РАЗВИТИЕ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДОШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПАЛОЧЕК Х. КЮИНЗЕРА.
методическая разработка (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)
Одна из основных задач дошкольного образования – математическое развитие ребенка. Важность обучения дошкольников началам математики обусловлена целым рядом причин: началом школьного обучения с шести лет; обилием информации, получаемой ребенком; повышением внимания к компьютеризации; желанием сделать процесс обучения более интенсивным; стремлением родителей в связи с этим как можно раньше научить ребенка узнавать цифры, считать, решать задачи.
Скачать:
Предварительный просмотр:
РАЗВИТИЕ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДОШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПАЛОЧЕК Х. КЮИНЗЕРА.
Воинова Ирина Петровна, воспитатель
МБДОУ «Детский сад №282» г.о. Самара
Одна из основных задач дошкольного образования – математическое развитие ребенка. Важность обучения дошкольников началам математики обусловлена целым рядом причин: началом школьного обучения с шести лет; обилием информации, получаемой ребенком; повышением внимания к компьютеризации; желанием сделать процесс обучения более интенсивным; стремлением родителей в связи с этим как можно раньше научить ребенка узнавать цифры, считать, решать задачи.
Математические понятия часто носят отвлеченный характер, оперирование ими требует выполнения системы сложных умственных действий. В повседневной жизни, в быту и в играх ребенок достаточно рано начинает встречаться с такими ситуациями, которые требуют применения, хотя и элементарного, но все же математического решения (приготовить угощение для друзей, накрыть стол для кукол, разделить конфеты поровну и т. д.), знания таких отношений, как много, мало, больше, меньше, поровну, умения определить количество предметов в множестве, выбрать соответствующее количество элементов из множества и т. д. Сначала с помощью взрослых, а затем самостоятельно дети разрешают возникающие проблемы. Таким образом, уже в дошкольном возрасте дети знакомятся с математическим содержанием и овладевают элементарными вычислительными умениями, а формирование у них элементарных математических представлений является одним из важных направлений работы дошкольных учреждений.
Формирование количественных представлений у дошкольников – важная часть математического развития детей.
Комплект счетных палочек Кюизенера состоит из пластмассовых призм 10 различных цветов и форм. Наименьшая призма имеет длину 10 мм и является кубиком, символизируя число 1. Остальные призмы символизируют числа от 2 от 10. Каждая палочка – это число, выраженное цветом и величиной.
Подбор палочек Кюизенера в одно "семейство" (класс) происходит не случайно, а связан с определенным соотношением их по величине. Например, в "семейство красных" входят числа, кратные двум, "семейство синих" состоит из чисел, кратных трем, числа, кратные пяти, обозначены оттенками желтого цвета. Кубик белого цвета ("семейство белых") – целое число, раз закладывается по длине любой палочки, а число 7 обозначено черным цветом, образуя отдельное "семейство".
В каждом из наборов счетных палочек Кюизенера действует правило: чем больше длина палочки, тем больше значение того числа, которое она выражает. Цвета, в которые окрашены палочки, зависят от числовых соотношений, определяемых простыми числами первого десятка натурального ряда чисел.
Каждая палочка Кюизенера – это число, выраженное цветом и величиной.
С математической точки зрения палочки Кюизенера – это множество, на котором легко обнаруживаются отношения эквивалентости и порядка. В этом множестве скрыты многочисленные математические ситуации. Цвет палочек и величина, моделируя число, подводят детей к пониманию различных абстрактных понятий, возникающих в мышлении ребенка естественно как результат его самостоятельной практической деятельности.
Использование "чисел в цвете" (счетных палочек Кюизенера) позволяет одновременно развивать у детей представление о числе на основе счета и измерения. К выводу, что число появляется в результате счета и измерения, дети приходят на базе практической деятельности, в результате разнообразных упражнений. Как известно, именно такое представление о числе является наиболее полноценным.
С помощью цветных счетных палочек Кюизенера детей также легко подвести к осознанию отношений "больше-меньше на...", познакомить с транзитивностью как свойством отношений, научить делить целое на части и измерять объекты условными мерками, освоить в процессе этой практической деятельности некоторые простейшие виды функциональной зависимости, поупражняться в запоминании состава чисел из единиц и меньших чисел, подойти вплотную к сложению, умножению, вычитанию и делению чисел.
Кроме этого, играя со счетными палочками Кюизенера, дети осваивают такие понятия, как "левое", "длинное", "между", "каждый", "одна из...", "какой-нибудь", "быть одного и того же цвета", "быть не голубого цвета", "иметь одинаковую длину" и др.
Палочки Кюизенера как дидактическое средство вполне соответствуют специфике и особенностям математических представлений дошкольников, уровню развития детского мышления.
Первый этап работы с палочками Кюизенера: игровой.
Палочки Кюизенера рекомендованы для занятий с детьми начиная с годовалого возраста. Палочки Кюизенера заменяют конструктор и мозаику.
Для начала будет достаточно простого ознакомления: пускай ребенок возьмет их в руки и рассмотрит.
