"Развитие ритмического слуха у детей дошкольного возраста"
консультация
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей на тему:
«Развитие чувства ритма у детей дошкольного возраста»
Формированию чувства ритма у ребёнка способствует сама жизнь, окружающий его мир.
Основная работа по развитию чувства ритма происходит на музыкальном занятии, но дети, придя домой, часто повторяют то, чему они научились на музыкальном занятии: танцевальные движения, музыкально-ритмические упражнения. И вы, родители, должны их в этом поощрять. Не всегда у ребёнка всё получается. Вы должны подсказать ему, как правильно выполнить то или иное движение, как сделать это красивее.
Если ребёнок не рассказывает о том, чем занимались дети на музыкальном занятии, поинтересуйтесь сами.
Включайте музыку различного характера: весёлую, спокойную, а дети пусть придумывают движения, которые подходят и соответствуют характеру музыки.
Дети часто смотрят детские передачи и концерты по телевизору. Попросите их, чтобы они повторяли движения за детьми, которых видят на телеэкране. Дети с удовольствием это делают, поощряйте их в этом.
Хорошо помогает для развития чувства ритма игра на детских шумовых инструментах. Их очень легко изготовить самим. Возьмите коробочки или бутылочки, насыпьте в них немного любой крупы – вот и получился незатейливый инструмент. Можно использовать деревянные палочки или ложки. Пусть ребёнок воспроизводит ритм любой услышанной музыки на этом «инструменте».
В последние годы отмечается увеличение количества детей, имеющих нарушения речи.
Развитие чувства ритма способствует развитию речи, помогает более легкому запоминанию стихотворений, развиваются интеллектуальные способности ребенка.
Что же такое ритм? Ритм – это чередование долгих и коротких длительностей. Чувство ритма – это способность активно переживать музыку, чувствовать эмоционально выразительность музыкального ритма и точно его воспроизводить. Если чувство ритма несовершенно у ребенка, слаба развита речь, она невыразительна либо слабо интонирована.
Из всех музыкальных способностей чувство ритма развивается сложнее всего. Существует мнение, что развить его невозможно, так оно является врожденным.
Но современные исследования и практическая деятельность педагогов-музыкантов доказали обратное. Самое главное, это начать как можно раньше. Уже с 5 лет это будет гораздо сложнее. Поэтому моменты по развитию чувства ритма, я советую включать уже с младшей группы, а какие-то формы работы и в раннем возрасте. Это использование речевых и музыкальных игр, пальчиковая гимнастика, ритмические упражнения. Ритм присутствует во всех моментах музыкального занятия: в пении, слушании, танцах, музыкально-ритмических движениях, в ритмических играх с музыкальными инструментами . Музыка воздействует в первую очередь на эмоциональную сферу ребёнка. На положительных реакциях дети лучше и быстрее усваивают материал, незаметно учатся говорить правильно.
Все упражнения проводятся по подражанию. Речевой материал предварительно не выучивается.
Хороших результатов можно добиться только при совместной работе педагогов и родителей. Музыкальный руководитель сочетает музыку, речь и движения, воспитатель или логопед продолжает эту работу на речевых занятиях, при разучивании стихов к утренникам, и в игровой деятельности детей. Родители закрепляют материал дома, занимаются дополнительно. Такая комплексная форма предупреждает речевые нарушения у детей и способствует развитию личности в целом.
Исследователи (К. В. Тарасова, Б. Теплов, К. Орф) отмечают, что ритмическое воспитание не может быть только зрительным и слуховым, оно должно быть двигательным. К.В. Тарасова говорит, что в развитии чувства ритма должно участвовать все наше тело.
Я хочу предложить вашему вниманию несколько упражнений и игр, способствующих развитию у детей чувства ритма.
Используйте в игре с детьми звучащие жесты. Это хлопки, притопы, лёгкие удары по коленка, груди, щелчки.
