«Социокультурные истоки» «Любимые русские народные сказки» с родителями и детьми от 4 до 5 лет
план-конспект занятия (средняя группа)
«Социокультурные истоки»
«Любимые русские народные сказки»
с родителями и детьми от 4 до 5 лет
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dymenko_m.a_istoki_s_roditelyami_i_detmi_.docx | 24.12 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
№6 «Буратино»
«Социокультурные истоки»
«Любимые русские народные сказки»
с родителями и детьми от 4 до 5 лет
Мегион
2023г.
Аннотация к занятию:
Данное занятие проводится с группой детей среднего дошкольного возраста и родителями по теме «Любимые русские народные сказки». Проводя данное занятие, я помогаю взрослым и детям освоить и осмыслить социокультурную категорию «Труд души». Главный герой занятия русская народная сказка «Крошечка-Хаврочечка». Эта сказка учит трудолюбию, доброму заботливому отношению ко всему живому, а также показывает, как важно жить со всем в миру в согласии. Занятие включает развивающие задания с применением наглядного материала и мультимедийного оборудования.
Цель: формировать представление о добре и зле; учить трудолюбию, проявлять сочувствие к окружающим; развивать осознанное доброжелательное отношение к окружающем миру, мыслительную активность, культуру речи; воображение и творческие способности.
Задачи:
Образовательные: Первоначальное знакомство детей и родителей с социокультурной категорией «Труд души». Расширять представление детей о сказках. Учить детей рассуждать. Учить правильно называть сказки; Закрепить знание героев любимых сказок.
Развивающие: Развитие умения работать в паре, память, внимание, логику. Развивать творческое воображение;
Воспитательные: Воспитывать нравственные качества у детей на основе русских народных сказок. Воспитывать дружелюбие, взаимопомощь.
Методы и приёмы: игровой, наглядный, словесный.
Предварительная работа: Чтение русских народных сказок. Рассматривание иллюстраций к сказкам. Загадывание загадок. Игры драматизации
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие».
Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательная, чтение художественной литературы.
Оборудование: Карточки из сказок: «Красная шапочка», «Три поросенка», «Бабушка Федора», «Царевна лягушка», «Крокодил Гена», «Петушок и бобовое зёрнышко», «Крошечка-Хаврошечка» и тп. Серебряное блюдо и яблочко. Картинки с героями сказок добрые и злые. Кубики с картинками русских народных сказок. (картинный материал в приложение)
Ход занятия:
1. Вводно – организационный этап (или Присоединение)
Воспитатель: Здравствуйте уважаемые родители и ребята!
Воспитатель: Давайте встанем в круг.
Тише, дети не шумите,
Наши сказки не спугните.
Здесь бываю чудеса…
Сказка спряталась пока!
Не грусти и улыбнись,
Сказка дарит нам сюрприз!
2. Мотивационно – ориентировочный этап.
Воспитатель: - Сегодня по дороге в детский сад я получила телеграмму. Давайте вместе прочитаем и узнаем от кого она. (Открывается конверт и читает).
«Здравствуйте ребята! Я Крошечка-Хаврошечка приглашаю ребят и родителей к себе в гости, но путь к моему дому долек, и чтобы найти дорогу вам нужно выполнить несколько заданий».
Воспитатель: - Отправляемся в гости, в путь-дорогу?
Родители и дети: - Да!
Воспитатель: - У каждого из вас есть своя любимая сказка, которую вы любите с детства. Когда вы слушаете сказку, то представляете любимых героев, мечтаете стать такими же добрыми и храбрыми, как они.
- Родители назовите свою любимую сказку и расскажите, почему она вам нравится?
Ответы родителей.
Воспитатель: Ребята теперь вы назовите свою любимую сказку и расскажите, почему она вам нравится?
Ответы родителей.
3. Основной этап.
Воспитатель: - Тогда мы с вами отправимся в страну сказок, но туда пешком не дойти, и на самолете не долететь, как же нам добраться? А какие сказочные средства передвижения вы знаете? (Ответы родителей метла, ступа, сапоги-скороходы, избушка на курьих ножках, ковер-самолет).
Воспитатель: - Вот на ковре-самолете мы и полетим. Давайте возьмемся за руки, закроем глаза и скажем:
«Земля прощай, в добрый путь! Представляем. Что мы летим над лесами, морями, горами. И приземляемся. На волшебную полянку, открываем глаза. Вот мы и в сказке! Может где-то под кустом Чудо - чудное найдем?
Находят сундучок
Воспитатель: - Вот сундучок. Что же в нем?
Что мы с вами там найдем?
Воспитатель: - Смотрите, серебряное блюдечко и наливное яблочко. А может он указать нам путь к домику Крошечке-Хаврошечке?
А для этого нам с вами нужно громко сказать: «Яблочко катись, дорога к домику покажись». А вот и первое задание, которое нам нужно выполнить, чтобы пройти дальше
Я загадки вам прочту.
Отгадайте, не зевайте
Сказку сразу называйте!
В шапочке красной,
Пирожки в корзинке,
Вот шагаю к бабушке
По лесной тропинке,
Если встречу волка.
Я не зареву,
Я тогда охотников
Громко позову (Красная шапочка)
Родители: Красная шапочка.
Носик круглый пятачком —
Им в земле удобно рыться,
Хвостик маленький крючком,
Вместо туфелек — копытца.
Трое их — и до чего же
Братья дружные похожи.
