Консультация для родителей «Играем – фонематический слух развиваем»
консультация

Ватутина Анастасия Анатольевна

Фонематический слух даёт ребёнку возможность узнавать и различать звуки родного языка. Отставание в развитии фонематического слуха может привести к нарушению звукопроизношения, искажению звуко-слоговой структуры слова, трудностям при овладении грамматическими нормами языка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igraem-_fonematicheskiy_zvuk_razvivaem.docx18.33 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №57 «Радуга» Старооскольского городского округа

Консультация для родителей

«Играем – фонематический слух развиваем»

учитель-логопед, учитель-дефектолог:

Ватутина

Анастасия Анатольевна

Играем – фонематический слух развиваем

Фонематический слух даёт ребёнку возможность узнавать и различать звуки родного языка. Отставание в развитии фонематического слуха может привести к нарушению звукопроизношения, искажению звуко-слоговой структуры слова, трудностям при овладении грамматическими нормами языка. Впоследствии эти проблемы могут вызвать трудности при обучении письму и чтению.

Поэтому, начинать развивать фонематический слух следует уже в раннем дошкольном возрасте и, обязательно, в игровой форме.

Работать над фонематическим слухом необходимо, соблюдая определённые этапы. 1(начальный) этап.

На этом этапе создаётся основа для формирования речевого слуха. Задания, предлагаемые на данном этапе, доступны маленьким детям.

  • «Угадай звук»

Наполняем мешочки из ткани или пластиковые контейнеры

(например, из Киндер-сюрприза) любыми «звучащими» материалами: песком, крупами, скрепками, бусинками. Предлагаем ребёнку догадаться по звуку, что лежит внутри.

  • «Жмурки»

Завязываем малышу глаза и просим найти вас, двигаясь в направлении звука (хлопки, звук погремушки или колокольчика).

  • «Весёлый карандашик»

Даём ребёнку в руки карандаш и предлагаем постучать по предметам из разного материала: из дерева, картона, металла, пластмассы.

  1. этап.

На данном этапе нужно показать малышу, что человеческая речь может звучать по- разному.

  • «Чей голос?»

Записываем на диктофон знакомые ребёнку голоса (мамы, бабушки, отца, брата или сестры), а также голос самого малыша. Его задача – отгадать, чей голос звучит.

  • «Сказка о трёх медведях»

Читаем сказку о трёх медведях ребёнку, а затем озвучиваем героев сказки разными голосами. Малыш должен определить, когда говорит мама-медведица, когда – папа- медведь и медвежонок.

  • «Спрячемся от волка»

Игру проводим под музыку. Ребёнок изображает зайчика, который бегает по полянке. Если музыка играет тихо – всё спокойно, громко – идёт волк, нужно прятаться.

  1. этап.

Этот этап более сложный. Ребёнок начинает учиться различать слова, похожие по звучанию.

  • «Скажи правильно»

Показываем малышу картинку и называем её неверно, заменяя первый звук в слове любым другим.

Например, вместо собака – шобака, шапка – чапка и т.д. Ребѐнок должен повторить правильное слово.

  1. этап.

Рассказываем ребёнку, что слова бывают короткие и длинные, и что они состоят из слогов.

  • «Что лишнее?»

Произносим три одинаковых слога, а четвёртый – похожий: ны-ны-ны-мы, ту-ту-ту-ду. Ребёнок должен найти «лишний» слог.

  • «Повтори!»

Произносим слоги, закрыв рот ладошкой или бумажным листом, чтобы ребёнок не мог видеть артикуляцию. Просим малыша повторить слоговые ряды: бу-бу-пу, со-зо-со.

Если ребёнку сложно повторить цепочку из трёх слогов, можно начинать с двух.

  • «Сосчитай слоги»

Произносим слова вместе с ребёнком, в медленном темпе, отхлопывая по слогам. 5 этап.

На данном этапе ребёнок учится различать звуки и выделять их в слове.

  • «Подбери слово»

Всем знакома игра – подбор слов на определённый звук. Кто назовёт больше слов, тот и выиграл. Чтобы заинтересовать ребёнка, можно за каждое слово давать фишки или наклейки.

  • «Выбери картинку»

Предлагаем малышу выбрать картинку, чтобы заданный звук находился, например, в начале слова, в середине или в конце (Л – Лампа, мыЛо, стуЛ).

  • «Лови звук»

Произносим несколько слов, просим ребёнка определить, какой звук слышится во всех словах: сумка, мясо, сосна – звук С.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Буклет для родителей играем - фонематический слух развиваем"

Различие звуков речи, т.е. фонематический слух – основа для понимания смысла сказанного. При несформированности речевого звукоразличения ребенок воспринимает не то, что ему сказали, а то, что ус...

Консультация для родителей "Играем - фонематический слух развиваем"

Под фонематическим слухом — основным компонентом восприятия речи — понимается способность человека слышать и различать отдельные фонемы, или звуки в слове, определять наличие звука в слове...

Консультация для родителей "Играем-фонематический слух развиваем"

Фонематический слух – это способность различать и дифференцировать звуки речи.Неправильное произношение звуков может повлиять на то, что ребенок не различает сходные по звучанию звуки. Напр...

Консультация для родителей Играем – фонематический слух развиваем

Фонематический слух даѐт ребѐнку возможность узнавать и различать звуки родного языка. Отставание в развитии фонематического слуха может привести к нарушению звукопроизношения, искажению звуко-слогово...

Консультация для родителей "Играем - фонематический слух развиваем"

Консультация для родителей "Играем - фонематический слух развиваем"...

Консультация логопеда для родителей «Играем – фонематический слух развиваем»

                   С нарушениями детской речи сталкиваются практически все родители. Очень редко удаётся избежать тех или иных проблем, появляю...

Буклет для родителей "Играем - фонематический слух развиваем"

Различие звуков речи, то есть фонематического слуха – основа для понимания смысла сказанного....