Воспитательный потенциал детской художественной литературы в развитии социального интеллекта и способности к социальному прогнозированию
статья по художественной литературе
В статье освещен воспитательный потенциал литературных произведений в решении задач становления социального интеллекта и социального прогнозирования у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста.
Феномен социального интеллекта является мало изученным в современных отечественных психологических исследованиях и достаточно дискуссионным с позиции определения его сущностных характеристик, структуры, функций в процессе личностного развития. Ряд представителей различных подходов (Э.Торндайк, Ж.Пиаже, Дж. Гилфорд, Г. Гарднер), а также современные отечественные психологи (А.Бодалев, О.Чеснокова, В.Н. Куницина и другие) в основном признают самостоятельность статуса социального интеллекта и сходятся во мнении, что социальный интеллект можно рассматривать как когнитивный компонент социальной компетентности, умение адекватно и эффективно вести себя в межличностном общении, а также как составляющую социального познания [2;5;6;8].
В контексте нашего исследования мы будем рассматривать социальный интеллект (далее – СИ) как определенный уровень информированности ребенка в разных видах социальной культуры, умение использовать имеющиеся знания в объяснении и аргументировании социального взаимодействия, способность понимать психическую активность людей (мысли, чувства, намерения) как причину их взаимообусловленного поведения в межличностной ситуации, а также способность прогнозировать последствия ситуации взаимодействия.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Воспитательный потенциал детской художественной литературы в развитии социального интеллекта и способности к социальному прогнозированию
Подготовила: воспитатель Курицына Ирина Леонидовна
В статье освещен воспитательный потенциал литературных произведений в решении задач становления социального интеллекта и социального прогнозирования у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста.
Феномен социального интеллекта является мало изученным в современных отечественных психологических исследованиях и достаточно дискуссионным с позиции определения его сущностных характеристик, структуры, функций в процессе личностного развития. Ряд представителей различных подходов (Э.Торндайк, Ж.Пиаже, Дж. Гилфорд, Г. Гарднер), а также современные отечественные психологи (А.Бодалев, О.Чеснокова, В.Н. Куницина и другие) в основном признают самостоятельность статуса социального интеллекта и сходятся во мнении, что социальный интеллект можно рассматривать как когнитивный компонент социальной компетентности, умение адекватно и эффективно вести себя в межличностном общении, а также как составляющую социального познания [2;5;6;8].
В контексте нашего исследования мы будем рассматривать социальный интеллект (далее – СИ) как определенный уровень информированности ребенка в разных видах социальной культуры, умение использовать имеющиеся знания в объяснении и аргументировании социального взаимодействия, способность понимать психическую активность людей (мысли, чувства, намерения) как причину их взаимообусловленного поведения в межличностной ситуации, а также способность прогнозировать последствия ситуации взаимодействия.
Среди многочисленных показателей СИ особое значение в современной ситуации социального взаимодействия приобретает способность к социальному прогнозированию. Это связано с тем, что общение людей в настоящее время отличается многообразием нестандартных ситуаций, успешное разрешение которых во многом определяет направленность взаимоотношений. Становление социального прогнозирования как одного из показателей СИ осуществляется как спонтанно (стихийно), так и в процессе специально организованной образовательной деятельности, благодаря использованию разнообразных средств, одним из которых в нашем исследовании рассматривается художественная литература.
Социальная значимость книги в жизни любого человека и общества огромна. Книга – это путь к познанию вещей и явлений, ключ к пониманию нравственных понятий: добра и зла, силы и слабости, равнодушия и непримиримости. Открывая этот окружающий мир, впитывая опыт поколений, ребенок развивает свой ум и чувства, вырабатывает убеждения, познает, оценивает и воспитывает самого себя.
