Воспитательный потенциал детской игры
консультация

Игра- один из основных видов деятельности, который овладевает дошкольник к 3 годам. Сначала дети используют простые сюжетные линии и простые игры. Через игры происходит познание мира и окружающей действительности и подготовка ребенка к взрослой жизни. Несмотря на всю вроде бы простоту, игра выступает в роли основы и фундамента творческого развития ребенка, его умения сопоставлять собственные творческие навыки с реальностью. Игра служит для детей неким «мостиком», позволяющим приобщиться к миру взрослых, где все взаимосвязано. Игра позволяет ребенку «примерить» роли тех взрослых, образы которых сохраняются в его опыте. Посредством игры ребенок получает возможность взять на себя роль взрослого, проявить свою самостоятельность и тем самым удовлетворить свою потребность в активном участии в жизни взрослых. Вопрос игры, а особенно сюжетно-ролевой игры, оценивается в психологии и педагогике очень положительно. По мнению некоторых психологов без сюжетно-ролевых игр ребенок никогда не сможет стать «волшебником» и также в результате исследований психологи и педагоги установили, что первоочередное развитие в сюжетно-ролевой игре получает воображение и образное мышление ребенка. Игра вооружает ребенка теми доступными для него способами активного воссоздания и моделирования действительности посредством предметных действий, которое в других условиях не может быть реализовано. Посредством сюжетно-ролевых игр ребенок воссоздает интересующие его сферы реальной жизни, используя при этом условные действия. В определенные периоды своей жизни старшие дошкольники переживают моменты «перевоплощения». Это могут быть машины, животные, исторические и сказочные персонажи. Как отмечает Гайсина Л.Г. игра не только любимое занятие, но и ведущий вид деятельности старших дошкольников. Именно посредством игры формируются основные новообразования, которые позволяют старшему дошкольнику подготовиться к младшему школьному возрасту, в том числе и за счет развития его воображения. Воображение – это психический процесс, который заключается в создании новых представлений, мыслей и образов на основе имеющегося опыта. В дошкольном возрасте воображение только начинает формироваться и это позволяет использовать весь потенциал творчества и, в том числе, сюжетно-ролевых игр для его развития. Воображение помогает реализовать накопленные знания посредством анализа и предыдущего опыта. В процессе творческой деятельности создаются новые образы. Новое сочетание уже известных элементов дает в результате новый образ. И чем больше дошкольник в игре опирается на воображение, тем ярче и оригинальнее его деятельность. Ребенок учится играть вместе с другими детьми. Это позволяет максимально реализовать потенциал группового воображения. Не повторять шаблонные действия, а насытить игру воображением, волшебство. Сюжетно-ролевая игра имеет в своей основе две линии: сюжетную и ролевую. Сюжетная составляющая реализуется посредством овладения ребенком нового навыка - режиссерского, когда он сочиняет сюжет данной игры. Ребенок может раскладывать предметы, перебирать их, играть с предметами в шкафу и т.д., при этом бормоча что-то под нос. Он может устраивать «парады», уходить «воевать с драконом» и тд. Это все самые простые сюжеты, которые ребенок трансформирует в свою действительность посредством игры. Для развития воображения данная составляющая сюжетно-ролевой игры очень значительна, так как именно она позволяет ребенку реализовать навыки «выдумывания», «домысливания», воображения. Во-первых, ребенок сам придумывает сюжет, что развивает его самостоятельность, позволяет обходиться без помощи взрослых. Во-вторых, ребенок сам решает, кем именно он будет. В-третьих, он сам решает, кто и что кем и чем будет в данной игре. В-четвертых, ребенок самостоятельно сочиняет мизансцены и разыгрывает их. В процессе подготовки игры, дошкольник может долго расставлять все детали для того, чтобы максимально воплотить свой замысел. Посредством сюжетной составляющей ребенок учится видеть игру не с одного ракурса. Он начинает «видеть целое раньше частей». Если ребенок овладел данной частью сюжетно-ролевой игры, он сможет без особых усилий подыграть другому партнеру в игре с сюжетом, который может изменяться в любом направлении. Ещё одна немаловажная составляющая сюжетно-ролевой игры – образно ролевая. Часто можно видеть малыша, который не идет нормально по дороге, а «шаркает ногами», объезжает ступеньки, приостанавливается перед пешеходным переходом. Мама, спешащая на работу или домой, безрезультатно стремится поторопить его, и ребенок, в конце концов, объясняет маме: «Я не ребенок, я – машина». А это значит, что он своими действиями стремится отобразить движение транспорта. Перевоплощение позволяет ребенку полнее ощутить те объекты, которые его интересуют, почувствовать себя на «их месте». Дети играют во все, что видят: в «Семью», «Детский сад», «Зоопарк» и пр. Для большего эффекта в одной игре можно соединить различные сюжеты, например: в игру «Путешествие по морю» необходимо включить «Семью», так как на море едут все вместе. Одним из направлений сюжетно-ролевой игры для расширения используемых инструментов может стать театрализованная игра. Театрализованные игры тесно связаны с сюжетно-ролевыми, так как в основе тех и других лежит отображение событий, отображение отношений между людьми и другими персонажами. Основным отличием театрализованной и сюжетно-ролевой игры является то, что театрализованная игра развивается, как правило, по сюжету, почерпнутому из книги. Использование элементов театрализованной игры с учетом создания собственных сюжетов может обогатить сюжетно-ролевые игры дошкольников и способствовать развитию воображения. Подготовка костюмов, создание кукол, работа над декорациями – являются неотъемлемой частью творческого процесса и требуют от ребенка большого использования воображения для реализации его замыслов. В связи с большой значимостью сюжетно-ролевых игр в развитии воображения старших дошкольников следует отметить необходимость использования этого вида творчества в досуговой, воспитательной и образовательной деятельности дошкольных образовательных учреждений. По мнению психологов кроме ребенка никто не сможет развить его творческие способности, в том числе и воображение. Поэтому важной задачей педагогов ДОУ является создание необходимых условий для спонтанных творческих сюжетно-ролевых игр. Выбор конкретной игры, который производится педагогом, обусловлен теми воспитательными задачами, которые он ставит на данный момент. Применение сюжетно-ролевых игр можно использовать в качестве инструментов организации коллективной деятельности детей, направленной на освоение определенных задач. В заключение следует отметить, что воображение выступает не только предпосылкой эффективного освоения дошкольниками новых знаний, но и является неотъемлемым атрибутом творческого развития, что способствует саморазвитию личности. Но творческое развитие воображения ребенка посредством сюжетно-ролевых игр будет более эффективно при создании хороших условий и адекватном воздействии взрослых.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Воспитательный потенциал традиционной игры