Игра «Тюшки-тютюшки»
для детей младшей группы
Говорим: «Тюшки-тютюшки, сделаем хлопушки» ( выполняем лёгкие полуприседания и повороты кистей рук «фонарики»). Далее говорим и хлопаем: «Хлоп, хлоп, хлоп….. «Сначала медленно затем быстро»
Далее говорим те же слова, только заменяем «хлопушки» на «шлепушки» и выполняем шлепки по коленям. 3 раз шлёпаем по груди и называем это «бомбушки». 4 раз – топаем и говорим: «топотушки».
Усложняя игру, мы соединяем разные виды звучащих жестов.
Таким образом, мы развиваем ритмический слух, речь и координацию движений.
Речевая игра «Здравствуйте, ладошки»
- Здравствуйте, ладошки! - хлоп, хлоп, хлоп!
- Здравствуйте, ножки - топ, топ, топ!
- Здравствуйте, щечки - плюх, плюх, плюх!
- Пухленькие щечки - плюх, плюх, плюх!
- Здравствуйте, губки - чмок, чмок, чмок! (поцелуйчики)
- Здравствуйте, зубки - чок, чок, чок! (стучат зубками)
- Здравствуй, наш носик - пип, пип, пип! (нажимают на носик)
- Здравствуйте, малышки — всем привет!
Упражнение с палочками «Рыбка»
(выполняется сидя на ковре или за столом в кругу)
Рыбка, рыбка, 2 раза стучим перед собой палочками
Вот Передаем соседу справа
Червяк Берем другую палочку, переданную соседом слева.
Откуси, хоть 2 раза стучим перед собой палочками
Чуточку Передаем соседу справа
Берем другую палочку, переданную соседом слева
Не проси 2 раза стучим перед собой палочками
Меня рыбак Передаем соседу справа
Берем другую палочку, переданную соседом слева
Попадусь 2 раза стучим перед собой палочками
На удочку Передаем соседу справа
Берем другую палочку, переданную соседом слева
Повторить все движения в левую сторону. Затем повторить в 2 раза быстрее, т. е. удар и передача на каждую четверть.
Игра с палочками «Ножки»
Ножки, ножки, вы шагали?
Мы шагали, мы шагали! - ритмичные удары палочками по полу
Ножки, ножки, вы бежали?
Мы бежали, мы бежали! - ритмичные удары в темпе бега
Ножки, ножки, вы стучали?
Мы стучали, мы стучали! - удары свободными концом палочки об пол
Ножки, ножки, вы плясали?
Мы плясали, мы плясали! - удары палочкой крест на крест
Ножки, ножки, вы устали?
Мы устали, мы устали! - удары лежащих палочек друг о друга
Ножки, ножки, отдыхали?
Отдыхали, отдыхал! - движения палочек в ритме перед собой, без звука.
И опять всё начинали! - ритмичные удары по полу
Пальчиковая гимнастика «Зайчик».
Скачет зайка косой, (Указательный и средний пальцы правой руки – вверх, остальные соединить.)
Под высокой сосной (Ладонь левой руки – вертикально вверх, пальцы широко расставлены.)
Под другою сосной (Ладонь правой руки – вертикально вверх, пальцы широко расставлены.)
Скачет зайчик другой (Указательный и средний пальцы левой руки вверх, остальные соединить)
- Напугали зайчишку охотники, и побежал он скорей прятаться в домик к оленю, ведь у него же дом большой!
Игра «У оленя дом большой» Французская народная мелодия
(пение с движениями по тексту)
У оленя дом большой,
Он глядит в свое окно.
Заяц по лесу бежал,
В дверь к нему стучал.
Тук - тук –тук, - дверь, открой.
Там в лесу охотник злой.
Заяц, заяц, забегай, лапу подавай.
