Родительское собрание №2 в средней группе «Роль семьи в воспитании дошкольников»
материал (средняя группа)
Цель:
привлечь внимание к семье, показать ее ценность для каждого человека; показать важную роль семьи в воспитании ребенка, значимость семейных традиций и ценностей, вызвать положительные эмоции.
Задачи:
способствовать получению опыта содержательного и конструктивного мышления;
вовлечь родителей в обмен мнениями об успехах и трудностях в воспитании детей;
увлечь родителей разнообразными способами работы во время коллективных встреч;
укрепить привязанность к членам своей семьи, формировать нравственное отношение к семейным традициям;
вовлечь родителей в совместную с детьми деятельность.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sobranie_no2.docx | 199.73 КБ |
Предварительный просмотр:
муниципального дошкольного образовательного учреждения
«Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением познавательно-речевого развития воспитанников № 25 «Солнышко»
села Покойного Буденновского района»
Родительское собрание№2
в средней группе «Бабочки»
По теме:
«Роль семьи в воспитании дошкольников»
Воспитатель: Фролова И.П.
с. Покойное 2024г.
Родительское собрание№2
в средней группе «Бабочки»
«Роль семьи в воспитании дошкольников»
Провел: воспитатель - Фролова И.П.
Родительское собрание «Роль семьи в воспитании дошкольников» 29. 01. 2024 год
Цель:
привлечь внимание к семье, показать ее ценность для каждого человека; показать важную роль семьи в воспитании ребенка, значимость семейных традиций и ценностей, вызвать положительные эмоции.
Задачи:
способствовать получению опыта содержательного и конструктивного мышления;
вовлечь родителей в обмен мнениями об успехах и трудностях в воспитании детей;
увлечь родителей разнообразными способами работы во время коллективных встреч;
укрепить привязанность к членам своей семьи, формировать нравственное отношение к семейным традициям;
вовлечь родителей в совместную с детьми деятельность.
Форма проведения: встреча.
Участники: воспитатели, родители.
Повестка:
Вступительное слово (сообщение о цели встречи).
Сообщение «Роль семьи в воспитании дошкольников»
Выступление педагога психолога «Влияние старшего поколения на развитие ребенка»
Памятки по созданию благоприятной семейной атмосферы и рекомендации по сохранению психического и физического здоровья детей.
Организационные вопросы.
Ход собрания.
1 часть:
Вступительная часть:
- Добрый вечер, уважаемые родители! Я рада приветствовать вас на нашей встрече в семейной гостиной, которую мы назвали «Семья – основа воспитания!».
Воспитатель:
Семья – источник вдохновения,
Где рядом взрослые и дети,
В семье от всех невзгод спасение,
Здесь друг за друга все в ответе.
Семья – уникальный первичный социум, дающий ребенку ощущение
психологической защищенности, «эмоционального тыла», поддержку,
безусловного безоценочного принятия. В этом непреходящее значение семьи
для человека вообще, а для дошкольника в особенности.
Семья для ребенка – это еще и источник общественного опыта. Здесь он
находит примеры для подражания, здесь происходит его социальное рождение.
Сегодня мы будем говорить о роли семьи в воспитании дошкольников. Главными воспитателями своих детей являются родители. Подрастающее поколение будет таким, какой будет семья. Без союза с детьми, без вашей поддержки и помощи ребенок не будет счастлив, здоров. Что мы взрослые можем сделать для детей, чтобы их жизнь была радостной и счастливой? Об этом и пойдет речь на нашей встрече.
Послушайте стихотворение
«Что может быть семьи дороже?»
Что может быть семьи дороже?
Теплом встречает отчий дом,
Здесь ждут тебя всегда с любовью,
И провожают в путь с добром!
Отец и мать, и дети дружно
Сидят за праздничным столом,
И вместе им совсем не скучно,
А интересно впятером.
Малыш для старших как любимец,
Родители - во всем мудрей,
Любимый папа - друг, кормилец,
А мама ближе всех, родней.
Любите! И цените счастье!
