Формирование и развитие элементарных математических представлений у дошкольников 4-5 лет посредством дидактических игр
статья по математике (средняя группа)

Долгова Светлана Александровна

ПЛАН ПО САМООБРАЗОВАНИЮ ПЕДАГОГА

 

Тема: «Формирование и развитие элементарных математических представлений у дошкольников 4-5 лет посредством дидактических игр»

 

 

Воспитатель:

Долгова С.А..

 

 

 

 

 

 

 

 

Санкт-Петербург

2018 г.

ВВЕДЕНИЕ

 

Огромную роль в умственном воспитании и в развитии интеллекта играет математика. Ее изучение способствует развитию памяти, речи, воображения, эмоций; формирует настойчивость, терпение, творческий потенциал личности. Основная цель занятий математикой – дать ребенку ощущение уверенности в своих силах, основанное на том, что мир упорядочен и потому постижим, а, следовательно, предсказуем для человека. Обучение математике детей дошкольного возраста немыслимо без использования дидактических игр. Их использование хорошо помогает восприятию материала и потому ребенок принимает активное участие в познавательном процессе.

       Дидактическая игра требует усидчивости, серьезный настрой, использование мыслительного процесса. Игра – естественный способ развития ребенка.

       Они интересны для детей, эмоционально захватывают их. А процесс решения, поиска ответа, основанный на интересе к задаче, невозможен без активной работы мысли. Этим положением и объясняется значение занимательных задач в умственном и всестороннем развитии детей. В ходе игр и упражнений с занимательным математическим материалом дети овладевают умением вести поиск решения самостоятельно.

Цель: создание условий для развития у детей дошкольного возраста элементарных математических представлений посредством дидактических игр.

Задачи:

  • проанализировать психолого-педагогическую литературу по данной теме;
  • изучить материалы в интернет источниках на данную тему;
  • изготовить и составить подборку дидактических игр, заданий игрового содержания по развитию математических представлений у детей дошкольного возраста;
  • использовать разработанный материал на занятиях математики с детьми;
  • активно воздействовать на всестороннее развитие детей:  

обогащать новыми представлениями и понятиями; закреплять     знания; активизировать мыслительную деятельность.

Ожидаемый результат:

  • активизация познавательного интереса дошкольников;
  • развитие внимания, памяти, речи, воображения, логического мышления;
  • формирование элементарных математических представлений.

       

Все дидактические игры можно разделить на три вида:

  • игры с предметами;
  • настольно-печатные;
  • словесные игры.

 

       В играх с предметами дети учатся сравнивать, устанавливать сходство и различие предметов. Ценность этих игр в том, что с их помощью дети знакомятся с признаками предметов: цветом, величиной, формой.

       Словесные игры построены на словах и действиях играющих. В таких играх дети познают окружающий мир, углубляют приобретенные знания в новых связях, в новых обстоятельствах, также они направлены на развитие речи и правильной ориентировке в пространстве.

       Настольно-печатные игры разнообразны по видам: парные картинки, лото, домино, мозаика, разрезные картинки и кубики. Задача этого вида игр – учить детей логическому мышлению, развивать у них умение из отдельных частей составлять целый предмет, устанавливать сходства и различия предметов, научить сравнивать и выделять признаки предметов.

       Также при формировании элементарных математических способностей у дошкольников можно использовать игры на плоскостное моделирование, игры-головоломки, задачи-шутки.

 

             Этапы работы.

       1. Изучение литературы по теме.

       В течение года изучить необходимую методическую литературу, а также статьи журналов, ознакомиться с материалами интернет источников.

  • З.А.Михайлова «Игровые занимательные задачи для дошкольников», М.: Просвещение 1990.
  • Практический курс математики для дошкольников. Методические рекомендации. — М.: Баласс, 2003 г. — 256 с.
  • Т. А. Фалькович, Л. П. Барылкина «Формирование математических представлений»: Занятия для дошкольников в учреждениях дополнительного образования. — М.: ВАКО, 2005 г. — 208 с.
  •  «Сюжетно – дидактические игры с математическим содержанием» - А. А. Смоленцева.
  • Л. Г. Петерсон, Н. П. Холина «Игралочка». Практический курс математики для дошкольников. Методические рекомендации. - М. : Баласс, 2003 г. - 256 с.
  • Смоленцева А. А., Суворова О. В. Математика в проблемных ситуациях для маленьких детей. СПб. : Детство-пресс, 2004.
  • Журналы «Дошкольное воспитание», «Ребёнок в детском саду», «Детский сад. Всё для воспитателя».
  • http://dohcolonoc.ru
  • http://nsportal.ru
  • http://www.edu.ru
  • http://www.detskiysad.ru
  • http://www.moi-detsad.ru.

 

           2. Изготовление и составление картотеки дидактических игр по математическому развитию для детей 4-5 лет (в течение года).

       3.  Создание предметно-развивающей среды в группе (уголок познавательного развития по ФЭМП) (в течение года).

   4.  Работа с детьми.

