«Социокультурные истоки» «Любимые русские народные сказки» с родителями и детьми от 4 до 5 лет
план-конспект занятия (средняя группа)

Дыменко Марина  Александровна

 «Социокультурные истоки»

«Любимые русские народные сказки»

с родителями и детьми от 4 до 5 лет

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dymenko_m.a_istoki_s_roditelyami_i_detmi_.docx24.12 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

№6 «Буратино»

 «Социокультурные истоки»

«Любимые русские народные сказки»

с родителями и детьми от 4 до 5 лет

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Мегион

2023г.

Аннотация к занятию:

Данное занятие проводится с группой детей среднего дошкольного возраста и родителями по теме «Любимые русские народные сказки». Проводя данное занятие, я помогаю взрослым и детям освоить и осмыслить социокультурную категорию «Труд души». Главный герой занятия русская народная сказка «Крошечка-Хаврочечка». Эта сказка учит трудолюбию, доброму заботливому отношению ко всему живому, а также показывает, как важно жить со всем в миру в согласии. Занятие включает развивающие задания с применением наглядного материала и мультимедийного оборудования.

Цель: формировать представление о добре и зле; учить трудолюбию, проявлять сочувствие к окружающим; развивать осознанное доброжелательное отношение к окружающем миру, мыслительную активность, культуру речи; воображение и творческие способности.

Задачи:

Образовательные: Первоначальное знакомство детей и родителей с социокультурной категорией «Труд души». Расширять представление детей о сказках. Учить детей рассуждать. Учить правильно называть сказки; Закрепить знание героев любимых сказок.

Развивающие: Развитие умения работать в паре, память, внимание, логику. Развивать творческое воображение;

Воспитательные: Воспитывать нравственные качества у детей на основе русских народных сказок. Воспитывать дружелюбие, взаимопомощь.

Методы и приёмы: игровой, наглядный, словесный.

Предварительная работа: Чтение русских народных сказок. Рассматривание иллюстраций к сказкам. Загадывание загадок. Игры драматизации

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие».

Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательная, чтение художественной литературы.

Оборудование: Карточки из сказок: «Красная шапочка», «Три поросенка», «Бабушка Федора», «Царевна лягушка», «Крокодил Гена», «Петушок и бобовое зёрнышко», «Крошечка-Хаврошечка» и тп. Серебряное блюдо и яблочко. Картинки с героями сказок добрые и злые. Кубики с картинками русских народных сказок. (картинный материал в приложение)

Ход занятия:

1. Вводно – организационный этап (или Присоединение)

Воспитатель: Здравствуйте уважаемые родители и ребята!

Воспитатель: Давайте встанем в круг.

        Тише, дети не шумите,

        Наши сказки не спугните.

        Здесь бываю чудеса…

        Сказка спряталась пока!

        Не грусти и улыбнись,

        Сказка дарит нам сюрприз!

2. Мотивационно – ориентировочный этап.

Воспитатель: - Сегодня по дороге в детский сад я получила телеграмму.  Давайте вместе прочитаем и узнаем от кого она. (Открывается конверт и читает).

«Здравствуйте ребята! Я Крошечка-Хаврошечка приглашаю ребят и родителей к себе в гости, но путь к моему дому долек, и чтобы найти дорогу вам нужно выполнить несколько заданий».

Воспитатель: - Отправляемся в гости, в путь-дорогу?

Родители и дети: - Да!

Воспитатель: - У каждого из вас есть своя любимая сказка, которую вы любите с детства. Когда вы слушаете сказку, то представляете любимых героев, мечтаете стать такими же добрыми и храбрыми, как они.

- Родители назовите свою любимую сказку и расскажите, почему она вам нравится?

Ответы родителей.

Воспитатель: Ребята теперь вы назовите свою любимую сказку и расскажите, почему она вам нравится?

Ответы родителей.

3. Основной этап.

Воспитатель: - Тогда мы с вами отправимся в страну сказок, но туда пешком не дойти, и на самолете не долететь, как же нам добраться? А какие сказочные средства передвижения вы знаете? (Ответы родителей метла, ступа, сапоги-скороходы, избушка на курьих ножках, ковер-самолет).

Воспитатель: - Вот на ковре-самолете мы и полетим. Давайте возьмемся за руки, закроем глаза и скажем:

«Земля прощай, в добрый путь! Представляем. Что мы летим над лесами, морями, горами. И приземляемся. На волшебную полянку, открываем глаза. Вот мы и в сказке! Может где-то под кустом Чудо - чудное найдем?

Находят сундучок

Воспитатель: - Вот сундучок. Что же в нем?

Что мы с вами там найдем?

Воспитатель: - Смотрите, серебряное блюдечко и наливное яблочко. А может он указать нам путь к домику Крошечке-Хаврошечке?

А для этого нам с вами нужно громко сказать: «Яблочко катись, дорога к домику покажись». А вот и первое задание, которое нам нужно выполнить, чтобы пройти дальше

Я загадки вам прочту.

Отгадайте, не зевайте

Сказку сразу называйте!

В шапочке красной,

Пирожки в корзинке,

Вот шагаю к бабушке

По лесной тропинке,

Если встречу волка.

Я не зареву,

Я тогда охотников

Громко позову (Красная шапочка)

Родители: Красная шапочка.

