Приобщение детей к истокам русской народной культуры через народные промыслы
консультация
Декоративно-прикладное искусство является одним из факторов гармонического развития личности. Посредством общения с народным искусством происходит обогащение души ребенка, любовь к своей Родине.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
f3f39ac4-a68c-4dea-8c8d-e2f77e4226a6.docx | 29.78 КБ |
Предварительный просмотр:
«Приобщение детей к истокам русской народной культуры через народные промыслы»
Декоративно-прикладное искусство является одним из факторов гармонического развития личности. Посредством общения с народным искусством происходит обогащение души ребенка, любовь к своей Родине. Народные художественные промыслы России - неотъемлемая часть отечественной культуры. В них воплощается многовековой опыт эстетического восприятия, обращенный в будущее, сохранены глубокие художественные традиции, отражающие самобытность культур многонациональной Россиии.
Именно народное искусство в силу своей специфики, способствует глубокому воздействию на мир ребенка, обладает нравственной, эстетической, познавательной ценностью. Нам необходимо научить маленького гражданина своей Родины доброте, терпению, умению помогать другим, то есть воспитывать в них те нравственные качества, которые и у многих взрослых сегодня отсутствуют. А для этого нет лучшего пути, чем знакомство детей с мастерством народных умельцев, народными промыслами. Это позволяет нашим детям почувствовать себя частью русского народа, ощутить гордость за свою Родину, богатую славными традициями.
Рассматривая с воспитанниками предметы народного искусства, педагог учит их видеть и выделять элементы узора: мазки, точки, кольца, круги, прямые линии. (дети знакомы со способами изображения этих элементов).
У каждого вида народного искусства свои сочетания цветов и оттенков. Воспитатель должен показать это при рассматривании, обратить внимание детей на разнообразие цветов. Например, у дымковской игрушки используют такие цвета, как красный, синий, зелёный, жёлтый и др., которые ярко выделяются на белом фоне; в узоре присутствует чёрный цвет – маленькие точки, чёрточки, украшающие крупные элементы. Педагог объясняет, что красота зависит от повторения одних и тех же элементов одного цвета.
Успех обучения декоративному рисованию во многом зависит от того, насколько интересно педагог организует восприятие детьми изделий, использует ли он игровые приёмы, сюрпризные моменты. Чтобы занятия
были эффективнее, составление узора лучше связать с украшением вещи. Так, дети расписывают коврик (полоску) для дымковской куклы, используя один из элементов узора – круги, украшенные так, как дети видели на
дымковской игрушке. Затем, можно предложить украсить полоску 2-3 элементами – кругами и мазками или овалами, чередуя их, и ввести в них
чёрточки, точки. С первых занятий педагог учит воспитанников выбирать цвет для каждого элемента, колоритом росписи. Дошкольники учатся чередовать полосы (линии) широкие и узкие, линии и круги, линии и овалы (мазки). Надо дать ребёнку возможность самому выбрать цвет для элементов узора и их украшений. Для росписи детям можно давать силуэты животных, фигурки барышень, платье, фартук кукле вырезанные из бумаги, украсить сказочный домик, волшебную рыбку, птицу.
В средней группе, как и в младшей группе, воспитатель при рассматривании предмета пользуется обрисовывающим жестом и словесным объяснением. Для детей, которые приобрели навыки в рисовании, этого
жеста бывает достаточно, чтобы понять, с чего начать рисунок и в какой последовательности его выполнять.
В процессе занятия воспитатель напоминает детям о натуре, предлагает посмотреть на нее и нарисовать. В этом возрасте дети еще не могут передавать изображение с определенной точки зрения, поэтому натура должна быть установлена так, чтобы они видели ее с наиболее характерной стороны и ясно различали основные части. Если дети сидят за четырех- или шестиместными столами, натуру надо поставить в нескольких местах, чтобы она была перед глазами каждого ребенка (при этом все предметы должны быть одинаковы). При рисовании воспитатель должен обращать внимание ребят только на видимые части предмета. Натура используется и по окончании работы для сравнения с ней рисунков, хотя анализ в этой группе не может быть очень детальным и соответствует лишь программным требованиям.
