«Картотека музыкальных игр и упражнений, направленных на развитие ритмического слуха у детей дошкольного возраста».
картотека по музыке

Батюта Татьяна Олеговна
Учить определять характер музыки. учить детей читать стихи в ритме, сопровождая их движением; развивать ритм и координацию.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kartoteka_muzyk.docx27.61 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

 «Картотека музыкальных игр и упражнений, направленных на развитие ритмического слуха у детей дошкольного возраста»

  

Средняя группа

  1. «Музыкальный паровоз»

Задача: Учить определять характер музыки.

Оборудование: Пособие «Паровоз», детские музыкальные инструменты.

Описание: В пособие входит паровоз с вагончиком, изображённый на листе картона. На месте окошек в вагоне имеются кармашки, куда вкладываются карточки с символами, изображающими характер музыки (например, солнышко – весёлая, молния – страшная).

Методика проведения: Педагог показывает детям пособие, сообщает, что это не обычный, а музыкальный паровоз. В нём «едет» музыка. И в каждом окошке своя музыка – весёлая, спокойная, страшная (показывает карточки). После этого детям предлагается послушать музыку каждого окошечка и определить её характер, вложить соответствующую карточку. Дети слушают небольшие пьески или музыкальные фрагменты соответственно возрасту.

  1. «Кто вышел погулять?»

Задача: учить детей определять по характеру музыки животного, двигаться в соответствии с образом.

Методика проведения: дети распределяются на 4 группы, каждая занимает свой «домик» в одном из 4-х углов зала: медведь, лиса, зайчик, лошадка. Чья музыка начинает звучать, та группа двигается по залу  в соответствии с образом (двигательная импровизация).

После того, как все «звери» прогуляются один раз, под весёлую музыку лёгким бегом дети переходят в соседний домик против часовой стрелки. Таким образом, каждый ребёнок побывает в разных образах.

  1. «Что ты, ёж?»

Задача: развивать координацию (движение и слово). Учиться выполнять боковой приставной шаг, сужать и расширять круг.

Методика проведения: Дети выполняют движения, стоя в кругу, произнося чётко текст.

Что ты, ёж, такой колючий?       (2 приставных шага с «незнайкой»)

Это я на всякий случай.                  (4 раза грозят пальчиком)

Ведь в лесу мои соседи                    (сужение круга, 4 шага)

Лисы, волки да медведи.                (расширение круга, 4 шага)

  1. «Настали стужи»

Задача: учить детей читать стихи в ритме, сопровождая их движением; развивать ритм и координацию.

Методика проведения: дети сидят на стульях, выполняют ритмизацию текста с движениями.

Наконец настали стужи.             4 хлопка

Во дворе замёрзли лужи.              (будто шлёпают ладошками по льду)

И, чирикая, детей                        («клювики»)

Поджидает воробей.            (повороты головы вправо-влево  с кивком на 4 счёта)

  1. «Зайчики и лошадки»

Задача: усвоить и воспроизвести ритм зайца и лошадки на музыкальных инструментах и в движении.

Методика проведения: дети сидят на ковре по кругу, у одной группы ложки. У другой – бубны.

1-я группа детей исполняет ритм зайца на бубнах, 2-я группа изображает ритм в движении ( e e q  — три прыжка, 3-й более долгий).

2-я группа исполняет ритм лошадки на ложках (e e e e), 1-я группа – бег с высоким подниманием колен.

  1. «Утята»

Задача: освоить равномерный ритм на барабане и глиссандо на металлофоне; выполнять ритмизацию текста с движением.

Методика проведения:

1) дети выполняют ритмизацию текста с хлопками, затем с движением.

2) добавляются барабан и металлофон, задания распределяются между группами детей.

Вышли с мамой налегке                          шаг ( q q q q ) + игра на барабане

Малые ребята.

И поплыли по реке                               «плывут» + глиссандо на металлофоне

Жёлтые утята.

  1. «Капли»

Задача: передать смену ритмической пульсации в движении.

Методика проведения:

Капли раз, капли два,

Капли медленно сперва –

Кап-кап, кап-кап,                              (ладошки-капельки q q q q )

Кап-кап, кап-кап.

Стали капли поспевать,

Капля каплю догонять –

Кап-кап, кап-кап,                                 (ладошки-капельки  eeee )

Кап-кап, кап-кап.

Зонтик поскорей раскроем,

От дождя себя укроем.                        (имитируют крышу)

  1. «Ёж»

Задание: читать текст в ритме, сопровождая движением.

По дорожке ёж, ёж                           шаги ( q q q q )

Собирает, фош-фош,

Яркие листочки,                              пружинка с разворотом

Вкусные грибочки.                                       ( 4 раза)

  1. «Волк»

Задание: читать текст в ритме, сопровождая движением.