-У оленя(педагог показывает рога) дом( показывает домик) большой (не обхватить), Он глядит(как будто в окошко смотрит) в свое окно. Заяц по лесу бежал ( прыгают как зайчик), В дверь(как будто открывают дверь) к нему стучал(стучит). Тук - тук –тук, - дверь(открывает), открой. Там в лесу охотник (как будто из ружья стреляет) злой. Заяц, заяц (прыгают) , забегай, лапу давай(протягивает руку, как будто здоровается).
Каждый раз темп увеличивается, надо успевать изображать все слова и петь при этом. Можно делать это на месте в круге, а можно двигаться по кругу
-Не смогли охотники никого догнать, так и ушли ни с чем!
А на полянке появилась лягушка и попросила зверюшек сыграть вместе с ней на музыкальных инструментах.
Обрадовались звери, вышли снова все на полянку, прихватили с собой музыкальные инструменты: зайчишка взял ложки, лисичка взяла треугольник, даже мишка вылез из берлоги с бубном.
Музыкальная игра с использованием
детских музыкальных шумовых инструментов
«Лягушкины ритмы»
Говорим: « На пузырики смотри – ритмы точно повтори»
Педагог (родитель) играет определённый ритм – дети повторяют.
Логоритиические игры
«Цок, цок, цок, цок, - 4 притопа
Я лошадка серый бок, - 8 шлепков
Я копытцем постучу, - 4 притопа
Если хочешь, прокачу!» - 4 хлопка
Дятел
Тук, тук, тук – Дятел сел на сук – Червячка достал - Своим деткам дал | сделать из пальчиков клювик и постучать им по ладошке 3 раза постучать по другой ладошке поменять руки 1 клювик правой рукой вперёд, 1 клювик левой рукой вперёд |
Киска
Киска, киска, мяу, мяу, - киска вышла погулять, Киска мышку увидала - побежала догонять - | идём мягкими шагами остановиться, притаиться лёгкий бег |
Ква-ква
Ква-ква, ква-ква, - пятки вместе, носки врозь, руки
подняты вверх, пальцы раздвинуть,
выполнять пружинку (2 раза)
Солнце, травка и вода. – 4 шага на месте, поднимая колени.
Ква-ква, ква-ква, повтор движений
Наши лучшие друзья
«Утята»
Клю-клю- Кря-кря – Пя-пя, пя-пя, пя-пя-пя Клю-клю – Пя-пя, пя-пя, пя-пя-пя | руки полусогнуты в локтях, ручки изображают клювики, 2 раза «открывать и закрывать клювик» руки полусогнуты в локтях, 2 раза поднимать и опускать локти «повилять хвостиком» Руки опущены вниз, кисти приподняты наверх, 2 наклона корпуса вперёд Вертят носиками вправо влево |
Игра «Паровоз»
Чух-чух-чух, паровоз, он ребят повёз. Он повёз зайчишек, косолапых мишек,
И лисичку и ежат, и пушистых цыплят.
(Движения выполняются по тексту)
«Ёжик»
«Пых-пых, пых-пых, я нашёл грибок» (сгибать и разгибать пальцы, «фонарики)
«Белочка»
«Цок-цок, цок-цок, у меня орешек» (4 раза постучать кулачками, покрутить
кулачками)
«Бегемот»
Бегемот, П | хлопки
Закрой рот, П | шлепки по коленям
Вы пугаете народ! ППП| притопы
Честно вам признаюсь, ПП || покачивание на месте
Я вам улыбаюсь! Соединить руки согнутые в локтях,
изображая улыбку.
Примечание: П -2коротких хлопка I – 1 длинный хлопок
«Две тетери»
Как на нашем на лугу - Движения кистями вверх и вниз
Стоит чашка творогу - Соединить 1 и 2 пальцы
Прилетели две тетери - Взмахи рук
Поклевали - Сделать клювик из пальчиков, поклевать
по ладошке
Улетели - взмахи
Пингвин
Лёд, да лёд, лёд, да лёд, а по люду пингвин идёт,
Лёд, да лёд, лёд, да лёд, но пингвин не упадёт.