Учитывая особенности четырехлетних детей, следует в различные приемы обучения включать игровые моменты. Например, кукла-неваляшка просит нарисовать ее портрет, при анализе работ она смотрит и оценивает рисунки. Игра всегда вносит оживление и радость в работу детей, что повышает их активность.
В средней группе для лучшего воспроизведения образа могут быть использованы картинка или рисунок воспитателя. Детей четырех лет еще нельзя знакомить с каким-либо приемом рисования на основе картины. Она здесь служит лишь средством оживления детских представлений о том или ином предмете.
Народные промыслы.
Символ Вятской земли – дымковская игрушка - не имеет аналогов в мире. Яркие пёстрые барышни, кавалеры, павлины, карусели, козлики узнаются сразу. Ни одна игрушка не повторяется. На белоснежном фоне красными, синими, жёлтыми, зелёными, золотыми красками рисуются узоры в виде кругов, прямых и волнистых линий. Все поделки очень гармоничны. Это обобщенная, декоративная глиняная скульптура, близкая к народному примитиву: фигурки высотой в среднем 15-25 см, разукрашенные по белому фону многоцветным геометрическим орнаментом из кругов, Горохов, полос, клеток, волнистых линий, яркими красками, часто с добавлением золота.
Традиционными и постоянно повторяющимися в дымковской игрушке
являются всадники, петухи, женские фигуры в расширяющихся книзу колоколообразных юбках и высоких головных уборах – кокошниках, именуемые няньками, кормилицами, барынями, водоносками.
Филимоновская игрушка. Этому промыслу, имеющему постоянную прописку в Тульской области, около 1000 лет. Примитивно выполненные, но расписанные розово-зелёными красками, они выглядят очень
жизнерадостно. Упрощённая форма объясняется тем, что игрушки имеют внутри полости с отверстиями, выходящими наружу. Если в них дуть, попеременно закрывая разные дырочки, то получится незатейливая мелодия.
Каргопольская игрушка. Город Каргополь Архангельской области - это центр русского народного художественного промысла глиняной игрушки. Его происхождение в Каргополе связано с богатыми залежами глины, которые определили его широкое развитие уже в XIX веке. Здесь делали посуду и игрушки: коней, оленей, баранов и т. д. В 1930 г. гончар И. В. Дружинин возродил здесь традицию глиняной игрушки. Его расписные игрушки отмечены единством стиля, они приземисты, сдержанны по расцветке. Каргопольский орнамент состоит из геометрических узоров, которые имели символическое значение. Каргопольские мастера используют неяркие цвета: красный, желтый, коричневый, болотный, малиновый.
Богородские игрушки Русский народный промысел, состоящий в изготовлении резных игрушек и скульптуры из мягких пород дерева (липы, ольхи, осины). Его центром является посёлок Богородское Сергиево- Посадского района Московской области России. Красочные куры, клюющие зерно, мишка мотоциклист, ворона и лиса – уникальные подвижные деревянные игрушки, выполненные вручную резчиками из подмосковного села. Одной из отличительных черт промысла всегда являлось изготовление движущихся игрушек. Наиболее известна игрушка «Кузнецы», обычно изображающая мужика и медведя, которые поочерёдно бьют по наковальне. Эта игрушка, возраст которой, по некоторым данным, превышает 300 лет, стала символом, как богородского промысла, так и самого Богородского, войдя в герб посёлка.
Матрёшка - настоящая русская красавица. Румяная, в нарядном сарафане, на голове яркий платочек. Но матрёшка не лентяйка, в руках у неё то серп и хлебные колосья, то уточка или петушок, то корзинка с грибами- ягодами.
Но, главное, эта куколка - с секретом! Внутри неё прячутся весёлые сестрички. По сравнению с другими игрушками, деревянная молодая куколка молода, ей чуть более ста лет. Для народной игрушки это не возраст.
