Воспитательный потенциал традиционной игры
статья
Конспект лекции Тепловой Анны Борисовны (кандидат педагогических наук, старший научный сотрудник Лаборатории профессионального развития педагогов ФГБНУ «Института изучения детства, семьи и воспитания РАО») о важной роли игры в становлении личности дошкольника.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vospitatelnyy_potentsial_tradits.igry_.docx | 44.93 КБ |
Предварительный просмотр:
Воспитательный потенциал традиционной игры
(Теплова Анна Борисовна)
Стандарт ДО:
Организация и инициация самостоятельной игровой деятельности в ДОУ в условиях реализации ФГОС ДО.
Амплификация детского развития – это методика, в основе которой лежат игры и сказки, соответствующие развитию малыша (амплификация – обогащение). Амплификация – всемерное использование потенциала развития на каждой возрастной стадии; признание уникальности и качественного своеобразия детства и каждого возраста. ( А.В. Запорожец) Противоположность ей акселерация – искусственное форсирование темпов развития и ускоренный переход на последующую возрастную ступень.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования определяет содержание образования. Программы составляются в соответствии с принципами, целями, задачами и целевыми ориентирами стандарта.
Основные принципы дошкольного образования:
1) полноценное проживание ребенком всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного возраста), обогащение (амплификация) детского развития;
2) построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования (далее — индивидуализация дошкольного образования);
3) содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;
4) поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;
5) сотрудничество Организации с семьей;
6) приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;
7) формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;
8) возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития);
9) учет этнокультурной ситуации развития детей.
Стандарт направлен на достижение следующих целей:
1) повышение социального статуса дошкольного образования;
2) обеспечение государством равенства возможностей для каждого ребенка в получении качественного дошкольного образования;
3) обеспечение государственных гарантий уровня и качества дошкольного образования на основе единства обязательных требований к условиям реализации образовательных программ дошкольного образования, их структуре и результатам их освоения;
4) сохранение единства образовательного пространства Российской Федерации относительно уровня дошкольного образования.
Стандарт направлен на решение следующих задач:
1) охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;
2) обеспечения равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства независимо от места жительства, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических и других особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья);
3) обеспечения преемственности целей, задач и содержания образования, реализуемых в рамках образовательных программ различных уровней (далее — преемственность основных образовательных программ дошкольного и начального общего образования);
4) создания благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром;
5) объединения обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;
6) формирования общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирования предпосылок учебной деятельности;
7) обеспечения вариативности и разнообразия содержания Программ и организационных форм дошкольного образования, возможности формирования Программ различной направленности с учетом образовательных потребностей, способностей и состояния здоровья детей;
8) формирования социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей;
9) обеспечения психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.
Специфика дошкольного детства (гибкость, пластичность развития ребенка, высокий разброс вариантов его развития, его непосредственность и непроизвольность) не позволяет требовать от ребенка дошкольного возраста достижения конкретных образовательных результатов и обусловливает необходимость определения результатов освоения образовательной программы в виде целевых ориентиров. Целевые ориентиры — это фактически социально-нормативные и возрастные характеристики возможных достижений детей на этапе завершения уровня дошкольного образования. И один из целевых ориентиров на разных возрастных этапах – это самостоятельность. Самостоятельная деятельность детей – одна из основных моделей организации образовательного процесса детей дошкольного возраста. Различают свободную и организованную воспитателем деятельность воспитанников.
Свободная деятельность воспитанников в условиях созданной педагогами пространственно-развивающей образовательной среды, обеспечивающая выбор каждым ребенком деятельности по интересам и позволяющая ему взаимодействовать со сверстниками или действовать индивидуально.
Организованная воспитателем деятельность воспитанников направленна на решение задач, связанных с интересами других людей (эмоциональное благополучие других людей, помощь другим людям, помощь в быту и пр.) Самостоятельность – это
- умение не поддаваться влиянию, а действовать согласно своим взглядам;
- регуляция, управление своей деятельности, поведения;
- стремление к решению задач деятельности без помощи других, умение поставить цели;
- творчество, инициатива.
