность.

 

Игры с пластилином.

Способствуют: развитию мелкой моторики, ловкости рук, творчества.

- скатать шарик, раскатать колбаску, сделать лепёшку, колечко, и т. д.

- разрезать на кусочки,

- мять и отщипывать,

- выкладывать рисунок,

- надавливание монеткой, чтобы получился отпечаток,

- поделки (намазывание и оклеивание стеклянных и пластмассовых баночек, бутылочек)

 

Игры с песком

Способствуют  формированию чувства комфорта; снимают мышечное напряжение; улучшают зрение; расширяют словарный запас; развивается мелкая моторика и тактильная чувствительность, что ведет к развитию интеллекта в целом (память, внимание, мышление, речь).

-усиливается желание ребенка экспериментировать, узнавать что-то новое и работать самостоятельно.

-совершенствуются коммуникативные навыки, сюжетно-ролевая игра, предметно-практическая деятельность.

- А также, песок способен «заземлять» негативную энергию, что ведет к положительному результату в работе с «особыми» детьми.

 

Любая работа в ДОУ не проходит без помощи и поддержки родителей воспитанников . Для родителей оформляем папки- ширмы, памятки, проводим консультации, беседы, приглашаем на семинары, мастер- классы.

 И конечно же одному педагогу в развитии детей с ОВЗ трудно достичь хороших результатов, поэтому педагоги работают в тесном контакте друг с другом: логопеды, воспитатели, педагог по изо, инструктор по физ-ре, муз. руководители, педагог- психолог.

 

Таким образом , систематическая работа в данном направлении приносит  результаты:

1. Кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность,  движения становятся более согласованными , координированными.

2. Улучшается речь.

3. Развивается память, мышление, внимание, воображение.

4. Определяется ведущая рука.

5. Ребенок старается правильно держать карандаш, ориентируется на листе бумаги

6. Наблюдается проявление согласованности зрительного и двигательного анализаторов.

7.  Улучшается эмоциональное состояние, развиваются коммуникативные навыки


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ ВНИМАНИЯ для детей с ограниченными возможностями здоровья

Подготовила  учитель-дефектолог Зинченко Е.В. ВНИМАНИЕ есть сосредоточенность на чем-либо. Оно связано с интересами, склонностями, призванием человека, от его особенностей зависят таки...

Использование элементов песочной терапии как средства развития и коррекции детей с ограниченными возможностями здоровья

В последнее время, в связи с возросшим интересом к закономерностям формирования личности ребенка с ограниченными возможностями здоровья наблюдается комплексное использование различных технологий, сред...

коррекционно - развивающей программе по развитию мелкой моторики детей с ограниченными возможностями здоровья 6-7 лет «Веселый карандаш»

Данная программа предназначена для работы с детьми 6-7 лет,  включая детей с  ограниченными возможностями здоровья. Способствует развитию мелкой моторики руки  и графомоторных навыков, ...

«Пластилинография, как средство развития творческих способностей детей ОВЗ (ограниченными возможностями здоровья) в системе дошкольного образования в современных условиях».

Пластилинография – это мягкий и глубокий метод работы со своей личностью. Этот тренинг для тех, кому надоели негативные эмоции, и кто хочет вернуть себе спокойствие и умиротворение. Техника может с ус...

методическая разработка "Развитие игровой деятельности детей с ограниченными возможностями здоровья"

Конспект игры-занятия на тему "Мы идем в гости" для детей младшей группы.Цель занятия: выполнить совместно со взрослыми игровые и реальные действия с предметами-орудиями бытового назначения...

Презентация на тему "Роль нетрадиционной техники рисования в развитии речи у детей с ограниченными возможностями здоровья ".

В настоящее время в силу социально-экономических преобразований, происходящих в обществе, а также постоянно увеличивающегося количества детей с ограниченными возможностями здоровья, особо актуальной с...