(Идём вперевалочку, как пингвины)
«Еноты»
Два енота у реки - полоскали кушаки - чистили манишки - гладили штанишки - Мыли лапки - тёрли нос - окунали в речку хвост - снова чистили манишки - снова гладили штанишки и такой круговорот - у енотов - круглый год - | ноги на ширине плеч, руки на поясе, 2 наклона головы вправо-влево, и одновременно 2 полуприседания немного наклониться вперёд, делать лёгкие движения руками вправо-влево лёгкие движения рук по груди вниз руки сложить полочкой, развести в стороны и двигать по направлению к центру погладить кисть правой и левой руки движение по тексту присесть выпрямить ноги и коснуться руками носочков повтор движений движение руками «моталочка» присесть, руки касаются пола справа и слева Встать и очертить наверху круг руками |
«Дождик»
Капля раз, капля два, Капля медленно сперва. А потом, потом, потом, Всё бегом, бегом, бегом. Мы зонты свои раскроем, От дождя себя укроем. | - два прыжка - 4 раза поочерёдно касаться руками колен - 4 хлопка - притопы на месте - «раскрыть зонтики над головой» - 2 приседания |
«У тёти Моти»
Разминку можно проводить сидя.
Дети чётко говорят текст и делают движения, добавляя новые.
У тёти Моти четыре сына, четыре сына у тёти Моти.
Они не ели, они не пили, а только пели один куплет.
Старшая группа
1 раз: шлепки по коленям обеими руками
2 раз: добавить удары обеими носками
3 раз: шлепки чередовать с прикосновениями к плечам.
Подготовительная группа
1 раз: шлепки по правой коленке
2 раз: к шлепкам добавить удары носком левой ноги.
3 раз: добавить движения плечами поочерёдно вверх и вниз. Если сложно, то правой рукой махать ладошкой вправо влево.
Движения и текст могут быть разными.
Далее предложить детям придумать свои движения.
«Лягушки»
Две лягушки вечерком на лужку сидели,
Две лягушки вечерком на луну глядели.
(Правила игры как в игре «У тёти Моти»)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер-класс "Развитие ритмического слуха у детей дошкольного возраста через игру на народных деревянных инструментах"
Тема: « Развитие ритмического слуха, через игру на деревянных музыкальных инструментах».Цель: Обогащение духовной культуры детей через игру на народных деревя...
Консультация для родителей "Развитие ритмического слуха у детей дошкольного возраста".
Данный материал интересен для музыкальных руководителей....
«Развитие ритмического слуха у детей дошкольного возраста».
Значение развития ритмического слуха в музыкальном воспитании ребенка заключается в том, что оно:-помогает развитию музыкальных способностей и обогащает эмоциональный мир детей;-развивает познавательн...
Педагогический проект "Развитие ритмического слуха у детей дошкольного возраста в условиях работы с ансамблем «Ложкари»
Педагогический проект "Развитие ритмического слуха у детей дошкольного возраста в условиях работы с ансамблем «Ложкари»...
«Картотека музыкальных игр и упражнений, направленных на развитие ритмического слуха у детей дошкольного возраста».
Учить определять характер музыки. учить детей читать стихи в ритме, сопровождая их движением; развивать ритм и координацию....
Развитие ритмического слуха у детей дошкольного возраста
Данная статья будет полезна музыкальным руководителям и педагогам ДОУ. В ней раскрывается важность развития чувства ритма у детей дошкольного возраста.Развитие чувства ритма - это основа музыкального ...
«Развитие ритмического слуха у детей дошкольного возраста в процессе элементарного музицирования»
laquo;Развитие ритмического слуха у детей дошкольного возраста в процессе элементарного музицирования»1-й слайд. В детской психологии и методике развития речи дошкольников хорошо известна роль ...
- Мне нравится (5)