ПРОЕКТ «ПРИОБЩЕНИЕ ДЕТЕЙ К ИСТОКАМ РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ ЧЕРЕЗ НАРОДНЫЕ ИГРЫ»
проект на тему
ПРОЕКТ «ПРИОБЩЕНИЕ ДЕТЕЙ К ИСТОКАМ РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ ЧЕРЕЗ НАРОДНЫЕ ИГРЫ»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_-igra.docx | 36.73 КБ |
Предварительный просмотр:
Плотинновский детский сад, филиал муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждение «Детский сад №189 «Солнышко»
«ПРИОБЩЕНИЕ ДЕТЕЙ К ИСТОКАМ РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ ЧЕРЕЗ НАРОДНЫЕ ИГРЫ»
Подготовила воспитатель
Кривошеева А.Н.
2018 год
«Воспитание, созданное самим народом и
основанное на народных началах, имеет
ту воспитательную силу,
которой нет в самых лучших системах,
основанных на абстрактных идеях
или заимствованных
у другого народа»
К. Д. Ушинский
Актуальность:
В наше время высоких технологий, мы все реже возвращаемся к традициям и обычаям русского народа. Поэтому проект направлен на знакомство детей с народными традициями, народным творчеством, народными играми.
Как жили русские люди? Как работали и как отдыхали? Какие игры были у детей? Ответить на эти и подобные вопросы - значит, восстановить связь времен, вернуть утраченные ценности.
Проект способствует развитию познавательных способностей, включает в себя ознакомлением дошкольников с обычаями, традициями, народным творчеством. Приобщить к русско-народным традициям, познакомить с другими играми, "непривычными" для современных детей и тем самым обогащать их познания.
Веселые подвижные игры - это наше детство. Кто не помнит неизменных пряток, салочек, ловишек? Когда они возникли? Кто придумал эти игры? На этот вопрос только один ответ: они созданы народом также, как и сказки, как и песни. Русские подвижные игры имеют многовековую историю, они сохранились и дошли и до наших дней из старины, передавались из поколения в поколение. Русские народные игры ценны для наших детей в педагогическом отношении: они оказывают большое влияние на воспитание ума, характера, воли, укрепляют ребенка. В народных играх много юмора, соревновательного задора, движения точны и образны, часто сопровождаются неожиданными моментами, любимыми детьми считалками и зазывалками.
Современные дети мало двигаются, меньше, чем раньше играют в подвижные игры из-за привязанности к телевизору, компьютерным играм. Чтобы поддержать интерес детей к народным подвижным играм, они должны их узнать и задача педагога помочь им в этом.
Русские народные игры издавна служили средством самопознания, в играх проявляются лучшие человеческие качества: доброта, благородство, взаимовыручка, самопожертвование ради других.
Проблема:
В настоящее время детская игровая культура во многом утрачена. Игры детей зачастую однообразны, а иногда это просто копирование западных мультфильмов, различных телевизионных программ.
Необходимость приобщения молодого поколения к национальной культуре трактуется народной мудростью: наше сегодня, как никогда наше прошлое, также творит традиции будущего. Что скажут о них наши потомки?
И хочется надеяться, что уцелевшее, та «старина», которая осталась жить в танцах, играх, песнях, воспоминаниях, сохранится для потомков. И молодому поколению будет легче разобраться во всём и выбрать нужные ориентиры для воспитания своих детей, ориентиры, которые помогут любить Родину - такой, какая она есть.
Цель проекта: формирование и систематизация знаний и представлений детей о культуре, традициях и обычаях русского народа через русскую народную подвижную игру; дать детям возможность прикоснуться к богатейшему наследию русской народной культуры.
Задачи проекта:
- Создать позитивный микросоциум, где каждый участник (взрослый и ребенок) может развить свои способности в процессе совместной деятельности; творчески организовать общение и игру.
