Проект «ХЛЕБ – ВСЕМУ ГОЛОВА!»
проект (подготовительная группа)
Являясь основой питания многих народов, хлеб рассматривается как источник жизни и символ труда. С хлебом связано много обрядов. Буханка хлеба и каждый его кусок, особенно первый, или крошка воплощали собой долю человека; считалось, что от обращения с ними зависят его сила, здоровье и удача. Хлеб это символ благополучия, достатка. С хлебом дети встречаются ежедневно и, возможно, у них теряется значимость этого главного продукта. Это проявляется небрежным отношением к хлебу. Вместе с ребятами подготовительной группы мы решили, проследить весь путь хлеба: от зернышка до нашего стола. Данный проект позволяет в условиях воспитательно-образовательного процесса расширить знания детей о пользе хлеба, о его ценности, о тяжелом труде людей, выращивающих хлеб.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_3.docx | 21.35 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект
«ХЛЕБ – ВСЕМУ ГОЛОВА!»
Наименование проекта: «Хлеб – всему голова»
Вид проекта: информационно-практико-ориентированный
По количеству участников: групповой
Участники: дети подготовительной к школе группы, воспитатели и родители.
Сроки и этапы реализации
По времени: краткосрочный.
Сроки реализации проекта: одна неделя - 09.10.2023-13.10.2023
Актуальность
Являясь основой питания многих народов, хлеб рассматривается как источник жизни и символ труда. С хлебом связано много обрядов. Буханка хлеба и каждый его кусок, особенно первый, или крошка воплощали собой долю человека; считалось, что от обращения с ними зависят его сила, здоровье и удача. Хлеб это символ благополучия, достатка. С хлебом дети встречаются ежедневно и, возможно, у них теряется значимость этого главного продукта. Это проявляется небрежным отношением к хлебу. Вместе с ребятами подготовительной группы мы решили, проследить весь путь хлеба: от зернышка до нашего стола. Данный проект позволяет в условиях воспитательно-образовательного процесса расширить знания детей о пользе хлеба, о его ценности, о тяжелом труде людей, выращивающих хлеб.
Цель проекта: узнать какой путь проходит зерно до конечного продукта - хлеба.
Задачи проекта:
- Организовать систему работы по обогащению и расширению представлений детей о хлебе, его выращиванию и производстве;
- Уточнить знания детей о том, кто делает хлеб, где и из каких зерновых культур получают муку;
- Развивать исследовательские и творческие способности детей через включение в поисковую деятельность и художественное творчество;
- Воспитывать уважение к труду взрослых, бережное отношение к хлебу.
- Привлекать родителей к активному участию в реализации проекта.
Прогнозирование процесса деятельности воспитанников и ожидаемых результатов:
- Аппликация из природного материала «Колосья»;
- Конструирование из конструктора «Мельница»;
- Заучивание пословиц, поговорок, стихов о хлебе;
- Разыгрывание сценки «Колосок», составление рассказов о приготовлении своих хлебобулочных изделий;
- Выставка хлебобулочных изделий «Вот он хлебушек душистый» и чаепитие.
Ожидаемые результаты:
• сформировать у детей представления о ценности хлеба;
• получить знания о том, как выращивали хлеб в старину, и как это происходит сейчас, донести до сознания детей, что хлеб – это итог большой работы многих людей;
• воспитывать интерес к профессиям пекаря, комбайнера и к труду людей, участвующих в производстве хлеба;
• воспитывать бережное отношения к хлебу.
Основная часть
1 этап. Организационно-подготовительный
2 этап. Внедренческий. Реализация проекта
3 этап. Обобщающий
I этап
Разработка проекта и реализация проекта
Вопросы к детям по проекту «Хлеб - всему голова»:
- Почему человек может обойтись без многого, а без хлеба нет?
- Как люди выращивают хлеб?
- Почему люди с большим уважением относятся к хлебу?
