Консультация для родителей «Как развивать познавательные интересы у детей»
методическая разработка
Консультация для родителей
«Как развивать познавательные интересы у детей»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_dlya_roditeley.docx | 17.42 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей
«Как развивать познавательные интересы у детей»
Воспитатель: Багдян Р.А.
Познавательный интерес – это особое отношение человека к тому, что его окружает, в котором выражено его стремление к всестороннему, глубокому изучению существенных свойств окружающей действительности. Познавательный интерес с точки зрения психологии и физиологии представляет собой также сложное взаимодействие интеллектуальных, волевых и эмоциональных процессов. Он несомненно влияет на развитие памяти, творческого воображения, внимания, мышления, а также является мощным стимулом в развитии ценных качеств личности – настойчивости в достижении цели, целеустремленности, стремление к достижению намеченного результата. Сформировать познавательный интерес у детей в семье можно через эмоциональное отношение к делу, через воспитание сознательности, ответственного отношения, понимание общественной важности, нужности выполняемого дела. Наличие познавательного интереса у школьника делает процесс самоопределения более осознанным, придавая ему, характер привлекательной, продуктивной деятельности, делает ребенка субъектом собственной жизни и счастья. Семейное воспитание имеет свою специфику, которая положительно влияет на развитие познавательных интересов ребенка. Специфика воспитания познавательного интереса в семье заключается в том, что по природе своей семейное воспитание, прежде всего, основано на чувстве. Важно когда вся гамма чувств, возникающих в семье, благотворно влияет на развитие и воспитание ребенка: дает ему ощущение счастья, надежности существования, чувства защищенности от внешних невзгод, и в лице родителей – авторитетных советчиков, помощников, защитников, старших друзей.
Познавательный интерес надо специально воспитывать: вызывать положительное отношение к предметам и деятельности.
Пути появления интереса у ребенка:
#1101;моциональное отношение к делу;
#1074;оспитание сознательности, ответственного отношения, понимание общественной важности, нужности выполняемого дела.
Как вызвать эмоциональное отношение к деятельности:
•роль родителей в воспитании любви к различным видам деятельности;
•пример отца и матери, старших братьев и сестер;
•их отношение к делу;
•совместная деятельность;
•беседы о роли знаний;
•игры-путешествия (развивают логическое мышление, творчество, усидчивость, повышают интеллектуальный уровень, расширяют кругозор, воспитывают человеческие качества: взаимопомощь, сопереживание, чувство ответственности и т. д.);
•использование игровых ситуаций: игры-упражнения, игры-загадки, кроссворды, головоломки, ребусы, лабиринты, игры-соревнования, сюжетно-ролевые игры (чаще используются в детском возрасте, до 13 лет, учат детей выбирать, искать новые возможности, пути выигрыша, способствуют развитию познавательного интереса, если ребенок не может отгадать слово в кроссворде, он посмотрит в справочнике, что приведет к узнаванию нового и интересного для него, расширение кругозора);
•конкурсы (влияют на формирование познавательного интереса, т. к. привлекают своей не традиционностью, занимательностью, расширяют кругозор, повышают активность детей, заставляют творчески проявить себя);
•походы, семейный выезд за город, на природу, активный отдых (красота природы, смена обстановки и ее необычность активизируют эмоциональную сферу личности, что ведет к стремлению узнавать что-то новое об окружающем мире, к возможности сделать что-то красивое и необычное);
•экскурсии, в результате которых дети воспринимают и усваивают знания путем выхода к месту расположения объектов и непосредственного ознакомления с ними. С помощью экскурсий растет уровень научности, укрепляется его связь с жизнью, практикой, а также формируется учебно-познавательный интерес…
•советы (вовремя данные), помощь (своевременно оказанная);
•друзья, товарищи (соревнования с товарищем по классу, с самим собой);
•положительный результат, успех (это эмоциональное подкрепление познавательной деятельности школьника чаще всего связано с успехом его в любой деятельности.
Положительное влияние успеха на активную мыслительную деятельность воспитанника неоспоримо. Чувство гордости и радости, возникающие у ребенка в связи с осознанием им своего продвижения в деятельности, в т.ч. и в умственной, укрепляются у них с каждой новой удачной работой. Успех имеет стимулирующее значение в учебной деятельности ребёнка, активизирует ее и в то же время является весьма значительным побудителем. Познавательный интерес и любознательность ребенка особенно отчетливо проявляются в общении: он делится с взрослыми своими впечатлениями, просит их рассказать, прочитать, объяснить, ответить на возникший вопрос. Родители должны уметь расположить ребенка к себе, вызвать у него потребность общаться. В современных семьях имеются все возможности для организации различных видов деятельности, в которых реализуются знания, впечатления детей об интересующем предмете или явлении. Например, у ребенка возник интерес к птицам. Родители привлекают его к подкормке птиц, обращают внимание на особенности их внешнего вида, повадок, предлагают рассказать о результатах наблюдений. Особое влияние на развитие любознательности и познавательных интересов оказывает совместная деятельность родителей и детей, организовать которую по силам каждой семье. В процессе такой деятельности старшие члены семьи разумно поощряют усилия ребенка, оказывают поддержку и своевременную помощь при встретившихся трудностях, положительно оценивают достигнутые результаты, Все это укрепляет познавательные интересы и любознательность ребенка. Стремление узнавать новое, выяснять непонятное о качествах, свойствах предметов, явлений действительности, желание вникнуть в их сущность, найти имеющиеся между ними связи и отношения характеризуют развивающийся познавательный интерес. Основа познавательного интереса - активная мыслительная деятельность. Под ее влиянием ребенок оказывается способен к более длительной и устойчивой сосредоточенности внимания, проявляет самостоятельность при решении умственной или практической задачи.
В организации семейного досуга обнаруживается немало ошибок: слишком много времени дети находятся у телевизора или компьютера, мало бывают на свежем воздухе, родители зачастую недостаточно уделяют времени своим детям, ссылаясь на занятость, усталость и т. п. Преодолеть эти ошибки – задача современной семьи.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей: «Как формировать познавательный интерес у детей дошкольного возраста»
Консультация для родителейТема: «Как формировать познавательный интерес у детей дошкольного возраста»...
Консультация для родителей: «Как развивать познавательные процессы у детей 6-7 лет».
Консультация для родителей: «Как развивать познавательныепроцессы у детей 6-7 лет»....
Консультация для родителей "Как развивать познавательный интерес у дошкольников"
Консультация содержит информацию о важности познавательного развития дошкольников и рекомендации, как развить познавательный интерес у детей....
Консультация для родителей «Особенности развития познавательного интереса у детей раннего возраста»
Консультация для родителей«Особенности развития познавательного интереса у детей раннего возраста» Познавательный интерес — избирательная направленность на познание предметов, я...
Консультация для родителей "Особенности развития познавательного интереса у детей раннего возраста"
Познавательный интерес - избирательная направленность на познание предметов, явлений, событий окружающего мира....
Консультация для родителей "Как развивать познавательные интересы у детей"
Консультация для родителей "Как развивать познавательные интересы у детей"...
Консультация для родителей Стадии проявления познавательных интересов у детей дошкольного возраста.
По мнению В. А. Онищук стадии проявления познавательных интересов у детей дошкольного возраста таковы:Любопытство – элементарная стадия ориентировки, связанная с новизной предмета, который может...