«Развитие ритмического слуха у детей дошкольного возраста в процессе элементарного музицирования»
презентация по музыке

Филатова Зульфия Гарифзяновна

«Развитие ритмического слуха у детей дошкольного возраста в процессе элементарного музицирования»

1-й слайд. В детской психологии и методике развития речи дошкольников хорошо известна роль становления слуха и формирования ритмических способностей. Установлено, что сниженный слух и, как следствие этого, плохое восприятие ритмической структуры звуковой среды резко тормозят формирование экспрессивной речи в раннем возрасте. Если чувство ритма несовершенно, то замедляется становление развернутой (слитной) речи, она невыразительна и слабо интонирована; дошкольник говорит примитивно, используя короткие отрывочные высказывания. И в дальнейшем слабое развитие слуховых и моторных способностей тормозит развитие ребенка, ограничивая не только сферу интеллектуальной деятельности, но и общение со сверстниками.

2-й слайд. В связи с большим значением развития слуховых способностей безусловно  положительную роль играют педагогические материалы по становлению чувства ритма в дошкольном возрасте. Мы знаем программу Тамары Эдуардовны Тютюнниковой «Элементарное музицирование». Программа эта создана по системе Карла Орфа, который в свою очередь, обучая детей навыкам коллективного музицирования, развивал не только технику игры на инструментах, но и делал упор на развитие творческого начала. В основе программы лежит идея творческого музицирования коллективной деятельности (пение, ритмизованная речь, игра на детских музыкальных инструментах, танец – импровизированное движение под музыку, озвучивание стихов и сказок, спонтанная импровизированная театрализация).

Я раньше включала в практику своей работы элементы этой программы, 3-й слайд. А  недавно я   прошла  курсы по программе «Ладушки» «Наш веселый оркестр» и «Этот удивительный ритм» по развитию чувства ритма у детей. Мне очень понравилось и теперь я использую практические разработки педагогов высшей квалификации и экспертов по музыкальному воспитанию детей дошкольного возраста Ирины Михайловны Каплуновой и Ирины Александровны Новоскольцевой по формированию ритмических способностей детей не только в сфере восприятия, но и в организации движения.

 4-й слайд. Предлагаемая методика условно разделена на четыре ступени, каждая из которых соответствует возрастной группе: 1 ступень: младшая группа, 2 ступень: средняя группа, 3 ступень: старшая группа, 4 ступень: подготовительная группа.

В каждую ступень  входят игры с игрушками и картинками, игры с именами, игры с предметами, знакомство с длинными и короткими звуками, ритм в стихах и ритм в музыкальных произведениях, но во 2, 3, 4 ступенях добавляются игры с палочками и с каждой ступенью материал усложняется.

5-й слайд. По программе «Ладушки»  элементарное музицирование – это практическая деятельность. Оно предполагает личный характер участия ребенка в исполнении и творении музыки. Детям необходимо творить и переживать, чтобы понимать. Понятие «элементарное» должно понимать не только в смысле простого и доступного всем способа музицирования, но в основном как музицирование  простейшими элементами музыкального языка, такими как: мотив, ритм, слово, движение.

Это 1. Музыка моего тела (музицирование со звучащими жестами хлопки, шлепки;

2. Игры со звуками ( деревянные, металлические, стеклянные);

3. Речевое музицирование (игры с инструментами, озвучивание сказок, стихов);

4. Импровизированное движение (муз.-ритмические игры, танцы).

А сейчас хочу показать несколько упражнений, которые использую в своей работе.

 6-й слайд. Например, вариант, как познакомить детей младшей группы с длинными и короткими звуками. На занятие приносится клубок шерстяных ниток. Педагог тянет нитку и поет «У-У-У». звук обрывается, ниточку следует отрезать ножницами. Подобным способом отрезаются нитки разной длины и раскладываются в любой последовательности. Педагог, проводя пальцем по ниткам, пропевает либо долгие, либо короткие звуки. Дети повторяют. А можно принести на занятие нарисованное на листе улыбающееся солнышко без лучей, дети прикладывают свой лучик-ниточку к солнышку и пропевают  звук своего луча.

Так развивается активность детей, их умение соотносить длину пропеваемого звука (долгого и короткого) с определенной длиной нитки-луча.

 7-й слайд. В свои занятия включаю так же игры с картинками, из них мы выкладываем ритмические цепочки. В младшей группе знакомимся, прохлапываем, (бе-лочка, кро-ко-дил, лев, по-ро-се-нок), обязательно придумываю какую-нибудь историю, например:

Жил – был ежик            к ежику в гости пришёл лев            стало их двое, и им было очень весело             (ёжик, лев).

Отхлопывать ритм можно по коленям, по животику, по щечкам, по полу.

8-й слайд. А уже в старшей группе дети самостоятельно выкладывают картинки, придумывая и рассказывая при этом какую-нибудь историю. Например:

«У поросенка был день рождения (выкладывается картинка поросенка), и он позвал к себе гостей. Пришла белочка (выкладывается белочка) и принесла орешки в подарок. Потом пришел крокодил (выкладывается картинка крокодила) и сказал, что он принес в подарок цветочек, который сам вырастил. Прибежал лев (картинка льва) и принес бананы. Им всем было очень весело. После  дети  простукивают получившуюся ритмическую формулу.

9-й слайд. Хочу показать ритмическую игру «Сороконожка»

 Идут друг за другом змейкой.

Топают все ножки у сороконожки.

Ножка, ножка, попляши

Своё имя расскажи – останавливаемся, и первый ребенок проговаривает своё имя с движением ног. И так далее по очереди. А в конце все произносят каждый своё имя с движением ног.