Прообразом матрёшки могли послужить "писанки" - деревянные, расписные пасхальные яйца, их уже много веков делают на Руси. Они бывают полыми внутри, и в большее вкладывается меньшее. В конце девятнадцатого века в Абрамцево по эскизу художника Сергея Малютина местный токарь
Звёздочкин выточил первую деревянную куколку. А когда Малютин расписал её, получилась девочка в русском сарафане, в платочке, с петушком
в руке. По преданию, кто-то, увидев куклу, смеясь воскликнул: "До чего похожа на нашу Матрёну!". С тех пор и зовут эту игрушку матрёшкой. Матрёшка - один из самых популярных русских сувениров. В Московской области массовое производство матрёшек началось в Сергиевом Посаде с 1890 года, и уже в 1900 году игрушка из России на международной выставке в Париже была отмечена золотой медалью. Производство знаменитых игрушек-тарарушек яркой затейливой росписью берет свое начало в селе Полховский Майдан Вознесенского района. Матрешки имеют и специфические названия — тарарушки.
ПОСУДА-деревянная, глиняная, металл (Жостовские подносы) Городецкие расписные доски
Городецкая роспись
Этот народный художественный промысел сложился к середине девятнадцатого века в старинном волжском городе Городце, известном по летописям с 1152 года. Городец славился резчиками по дереву, умелыми корабелами. Обычай украшать предметы быта, прялки, ставни домов, ворота резьбой и инкрустацией послужил источником рождения народного
промысла.
Особенности городецкой росписи - чистые, яркие краски, чёткий контур, белые штрихи, создающие условный объём и живописность. Городецкие мастера изображают не только растительный орнамент, сказочных персонажей, но и жанровые сценки. В начале двадцатого века промысел возродился. С 1938 года работает артель, с 1960 года работает фабрика "Городецкая роспись".
Используемые цвета: напряженно-красный, ярко-зеленый, бездонно-синий и черный, который еще больше подчеркивают декоративность мотивов городецкой росписи. Роспись ведется кистью, свободным ударом, без предварительного рисунка. Приемы весьма разнообразны: от широких мазков до тончайших линий и виртуозных штрихов.
Хохломская посуда Хохломская роспись
Уже в 17 веке в селе Хохлома проходили ярмарки, где торговали деревянной расписной посудой, изготовленной в сёлах и деревнях Нижегородского края. Хохломская роспись отличается характерным сочетанием золотого цвета с чёрным, красным, зелёным, иногда коричневым и оранжевым. Изображение растений, ягод, плодов, птиц и рыб образуют прихотливый узорный орнамент. Секрет "золота" Хохломы - применение алюминиевого (ранее серебряного или оловянного) покрытия, сверху наносится рисунок и лак.
Изделие высушивается при температуре 100-120 градусов. Под действием температуры лак приобретает желтоватый оттенок, и сквозь него "золотом" сверкает алюминиевый слой.
Современные хохломские изделия - посуду, мебель, сувениры - создают мастера фабрики "Хохломской художник" и объединения "Хохломская роспись", что в Нижегородской области.
Жостовские расписные подносы. Жостовская роспись – это народный художественный промысел, который заключался в росписи жестяных изделий (подносов, что начал свое существование с 1825 года с деревни Жостово Московской области. Для жостовской росписи характерно изображение красочного цветочного букета, где чередуются небольшие
полевые и крупные садовые цветы, иногда и садовые плоды. В основном фон для изображения – темный, но можно встретить изделия и с серебряным, красным или зеленым фоном. В основе этой росписи свободный и сочный мазок кисти. Причем, мастера работают вручную не по образцам, а по правилам. Каждый автор подписывает свою работу. Таким образом, авторские жостовские подносы не имеют повторений, каждая работа уникальна.