- Познакомить с русским народным фольклором и обучить разнообразным правилам подвижных народных игр.
- Развить физические качества – быстроту, ловкость, выносливость в народных играх.
- Воспитать культуру общения со сверстниками, интерес и любовь к русской национальной культуре, народному творчеству, обычаям, традициям, обрядам, к народным играм.
- Способствовать развитию педагогической компетентности родителе
Тип проекта:
Информационно-творческий.
Вид проекта:
Краткосрочный.
Сроки реализации:
1 месяц (01.03.2018-30.03.2018)
Участники проекта:
1. Дети старшей разновозрастной группы.
2. Воспитатель
3. Родители.
Прогнозируемый результат:
- У детей формируются знания о традициях народа; дети учатся использовать русские народные подвижные игры в свободной деятельности; в семье устанавливается связь между поколениями, так как родители, бабушки, дедушки делятся воспоминаниями о своем детстве, родители вовлекаются в совместные игры с детьми.
- Повышается профессиональный уровень воспитателей и степень их вовлеченности в деятельность; углубляются знания традиций и культуры народа.
- Повышается образовательный уровень родителей через введение их в увлекательный мир народных игр.
Этапы:
Организационный.
- Подборка народных игр в соответствии с возрастом детей.
- Создание условий для проведения игр в группах (эстетическое оформление физкультурных уголков, рациональность расположения спортивного инвентаря и игрового материала).
- Создание развивающей среды в группе(изготовление масок для игр);
- Создание в группе мини – музея «Русская изба», привлечение родителей к предстоящей творческой работе.
- Консультация родителей по теме: «Народные детские подвижные игры».
- Консультация для воспитателей «Использование народных игр в нравственно-патриотическом воспитании старших дошкольников»
Практический.
- Формирование у детей элементарных знаний и представлений об играх (беседы «В какие игры играли наши бабушки и дедушки» ,«Истории об игрушках»)
- Создание картотеки народных подвижных игр
- Изготовление атрибутов для игр.
- Обучение детей организации народных подвижных игр в свободной деятельности.
- Организация и проведение календарных, фольклорных праздников. «Праздник русского платка», «Праздник русской печки»
- Спортивный праздник ко Дню защитника Отечества.
- Работа над мини – музеем в группе «Русская изба».
Заключительный.
- Применение детьми народных игр в самостоятельной игровой деятельности в помещение и на улице.
- Обобщение опыта работы по теме «Народные игры и праздники как средство нравственно-патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста».
- Презентация проекта для коллег;
- Выставка атрибутов к народным играм.
- Физкультурный досуг «Старинная народная игра в жизни детей»
Оценка результатов проекта
По окончании работы над проектом педагоги группы повысили профессиональную компетентность в проектной деятельности; углубили знания о традициях и культуре родного края, укрепили связь с семьями детей.
Подводя итоги проекта, было принято решение всеми его участниками продолжать изучение народных игр, применять их в совместных играх, как в семьях, так и во время пребывания в детском саду
Использованная литература:
1. Н. В. Алешина «Патриотическое воспитание дошкольников».
2. Н.Г. Зеленова Л.Е.Осипова «Мы живём в России».
3.Зацепина М.Б., Антонова Т.В. Народные праздники в детском саду. — М.:
Наука, 2012.
4.Калинченко А.В. Развитие игровой деятельности дошкольников:
Методическое пособие. — М.
.
ПРИЛОЖЕНИЕ № 1
https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2018/02/13/narodnye-igry-dlya-starshey-gruppy
ПОДВИЖНЫЕ НАРОДНЫЕ ИГРЫ
(по возрастным группам) .
Средняя группа
Игры с бегом:
"Гуси - лебеди","У медведя во бору", "Стадо", "Перебежки", "Зайцы и лиса", "Ловишка", "Прятки".
Игры с прыжками:
"Воробушки и кот", "Бабка -Ежка", "Зайцы и лиса".