Через речку, через мост          eeeeee q  приставной шаг с пружинкой

Серый грозный волк идёт.      eeeeee q

Страшный волк-волчи-ще,      eeee q q  выбрасывание пальцев рук вперёд,

раскрывая кулачки

Щёлк-щёлк, щёлк-щёлк.            q q q q      4 хлопка

Острые зуби-щи,                    eeee q q  выбрасывание пальцев рук вперёд,

раскрывая кулачки

Щёлк-щёлк, щёлк-щёлк.            q q q q       4 хлопка

  1. «День и ночь»

Задача: различать контрастную музыку и передавать это в движении.

Методика проведения: дети двигаются поскоками врассыпную (день). Смена музыки – садятся на корточки (ночь).

  1. «Сочиняем музыку»

Задача: развитие детского музыкального творчества (инструментальная импровизация на собственный сюжет).

Методика проведения: педагог предлагает ребёнку сочинить свою музыку о том, о чём он хочет.

  1. «Музыкальные зарисовки»

Задача: озвучивание музыкальными инструментами небольших сюжетов, стихов, рассказов, сказок.

Методика проведения: педагог читает текст, а дети с помощью музыкальных инструментов озвучивают тот или иной фрагмент сказки, стишка, выбирая инструменты в соответствии с содержанием.  

  1. «Хлопаем в такт»

Задача: чувствовать и воспроизводить в хлопках метрический пульс речи (стихов) и музыки.

Методика проведения: педагог читает стишок или исполняет музыкальную пьесу, дети улавливают и воспроизводят хлопками метрическую пульсацию.

  1. «Шагаем под музыку»

Задача: почувствовать и передать в движении метрический пульс музыки.

Методика проведения: под звучащую музыку дети шагают сначала на месте, а затем по залу, передавая в шагах метрический пульс.

  1. «Карусель»

Задача: передать ускорение и замедление темпа музыки медленным и быстрым  шагом.

Методика проведения: под музыку дети двигаются по кругу, держась за руки, передавая движением изменение темпа.

Старшая группа

  1. «Хлопаем в такт»

Задача: чувствовать и воспроизводить в хлопках метрический пульс речи (стихов) и музыки.

Методика проведения: педагог читает стишок или исполняет музыкальную пьесу, дети улавливают и воспроизводят хлопками метрическую пульсацию.

  1. «Сенокос»

Задача: читать стихотворение в ритме и сопровождать его ритмичными движениями. Развитие внимания, координации, метроритмического чувства.

Старый заяц сено косит,                          «косит»

А лиса сгребает.                                        «сгребает»

Муха сено к возу носит,                            «носит»

А комар кидает.                                        «кидает»

Довезли до сеновала.                                  вращение колёс

С воза муха закричала:                             движение головы вправо-влево

«На чердак я не пойду,                              притопы

Я оттуда упаду,                                        4 прыжка на одной ноге

Ноженьку сломаю,                                    «хромает»

Буду я хромая.

  1. «Помидоры»

Задача: чувствовать и воспроизводить в хлопках ритм стихов.

Методика проведения: педагог и дети читают стишок  и воспроизводят хлопками ритм.

 В огороде за забором

Созревают помидоры.

Держатся за колышки,

Греются на солнышке.

  1. «Яблонька»

Задача: декламация текста с движением. Развитие внимания, координации, выразительности и ритмичности  движений.

Веточки на яблоньке   Качание рук над головой вправо-влево, постепенно опуская вниз

Висли от печали.

Яблочки на веточках         Качание опущенных рук вправо-влево.

Висели и скучали.

Девочки и мальчики           Качание рук вперёд-назад

Ветки раскачали,

Яблоки о землю                  Хлопки по коленкам

Громко застучали.

  1. «Ай, дуду»

Задание: читать текст в ритме, сопровождая движением. Развитие ритмичности, координации движений и слова.

Ай, дуду, дуду, дуду,                         Пружинка с разворотом

Сидит ворон на дубу.

Он играет во трубу,                         Имитация игры на трубе

Во трубу серебряну.

Через мышкин, мышкин дом            Изображают дым

Идёт дым столбом, столбом.

Кошка с мышкой подрались,            Выброс пальцев кистей рук («брызги»)

В одной ямке собрались.                   Сужение круга в центре, присесть

  1. «Волк»

Задание: читать текст в ритме, сопровождая движением. Развитие ритмичности, координации движений и слова.

Через речку, через мост            приставной шаг с пружинкой

Серый грозный волк идёт.

Страшный волк-волчи-ще,  выбрасывание пальцев рук вперёд, раскрывая                кулачки

Щёлк-щёлк, щёлк-щёлк.             4 хлопка

Острые зуби-щи,                   выбрасывание пальцев рук вперёд, раскрывая кулачки

Щёлк-щёлк, щёлк-щёлк.             4 хлопка

  1. «Ты, мороз!»