На начальном этапе можно давать детям следующие задания:
• Разложить палочки по длине и цвету.
• Попросить ребенка положить столько же палочек и такого же цвета, как у вас.
• Перемешать все палочки Кюизенера. Попросить ребенка разложить их по цветовому признаку по стопкам с указанием цвета.
• С помощью красной палочки измерить длину окружающих предметов: кровати, стола, книги.
• Выложить фигуру и попросите ребенка сделать такую же.
• На сколько одна палочка длиннее другой?
• Выбрать из набора самую короткую и самую длинную палочки.
Существуют определенные схемы, по которым можно составить целый сюжетный рисунок.
Второй этап работы с палочками Кюизенера: математический
• Возьми несколько белых палочек и придвинь их близко друг к другу в ряд. Найди аналог в наборе.
• Вы называете число — ребенок находит палочку соответствующего цвета. Вначале числа можно называть по порядку, далее — задача усложняется, числа идут вразбивку.
• Возьми самую короткую палочку. Какого она цвета? Белая палочка — это единица, число «один».
• К цветной палочке необходимо подобрать ее аналог, изображенный на карточке в виде числа.
Палочки Кюизенера просты и понятны детям: они привыкают к ним еще в раннем возрасте и уже воспринимают в качестве игрового материала, а не видят в них скучное заучивание чисел.
Помимо явной эффективности обучения методики, палочки Кюизенера задействуют еще и ряд пограничных областей: развивают мелкую моторику, зрительное и пространственное восприятие, стимулируют воображение, приучают к порядку.
Список использованной литературы
- Альтхауз Д., Дум Э. Цвет-форма – количество: Опыт работы по развитию познават. способностей детей дошкол. возраста/ Рус. пер. под ред. В, В. Ютайкина. – М.: Провещение, 1984.
- Беженова М.А.. – Веселая математика. – Д. Сталкер, 1998 г., 320 с.
- Ерофеева Т.И., Павлова Л.Н., Новикова В.П.. Математика для дошкольников. – М., Просвещение, 1992 г., 191 с.
- Математика до школы: Пособие для воспитателей детских садов и родителей. – Ч. 1.: Смоленцева А.А., Пустовойт О.В. Математика для школы. Ч. 2: Игры-головоломки/сост. З.А. Михайлова, Р.Л. Непомнящая. – Спб: АКЦИДЕНТ, 1998. -191с.
- Носова Е.А. Предлогическая подготовка детей дошкольного возраста. Использование игровых методов при формировании у дошкольников математических представлений. -Л. : 1990г. С. 47-62.
- Тарунтаева Т.В. "Развитие элементарных математических представлений дошкольников", -М. Просвещение 1980г. С.37-40.
- Формирование элементарных математических представлений у дошкольников: Учеб. Пособие для студентов пед.ин-тов по спец. №2110
- Педагогика и психология" (дошк.)"/Р.Л. Березина, З.А. Михайлова, Р.Л. Непомнящая и др.; под ред. А.А. Столяра. – -М. Просвещение. 1988 г. -303с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
выступление из опыта работы: Формирование элементарных математических представлений у дошкольников посредством дидактических игр по формированию временных представлений
Формирование элементарных математических представлений у дошкольников посредством дидактических игр по формированию временных представлений...
«Совершенствование Элементарных Математических Представлений у дошкольников посредством нетрадиционных форм проведения занятий».
Тема по самообразованию:«Совершенствование Элементарных Математических Представлений у дошкольников посредством нетрадиционных форм проведения занятий». Цель работы – рассмотреть методику н...
Формирование и развитие элементарных математических представлений у дошкольников 4-5 лет посредством дидактических игр
ПЛАН ПО САМООБРАЗОВАНИЮ ПЕДАГОГА Тема: «Формирование и развитие элементарных математических представлений у дошкольников 4-5 лет посредством дидактических игр» Воспита...
Самообразование по теме : «Формирование и развитие элементарных математических представлений у дошкольников 4-5 лет посредством дидактических игр».
Тема: «Формирование и развитие элементарных математических представлений у дошкольников 4-5 лет посредством дидактических игр»....
Рабочая учебная программа кружка «Занимательная математика» Развитие элементарных математических представлений у дошкольников 5-6 лет с использованием игровых технологий
Разработка программы «Занимательная математика» объясняется необходимостью использования активных методов и обучения занимательного, увлекательного, интересного для детей математичес...
консультация для педагогов «РАЗВИТИЕ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ СЮЖЕТНО-РОЛЕВЫХ ИГР С ЭКОНОМИЧЕСКИМ СОДЕРЖАНИЕМ»
В сюжетно-ролевой игре дети учатся планировать свою деятельность, действовать сообща, договариваться. Что особенно важно, у них появляется интерес к новым современным профессиям....
Сообщение из опыта работы " Развитие элементарных математических представлений у дошкольников посредством развивающих игр» "
Игра - это не только удовольствие, но и радость для ребёнка, с её помощью можно развивать память, мышление малыша, качество которое необходимо для дальнейшей жизни. Играя, ребенок приобрет...