Оно рождается в семье,
Что может быть ее дороже
На этой сказочной земле
Каждый родитель желает вырастить своего ребенка счастливым, здоровым, умным. Что бы он выбрал правильную дорогу, смог реализоваться, создал счастливую семью- об этом думают все родители. Каждый из нас желает своим детям только самого лучшего.
Поэтому правильное воспитание как в пословице: «Это наша счастливая старость; плохое воспитание - это наше будущее горе – это наши слезы».
Давайте послушаем педагога психолога «Влияние старшего поколения на развитие ребенка»
Семья для ребенка – это мир, в котором закладываются основы морали, отношения к людям. Старшие члены семьи, бабушки и дедушки, оказывают огромное влияние на формирование личности ребенка.
Сегодня многие пожилые люди, выйдя на пенсию, посвящают свободное время внукам. Стараются поделиться с ними богатым жизненным опытом, любовью, мудростью – всем, что, возможно, не успели дать в свое время детям. Бабушки и дедушки расширяют социальный кругозор, который благодаря им выходит за тесные семейные рамки, ребенок приобретает непосредственный опыт общения со старшими людьми.
Дедушек и бабушек отличает способность поделиться с детьми эмоциональным теплом, чего часто не успевают сделать родители ребенка из-за недостатка времени или из-за своей незрелости. Говорят, что между пожилыми людьми и детьми существует какая-то волшебная связь. Сказка, рассказанная дедушкой, интереснее, чем та же сказка, рассказанная отцом. Дедушка и бабушка занимают важное место в жизни ребенка и потому, что они ничего не требуют от него, не наказывают, но всегда готовы выслушать его, посочувствовать, помочь.
Но нередко многие бабушки и дедушки, по мнению родителей, портят детей излишней снисходительностью, чрезмерным вниманием, тем, что исполняют каждое желание ребенка, задаривают его подарками. В отношениях бабушек и дедушек с внуками есть и другие подводные камни. Зачастую они подрывают авторитет родителей, когда разрешают ребенку делать то, что родители запрещают. Главная трудность здесь в том, что они оказывают иногда решающее воздействие на ребенка, однако ответственности за него уже не несут, и, когда в воспитании что-то идет не так, они обвиняют в этом родителей.
Трудности, связанные с влиянием дедушек и бабушек на детей, в каждой семье, конечно, разные, многое зависит от близости отношений (совместное или отдельное проживание, возраста семьи, её социальной зрелости и т. д. Идеальной моделью сегодня считаются «близкие отношения на известном расстоянии», - когда молодая семья живет отдельно, но ходит в гости и пользуется услугами старшего поколения.
2 часть:
Семья – это первое общественная ступень в жизни человека. Она с раннего возраста направляет сознание, волю, чувства детей. Под руководством родителей ребёнок приобретает свой первый жизненный опыт, элементарные знания об окружающей действительности. Впечатления детства оставляют след на всю жизнь.
Уровень нравственности родителей, их жизненные планы, опыт общения имеют решающие значение в формировании моральных качеств растущего человека. В семье закладываются основы физического развития человека, его здоровья.
Велика роль семьи в формировании основ мировоззрения, усвоением нравственных норм поведения, определённым отношением к людям, их делам, поступкам. В семье, в общении с родителями дети получают первые уроки гражданственности. Эти уроки – начало долгого пути взросления, который должен пройти растущий человек. Для которого неотделимы права и обязанности, который горячо любит свою Родину, готов трудиться на её благо и защищать её. Воспитание любви к родной природе, знакомство с героическим прошлым нашей страны в первую очередь происходит в семье.
В процессе общения с близкими, ребёнок начинает понимать, какой поступок можно считать хорошим, а какой плохим, что такое уважение к людям.
Основы трудового воспитания закладываются в семье. В семье ребёнок начинает понимать, что всё создано трудом, в семье он начинает привыкать к труду, участвует в совместном труде с родителями. Правильно поставленное воспитание в семье закладывает в ребёнке такие качества как трудолюбие, дисциплинированность, самостоятельность, доброжелательность, отзывчивость и другие.