Отгадайте без подсказки,
Кто герои этой сказки? (Три поросёнка)
Воспитатель: - Как защищали домик свой герои из сказки «Три поросёнка»
Родители: дружно
Убежали от грязнули
Чашки, ложки и кастрюли.
Ищет их она, зовёт
И в дороге слёзы льёт. (Бабушка Федора)
Прямо в болота упала стрела!
В этом болоте царевна жила.
Как звали царевну, скажи громко, дружно.
Я знаю, ты помнишь…. (Царевна-лягушка)
Он играет на гармошке,
Песню детям подарил
Самый добрый и хороший,
Презеленый (Крокодил)
Она по полю пошла.
В поле денежку нашла!
Самовар себе купила
И гостей чайком поила.
Веселились все вокруг.
Но вмешался злой паук
Пауков боится Муха (Муха Цокотуха)
Воспитатель: - Какие вы молодцы, и родители, и дети, много сказок мне назвали.
Давайте дружно скажем «Яблочко катись, дорога к домику покажись». А вот и второе задание.
Упражнение игровое «Герои добрые и злые».
Воспитатель: - Родители давайте подумаем: что такое добро, Как вы считаете?
(Ответы родителей и детей)
Воспитатель: - Правильно, молодцы! Добро — действия, приносящие счастье и не причиняющие никому вреда, ущерба, боли, страданий.
Воспитатель: - А что такое зло?
(Ответы родителей и детей)
- Зло – это нарушение правил. И в жизни, и в сказке.
На картинках герои сказок добрые и злые.
Воспитатель: - Родители и ребята давайте сейчас разделимся на группы по четыре человека, группа выберет героя и расскажет нам, какой он добрый или злой? И почему они так решили?
Воспитатель: - Сказка даст нам отдохнуть,
Отдохнем – и снова в путь!
Слушай, сказочный народ,
Собираемся на сход.
Поскорее все вставайте
И зарядку начинайте.
Физминутка «Репка»
Воспитатель: - Отдохнули! И наше путешествие продолжается.
Скажем волшебные слова «Яблочко катись, дорога к домику покажись».
А вот и третье задание.
«Собери картинку из любимой сказки».
Воспитатель: - Хитрая колдунья перепутала сказки, родители и ребята присаживайтесь за столы и соберите кубики с картинками из известных русских народных сказок, отгадывают их названия.
Воспитатель: - Какие вы молодцы собрали все перепутанные сказки.
Воспитатель: - А сейчас скажем волшебные слова «Яблочко катись, дорога к домику покажись».
А вот и четвертое, последнее задание.
Воспитатель: - Давайте вместе вспомним сказку «Крошечка-Хаврошечка»
- Какие добрые дела делала Крошечка-Хаврошечка в доме хозяйки?
- Как относилась Хаврочка к коровушке?
- Как и почему коровушка помогла девочке?
- Как была вознаграждена Крошечка-Хаврошечка?
- Как вы понимаете фразу «На доброе добрым отвечать»?
4. Рефлексивно-оценочный этап:
Воспитатель обобщает ответы родителей и детей. «Все – взрослые и дети – очень любят сказки, потому что там происходят чудеса. Русские народные сказки учат нас жить в мире и согласии. В них всегда побеждает добро».
Будем такими дружными и добрыми как персонажи сказок, всегда приходить на помощь друг другу.
Воспитатель: А вот и Крошечка-Хаврошечка.
(Появляется героиня сказки, встречает родителей и детей караваем и приглашает на чаепитие.)
Спасибо всем за участие в нашем занятии!
Список используемой литературы:
- Духовно-нравственное становление дошкольников: конспекты непосредственной образовательной деятельности/ авт.-сост. С.М.Панина.- Волгоград: Учитель.-151с.
- Истоковедение. Том 11.- М. Издательский дом «Истоки», 2017.-320 с.
- Князева О.Л., Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Программа. Учебно-методическое пособие.-2-е изд., и доп.- СПб: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2016.-304с.: ил.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий литературной викторины «Наши любимые русские – народные сказки»
Развитие стойкого интереса к устному народному творчеству....
Проект «Любимые русские народные сказки»
Методический паспорт проектаВид проекта: творческий, детско-взрослыйТип проекта: игровойСрок реализации: краткосрочный (23.03.2015 – 29.03.2015) Участники проекта: воспитатель, дети группы в возрасте ...
Проект "Любимые русские народные сказки"
Цель проекта:Использование русских народных сказок как средства развития образной речи дете старшего дошкольного возраста....
ПРОЕКТ в группе раннего возраста «Любимые русские народные сказки».
Русские народные сказки представляют собой уникальный материал, в котором собрана история, традиции, быт и общественные отношения нашего народа. Вступая в мир волшебства и чудес, в мир сказок, ребенок...
Проект в группе раннего возраста "Любимые русские народные сказки"
Краткосрочный проект, имеющий цель приобщить детей к русскому народному творчеству через сказку....
Проект в группе раннего возраста «Любимые русские народные сказки»
Краткосрочный проект в группе раннего возраста (дети 2-3 лет) на тему русских народных сказок. В ходе реализации проекта использовались различные образовательные технологии, соответствующие ФГОС....
ПРОЕКТ СОВМЕСТНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ДЕТЬМИ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПО РЕАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ «Любимые русские народные сказки» (с использованием игровых технологий)
Русские народные сказки - важнейший элемент народного фольклора. В сказке перед умственным взором ребенка предстоят образы, характеры, родная природа; в ней дети получают блестящие образы родного язык...