Игры с мячом:
"Подкиды"
Игры малой подвижности:
"Грачи летят" (или "Летает - не летает"),"Зайка серый...", "Карусель", "Каравай", "У бабушки Маланьи", "Огородник", "Ворон" .
Старшая группа
Игры с бегом:
"Лошадки", "Жмурки", "Гори, гори ясно", "Кошка и мышка", "Медведи с цепью", "Мороз - Красный нос","Капуста", "Селезень", "Дедушка Рожок", "Курочки", "Платок".
Игры с прыжками:
"Болото"("Классы"), "Попрыгунчики", "Родничок" .
Игры с мячом:
"Мяч вверху",
Игры малой подвижности:
"Краски","Молчанка", "Море волнуется", "У дядюшки Трифона", "Краски", "Золото", "Чуприяки" ("Бубенчики"), "Шатер", "Жаворонок".
Подготовительная группа
Игры с бегом:
"Змейка","Уголки","Прятки с домом", "День-ночь","Казаки - разбойники", "Салки","Пирожок","золотые ворота","Пчелы", "Щука и караси", "Лиса и куры".
Игры с мячом:
"Гонка мячей", "Зевака", "Выбей мяч из круга", "Перебежки", "Зайчик".
Игры с прыжками:
"Петушиный бой","Картошка", "Пустое место", "Лягушки в болоте","Льдинка".
Игры малой подвижности:
"Фанты" ,"Камешек", "Море волнуется".
ВИДЫ НАРОДНЫХ ИГР.
1.Подвижные (спортивные) игры соревновательного характера ("Ловишки", "Горелки","Прятки", "Звонари", "Бубен" и др.);
2.Обрядовые (календарные) игры имели связь с народным сельскохозяйственным календарем. ("Кукушечка", "Ручеек", "Гори, гори ясно", "Солнышко" и др.);
3.По отношению к природе (природные), дети знакомятся с окружающей природой ( "Сорока", "У медведя во бору", "Ворон", "Паучок", "Солнышко");
4.Трудовые (бытовые), знакомим с историческим наследием русского народа, с повседневным трудом наших предков ("Горшок", "Каравай", "Клубочек", "Баба сеяла горох" и др.);
5.С ведущим (водящим) - игры, где игрок выполняет какое - то действие, ведет игру ("Звонари", "Отгадай, чей голосок", "Море волнуется", "Сижу на камешке");
6.Драматические (с элементами театрализованных действий) игры, которые требуют искусство артиста, умение превращаться в какого - то героя игры и выполнять его действия ("Заинька", походи", "Бабка Ежка", "Волчок, волчок", "Шла коза по лесу").
7.Игры - забавы - игры, которые веселят, забавляют ребенка и в тоже время несут в себе какой - то познавательный и воспитательный элемент ("Сорока-сорока", "Ладушки", ""Идет коза рогатая", "По кочкам", "Баба сеяла горох" и др.)
ПРИЛОЖЕНИЕ № 2
РУССКИЕ НАРОДНЫЕ ЗАЗЫВАЛКИ.
перед началом игры:
-Таю, таю, налетаю
Вас в игру всех приглашаю
А в какую, не скажу!
Зазывалку расскажу.
- Кто опоздает, в небо улетает.
Тай, тай, налетай
Порезвись и поиграй!
Всех в игру мы принимаем
Никого не обижаем.
- Поиграть пришла пора
Развеселая детвора,
Пусть наш смех звучит вокруг
Становитесь дружно в круг!
- Приглашаю детвору.
На веселую игру,
А кого не примем
За уши поднимем.
Уши будут красные
До того прекрасные.
ПРИЛОЖЕНИЯ № 3
РУССКИЕ НАРОДНЫЕ СЧИТАЛКИ.
1. Белки зайцев угощали
И морковку подавали.
Все орешки сами съели
А тебе водить велели!
2. Аист - аист, аист - птица,
Что тебе ночами снится?