Умственное развитие ребёнка также определяется влиянием семьи. В семье ребёнок получает первую информацию, учится наблюдать и сравнивать, задаёт и разрешает многочисленные интересующие его вопросы. Умственное развитие ребёнка зависит от того, как организуется его деятельность. Воспитание эстетического вкуса у ребёнка начинается тоже в семье. Путь человека в мире прекрасного начинается очень рано, поэтому первостепенная роль и принадлежит семье.
Почему же семья является таким мощным фактором воздействия на человека?
Одна из таких причин влияния семьи на детей в устойчивости первых впечатлений ребёнка от окружающей жизни. Их ребёнок получает в семье, на их основе формируется характер. В семье ребёнок проводит большую часть жизни. Поэтому она оказывает влияние на ребёнка в самых разных ситуациях и условиях. Дома ребёнок, отдыхает, и трудиться, учится, занимается любимым делом, заботится о близких и пользуется из заботой и вниманием. Сюда он идёт в радости и в горе. Всё это происходит постоянно, многие годы и постепенно создаёт правила, которые становятся традициями, составляет основу жизни человека. Привычки, сложившиеся в семье, очень сильны!
Теплота – домашнего микроклимата стимулирует ребёнка к восприятию бытующих в семье правил, манеры поведения, взглядов и утверждений. Сила влияния родителей в вере в них ребёнка, в его убеждений, что близкие. Любимые им люди всегда правы, а решения и поступки их справедливы. Дети хотят походить на родителей сознательно им подражают.
От того и как направленно влияние семьи, во многом будет зависеть результат воспитания. Чтобы семья успешно справлялась с воспитанием детей, родители должны знать основные педагогические требования и создавать необходимые условия для воспитания ребёнка в семье.
Что это за условия?
Прежде всего: Семейная атмосфера, когда каждый из родителей и членов семьи понимают свою ответственность за воспитание, т. е. родители должны прививать ребёнку трудовые навыки, готовить их к общественно полезной деятельности, заботиться об их физическом развитии и укреплении здоровья.
Помочь осознать всю ответственность за воспитание детей – одна из важных задач педагогического коллектива школы.
Оттого, как воспитывается ребёнок в семье, будет зависеть, каким человеком он вырастет. Условия правильного семейного воспитания – рационально организованный быт, режим жизни ребёнка. Одним из недостатков семейного воспитания становится в наше время культ вещей. Вычурность обстановки, загромождение квартиры влекут за собой подавление детской самостоятельности. Организация жизни и деятельности детей в семье с учетом их индивидуальных особенностей требует правильного чередования труда и отдыха, чтения книг, занятий спортом, играми, полноценного общения с родителями, с друзьями. Жизненный опыт показывает, что нельзя недооценивать бытовой труд, т. е. участие детей в самообслуживании, в общественно полезном труде, что необходимо для воспитания важных черт характера. Условием правильного воспитания ребёнка в семье, его счастливого детства, является любовь к нему родителей. Дети очень чутко реагируют на любовь и ласку.
Любовь – творец всего доброго, возвышенного. Живя в семье, по словам Сухомлинского должен быть уверен, что его кто-то очень, очень любит, и он тоже кого-то безгранично любит. При этом ребёнок активнее постигает мир, овладевает знаниями, он увереннее определяет свою дорогу в жизни, выбирает друзей. Истинная родительская любовь учит человека культуре чувств, пониманию добра, формирует чувство долга, отзывчивости.
Важным условием успешного воспитания в семье является авторитет родителей. Авторитет родителей – это влияние отца и матери на детей, основанное на уважении и любви к родителям, доверия к их словам, поступкам. Ребёнок испытывает на себе влияние всех членов семьи. Так, отец, не принимающий участие в хозяйственных делах семьи, устраняющийся от всех так называемых «женских» дел, воспитывает у сына отрицательное отношение к труду. Требования к детям не должны расходиться с собственным поведением. Все действия родителей находятся под контролем детей. Очень важно уметь выслушать ребёнка. Правильно прореагировать на его высказывания. Не оставайтесь равнодушными и не уклоняйтесь от разговора. Единые требования, предъявленные к детям в семье взрослыми, способствуют тому, что ребёнок привыкает поступать определённым образом. Единые, согласованные требования – одно из условий правильного воспитания.