Игра является главной и фактически единственной формой проявления инициативности и самостоятельности детей от 3 до 5 лет. Такая самостоятельная активность позволяет ребенку почувствовать и увидеть результаты своей активности, воплощение своего замысла и, в конечном счете, себя, что имеет неоценимое значение для формирования самосознания и чувства своей активности. Игра (по Непомнящей) представляет собой такую форму жизнедеятельности ребенка, природа и специфика которой состоит в реализации, актуализации сущностных потребностей и возможностей – универсальности, неконечности, способности идентификации и обособления (конечно, в специфической для данного возраста форме).
Игра – ведущая деятельность детей дошкольного возраста.
- Действие в воображаемом плане способствует развитию символической функции мышления (на основе этого в школе формируется уже знако-символическое мышление).
- Наличие воображаемой ситуации способствует формированию плана представлений.
- Игра направлена на воспроизведение человеческих взаимоотношений, а значит, на формирование способности в них ориентироваться.
- Есть необходимость согласовывать игровые действия и происходит формирование реальных взаимодействий между детьми.
В игре формируются:
- внутренний план действий,
- произвольность действий,
- планирование,
- децентрация (вхождение в позицию другого),
- способность действовать совместно по общим правилам и по образцу,
- развитие воображения,
- способность замыслить и организовать собственное действие,
- развитие речи и способность участвовать в диалоге.
В народных играх это все более сжато, сконцентрировано.
Проблема в том, что игра уходит из дошкольного детства.
- отсутствие разновозрастных детских сообществ (разновозрастные сообщества помогают сохранить игру);
- отсутствие детей во дворах (игра со взрослым не то, т.к. ребенок становиться не полноценным участником, а ведомым);
- замена виртуальной игрой игры настоящей.
Причины ухода игр из дошкольного детства.
- Непонимание развивающего значения этой детской деятельности. Приоритет знаний и учебной деятельности вытесняют игру из жизни и образовательного процесса дошкольников.
- Отсутствие разновозрастных детских сообществ. Естественные механизмы трансляции игры нарушены, а взрослые не могут взять на себя функцию приобщения к игре.
- Маркетизация детства. Изобилие товаров и развлечений формируют установку на потребление. Так игрушки все чаще перестают быть средством игры и превращаются в товар.
- Подмена игры игровыми формами обучения. Игра подменяется игровыми приемами и методами обучения, игровыми технологиями и все более становится не самостоятельной деятельностью, а средством обучения.
Последствия дефицита игры.
Это целый комплекс проблем в развитии современных детей, которые отмечают и психологи и педагоги. Все влияет на будущее наших детей, а значит и на наше с вами будущее.
- ситуативность поведения, зависимость от взрослого, от среды, невозможность самоорганизации детей, дефицит воображения и внутреннего плана действия («развлекайте меня», «мне скучно», «мне не интересно»);
- недоразвитие воли и произвольности;
- коммуникативные трудности, бессодержательное общение;
- недоразвитость мотивационно-смысловой сферы.
Все эти качества и способности в дошкольном возрасте складываются и развиваются в игре, поэтому её отсутствие (или примитивный уровень) ведут к деформации развития данных ключевых личностных образований.
Отличия игры от игровых форм обучения.
Игра – это свободная активность, лишенная принуждения и контроля со стороны взрослых. Использование игровых приемов обучения предполагает не только инициативу взрослого, но и его прямое руководство. Ребенок выполняет задания и инструкции взрослого, отвечает на его вопросы, следует его указаниям и пр. Все это никак не ведет к развитию его инициативы и самостоятельности.
Игра приносит эмоциональный подъем, причем источником удовольствия является сам процесс деятельности, а не ее результат или ее оценка. А в игровых формах действия ребенка направлены преимущественно на оценку взрослого и ведущей здесь становится мотивация достижения, которая всегда порождает сравнение с другими и конкретные установки. Доминирование уже подобных установок в деятельности дошкольника влечет за собой множество межличностных и внутри личностных проблем (демонстративность, обидчивость, агрессивность и пр.). Игра – это проба, спонтанное, активное опробование себя и предмета игры. Она не подчиняется какой-либо программе, не может быть плана или конспекта игры. Игры по разработанному взрослым сценарию, как и использование игрушек или сказочных сюжетов на занятиях, не имеют ничего общего с настоящей игрой. Развитая игра предполагает создание и удержание воображаемой ситуации и одновременное существование ребенка в реальном и воображаемом пространстве («как-будто», «по-нарошку»).