  • Мониторинг начальных знаний об элементарных математических представлениях.
  • Использовать разработанный материал на занятиях математики и в режимных моментах с детьми.

         5. Работа с родителями.

  • Участие родителей в изготовлении раздаточного-счетного материала и демонстрационного материала (в течение года).
  • Проведение индивидуальных консультаций и бесед.
  • Проведение консультаций для родителей на данную тему.

 

6. Отчет воспитателя о проделанной работе за год (май, 2018 г.).

Отчет воспитателя о проделанной работе за год.

  1.  В течение года была изучена вся запланированная методическая литература, а также статьи журналов, ознакомилась с материалами интернет источников.

.

  1. Изготовила дидактические игры по данной теме.
  • «Собери картинку по цифрам», «Чего не хватает?», «Учимся считать на пальчиках», «Деревце», «Математические пазлы», «Разрезные картинки», «Машинки», «Божья коровка», «Сколько получилось?» «Часы».
  1. Создала картотеку словесных дидактических игр, загадок, физкультминуток, пальчиковых гимнастик.
  2. Создала уголок ФЭМП, в который вошли дидактические игры, счетный материал, цифры, схемы постройки из счетных палочек, математические знаки плоские и объемные геометрические материалы.
  3. В течение года активно использовала созданные игры на занятиях математики и в режимных моментах с детьми.
  4. Родители приняли участие в создании предметно-развивающей среды в группе: помогли в изготовлении раздаточного-счетного материала и демонстрационного материала.

В течение года провела индивидуальные консультации и беседы по формированию математических представлений через дидактическую игру. Изготовила папки-передвижки «Математика в повседневной жизни ребенка» и «Занимательная математика дома».

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samoobrazovanie_evseeva_dolgova.docx22.4 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа № 297 Пушкинского района                           Санкт-Петербурга

(дошкольное отделение)

ПЛАН ПО САМООБРАЗОВАНИЮ ПЕДАГОГА

Тема: «Формирование и развитие элементарных математических представлений у дошкольников 4-5лет посредством дидактических игр»

Воспитатель:

Евсеева И.В.

Санкт-Петербург

2018 г.

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа № 297 Пушкинского района                           Санкт-Петербурга

(дошкольное отделение)

ПЛАН ПО САМООБРАЗОВАНИЮ ПЕДАГОГА

Тема: «Формирование и развитие элементарных математических представлений у дошкольников 4-5лет посредством дидактических игр»

Воспитатель:

Долгова С.А..

Санкт-Петербург

2018 г.

ВВЕДЕНИЕ

Огромную роль в умственном воспитании и в развитии интеллекта играет математика. Ее изучение способствует развитию памяти, речи, воображения, эмоций; формирует настойчивость, терпение, творческий потенциал личности. Основная цель занятий математикой – дать ребенку ощущение уверенности в своих силах, основанное на том, что мир упорядочен и потому постижим, а, следовательно, предсказуем для человека. Обучение математике детей дошкольного возраста немыслимо без использования дидактических игр. Их использование хорошо помогает восприятию материала и потому ребенок принимает активное участие в познавательном процессе.

       Дидактическая игра требует усидчивости, серьезный настрой, использование мыслительного процесса. Игра – естественный способ развития ребенка.

       Они интересны для детей, эмоционально захватывают их. А процесс решения, поиска ответа, основанный на интересе к задаче, невозможен без активной работы мысли. Этим положением и объясняется значение занимательных задач в умственном и всестороннем развитии детей. В ходе игр и упражнений с занимательным математическим материалом дети овладевают умением вести поиск решения самостоятельно.

Цель: создание условий для развития у детей дошкольного возраста элементарных математических представлений посредством дидактических игр.

Задачи:

  • проанализировать психолого-педагогическую литературу по данной теме;
  • изучить материалы в интернет источниках на данную тему;
  • изготовить и составить подборку дидактических игр, заданий игрового содержания по развитию математических представлений у детей дошкольного возраста;
  • использовать разработанный материал на занятиях математики с детьми;
  • активно воздействовать на всестороннее развитие детей:  

обогащать новыми представлениями и понятиями; закреплять     знания; активизировать мыслительную деятельность.

Ожидаемый результат:

  • активизация познавательного интереса дошкольников;
  • развитие внимания, памяти, речи, воображения, логического мышления;
  • формирование элементарных математических представлений.

       

Все дидактические игры можно разделить на три вида:

  • игры с предметами;
  • настольно-печатные;
  • словесные игры.

       В играх с предметами дети учатся сравнивать, устанавливать сходство и различие предметов. Ценность этих игр в том, что с их помощью дети знакомятся с признаками предметов: цветом, величиной, формой.

       Словесные игры построены на словах и действиях играющих. В таких играх дети познают окружающий мир, углубляют приобретенные знания в новых связях, в новых обстоятельствах, также они направлены на развитие речи и правильной ориентировке в пространстве.

       Настольно-печатные игры разнообразны по видам: парные картинки, лото, домино, мозаика, разрезные картинки и кубики. Задача этого вида игр – учить детей логическому мышлению, развивать у них умение из отдельных частей составлять целый предмет, устанавливать сходства и различия предметов, научить сравнивать и выделять признаки предметов.