Л.С. Выготский, рассматривая вопрос влияния литературы на личность, сформулировал понятие «моральное последствие искусства», то есть изменения, происходящие в душе читателя после прочтения художественного произведения и проанализировал понятие катарсиса, под которым подразумевает чувства, вызываемые восприятием художественного произведения. Также он описал психологические особенности ребенка как читателя, где особое внимание уделяется развитию воображения детей [3] .
Чтение для детей дошкольного возраста – самый естественный способ узнавания мира и человека, путешествия во времени и пространстве, знакомство с тем, что недоступно ему в реальной действительности. Ребёнок ставит себя на место героев, проживает их жизнь и знакомится с окружающим миром, его системой ценностей и приоритетов.
Одной из причин снижения способности к социальному прогнозированию в настоящее время является слабая начитанность современного молодого поколения, снижение интереса к чтению классической художественной литературы, в то же время появление на современном книжном рынке ряда «случайных» произведений. Еще В.М. Бехтерев в монографии «Внушение и воспитание» писал: «Влияние внушения на детский ум доказывают и случаи тайного бегства в путешествия в Америку или к Северному полюсу, под влиянием чтения книг Майна Рида, Жюля Верна и др. Чтение книг, действующих на воображение, вообще оказывает на детей внушающее влияние. Известны примеры, что дети совершали тяжкие преступления исключительно под влиянием чтения книг, в которых описываются преступления и где сами преступники являются героями» [1]. Поэтому имеет особое значение, какие произведения читают наши дети.
Как показали современные исследования Е.О. Смирновой, В.М. Холмогоровой детскому восприятию доступно понимание довольно богатого репертуара эмоций, стратегий поведения, индивидуально-психологических и возрастных особенностей окружающих и себя самого. Детское мышление, хотя и в специфических формах, оказывается способным к категоризации персонажей по целому ряду критериев [7]. Таким образом, особенности детского восприятия благоприятствуют пониманию и психологическому принятию многоплановых, богатых по содержанию образов. Необходимо пристально изучать психологические закономерности структурирования познавательного опыта ребенка для формирования у него духовно-ценностных ориентаций, социального интеллекта и способности к социальному прогнозированию средствами детской книги. По мнению психолога В. Зинченко художественная литература на сотню лет опережает науку в познании жизни людей [4].
Образовательные возможности художественной литературы являются предметом изучения различных общественных наук, но воспитательный потенциал литературных произведений в решении задач становления СИ и социального прогнозирования остается не до конца исследованным. Вместе с тем, в литературном произведении, как правило, представлены ситуации близкие витагенному опыту людей, которые могут быть актуализированы благодаря установлению ассоциативных связей между текстом литературного произведения и личным социальным опытом читателя, способы выхода из той или иной ситуации. Во многих художественных произведениях дается неоднозначный ответ в плане возможного решения ситуации, а читателю предоставляется возможность «домысливать», «достраивать» варианты ее развития.
Если рассматривать причины большой воздейственности образов классической литературы, то одним из показателей «психологичности» произведения следует считать образы его героев: насколько они, с одной стороны, запечатлевают социальные роли, ценности, нормы, модели поведения, а с другой стороны – ассимилируются в субъективном мире ребенка, в системе личностных смыслов. Есть много хороших «вечных» книг, но меняется время, окружающая среда. И наши дети уже в младенчестве чаще играют с пультом от телевизора, чем с погремушками, затем учат буквы уже не по азбуке, а по клавиатуре компьютеров. Свободно могут отправлять и получать SMS, разогревают себе еду в микроволновках. Поэтому прогресс должен проявляться и в подборе детской литературы. В программе для чтения в подготовительной группе детского сада и начальной школе кроме классических и не стареющих произведений родной и зарубежной литературы, должны быть и сказки, рассказы лучших современных авторов, где действие развивается в этих современных условиях.
