Сообщение из опыта работы " Развитие элементарных математических представлений у дошкольников посредством развивающих игр» "
статья по математике
Игра - это не только удовольствие, но и радость для ребёнка, с её помощью можно развивать память, мышление малыша, качество которое необходимо для дальнейшей жизни. Играя, ребенок приобретает новые знания и развивает свои способности, подчас не догадываясь об этом. Обучая маленьких детей в процессе игры можно незаметно учить считать, складывать, решать логические задачи, которые формируют определённые логические операции, именно поэтому, обучая детей в процессе игры, стремлюсь к тому, чтобы радость от игровой деятельности, постепенно перешла в радость учения. Для формирования элементарных математических представлений предусматриваю не только непрерывную образовательную деятельность, но и другие формы обучения - дидактические игры и дидактические упражнения
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад п. Пробуждение»
Энгельсского муниципального района Саратовской области
Сообщение из опыта работы на тему: « Развитие элементарных математических представлений у дошкольников посредством развивающих игр»
воспитатель высшей категории
Ермакова Анна Уразовна
Игра - это не только удовольствие, но и радость для ребёнка, с её помощью можно развивать память, мышление малыша, качество которое необходимо для дальнейшей жизни. Играя, ребенок приобретает новые знания и развивает свои способности, подчас не догадываясь об этом. Обучая маленьких детей в процессе игры можно незаметно учить считать, складывать, решать логические задачи, которые формируют определённые логические операции, именно поэтому, обучая детей в процессе игры, стремлюсь к тому, чтобы радость от игровой деятельности, постепенно перешла в радость учения. Для формирования элементарных математических представлений предусматриваю не только непрерывную образовательную деятельность, но и другие формы обучения - дидактические игры и дидактические упражнения. Можно развивать и применять знания детей в разных видах деятельности, обращаю внимание детей особенно дидактическим играм способствующие развитию ориентировки в пространстве и во времени, например: «Когда это бывает?»- где стоит задача раскрыть круговорот времени в течение суток. Игры можно проводить как в помещении, так на участке во время прогулок такие как: «Что справа»,
«Где чей домик», «Что, где расположено? »в этих играх дети овладевают умениями определять движение от себя. Дидактические игры развивают самостоятельную игровую деятельность. В процессе таких игр дети учатся решать познавательные задачи. Для того, чтобы дети умели сравнивать, обобщать, классифицировать предметы и явления окружающего мира, высказывать свои суждения, делать умозаключения, можно использовать словесную игру « Что у вас?» - закрепление знаний о форме.
Участие детей в игре - это интерес к деятельности, право выбора, предоставляю добровольное участие, но руководящую роль сохраняю за педагогом. Определяю дидактические задачи игр, подбираю соответствующие детям содержание деятельности, предусматриваю ожидаемые результаты обучения.
Каждый ребенок - неповторимая индивидуальность, проявляющая себя в творчестве, в отношении к людям и явлениям, поэтому организуя процесс обучения ориентируясь не только возрастные, т.е общие возможности и особенности детей, но и на индивидуальные черты качества.
Дети вследствие своего ограниченного жизненного опыта иначе, чем взрослые воспринимают и оценивают окружающий мир. У каждого ребёнка свой жизненный опыт. Младшие дошкольники особенно нуждаются в поощрении малейших проявлений успеха, испытывают потребность в постоянном подбадривании и похвале, поэтому обращаю внимание на то, чтобы не сравнивать результаты одного ребенка с более успешной деятельностью других, получали удовольствие от процесса познания, свободно делились своими радостями и огорчениями, понимали, что они всегда получат поддержку и внимание.