- Как солнце, вода и тепло помогают зернышку превратиться в сильный колосок?
Модель трех вопросов
Что мы знаем? | Хлеб делают из муки. Муку делают из зерен. Хлеб покупают в магазине. Хлеб бывает белый, черный. Мама дома печет хлеб в хлебопечке. |
Что мы хотим узнать? | Когда появился хлеб? Как раньше выращивали хлеб? Как выращивают хлеб в наше время? Какие машины помогают людям выращивать и изготавливать хлеб? Какие профессии у людей, которые выращивают и изготавливают хлеб? Как сделать тесто? Что можно сделать из муки еще? Почему говорят: Хлеб всему голова. Что можно приготовить из черствого хлеба? Смогли бы вы прожить без хлеба? Какие пословицы, стихи, песни вы знаете о хлебе? |
Как нам найти ответ? | Спросить у родителей. Спросить у воспитателя. Провести опыт, получить муку. Посмотреть в книгах, энциклопедиях, в Интернете. |
II этап
Реализация проекта
Образовательная деятельность | Совместная деятельность | Самостоятельная деятельность | С родителями |
Познавательное развитие, речевое развитие | Рассказ воспитателя на тему «Откуда хлеб пришёл» экологическая игра «что за чем», Опытная деятельность «Как получается мука?», «Водяная мельница», Ветряная мельница» (взаимосвязь между водой, ветром и вращением), опыт «Как готовить тесто» Просмотр презентации «Как хлеб попал на стол», Д/и «Сложи цепочку» (родственные слова), чтение Сухомлинский «Моя мама пахнет хлебом», М. Глинская «Хлеб», П. Каганова Хлеб – наше богатство» С Погореловский «Вот он – хлебушек душистый» В. Воронько «Вот и лето пролетело», «Вешний день пахать пора» В Крупин «Отцовское поле» Я. Тайц «Все здесь» М. Пришвин «Лисичкин хлеб» | Рассматривание книг, альбомов о хлебе, придумывание рассказов о хлебе, рассматривание колосков, зерен, рассматривание и проба разных видов хлеба, Д/и для развития мелкой моторика «Золушка», Д/и «Посчитай зерна» | Заучивание загадок, сбор картинок, пословиц, стихов о хлебе. Прочитать с родителями А.Букалов «Как машины хлеб берегут», Просмотр диафильма В.П. Дацкевич «От зерна до каравая» Н. Самкова «О хлебе» Экскурсия в булочную. |
Художественно - эстетическое развитие | Аппликация из природного материала «Колосья»; Конструирование из конструктора «Мельница»; Рассматривание иллюстраций И.Шишкин «Рожь», И.Машкова «Снедь Московская. Хлеба» | Раскрашивание раскрасок. Просмотр мультфильма «История о девочке, наступившей на хлеб» по мотивам сказки Ганса Христиана Андерсена | Подбор иллюстраций о хлебе |
Социально – личностное развитие | Беседа о культуре поведения за столом, бережном отношении к хлебу. Составление рассказов «Как наши предки выращивали хлеб», «Как хлеб на стол попал», «Откуда к нам хлеб пришел» Игра «Хорошо - плохо», прививать правила обращения с хлебом. Игра «Узнай и назови» (хлебобулочные изделия на картинке) Игра «Узнай по вкусу» (ржаной хлеб, батон, пряник, сушка, печенье). Организация чаепития с домашней выпечкой. | Сюжетно – ролевые игры «Булочная», «Семья», «Ярмарка» (дид. материал «Набор хлеба», «Продукты», «Магазин») | Составление схемы «Откуда к нам хлеб пришел», замешивание теста, выпечка хлебобулочных изделий. Выставка хлебобулочных изделий «Вот он хлебушек душистый» , как результат совместной деятельности родителей и ребенка. Составление рассказов о приготовлении своих хлебобулочных изделий |
Физическое развитие | Спортивное развлечение «Чтобы хлеб растить - надо ловким быть», пальчиковые игры, физминутки | Игра в подвижные игры Игра «Кто что делает?» Скажи и покажи | Составление кулинарной книги Рецепты бабушек и мам «Колобок» |
III этап
Подведение итогов
Вывод
В результате работы над проектом дети узнали:
- Как вырастить хлеб, изготовить муку, выпечь хлеб.
