Приобщение детей к истокам русского творчества через народную игру
статья на тему
О важности приобщения ребёнка к культуре своего народа написано много. Обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живёшь. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. Таким образом, приобщение ребёнка к народной культуре начинается с детства, где закладываются основные понятия и примеры поведения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
priobsh.doc | 44.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №9 «Рябинушка»
Выступление из опыта работы
«Приобщение детей к истокам русского творчества через народную игру».
Подготовила:
музыкальный руководитель
Костенникова Е.М.
г. Губкин
2013 год
О важности приобщения ребёнка к культуре своего народа написано много. Обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живёшь. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. Таким образом, приобщение ребёнка к народной культуре начинается с детства, где закладываются основные понятия и примеры поведения.
В настоящее время на многое мы начинаем смотреть по-иному, многое для себя заново открываем и переоцениваем. Это относится и к прошлому нашего народа. К большому сожалению, очень многое из этого прошлого нам знакомо либо поверхностно, либо вообще утеряно .Поэтому необходимо донести до сознания дошкольников, что они являются носителями русской народной культуры, воспитать детей в национальных традициях. Для этого обратилась к истокам русской народной культуры.
Приступая к работе, я исходила из того, что необходимо в процессе развития детей большое внимание уделять воспитанию музыкальной культуры, вернуть утерянное из народных традиций, обрядов нашей России.
В нашем детском саду разработана программа по приобщению детей к народной культуре, благодаря чему, у дошкольников формируются представления о древней русской культуре, его истоках, формировании. Она разработана на основе программы О. А. Князевой, М. Д. Маханевой «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» и является одной из актуальных тем современного общества. Каждую неделю на занятиях кружка «Росинка» я знакомлю детей с изделиями народного искусства, с традиционными праздниками, песнями, потешками, сказками, загадками и, конечно же, с народными играми.
Педагогами и родителями нашего детского сада был оборудован уголок в виде «русской избы», где разместили предметы, наиболее часто упоминающиеся в русских сказках: чугунки, крынки, лапти, прялка, самовар, домотканые половики – все те окружающие предметы, которые впервые пробуждают интерес у ребенка, воспитывающие в нем чувство красоты, любознательность. Это должно было помочь детям понять, что они – часть великого русского народа.
Нашей задачей было не создание мини-музея, а возможность введения детей в особый самобытный мир, путем его действенного познания. Поэтому помимо настоящих вещей в «избу» были помещены предметы, имитирующие реальные, например, печь.
Как только ребёнок рождается, он сразу же начинает познавать и осваивать окружающий его мир, изменять его, учится думать, мечтать, любить и радоваться всему прекрасному. Мир детства – мир игры, это незыблемая формула испокон веков. Дети играли везде и всегда, независимо от возраста, достатка, сословия. На протяжении веков существовал «механизм передачи таинства детской игры», позволяющей игре «жить и развиваться».
Народная игра – исторически сложившееся общественное явление, самостоятельный вид деятельности, которая является ещё и средством обучения и воспитания, сохраняющая свою исходную и наиболее ценную функцию, обеспечивающую самообразование через рефлексию ребёнка.
К.Д. Ушинский считал народные игры материалом наиболее доступным, понятным для малышей благодаря близости их образов и сюжетов детскому воображению, благодаря самостоятельности и активности, заложенных в них.
По содержанию все народные игры классически лаконичны, образны, выразительны и эмоциональны, а народные игры с пением ещё и музыкальны. Народные мелодии хороши своей простотой, доступной формой, напевностью, легко запоминающимся мотивом.
Игры условно можно разделить на виды:
а) подвижные (спортивные) игры; б) обрядовые (календарные); в) по отношению к природе (природные); г) трудовые (бытовые); д) с ведущим (водящим); ж) драматические (с элементами театрализованных действий)
В работе нашего МДОУ я, как музыкальный руководитель, активно использую народные игры с пением. Ребенок интуитивно испытывает потребность в пении и движениях, поэтому очень важно развивать у него начальные формы подобных проявлений.
Двигательный опыт тесно связан с опытом музыкальным, т.к. образ музыки в сознании человека тесно связан с образом движения, включающим несколько компонентов: эмоционально-коммуникативная направленность, двигательное выражение и пространственно-временные представления. А в музыке заложен колоссальный потенциал для оздоровления в силу воздействия на многие сферы жизнедеятельности через три основных фактора: вибрационный, физиологический и психологический. Музыка развивает двигательную, речевую и мимическую экспрессию человека, особенно, это касается народной музыки и песни. Положительные эмоции от общения с народным искусством оказывают лечебное воздействие на психосоматические процессы, мобилизуют и активизируют резервные силы организма.
Народные игры увлекают и оказывают успокаивающее воздействие даже на большинство гиперактивных детей. В нашем детском саду есть группа детей с ЗПР где я помогаю во время народных игр раскрыться «зажатым» и неуверенным в себе детям, снять негатив, страхи, боязнь, раскрыть чувства и эмоции. Развитие ребенка идет от движения и эмоции к слову.
Поэтому вполне естественно, что дошкольникам легче выразить свои чувства и эмоции через пластику своего тела. Особенно интересные и выразительные пластические образы возникают под влиянием музыки. Поэтому я активно использую работу по развитию танцевально-игрового творчества, которая потом успешно применяется детьми в народных играх.