Ещё вот ритмическая игра с ладошками, ребятишки очень любят играть

10-й слайд. «Конфеты – галеты»

Конфеты – галеты,       хлопать в ладоши    (топнуть одной ногой, другой)

Входите, мадам!          Двумя руками по коленям (отхлопать ритм)

Конфеты – галеты,         хлопать в ладоши  (топнуть ногой, другой)

Задаром отдам!              Двумя руками по коленям  (отхлопать)

Конфеты – галеты,         хлопать в ладоши   (топнуть)

Платите, мадам!              «денежки»   (отхлопать)

Берите, мадам!                Вытянуть обе руки вперед ладонями вверх  (обе руки положить на грудь, потом развести их в стороны)

Выходите, мадам!           Помахать «до свидания»    (поклониться)

Можно усложнить

Такие игры у детей развивают чувства ритма, совершенствуется память, внимание, мышление, у детей возникает стремление использовать игры в самостоятельной деятельности.

11-й слайд. Озвучиваем стихи, сказки с помощью музыкальных инструментов. Давайте с вами попробуем озвучить музыкальную сказку «Тайна звуков».

 Есть на свете волшебные часы. И показывают они не время, а времена года. У каждого времени года свои звуки. Под Новый год случаются чудеса. И самые обыкновенные дети, наряжают самую обыкновенную елку самыми волшебными звуками. Давайте их вместе послушаем.

«чив-чив-жив-жив» радуется весной воробей   свистулька

«тепло-светло» - кивают головой цветочки       шумелка

Летом звенит комар колокольчики и хохочет радуга тарелки

Шуршит сухой осенний лист пакет и стучит в окно грустный осенний дождик  треугольник

«тик-так» - это бежит время   ложки

«скрип-скрип» - идет по снегу Дед Мороз  трещетки

«дзынь-дзынь» зазвенели разноцветные шарики и сахарные сосульки  треугольники

«ба-бах» подхватили хлопушки   шумелки

Раз-два-три танцуют вальс легкие снежинки     металлофон

Тс-с-с сказала Снегурочка деревянные палочки

Она боится, что эти звуки всех разбудят.

Тиль-лиль-лиль-дон  это пришел Новый год    все инструменты

У каждого времени года свои звуки. Идут волшебные часы, звучат волшебные звуки. И сказка не кончается никогда.

12-й и 13-й слайды. Ну и так же в свои занятия включаю игру на деревянных палочках, вот одна из них «Грибочки»

Детям шапки гриб купил

Всех в обновки нарядил.

Стали дети на носочки,

Пусть нас видят все в лесочке.

Гриб сказал им: «Ой, грибки!»

Не вставайте на носки.

Ходит бабка за дубами,

Попадёте в суп с грибами.

14-й слайд. Упражнения и игры по развитию чувства ритма должны обязательно включаться в каждое музыкальное занятие как его неотъемлемая часть. Для лучшего усвоения каждая предлагаемая игра может неоднократно повторяться и варьироваться в течение всего учебного года. Если работа начинается со старшими детьми, то дети легко и быстро справляются с начальными ступенями.

Занятия по развитию чувства ритма должны носить непринужденный игровой характер, без каких-либо замечаний детям и только с положительной оценкой.

Конечно же дети очень любят играть на музыкальных инструментах, и в заключении я вам предлагаю сыграть музыкальное произведение в оркестре «История любви», мы с детьми подготовительной группы играли на 8 марта в прошлом году.

15-й слайд. Спасибо всем за внимание и  пусть мой девиз станет вашим «Ввести ребенка в мир музыки с радостью и улыбкой!»

  

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОПЫТ РАБОТЫ ПО ТЕМЕ: "РАЗВИТИЕ МУЗЫКАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА ОСНОВЕ ЭЛЕМЕНТАРНОГО МУЗИЦИРОВАНИЯ"

Развитие музыкально-ритмических способностей – одна из самых сложных в педагогике. Результаты работы показывают, что использование технологии Т.Э. Тютюнниковой «Элементарное музицирование с дошк...

Мастер-класс "Развитие ритмического слуха у детей дошкольного возраста через игру на народных деревянных инструментах"

Тема: « Развитие ритмического слуха, через игру  на деревянных  музыкальных инструментах».Цель:  Обогащение  духовной культуры детей через игру на народных  деревя...

Консультация для родителей "Развитие ритмического слуха у детей дошкольного возраста".

Данный материал интересен для музыкальных руководителей....

«Развитие ритмического слуха у детей дошкольного возраста».

Значение развития ритмического слуха в музыкальном воспитании ребенка заключается в том, что оно:-помогает развитию музыкальных способностей и обогащает эмоциональный мир детей;-развивает познавательн...

Педагогический проект "Развитие ритмического слуха у детей дошкольного возраста в условиях работы с ансамблем «Ложкари»

Педагогический проект "Развитие ритмического слуха  у детей дошкольного возраста  в условиях работы  с ансамблем «Ложкари»...

«Картотека музыкальных игр и упражнений, направленных на развитие ритмического слуха у детей дошкольного возраста».

Учить определять характер музыки. учить детей читать стихи в ритме, сопровождая их движением; развивать ритм и координацию....

Обобщение педагогического опыта музыкального руководителя на тему: Развитие музыкальных способностей у детей дошкольного возраста на основе элементарного музицирования

Речь идёт о новых, скажем точнее, новейших тенденциях музыкальной жизни общества, позволяющих  говорить о качественном уровне насыщения «звуковой среды», в которой формируется личност...