Конспект лекции Тепловой Анны Борисовны (кандидат педагогических наук, старший научный сотрудник Лаборатории профессионального развития педагогов ФГБНУ «Института изучения детства, семьи и воспи...

дизайн проект "использование воспитательного потенциала участков детского сада"

дизайн проект "использование воспитательного потенциала участков детского сада"...

Консультация для воспитателей «Воспитательный потенциал использования фольклора в детском саду»

Консультация для воспитателей«Воспитательный потенциал использования фольклора в детском саду»           Наблюдая за своей работой и колле...

Воспитательный потенциал детской художественной литературы в развитии социального интеллекта и способности к социальному прогнозированию

В статье освещен воспитательный потенциал литературных произведений в решении задач становления социального интеллекта и социального прогнозирования у детей старшего дошкольного и младшего школьного в...

Воспитательный потенциал детской художественной литературы в развитии социального интеллекта и способности к социальному прогнозированию

В статье освещен воспитательный потенциал литературных произведений в решении задач становления социального интеллекта и социального прогнозирования у детей старшего дошкольного и младшего школьного в...

Воспитательный потенциал детской художественной литературы в развитии социального интеллекта и способности к социальному прогнозированию

В статье освещен воспитательный потенциал литературных произведений в решении задач становления социального интеллекта и социального прогнозирования у детей старшего дошкольного и младшего школьного в...