Гжель
Гжельская керамика
Гжель - это один из самых известных народных художественных промыслов России. Гжельский промысел объединяет два десятка подмосковных сёл и деревень. Уже с 14 века в этой местности процветал гончарный промысел. С середины 18 века гжельские мастера освоили производство майолики с многоцветной росписью по белому фону. Роспись часто дополнялась скульптурными изображениями людей, животных, птиц. В девятнадцатом веке Гжель прославилась своим фаянсом и фарфором. С этого времени преобладает роспись синим кобальтом по белому. Разнообразные изделия с "фирменным" цветочным узором, скульптуры поражают фантазией и мастерством художников, сохранивших народные традиции. Сегодня
гжельская керамика известна во всём мире и по-прежнему украшает нашу жизнь.
Проблемы в обучении детей декоративному рисованию
Одна из главных проблем обучения детей декоративному рисованию - научить воспитанников подбирать цвета и работать с фоном. Здесь основной ошибкой воспитателя является то, что для декоративного рисования предлагается белый фон, на котором цвета смотрятся резко, зачастую невыразительно. Упускается возможность показать детям в непосредственной экспериментальной деятельности сочетания цветов и их свойства. Здесь, обобщив имеющиеся методические материалы, нужно дать следующие рекомендации: в декоративном рисовании использовать цветной фон, который делает работу более выразительной и привлекательной для самого ребенка.
Например, при обучении детей составлению узора из цветов на круге, лучше дать круг желтого цвета, а детям предложить красную краску. Это позволит показать, что сочетание красного и желтого - это очень красиво, ярко и красочно; позволит познакомить детей с хохломской росписью и средствами ее выразительности. При выполнении данного условия для работы не потребуются дополнительные цвета, чтобы разнообразить
рисунок. Это также позволит упражнять ребенка в технике рисования определенного элемента, например, цветка, не отвлекаясь на смену цвета.
Помимо знакомства с цветом возникает проблема обучения детей ориентировке на плоскости листа бумаги: располагать узор на полосе, квадрате, круге. Распространенной ошибкой при решении данной проблемы является отказ от вырезанных геометрических форм. В детских садах наметилась тенденция рисования в альбомах, не разделяя листы. Это приводит к тому, что дети лишены возможности познания и экспериментирования с композиционными возможностями плоскостей различной конфигурации.
Рассмотрим особенности декоративного украшения основных форм, используемых для рисования в средней группе. Алгоритм украшения полосы состоит в том, что на ней, как правило, чередуются разные линии: тонкие и толстые, прямые и волнистые. Рисование на полосе цветочного орнамента в средней группе, как правило, не вводится, так как дети еще не могут овладеть техникой ритмичного расположения элементов на данной форме. В старшей группе это происходит следующим образом: полоса делится пополам и ставится точка. Получившиеся две части делят еще пополам. Затем, пользуясь условными метками, дети наносят рисунок. Считается, что подобные операции детям среднего возраста не доступны. Если воспитатель считает нужным ввести цветочные орнаменты в данной группе, он должен раздать детям формы с уже имеющимися метками, пользуясь которыми они будут наносить рисунок. Это очень важно, потому что ребенок должен получить удовлетворение от своей работы, а если рисунок не красивый, не ритмичный он не вызывает положительных эмоций, чувство восхищения и наслаждения.
Обучая детей работе с прямоугольной формой, лучше начинать с квадрата. Здесь необходимо показать, что у квадрата, а впоследствии и прямоугольника, есть середина, углы, стороны и их можно украшать. Отметим, что воспитателю, если украшается середина квадрата, обязательно нужно ставить ориентир для детей пятого года жизни в виде точки, которая наносится простым карандашом. Нельзя использовать гелиевые ручки, фломастеры, так как при попадании на них воды они растворяются, подкрашивая краску, изменяя ее цвет.
Работая с данной формой нужно показать детям, что различное сочетание одних и тех же элементов может создать новый узор. Например, стороны можно украшать полосами; примакиванием в горизонтальном, вертикальном, наклонном положении; чередовать примакивание с точками и так далее.