Задача: развитие слухового внимания, ритмичности.

Ты, мороз, мороз, мороз,                     Сужение круга

Не показывай свой нос!                        Расширение круга

Уходи скорей домой,                            Сужение круга

Стужу уноси с собой.                          Расширение круга

А мы саночки возьмём                          Лёгкий бег по кругу на носочках, держась за руки

И на улицу пойдём.

Сядем в саночки-самокаточки,

С горки –Ух!                                          Присели

  1. «Как на горке снег»

Задача: развивать внимание, чувство ритма, координацию.

Как на горке снег, снег,           4 хлопка

И под горкой снег, снег.           4 шлепка по коленкам

А под снегом спит медведь,    7 притопов

Тише, тише, не шуметь.         «тс» — показать 4 раза

  1. «Тили-бом!»

Задача: развивать внимание, чувство ритма, координацию.

Тили-тили, тили-бом!              Прист. шаг, пружинка (2 раза)

Сбил сосну зайчишка лбом!     3 хлопка, «ударить» ладонями по лбу

Жалко мне зайчишку –             наклоны головы вправо-влево

Носит зайка шишку.

Поскорее сбегай в лес,             лёгкий бег по кругу

Сделай заиньке компресс!       на последнее слово — присесть

  1. «Тук-тук»

Задача: развивать ритмичность, координацию, умение воспроизводить ритм стиха в звучащих жестах и на деревянных палочках.

Тук-тук-тук-тук-                    Кулачок о кулачок

Это что за стук?                     Хлопки

Деревянный это звук:                Шлепки

Тук-тук-тук-тук.                       Кулачок о кулачок

Тук-тук-тук-тук-                       Кулачок о кулачок

Это что за стук?                      Хлопки

Дятел жил в дупле пустом,      Шлепки

Дуб долбил, как долотом.         Кулачок о кулачок

  1. «Маляр»

Задача: развивать плавность движений, чувство ритма, координацию движения и речи.

Есть у мастера сноровка:                          Плавные движения рук, будто красим кистью

Водит кистью очень ловко,

Тянет следом за собой

Ленту краски голубой.

Удивлялась птичья стая,                             «Незнайка»

Мимо дома пролетая:

«Вот так крыша! Чудеса!                           Хлопки

Голубей, чем небеса».

  1. «Едет мышка на ежах»

Задача: развивать внимание, координацию, чувство ритма.

Трах-трах-тарарах!                                Хлопки

Едет мышка на ежах.                             Шлепки по коленкам

— Подожди, колючий ёж!                       Щелчки-клювики

Больше ехать невтерпёж!                      Притопы

Больше ехать невтерпёж!                      Хлопки – «тарелочки»

Очень колешься ты, ёж!                         Хлопки

  1. «Котенька-коток»

Задача: развивать внимание, чувство ритма, координацию.

Ах ты, котенька-коток,                        Шаги по кругу, «вышагивать» ритм.

Котя – серенький хвосток.

Приди, котик, ночевать,                       «Зовут» ручками

Нашу деточку качать.                          плавные движения качания

Я тебе коту, коту                                 Шаги по кругу в другую сторону

За работу заплачу.

Дам кусочек пирога,                               Будто держат пирог и миску на ладошках,

Полну миску молока.                              делают пружинки в это время

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс "Развитие ритмического слуха у детей дошкольного возраста через игру на народных деревянных инструментах"

Тема: « Развитие ритмического слуха, через игру  на деревянных  музыкальных инструментах».Цель:  Обогащение  духовной культуры детей через игру на народных  деревя...

Консультация для родителей "Развитие ритмического слуха у детей дошкольного возраста".

Данный материал интересен для музыкальных руководителей....

«Развитие ритмического слуха у детей дошкольного возраста».

Значение развития ритмического слуха в музыкальном воспитании ребенка заключается в том, что оно:-помогает развитию музыкальных способностей и обогащает эмоциональный мир детей;-развивает познавательн...

Педагогический проект "Развитие ритмического слуха у детей дошкольного возраста в условиях работы с ансамблем «Ложкари»

Педагогический проект "Развитие ритмического слуха  у детей дошкольного возраста  в условиях работы  с ансамблем «Ложкари»...

Развитие ритмического слуха у детей дошкольного возраста

Данная статья будет полезна музыкальным руководителям и педагогам ДОУ. В ней раскрывается важность развития чувства ритма у детей дошкольного возраста.Развитие чувства ритма - это основа музыкального ...

«Развитие ритмического слуха у детей дошкольного возраста в процессе элементарного музицирования»

laquo;Развитие ритмического слуха у детей дошкольного возраста в процессе элементарного музицирования»1-й слайд. В детской психологии и методике развития речи дошкольников хорошо известна роль ...