Так как народные игры предполагают участие большого количества детей, то, само собой, в них используется хоровое пение, которое наилучшим образом способствует развитию у детей музыкальных способностей (певческого голоса, чувства ритма, музыкальной памяти), развитию певческих навыков, содействует росту интереса к народной музыке, песне, а также повышает эмоциональную и вокально-хоровую культуру. Особую ценность имеет сочетание пения с танцевальными движениями, но надо учитывать, что пение несовместимо с резкими, быстрыми движениями, поэтому мы используем песни спокойного, плавного характера (главным образом, русские народные хороводы, игры).
Народные игры с пением позволяют решать следующие задачи:
- развитие музыкального слуха, музыкальной памяти;
- совершенствование певческих, танцевальных умений и навыков;
- развитие умений выполнять игровые образы;
- развитие творческой индивидуальности;
- развитие музыкального и эстетического вкуса;
- развитие всех психических процессов;
- формирование понимания красоты речи;
- формирование духовной сферы, патриотических чувств;
- развитие эмоциональной сферы;
- формирование физических качеств, здоровья;
- формирование коммуникативных качеств.
- приобщение к народной культуре, традициям.
В своей работе я использую следующие методы:
- словесный;
- наглядный;
- практический.
Словесный метод:
- рассказы об игре, её правилах;
- объяснение значений старинных слов;
- заучивание текста народных игр,
Наглядный метод:
- рассматривание иллюстраций к играм;
- рассматривание предметов старинной утвари, мебели;
- рассматривание костюмов;
Практический метод:
- проведение игр;
- изготовление шапочек, ободков, атрибутов к играм;
- проведение праздников и развлечений;
- консультации для родителей;
- консультации для педагогов.
В качестве приёмов для воспитания у детей устойчивого интереса к народным играм использую:
- знакомство с лучшими образцами народного игрового музыкального творчества;
- личный пример при разучивании игр;
- пример ребёнка при создании игрового образа;
- использование костюмов, атрибутов.
Знакомлю детей с народными играми начинается с 2 лет. В этом возрасте детей привлекают, в основном, игры-забавы («Коза рогатая», «Ладушки и др.) и некоторые игры спортивного характера, такие как «Ловишки» и «Прятки». Во 2 младшей группе к ним добавляются игры природные («Паучок», «Сорока» и др.), драматические («Заинька», «Дрёма» « И уже в средней группы мы используем все виды народных игр. Что касается типов народных игр, то в младшем дошкольном возрасте используются хороводные и часть игр хороводов – шествий, а в старшем дошкольном возрасте детям предлагаются народные игры всех типов.
Самые любимые игры для детей — те, где нужно ловить друг друга. Ребенок в таких играх должен показать быстроту движений, ловкость, сообразительность («Кошки-мышки», «У медведя во бору», «Бабка-ежка» и др.).Не менее интересны игры, требующие от детей быстроты реакции, выдержки (например, игра «Заморожу», в которой дети принимают различные позы и не двигаются какие-то мгновения).Есть игры, которые требуют от детей творческой инициативы, фантазии, а заодно и хорошей координации движений.
На праздниках и развлечениях также использую народные игры. К ребятам приходят различные персонажи из сказок, которые играют с ними в подражательные игры - «Петя-петушок»; хороводные – «Заинька», «Коза»; игры-забавы – «Бабка-ежка»; игры-состязания – перетягивание каната, борьба и т.д. в такие игры вовлекаются не только дети, но и воспитатели, и другие сотрудники детского сада.
В повседневной жизни, особенно на прогулке, наши воспитанники любят играть в так называемые дворовые игры: «Салочки», «Море волнуется», «Краски», «Фанты», «Телефон».
Я считаю, что использование народных игр в работе с детьми позволяет мне донести до детей самобытность русского народа, колорит его обычаев, своеобразие русского языка, сформировать интерес к русской народной культуре, к ее традициям. Нужно помнить, что игры достигают положительных результатов лишь тогда, когда они исполнят своё главное назначение - доставят детям удовольствие и радость, а не будут нудной тренировкой, учебным заданием.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект «Приобщение детей к истокам русской культуры через народные игры»
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Ромодановский детский сад комбинированного вида» Проект«Приобщение детей к истокам русской культуры через народные игр...
Проектная деятельность с детьми второй младшей группы "Приобщение детей к истокам русской культуры через народные игры"
У каждого народа свои культурные традиции, которые чтят и передают из поколения в поколение. Русские не должны терять нравственный авторитет среди других народов - авторитет, достойно завоеванный русс...
Рабочая программа по приобщению детей к истокам русской культуры посредством народной игры.
Цель: формирование интереса у детей к русской национальной культуре, народному творчеству, обычаям, традициям, обрядам, народным играм, -привлечение родителей в воспитательно-образовательный про...
ПРОЕКТ «ПРИОБЩЕНИЕ ДЕТЕЙ К ИСТОКАМ РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ ЧЕРЕЗ НАРОДНЫЕ ИГРЫ»
ПРОЕКТ «ПРИОБЩЕНИЕ ДЕТЕЙ К ИСТОКАМ РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ ЧЕРЕЗ НАРОДНЫЕ ИГРЫ»...
Проект "Приобщение детей к истокам русской культуры через народные игры"
quot;Приобщение детей к истокам русской культуры через народные игры"...
Приобщение детей к истокам национальной культуры через народную игру
Консультация для воспитателей...
Доклад на тему: "Приобщение детей к истокам русской культуры через народные игры".
ДОКЛАД на тему: «Приобщение детей к истокам русской культуры через народные игры». Добрый день! Хотела бы с вами поделиться опытом работы в приобщении детей к истокам русской кул...