Особое внимание должно уделяться не только подбору, связанному с насыщенностью ситуаций социального взаимодействия, сколько с технологическим аспектом данного произведения, позволяющим сфокусировать внимание на самой ситуации; определить возможные перспективы и варианты ее разрешения; соотнести с собственным витагенным опытом читателя; спроектировать линии взаимоотношений литературных персонажей; сопоставить возможные выходы из проблемной ситуации при альтернативных вариантах ее развития и т.д.
Несомненно, художественная литература имеет огромный воспитательный потенциал в плане становления СИ и социального прогнозирования. Эффективность ее использования в данном процессе предопределяется рядом условий:
– сформированностью познавательного и профессионального интереса к чтению художественной литературы;
– грамотным подбором литературных произведений, включающим ситуации социального взаимодействия, близкие к витагенному опыту читателей;
– систематичностью приобщения к чтению художественной литературы и разработанностью технологии, обеспечивающей становление разных показателей социального интеллекта.
Литература:
- Бехтерев В.М. Внушение и воспитание Избранные труды по психологии личности в 2-томах.// «Алетейя» Санкт-Петербург, 1999. том 2. с. 151
- Бодалев А.А. Об одаренности человека как субъекта общения // Мир психологии. – 1998. – № 4. – с. 272– 275.
- Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. М., Просвещение, 1967.
- Зинченко В.П. Живое знание /изд-е 2-е.//Самара, 1998.с. 161
- Кубышкина М.Л. Мотив социального успеха//Теоретические и прикладные вопросы психологии (параметры личности). СПб. 1996 (вып.2,ч.2, с. 39–45).
- Куницина В.Н. Социальная компетентность и социальный интеллект: структура, функции, взаимоотношения//в книге Теоретические и прикладные вопросы психологии. Ч.1. Теоретические проблемы психологии/Под ред. А.А. Крылова. – СПб., 1995. – 158 с.
- Смирнова Н.Л. Социальные репрезентации интеллектуальности// Психологический журнал. – 1994 – № 6
- Чеснокова О.Б. Изучение социального познания в детском возрасте//Познание, общество, поведение/ Под ред. Д.В. Ушакова. М.: ИП РАН, 1996. с. 54–76.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Влияние детской художественной литературы на развитие речи детей - логопатов дошкольного возраста
Художественное слово помогает ребенку уточнить и закрепить знания, постепенно обогащает новыми понятиями и представлениями. Художественная форма реалистичного изображения явлений действительности обле...
Влияние детской художественной литературы на развитие детей дошкольного возраста.
Искусство слова отражает действительность через художественные образы осмысливая и обобщая реальные жизненные факты. Это помогает ребенку познавать жизнь, формирует его отношение к окружающему. Художе...
Влияние детской художественной литературы на развитие детей дошкольного возраста.
Искусство слова отражает действительность через художественные образы осмысливая и обобщая реальные жизненные факты. Это помогает ребенку познавать жизнь, формирует его отношение к окружающему. Художе...
"Использование детской художественной литературы в развитии личности ребенка" (консультация для родителей)
Каждый знает, что роль книги в жизни человека огромна. «Всем хорошим во мне я обязан книгам» (М. Горький). «…Чем больше я думал, тем больше приходил к убеждению, что наш духовный мир складывается, как...
Влияние художественной литературы на развитие речи и творческих способностей детей
Проблема восприятия литературных произведений разных жанров детьми дошкольного возраста сложна и многоаспектна. Ребенок проходит длительный путь от пассивного участия в изображаемы...
Воспитательный потенциал детской художественной литературы в развитии социального интеллекта и способности к социальному прогнозированию
В статье освещен воспитательный потенциал литературных произведений в решении задач становления социального интеллекта и социального прогнозирования у детей старшего дошкольного и младшего школьного в...
Воспитательный потенциал детской художественной литературы в развитии социального интеллекта и способности к социальному прогнозированию
В статье освещен воспитательный потенциал литературных произведений в решении задач становления социального интеллекта и социального прогнозирования у детей старшего дошкольного и младшего школьного в...