Мне - болотные опушки,
- А еще?
- Еще лягушки!
Их ловить, не изловить.
Вот и все, тебе водить!
3. Мы собрались поиграть.
Ну кому же начинать?
Раз, два, три -
Начинаешь водить ты!
4. Гномик золото искал
И колпак свой потерял!
Сел, заплакал: "Как же быть?"
Выходи, тебе водить!
5. Катится яблочко
С крутой горы.
Кто поднимет - тот уйди!
6.Плыл по морю чемодан,
В чемодане был диван,
А в диване сидел слон,
Кто не верит - выйди вон!
7. Раз, два, три, четыре,
Пять, шесть, семь,
Восемь, девять, десять
Выплывает
Белый месяц!
Кто до месяца дойдет
Тот и прятаться пойдет.
8. Катилось яблочко
Мимо сада,
Мимо огорода,
Мимо частокола;
Кто его поднимет,
Тот вон пойдет!
9.Катился горох по блюду.
Ты води, а я не буду.
10.Таря - Маря
В лес ходила,
Шишки ела - нам велела.
А мы шишки
Не едим
Таре - Маре отдадим!
11. Шла кукушка
Мимо сети,
А за нею
Малы дети
И кричали:
"Кук! Мак!
Убирай один кулак!
ПРИЛОЖЕНИЕ № 4
БЕСЕДА
ПРИЛОЖЕНИЕ № 5
Консультация родителей по теме: «Народные детские подвижные игры».
ПРИЛОЖЕНИЕ № 6
Консультация для воспитателей «Использование народных игр в нравственно-патриотическом воспитании старших дошкольников»
https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2018/03/20/konsultatsiya-dlya-vospitateley
ПРИЛОЖЕНИЕ № 7
Спортивный праздник ко Дню защитника Отечества.
http://ds-rucheek-kno.edu22.info/
ПРИЛОЖЕНИЕ № 8
«Праздник русской печки»
https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2018/04/03/razvlechenie-dlya-detey-prazdnik-russkoy-pechki
ПРИЛОЖЕНИЕ № 9
Физкультурный досуг «Старинная народная игра в жизни детей»
ПРИЛОЖЕНИЕ № 10
Мастер-классы с детьми, родителями, педагогами.
https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2018/03/26/prezentatsiya-na-temu-russkie-narodnye-igry
Изготовление кокошника с педагогами.
https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2018/03/19/master-klass-po-izgotovleniyu-kokoshnika-0
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект «Приобщение детей к истокам русской культуры через народные игры»
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Ромодановский детский сад комбинированного вида» Проект«Приобщение детей к истокам русской культуры через народные игр...
Проектная деятельность с детьми второй младшей группы "Приобщение детей к истокам русской культуры через народные игры"
У каждого народа свои культурные традиции, которые чтят и передают из поколения в поколение. Русские не должны терять нравственный авторитет среди других народов - авторитет, достойно завоеванный русс...
Рабочая программа по приобщению детей к истокам русской культуры посредством народной игры.
Цель: формирование интереса у детей к русской национальной культуре, народному творчеству, обычаям, традициям, обрядам, народным играм, -привлечение родителей в воспитательно-образовательный про...
Приобщение детей к истокам русского творчества через народную игру
О важности приобщения ребёнка к культуре своего народа написано много. Обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живёшь. Поэтому детям необходимо знать и изуч...
Проект "Приобщение детей к истокам русской культуры через народные игры"
quot;Приобщение детей к истокам русской культуры через народные игры"...
Приобщение детей к истокам национальной культуры через народную игру
Консультация для воспитателей...
Доклад на тему: "Приобщение детей к истокам русской культуры через народные игры".
ДОКЛАД на тему: «Приобщение детей к истокам русской культуры через народные игры». Добрый день! Хотела бы с вами поделиться опытом работы в приобщении детей к истокам русской кул...