Консультация для родителей «Играем – фонематический слух развиваем»
консультация
Фонематический слух даёт ребёнку возможность узнавать и различать звуки родного языка. Отставание в развитии фонематического слуха может привести к нарушению звукопроизношения, искажению звуко-слоговой структуры слова, трудностям при овладении грамматическими нормами языка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
igraem-_fonematicheskiy_zvuk_razvivaem.docx | 18.33 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №57 «Радуга» Старооскольского городского округа
Консультация для родителей
«Играем – фонематический слух развиваем»
учитель-логопед, учитель-дефектолог:
Ватутина
Анастасия Анатольевна
Играем – фонематический слух развиваем
Фонематический слух даёт ребёнку возможность узнавать и различать звуки родного языка. Отставание в развитии фонематического слуха может привести к нарушению звукопроизношения, искажению звуко-слоговой структуры слова, трудностям при овладении грамматическими нормами языка. Впоследствии эти проблемы могут вызвать трудности при обучении письму и чтению.
Поэтому, начинать развивать фонематический слух следует уже в раннем дошкольном возрасте и, обязательно, в игровой форме.
Работать над фонематическим слухом необходимо, соблюдая определённые этапы. 1(начальный) этап.
На этом этапе создаётся основа для формирования речевого слуха. Задания, предлагаемые на данном этапе, доступны маленьким детям.
- «Угадай звук»
Наполняем мешочки из ткани или пластиковые контейнеры
(например, из Киндер-сюрприза) любыми «звучащими» материалами: песком, крупами, скрепками, бусинками. Предлагаем ребёнку догадаться по звуку, что лежит внутри.
- «Жмурки»
Завязываем малышу глаза и просим найти вас, двигаясь в направлении звука (хлопки, звук погремушки или колокольчика).
- «Весёлый карандашик»
Даём ребёнку в руки карандаш и предлагаем постучать по предметам из разного материала: из дерева, картона, металла, пластмассы.
- этап.
На данном этапе нужно показать малышу, что человеческая речь может звучать по- разному.
- «Чей голос?»
Записываем на диктофон знакомые ребёнку голоса (мамы, бабушки, отца, брата или сестры), а также голос самого малыша. Его задача – отгадать, чей голос звучит.
- «Сказка о трёх медведях»
Читаем сказку о трёх медведях ребёнку, а затем озвучиваем героев сказки разными голосами. Малыш должен определить, когда говорит мама-медведица, когда – папа- медведь и медвежонок.
- «Спрячемся от волка»
Игру проводим под музыку. Ребёнок изображает зайчика, который бегает по полянке. Если музыка играет тихо – всё спокойно, громко – идёт волк, нужно прятаться.
- этап.
Этот этап более сложный. Ребёнок начинает учиться различать слова, похожие по звучанию.
- «Скажи правильно»
Показываем малышу картинку и называем её неверно, заменяя первый звук в слове любым другим.
Например, вместо собака – шобака, шапка – чапка и т.д. Ребѐнок должен повторить правильное слово.
- этап.
Рассказываем ребёнку, что слова бывают короткие и длинные, и что они состоят из слогов.
- «Что лишнее?»
Произносим три одинаковых слога, а четвёртый – похожий: ны-ны-ны-мы, ту-ту-ту-ду. Ребёнок должен найти «лишний» слог.
- «Повтори!»
Произносим слоги, закрыв рот ладошкой или бумажным листом, чтобы ребёнок не мог видеть артикуляцию. Просим малыша повторить слоговые ряды: бу-бу-пу, со-зо-со.
Если ребёнку сложно повторить цепочку из трёх слогов, можно начинать с двух.
- «Сосчитай слоги»
Произносим слова вместе с ребёнком, в медленном темпе, отхлопывая по слогам. 5 этап.
На данном этапе ребёнок учится различать звуки и выделять их в слове.
- «Подбери слово»
Всем знакома игра – подбор слов на определённый звук. Кто назовёт больше слов, тот и выиграл. Чтобы заинтересовать ребёнка, можно за каждое слово давать фишки или наклейки.
- «Выбери картинку»
Предлагаем малышу выбрать картинку, чтобы заданный звук находился, например, в начале слова, в середине или в конце (Л – Лампа, мыЛо, стуЛ).
- «Лови звук»
Произносим несколько слов, просим ребёнка определить, какой звук слышится во всех словах: сумка, мясо, сосна – звук С.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Буклет для родителей играем - фонематический слух развиваем"
Различие звуков речи, т.е. фонематический слух – основа для понимания смысла сказанного. При несформированности речевого звукоразличения ребенок воспринимает не то, что ему сказали, а то, что ус...
Консультация для родителей "Играем - фонематический слух развиваем"
Под фонематическим слухом — основным компонентом восприятия речи — понимается способность человека слышать и различать отдельные фонемы, или звуки в слове, определять наличие звука в слове...
Консультация для родителей "Играем-фонематический слух развиваем"
Фонематический слух – это способность различать и дифференцировать звуки речи.Неправильное произношение звуков может повлиять на то, что ребенок не различает сходные по звучанию звуки. Напр...
Консультация для родителей Играем – фонематический слух развиваем
Фонематический слух даѐт ребѐнку возможность узнавать и различать звуки родного языка. Отставание в развитии фонематического слуха может привести к нарушению звукопроизношения, искажению звуко-слогово...
Консультация для родителей "Играем - фонематический слух развиваем"
Консультация для родителей "Играем - фонематический слух развиваем"...
Консультация логопеда для родителей «Играем – фонематический слух развиваем»
С нарушениями детской речи сталкиваются практически все родители. Очень редко удаётся избежать тех или иных проблем, появляю...
Буклет для родителей "Играем - фонематический слух развиваем"
Различие звуков речи, то есть фонематического слуха – основа для понимания смысла сказанного....