       Также при формировании элементарных математических способностей у дошкольников можно использовать игры на плоскостное моделирование, игры-головоломки, задачи-шутки.

             Этапы работы.

       1. Изучение литературы по теме.

       В течение года изучить необходимую методическую литературу, а также статьи журналов, ознакомиться с материалами интернет источников.

  • З.А.Михайлова «Игровые занимательные задачи для дошкольников», М.: Просвещение 1990.
  • Практический курс математики для дошкольников. Методические рекомендации. — М.: Баласс, 2003 г. — 256 с.
  • Т. А. Фалькович, Л. П. Барылкина «Формирование математических представлений»: Занятия для дошкольников в учреждениях дополнительного образования. — М.: ВАКО, 2005 г. — 208 с.
  •  «Сюжетно – дидактические игры с математическим содержанием» - А. А. Смоленцева.
  • Л. Г. Петерсон, Н. П. Холина «Игралочка». Практический курс математики для дошкольников. Методические рекомендации. - М. : Баласс, 2003 г. - 256 с.
  • Смоленцева А. А., Суворова О. В. Математика в проблемных ситуациях для маленьких детей. СПб. : Детство-пресс, 2004.
  • Журналы «Дошкольное воспитание», «Ребёнок в детском саду», «Детский сад. Всё для воспитателя».
  • http://dohcolonoc.ru
  • http://nsportal.ru
  • http://www.edu.ru
  • http://www.detskiysad.ru
  • http://www.moi-detsad.ru.

           2. Изготовление и составление картотеки дидактических игр по математическому развитию для детей 4-5 лет (в течение года).

       3.  Создание предметно-развивающей среды в группе (уголок познавательного развития по ФЭМП) (в течение года).

   4.  Работа с детьми.

  • Мониторинг начальных знаний об элементарных математических представлениях.
  • Использовать разработанный материал на занятиях математики и в режимных моментах с детьми.

         5. Работа с родителями. 

  • Участие родителей в изготовлении раздаточного-счетного материала и демонстрационного материала (в течение года).
  • Проведение индивидуальных консультаций и бесед.
  • Проведение консультаций для родителей на данную тему.

6. Отчет воспитателя о проделанной работе за год (май, 2018 г.).

Отчет воспитателя о проделанной работе за год.

  1.  В течение года была изучена вся запланированная методическая литература, а также статьи журналов, ознакомилась с материалами интернет источников.

.

  1. Изготовила дидактические игры по данной теме.
  • «Собери картинку по цифрам», «Чего не хватает?», «Учимся считать на пальчиках», «Деревце», «Математические пазлы», «Разрезные картинки», «Машинки», «Божья коровка», «Сколько получилось?» «Часы».
  1. Создала картотеку словесных дидактических игр, загадок, физкультминуток, пальчиковых гимнастик.
  2. Создала уголок ФЭМП, в который вошли дидактические игры, счетный материал, цифры, схемы постройки из счетных палочек, математические знаки плоские и объемные геометрические материалы.
  3. В течение года активно использовала созданные игры на занятиях математики и в режимных моментах с детьми.
  4. Родители приняли участие в создании предметно-развивающей среды в группе: помогли в изготовлении раздаточного-счетного материала и демонстрационного материала.

В течение года провела индивидуальные консультации и беседы по формированию математических представлений через дидактическую игру. Изготовила папки-передвижки «Математика в повседневной жизни ребенка» и «Занимательная математика дома».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Формирование элементарных математических представлений у детей второй младшей группы посредством дидактических игр»

Во второй младшей группе закладываются основы математического развития у детей. Для того чтобы обеспечить активную работу детей на непосредственно образовательной деятельности широко используются игро...

«Формирование элементарных математических представлений у детей второй младшей группы посредством дидактических игр»

«Формирование элементарных математических представлений у детей второй младшей группы посредством дидактических игр»1. Игры путешествие во времени.2. Игры на ориентирование в пространстве.3....

Формирование элементарных математических представлений в совместной деятельности с детьми посредством дидактической игры

Формирование элементарных математических  представлений в совместной деятельности с детьми посредством дидактической игры  Развитие элементарных математических представлений - это ...

Работа по самообразованию: "Формирование элементарных математических представлений у детей второй младшей группы посредством дидактических игр".

Для развития детей большое значение имеет приобритения ими математических представлений, которые влияют на формирование умственных действий, столь необходимых для познания окружающего мира. Удовлетвор...

Самообразование по теме : «Формирование и развитие элементарных математических представлений у дошкольников 4-5 лет посредством дидактических игр».

Тема: «Формирование и развитие элементарных математических представлений у дошкольников 4-5 лет посредством дидактических игр»....

"Формирование элементарных математических представлений у дошкольников с нарушением интеллекта посредством дидактических игр".

Влияние игровых технологий - математический кейс - на формирование элементарных математических представлений у детей с нарушением интеллекта (умственная отсталость легкой степени)...