2 часть: Рекомендации для родителей: И в завершение нашей встречи мы хотим вам дать рекомендации по сохранению психического и физического здоровья детей.
Раздача памяток – советов «Азбука воспитания»
- Начинайте утро с улыбки.
- Не думайте о ребенке с тревогой.
- Умейте «читать» ребенка.
- Не сравнивайте детей друг с другом.
- Хвалите часто и от души.
- Отделяйте поведение ребенка от его сущности.
- Испытывайте радость от совместной с ребенком деятельности.
- Дайте понять ребенку, что он самый любимый и желанный в семье.
- Не будьте равнодушны к внутреннему миру и переживаниям своих детей.
- Старайтесь не показывать детям свои отрицательные эмоции, не подавайте дурной пример.
- Старайтесь не создавать таких ситуаций, в которых ребенок может проявить свое негативное поведение.
- Как можно больше хвалите ребенка даже за незначительные успехи.
- Если хотите развивать у ребенка те или иные качества, старайтесь относиться к нему так, словно они у него есть.
- Никогда не говорите ребёнку, что не будете его любить.
- Не будьте безразличными.
- В воспитании не должно быть слишком много строгости.
- Не балуйте детей.
- Не навязывайте своему ребёнку какую-то определённую роль.
- Хорошее воспитание не зависит от количества денег.
- Проявляйте ласку к своим детям, демонстрируйте им свою любовь.
- Воспитание и общение с ребёнком не должно зависеть от вашего настроения.
- Уделяйте время своему ребёнку каждый день, будьте открыты для общения с ребёнком.
3 часть:
Хотелось бы закончить нашу встречу стихотворением, ещё раз подтверждающим все то, о чем шла речь на собрании Себастьян Бранд «Ребенок учится тому…»
Ребенок учится тому,
что видит у себя в дому -
родители пример ему.
Кто при жене и детях груб,
кому язык распутства люб - пусть помнит,
что с лихвой получит от них все то, чему их учит.
Коль видят нас и слышат дети -
мы за слова свои в ответе и за дела!
Легко толкнуть детей на нехороший путь.
Держи в приличии свой дом,
чтобы не каяться потом!
Заключение:
- Большое спасибо родителям за участие. Мы верим, что наши воспитанники, став взрослыми, создадут семьи, основанные на дружбе, любви, уважении друг к другу. Я желаю вам счастья и всего самого светлого и доброго в ваших семьях! До новых встреч! Спасибо за внимание!
Используемая литература
Подласый И.П. Педагогика. Новый курс. В 2 кн. Кн.2: Процесс воспитания. – М.: ВЛАДОС, 1999.
Евдокимова Н.В., Додокина Н.В., Кудрявцева Е.А. Детский сад и семья: методика работы с родителями: Пособие для педагогов и родителей. М: Мозаика – Синтез, 2007
Хабибуллина Р.Ш. «Система работы с родителями воспитанников. Оценка деятельности ДОУ родителями» // Дошкольная педагогика 2007г., №7.
Доклад. «Роль семьи в воспитании дошкольников»
Роль семьи в воспитании ребенка чрезвычайно велика. Заложенные с раннего детства качества и основы поведения остаются с человеком на протяжении всей его жизни. Воспитание начинается в семье. Именно в окружении близких, родных людей происходит развитие ребенка как личности, закладываются основы его будущего поведения в обществе. И хотя все больше места в нашей жизни отводится техническим новинкам, а образование становится дистанционным, воспитание, в первую очередь семейное, по-прежнему занимает главную роль в формировании личности ребенка. Какие же функции выполняет семья, принимая на себя обязательство, подготовить адекватных, сознательных членов общества? В чем заключается сущность внутрисемейного формирования личности и как должны вести себя родители, чтобы их педагогическое влияние имело успех?