Украшение круга – более сложная деятельность, так как притом, что середина отмечается педагогом заранее, дети должны определить и украсить эту форму сверху, снизу, слева и справа. Это требует от ребенка сосредоточенности и хорошей ориентировки на листе бумаги. При украшении круга, как и других геометрических форм, детям нужно показать, что различное сочетание одних и тех же элементов дает нам новый узор.
Детей нужно не обучать новым техническим элементам, а упражнять их в выполнении уже известных. Это повышает интерес детей к декоративному рисованию, так как техника выполнения им будет доступна, а материал - постоянно изменяться.
Нужно обратить внимание, на тот факт, что дети с большим трудом осваивают навык рисования цветка. Это требует нанесения мазков в определенной последовательности, то есть нужно расположить лепестки, ориентируясь на центр, сверху, снизу, слева, справа, между. В данном случае воспитателю можно дать следующие рекомендации: после показа ввести персонаж, например, Фиксики, которым дети будут диктовать порядок
выполнения рисунка. Такой прием ставит ребенка не в позицию ученика, а в позицию учителя и стимулирует активизацию всего прошлого опыта, что приводит к лучшему усвоению и запоминанию материала.
Еще одна проблема, с которой сталкиваются педагоги в декоративном рисовании – это ознакомление детей с декоративно прикладным искусством и средствами его выразительности. В декоративном рисовании для решения этой проблемы подходит широкое использование силуэтных изображений, которые предоставляются детям для украшения. Т.е. сочетания дымковского орнамента рисуются не просто на полосе, а украшается юбка дымковской барыни, спинка лошадки, козлика. Эффективно использование вкладышей. Для этого картон или плотную бумагу складывают пополам и на одной части рисуют силуэт дымковской барыни. Часть ее юбки или весь силуэт
вырезается и получается открытка с вырезанной формой. Ребенок на листе бумаги рисует орнамент, затем вставляет его в открытку, и платье
дымковской барыни чудесным образом оказывается украшенным орнаментом, нарисованным ребенком.
И нельзя забывать также о правильном положении руки при рисовании и используемой кисти (её №) для получения чёткости изображения. Так для получения тонких линий или штрихов кисть желательно держать перпендикулярно листу бумаги и использовать кисти № 2,3. Если нужно затонировать рисунок или рисовать мазками, лучше использовать кисти № 4,5,8 и держать кисть под наклоном к листу бумаги, поворачивая кисть в нужном направлении.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект «Приобщение детей к истокам русской культуры через народные игры»
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Ромодановский детский сад комбинированного вида» Проект«Приобщение детей к истокам русской культуры через народные игр...
Проектная деятельность с детьми второй младшей группы "Приобщение детей к истокам русской культуры через народные игры"
У каждого народа свои культурные традиции, которые чтят и передают из поколения в поколение. Русские не должны терять нравственный авторитет среди других народов - авторитет, достойно завоеванный русс...
Рабочая программа по приобщению детей к истокам русской культуры посредством народной игры.
Цель: формирование интереса у детей к русской национальной культуре, народному творчеству, обычаям, традициям, обрядам, народным играм, -привлечение родителей в воспитательно-образовательный про...
Приобщение детей к истокам русского творчества через народную игру
О важности приобщения ребёнка к культуре своего народа написано много. Обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живёшь. Поэтому детям необходимо знать и изуч...
ПРОЕКТ «ПРИОБЩЕНИЕ ДЕТЕЙ К ИСТОКАМ РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ ЧЕРЕЗ НАРОДНЫЕ ИГРЫ»
ПРОЕКТ «ПРИОБЩЕНИЕ ДЕТЕЙ К ИСТОКАМ РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ ЧЕРЕЗ НАРОДНЫЕ ИГРЫ»...
Проект "Приобщение детей к истокам русской культуры через народные игры"
quot;Приобщение детей к истокам русской культуры через народные игры"...
Доклад на тему: "Приобщение детей к истокам русской культуры через народные игры".
ДОКЛАД на тему: «Приобщение детей к истокам русской культуры через народные игры». Добрый день! Хотела бы с вами поделиться опытом работы в приобщении детей к истокам русской кул...