Для реализации образовательной программы, построенной на игре, дети должны уметь играть. (Реком. «Секретный мир детей в пространстве мира взрослых» Осорина Мария Владимировна)
Игре мешает: четкая среда, жесткие рамки образовательной деятельности, позиция воспитателя как мини-учителя. (Реком. Хорошо устраивать в группе «свалки», где сложены кусочки от чего-то, тряпочки, какие-то старые вещи и т.д.)
Игра помогает формировать базовую культуру личности.
«Базовая культура личности – это гармония культур знания, чувств и творческого действия» О.С. Газмон.
Ядром культуры личности является ее духовность. Воспитание творит культуру личности ребенка.
«Личность – это целостный, всеохватный способ бытия сразу всего человека, в своей предельной открытости Богу» В.И. Слободчиков.
Нельзя закрыть, утратить вот эту целостность детской жизни каковой является игра.
3 направления духовного развития личности.
- Развитие способности различения добра и зла в себе и в мире, что проявляется в развитии начала свободы и волевых проявлений. Дошкольник хочет быть хорошим. Он хочет понять, что хорошо, а что плохо. Много народных игр работает с пониманием, что хорошо, что плохо. Много н.игр работает с волей, на отсечение своеволия, умения перетерпеть себя в неустойчивой позиции, подождать, понаблюдать. Ребенок рассуждает, и пока я недолго потерплю, например, свою стеснительность или наоборот, свою чрезмерную активность, наступит моя очередь. Игра, замкнув круг, говорит: «Да ладно, потерпи, зато сейчас потанцуешь, выберешь другого, будешь в кругу!» И стеснительный ребенок понимает, что и не страшно, а даже приятно было, а активный понимает, что может усидеть и даже интересно. И вот этот краткий кон - момент отсечения своего хотения, начинает очень тонко работать с практикой ребенка, учить его на практике как правильно или неправильно, учить эту волю увидеть, развить.
- Своеобразие личности ребенка проявляется в его индивидуальном способе познания мира, в тех обычных, привычных для него способах самореализации и самоопределения, которые тесно связаны с содержанием его бытия и со-бытия с другими людьми. У каждого ребенка это происходит через культурные практики. Культурная практика у каждого ребенка своя. У одного это разговор, у другого наблюдение-созерцание и др. Для развития личности воспитателю нужно увидеть культурную практику каждого отдельного ребенка. Открывается это опять же в народных играх. Игра является важным инструментом диагностики. Очень важно увидеть своеобразие ребенка и дать ему раскрыться, действовать соответственно его практикам, его способы познание мира. Развитие начала свободы и волевых проявлений. В дошкольном возрасте свободы связывается с творчеством и в нем проявляется. Наиболее естественно свобода и творчество ребенка проявляется в игре. В игре как в культурной практике. Надо обеспечить связь добра и свободы. В традиционных играх как раз нарабатывается умение сорадоваться удачам (что труднее нежели сочувствовать неудаче) за счет цикличности, повторяемости игры, за счет своеобразия и разнообразия. Самые простые народные игры постоянно ставят перед ребенком проблему личного выбора в поведении, в отношении к другому.
- Развитие связи с социальной средой. Значение социальных связей велико. Многие педагоги и психологи видят в этом главный фактор развития ребенка. Духовное развитие человека связано с социальностью не внешне, а внутренне, поскольку она дает материал для духовной работы, она является условием его жизни и одной из сторон его личности. Русская традиционная игра больше всего работает с социальной линией развития личности, создавая очень много условий для взаимоотношений, для выстраивания этих отношений в ситуациях реального общения. Социальность связана с понятием укорененности человека в традиции, в связи со своим народом, родом, Богом. Для ребенка искомой основой социально жизни является семья. Именно в семье закладываются основы. Огромную роль в становлении личности ребенка играет детское сообщество, в котором осуществляется самоопределение и инициативная деятельность детей, происходит становление и формирование культурной позиции ребенка. Позиция также формируется в игре.