Семья – это организованная структура. Действуя скоординировано, в воспитании детей она выполняет определенные функции: обеспечивает ребенку все условия для физического развития; участвует в формировании его личности; закладывает основы одобряемого обществом нравственного поведения; прививает любовь к искусству, тем самым формируя творческие интересы; обучает ребенка. Остановимся на каждой из этих функций более подробно. Физическое развитие. Под физическим развитием не стоит понимать только лишь совместные занятия утренней гимнастикой или выполнение нескольких спортивных упражнений раз в день. Такие проявления воспитания сказываются на детском здоровье положительно, однако к физическому развитию ребенка относятся и формирование у него в раннем возрасте простейших двигательных навыков – сидения, ходьбы без поддержки, и приобщение его к здоровому образу жизни. Прививать ребенку любовь к физкультуре и спорту нужно с раннего детства. Делать это рекомендуется, привнося развлекательный элемент в совместные занятия, ведь именно игра является ведущей деятельностью дошкольника. Для более старшего ребенка показательным будет собственный пример родителей. Совместные занятия физкультурой и спортом не только укрепляют здоровье, но и повышают сплоченность семьи. Становление личности. В семейной среде ребенок проводит большую часть своего времени. Именно поэтому его личность формируется под влиянием семьи, в процессе взаимоотношений с родственниками. Происходит этот процесс по двум основным направлениям: Родители и другие родственники целенаправленно влияют на ребенка: воспитывают его, прививают определенный образ мыслей, формируют привычки. Ребенок наблюдает за родителями, старшими братьями и сестрами, другими родными людьми и старается вести себя так же, как и они. Такое семейное взаимодействие формирует, однако, не только личность ребенка. Даже взрослые люди, их поведение и привычки с течением времени меняются. И влияние семейной среды играет в этом не последнюю роль. Коррекция культуры поведения и нравственность Культура поведения – это совокупность тех правил и норм, придерживаться которых мы должны, живя в обществе. Вести себя правильно родители учат своих детей с раннего возраста. При этом взрослые делают следующее: обучают ребенка правильно себя вести с другими людьми: с воспитателями и учителями, детьми в школе и на игровой площадке, с родственниками и совершенно незнакомыми людьми с улицы; учат ребенка правилам этикета и доброжелательному общению; рассказывают ребенку, как нужно говорить правильно, учат его новым словам и прививают любовь к книге; обучают правилам личной гигиены. Фактически так у ребенка формируются культура деятельности, общения и речи, а также навыки личной гигиены. Кроме того, семья закладывает основу нравственного поведения. С детских лет каждый из нас знает «что такое хорошо и что такое плохо». И все это благодаря родителям и другим близким родственникам. Формирование любознательности и творческих интересов. Каждый ребенок любознателен. У детей дошкольного возраста любознательность проявляется в виде бесконечных вопросов об окружающем мире, отвечая на которые родители стимулируют познавательный интерес своего ребенка. У детей младшего школьного возраста, уже научившихся читать, развивать любознательность следует при помощи книг. Сказки, стихи, совместное прочтение и обсуждение произведений школьной программы не только помогут развивать познавательный интерес ребенка, но и сблизят его с родителями. Всесторонне развитая личность, вне зависимости от того 5 ей лет или 50, не может не интересоваться искусством. С дошкольником можно ходить в музеи и на выставки, смотреть театральные спектакли для маленьких зрителей. Посещение таких мероприятий прививает любовь к культуре и искусству, а также развивает творческие интересы ребенка. Развитие познавательных способностей начинается гораздо раньше, чем думают некоторые родители: улыбка матери новорожденному ребенку; уход за ним; ответы на вопросы маленького почемучки; совместное чтение книг; просмотр развивающих телепередач; даже обычное общение обучают ребенка. Эти простые занятия рассказывают детям о жизни в семье и большом мире за ее пределами. Но семейное воспитание не всегда приносит положительные результаты и благотворно влияет на развитие личности ребенка. Иногда взаимоотношения с родителями оказываются травмирующими и по прошествии лет вспоминаются уже взрослым человеком как некий печальный опыт. Многое при этом зависит от стиля семейного воспитания. Психологи и педагоги выделяют три стиля воспитания детей в семье:
• демократический,
• диктаторский,
• попустительский.