Носик круглый пятачком —
Им в земле удобно рыться,
Хвостик маленький крючком,
Вместо туфелек — копытца.
Трое их — и до чего же
Братья дружные похожи.
Отгадайте без подсказки,
Кто герои этой сказки?
 (Три поросёнка)

Воспитатель: - Как защищали домик свой герои из сказки «Три поросёнка»

Родители: дружно

Убежали от грязнули
Чашки, ложки и кастрюли.
Ищет их она, зовёт
И в дороге слёзы льёт
. (Бабушка Федора) 

Прямо в болота упала стрела!

В этом болоте царевна жила.

Как звали царевну, скажи громко, дружно.

Я знаю, ты помнишь…. (Царевна-лягушка)

Он играет на гармошке,

Песню детям подарил

Самый добрый и хороший,

Презеленый (Крокодил)

Она по полю пошла.

В поле денежку нашла!

Самовар себе купила

И гостей чайком поила.

Веселились все вокруг.

Но вмешался злой паук

Пауков боится Муха (Муха Цокотуха)

Воспитатель: - Какие вы молодцы, и родители, и дети, много сказок мне назвали.

Давайте дружно скажем «Яблочко катись, дорога к домику покажись». А вот и второе задание.

Упражнение игровое «Герои добрые и злые».

Воспитатель: - Родители давайте подумаем: что такое добро, Как вы считаете?

(Ответы родителей и детей)

Воспитатель: - Правильно, молодцы! Добро — действия, приносящие счастье и не причиняющие никому вреда, ущерба, боли, страданий.

Воспитатель: - А что такое зло?

(Ответы родителей и детей)

- Зло – это нарушение правил. И в жизни, и в сказке.

На картинках герои сказок добрые и злые.

Воспитатель: - Родители и ребята давайте сейчас разделимся на группы по четыре человека, группа выберет героя и расскажет нам, какой он добрый или злой? И почему они так решили?

Воспитатель: - Сказка даст нам отдохнуть,

              Отдохнем – и снова в путь!

            Слушай, сказочный народ,

              Собираемся на сход.

              Поскорее все вставайте

              И зарядку начинайте.          

Физминутка «Репка»

Воспитатель: - Отдохнули! И наше путешествие продолжается.

Скажем волшебные слова «Яблочко катись, дорога к домику покажись».

А вот и третье задание.

«Собери картинку из любимой сказки».

Воспитатель: - Хитрая колдунья перепутала сказки, родители и ребята присаживайтесь за столы и соберите кубики с картинками из известных русских народных сказок, отгадывают их названия.

Воспитатель: - Какие вы молодцы собрали все перепутанные сказки.

Воспитатель: - А сейчас скажем волшебные слова «Яблочко катись, дорога к домику покажись».

А вот и четвертое, последнее задание.

Воспитатель: - Давайте вместе вспомним сказку «Крошечка-Хаврошечка»

- Какие добрые дела делала Крошечка-Хаврошечка в доме хозяйки?

- Как относилась Хаврочка к коровушке?

- Как и почему коровушка помогла девочке?

- Как была вознаграждена Крошечка-Хаврошечка?

- Как вы понимаете фразу «На доброе добрым отвечать»?

4. Рефлексивно-оценочный этап:

Воспитатель обобщает ответы родителей и детей. «Все – взрослые и дети – очень любят сказки, потому что там происходят чудеса. Русские народные сказки учат нас жить в мире и согласии. В них всегда побеждает добро».

Будем такими дружными и добрыми как персонажи сказок, всегда приходить на помощь друг другу.

Воспитатель: А вот и Крошечка-Хаврошечка.

(Появляется героиня сказки, встречает родителей и детей караваем и приглашает на чаепитие.)

Спасибо всем за участие в нашем занятии!

Список используемой литературы:

  1. Духовно-нравственное становление дошкольников: конспекты непосредственной образовательной деятельности/ авт.-сост. С.М.Панина.- Волгоград: Учитель.-151с.
  2. Истоковедение. Том 11.- М. Издательский дом «Истоки», 2017.-320 с.
  3. Князева О.Л., Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Программа. Учебно-методическое пособие.-2-е изд., и доп.- СПб: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2016.-304с.: ил.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий литературной викторины «Наши любимые русские – народные сказки»

Развитие стойкого интереса к устному народному творчеству....

Проект «Любимые русские народные сказки»

Методический паспорт проектаВид проекта: творческий, детско-взрослыйТип проекта: игровойСрок реализации: краткосрочный (23.03.2015 – 29.03.2015) Участники проекта: воспитатель, дети группы в возрасте ...

Проект "Любимые русские народные сказки"

Цель проекта:Использование русских народных сказок как средства развития образной речи дете старшего дошкольного возраста....

ПРОЕКТ в группе раннего возраста «Любимые русские народные сказки».

Русские народные сказки представляют собой уникальный материал, в котором собрана история, традиции, быт и общественные отношения нашего народа. Вступая в мир волшебства и чудес, в мир сказок, ребенок...

Проект в группе раннего возраста "Любимые русские народные сказки"

Краткосрочный проект, имеющий цель приобщить детей к русскому народному творчеству через сказку....

Проект в группе раннего возраста «Любимые русские народные сказки»

Краткосрочный проект в группе раннего возраста (дети 2-3 лет) на тему русских народных сказок. В ходе реализации проекта использовались различные образовательные технологии, соответствующие ФГОС....

ПРОЕКТ СОВМЕСТНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ДЕТЬМИ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПО РЕАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ «Любимые русские народные сказки» (с использованием игровых технологий)

Русские народные сказки - важнейший элемент народного фольклора. В сказке перед умственным взором ребенка предстоят образы, характеры, родная природа; в ней дети получают блестящие образы родного язык...