- Узнали об истории возникновения хлеба, хлебных профессиях.
- Узнали, что в хлебе содержат необходимые вещества для жизнедеятельности человека.
- Разгадывали загадки, разучивали стихи и песни, узнали пословицы о хлебе. Посмотрели презентацию «Как хлеб на стол пришёл».
- Создали выставку работ детей «Колосья».
Работа над проектом помогла развить нравственные качества детей, богатить активный словарь детей специфическими терминами и названиями, познакомить со старинными русскими обычаями, а также привлекла родителей к образовательному процессу в детском саду.
А главное: мы будем учиться бережно относиться к хлебу, ведь это труд многих людей!
ЛИТЕРАТУРА
- Аверьянова А.П. Изобразительная деятельность в детском саду. – М.2001 г.
- Арушанова А.Г. Речь и речевое общение детей: Книга для воспитателей детского сада. – М.1999 г.
- Комарова Т.С., Зарянова О.Ю., Иванова Л.И., Карзина Г.И., Милова О.М. Изобразительное искусство детей в детском саду и школе. – М.2000 г.
- Князева О.Л., Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. – СПб.,1997.
- Придумай слово: речевые игры и упражнения для дошкольников (О.С.Ушакова, А.Г.Арушанова, Е.М.Струнина и др. – М., 1996.
- Программа воспитания и обучения в детском саду. (Под редакцией М.А.Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С.Комаровой – 2-е изд., испр.и доп.- М.2005.
- 365 развивающих игр (сост. Беляков Е.А. – М.1999.
- Коррекция речи и движения с музыкальным сопровождением. О.С.Боромыкова (изд. «Детство-пресс»
- В. В. Коноваленко, С. В. Коноваленко Развитие связной речи. Фронтальные логопедические занятия по теме "Осень" для детей с ОНР.
- Наглядно-дидактическое пособие "Расскажите детям о хлебе". Автор: Емельянова Э. Л.
- Наглядно-дидактическое пособие "Откуда что берется. Хлеб". Автор: Емельянова Э. Л.
- Наглядно-дидактическое пособие "Как наши предки выращивали хлеб". Автор: Емельянова Э. Л.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
проект "Хлеб - всей жизни голова"
Образовательный проект в подготовительной группе "Хлеб - всей жизни голова"...
"Хлеб всему голова" Сценарий заключительного праздника для двух подготовительных групп в рамках краткосрочного проекта "Хлеб всему голова"
"Хлеб всему голова"Сценарий заключительного праздника для двух подготовительных групп в рамках краткосрочного проекта "Хлеб всему голова" Цель : Воспитание бережного отношения к хлебу, уваж...
Экологический проект «Хлеб всему голова» Тема: «Откуда хлеб пришел» (Возраст 4-5 лет)
Хлеб - это продукт человеческого труда, это символ благополучия и достатка. Именно хлебу отведено самое главное место на столе и в будние и в праздничные дни. Без него не обходится ни один прием пищи....
КВН "История хлеба!" в рамках проекта "Хлеб - всему голова!"
Вызвать интерес к окружающему миру, формировать реалистические предсталения о природе; расширять кругозор, словарный запас, развивать связную речь; активизировать внимание и память, развивать логическ...
Проект «Хлеб - всему голова, слава хлебу и хвала!»
Данный проект рассчитан на детей подготовительной группы. Он охватывает знания и формирует умения в различных предметных областях: ознакомление с...
Пословицы и поговорки о хлебе (в рамках проекта "Хлеб - всему голова!").
Подборка пословиц и поговорок о хлебе....