Демократический стиль считается наиболее благоприятным: родители, которые его придерживаются, внимательны к своему ребенку, прислушиваются к его мнению и уважают его выбор. Такое отношение развивает у ребенка самостоятельность и ответственность за свои поступки. Родители обычно активно выслушивают ребенка и стараются помочь ему в решении возникающих проблем советом и просто добрым словом. Поэтому дети таких родителей знают, что найдут поддержку и участие в отчем доме, и это понимание не покидает их даже после того, как они вырастают. Кроме того, такие семьи способствуют грамотному половому воспитанию. Детей разного пола они воспитывают неодинаково, а на примере родителей дети обычно наблюдают гармоничный семейный союз.
Диктаторский. Для данного стиля характерно: родители-диктаторы строги с ребенком. Любые их требования должны неукоснительно исполняться, а свое мнение ребенку иметь разрешается очень редко. Такие родители добиваются своего приказами, принуждением и угрозами, но на личности ребенка их влияние сказывается разрушительно. Диктат родителей приводит либо к детскому внутреннему протесту, либо к полному подавлению личности ребенка. В первом случае поведение ребенка меняется в худшую сторону: проявляются агрессия, грубость в общении, лживость и лицемерие. Второй случай ведет к полной апатии и пассивности ребенка. Попустительский Третий стиль часто называют также либеральным или либерально-попустительским. Возникает он из-за чрезмерной любви к ребенку и потакания всем его желаниям и капризам. Дети, к воспитанию которых относились попустительски, растут не дисциплинированными и безответственными. Родители в своей чрезмерной любви не замечают, что их ребенок становится эгоистом. Заключение. Семейное воспитание играет очень большую роль в формировании личности ребенка и его всестороннем развитии. Семья, без сомнения, главенствует в вопросах воспитания подрастающего поколения, однако и детские сады, и школы, гимназии также выполняют важные воспитательные функции. В каждом учреждении образования работает социально-психологическая служба, миссия которой – содействие всестороннему развитию ребенка, обеспечение ему психологического комфорта, а также помощь родителям. С этой целью проводятся различные мероприятия, и будь то индивидуальная консультация или родительское собрание, эффект будет достигнут, если семья и детский сад в воспитании будут действовать сообща.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Родительское собрание – дискуссия в средней группе «Роль игры в развитии детей дошкольного возраста»
конспект родительского собрания...
Нетрадиционное родительское собрание во второй младшей группе «Роль семьи в воспитании детей»
Развитие воспитательного партнерства между семьей и детским садом....
Родительское собрание в средней группе " Роль семьи в воспитании ребенка"
Каждому ребенку для полного и гармоничного развития личности необходимо расти в семейном окружении, в атмосфере счастья, любви и понимания. В атмосфере признанного родительского авторитета, который пр...
Родительское собрание во 2 младшей группе "Роль семьи в воспитание ребенка"
В преддверии праздника 23 февраля я решила провести родительское собрание на тему "Роль семьи в воспитании ребенка". А , именно, в этом собрании больше внимания уделяется роли отца в воспита...
Протокол родительского собрания №3 в старшей группе «Роль семьи в осуществлении здоровьесбережения дошкольников».
Протокол родительского собрания №3 в старшей группе «Роль семьи в осуществлении здоровьесбережения дошкольников»....
Родительское собрание во второй младшей группе "Роль семьи в преодолении речевых нарушений у детей"
Конспект родительского собрания во второй младшей логопедической группе комбирированного типа "Роль семьи в преодолении речевых нарушений у детей"...
Родительское собрание в средней группе Тема: «Роль семьи в воспитании дошкольников».
Форма проведения – круглый стол.Цели:1.Активизировать и обобщить воспитательные умения родителей, поддерживать их уверенность в собственных педагогических возможностях.2.Подвести родителей к пра...