Все 3 линии духовного развития личности ребенка реализуются в игре, как практике становления человеческого в человеке. А это:
- индивидуальность,
- проявление воли в вопросах добра и зла (умение встать на сторону добра или зла),
- социальность в человеке, которая реализуется в языке, в живых отношениях между людьми.
Эта практика очень важна в становлении ребенка, заменять её ничем нельзя.
«В игре и в творчестве личность максимально реализует себя, свои сущностные (и потому не насыщаемые) потребности и возможности» Н.И. Непомнящая.
В игре зреет активность ребенка, его творческое отношение к миру. Здесь ребенок встречается не только с другими, но и с самим собой. Узнает о себе и иногда даже о том, что он не самый замечательный для других. Он может взглянуть на себя глазами другого.
«Высокие требования к честности, справедливости, доброте и другим важнейшим человеческим качествам, заключены во всех лучших играх. Интересно, что игр морализаторских в народе почти не было. Нравственные требования заключены в содержании игр, правилах и традициях» В.М. Григорьев.
Традиционная игра обладает огромной мощной воспитательной силой, создает условия для развития духовно-нравственной личности. Игра это диагностический инструмент и в тоже время инструмент коррекции. Игру хорошо использовать при работе с проблемным ребенком. Мы видим, вот этот ребенок у нас проблемный, и мы поднимая проблему выстраиваем программу игр. Под речевое развитие, под социально-коммуникативное, для агрессивного ребенка и т.д. При этом мы не акцентируем на проблеме и ребенке внимания. Игра очень диагностична. В ней человек раскрывается полностью. И тут же она коррекционна.
Классификация игр для детей дошкольного возраста
(по Е.В. Зворыгиной и С.Л. Новосёловой)
Игры, возникающие по инициативе Игры, возникающие по инициативе
детей взрослого
- Сюжетно-самодеятельные игры 1. Обучающие
- сюжетно-отобразительные - сюжетно-дидактические
- сюжетно-ролевые - подвижные
- режиссерские - музыкально-дидактические
- театрализованные - учебные
- Игры-экспериментирования 2. Досуговые игры
- игры с природными объектами - интеллектуальные
- игры с игрушками - игры-забавы, развлечения
- игры с животными - театрализованные
- празднично-карнавальные
- компьютерные
Классификация игр по Н. Коротковой
Игра как культурная практика Игра как педагогическая форма
- Сюжетные игры 1. Сюжетные игры
- Игры с правилами 2. Игры с правилами
Игру затевают дети Игра экпроприируется
взрослым, это его инструмент
в решении педагогических
задач. Здесь нет самостоятель-
Народные игры помогают ности ребенка, его выбора.
развитию социализации
ребенка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Традиционные игры в образовательно-воспитательном процессе детского сада.
Русская народная традиция за многие века накопила огромный опыт в вопросах передачи подрастающему поколению накопленных знаний. Традиционное общество, как известно, не знало каких-либо учебных заведен...
"Традиционные игры в образовательно - воспитательном процессе детского сада"
В статье раскрывается роль игры, как эффективного средства формирования личности ребенка....
Традиционные игры в образовательно-воспитательном процессе детского сада
Традиционные игры в образовательно-воспитательном процессе детского сада...
Традиционные игры в образовательно-воспитательном процессе детского сада
Игра – великое изобретение человека, она имеет для его биологического, социального и духовного развития не меньше, а может быть, даже и большее значение....
"Традиционные игры в образовательно-воспитательном процессе детского сада"
описание из личного опыта воспитателя...
Воспитательный потенциал детской игры
Игра- один из основных видов деятельности, который овладевает дошкольник к 3 годам. Сначала дети используют простые сюжетные линии и простые игры. Через игры происходит познание мира и окружающей дейс...