Прежде чем начать игру, нужно вызвать интерес к ней, желание играть. Можно использовать различные приемы: загадки, считалки, стихотворение, сюрприз, весёлые картинки математической направленности, интригующего вопроса, сговора на игру, напоминание об игре. Обогатить словарь детей математическими терминами, постоянно использовать в речи слова, обозначающие цвет, размер, форму предметов, их пространственное расположение и количество, а также повседневные бытовые ситуации: например во время приема детей, если ребенок пришел в новом платье или с новой прической, обязательно обратить внимание на цвет, детали, форму, длину одежды и т.д. Предложить рассказать, о чем был мультфильм в вечерней передаче «Спокойной ночи, малыши!» Что он делал вчера вечером дома, во что играл. Во время завтрака, обеда или ужина, сравнить у каждого есть ложка или кому не хватило: отметить вместе с детьми, чего больше
–детей или ложек, чашек с компотами. Обратить внимание на то, что перед ними одна ложка, одна тарелка, одна котлета на тарелке. Попросить кого-нибудь из детей, не положили кому-то две вместо одной, а также развивать математические представления во время других режимных процессов: одевание на прогулку, на прогулке, умывание, подготовка ко сну.
Мышление ребенка 4-5лет носит наглядно-действенный характер, большое значение уделять дидактической игре, где дети способны выполнять довольно сложные действия в определенной последовательности прикладывать предметы под изображение на образце, такие как: «Подбери окошки», «Сколько», «Подбери лист» - дети учатся выделять отдельные элементы из отдельных групп и составлять группу из отдельных предметов, в которых игровое действие является в тоже время элементарным математическим действием.
Дидактическая игра «Подбери варежку» упражнять детей различать правую и левую руку.
Материал: вырезанные из цветного картона силуэты варежек; красного, синего, желтого, зеленого цвета. Варежки с элементами орнамента (несколько геометрических фигур небольшого размера)
Ход игры:
Покажите ребенку картонные варежки, объясните, где правая, где левая, приложите руки к варежкам, обратите внимание на то, куда направлены ваши большие пальцы. Предложите ребенку сделать то же самое. Спросите, где правая и где левая варежка. Для того чтобы ребенок научился определять, где правая, а где левая варежка, можно потренироваться на настоящих варежках
В старшем дошкольном возрасте проводятся игры познавательного характера, которые мобилизируют внимание и включают их в активную игру: « Кто знает, пусть дальше считает» - отложение множеств по названному числу, « Под какую елочку прыгнул зайчик»- упражнять детей в порядковом счете», «Цифры заблудились», «Куда пойдёшь и что найдёшь», развивать логическое мышление, повышение устойчивого внимания, развитию операций умственной деятельности ( анализ, синтез, сравнение и обобщения) необходимые для подготовки в школе
Список использованных источников
- Математика от трёх до семи/ Учебное – методическое пособие для воспитателей детских садов.- М,2001
- Сорокина А.И. Дидактические игры в детском саду,- М,2003.
- Федеральный государственный образовательный стандарт (зарегистрированный в Минюсте РФ 14 ноября 2013 г., утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. N 1155)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
выступление из опыта работы: Формирование элементарных математических представлений у дошкольников посредством дидактических игр по формированию временных представлений
Формирование элементарных математических представлений у дошкольников посредством дидактических игр по формированию временных представлений...
Методический семинар «Формирование элементарных математических представлений у дошкольников посредством развивающих игр с применением кейс-технологии»
Современная жизнь любого человека протекает в русле научно-технического прогресса. Гаджеты, компьютеры сегодня часть жизни, без которой современный человек уже не может обходиться. В связи с этим повы...
Сообщение из опыта работы «Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста»
Данное соообщение из опыта работы может быть полезно воспитателям ДОУ...
Проект «Формирование элементарных математических представлений у дошкольников посредством развивающих игр с применением кейс - технологии»
laquo;Формирование элементарных математических представлений у дошкольников посредством развивающих игр с применением кейс - технологии»Разработчик: воспитатель Тип проекта: обучающи...
Методический семинар «Формирование элементарных математических представлений у дошкольников посредством развивающих игр с применением кейс-технологии»
«Формирование элементарных математических представлений у дошкольников посредством развивающих игр с применением кейс-технологии»...
консультация для педагогов «РАЗВИТИЕ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ СЮЖЕТНО-РОЛЕВЫХ ИГР С ЭКОНОМИЧЕСКИМ СОДЕРЖАНИЕМ»
В сюжетно-ролевой игре дети учатся планировать свою деятельность, действовать сообща, договариваться. Что особенно важно, у них появляется интерес к новым современным профессиям....
обобщение опыта работы "Формирование элементарных математических представлений у дошкольников через дидактические игры"
обобщнеие работы по математическому развитию...