Консультация логопеда для родителей «Играем – фонематический слух развиваем»
консультация по логопедии (средняя группа)
С нарушениями детской речи сталкиваются практически все родители. Очень редко удаётся избежать тех или иных проблем, появляющихся при освоении ребёнком родного языка. Самые расп распространённые трудности – со звуками. Сразу правильно и чётко произносить все согласные получается далеко не у всех.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_logopeda_dlya_roditeley_igraem_fonematicheskiy_sluh_razvivaem.docx | 17.23 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация логопеда для родителей
«Играем – фонематический слух развиваем»
С нарушениями детской речи сталкиваются практически все родители. Очень редко удаётся избежать тех или иных проблем, появляющихся при освоении ребёнком родного языка. Самые распространённые трудности – со звуками. Сразу правильно и чётко произносить все согласные получается далеко не у всех.
Различие звуков речи, т.е. фонематического слуха – основа для понимания смысла сказанного. При несформированности речевого звукоразличения ребенок воспринимает не то, что ему сказали, а то, что услышал. Особенно ярко недостаточность фонематического слуха влияет на письменную речь, ребенок плохо справляется со звуковым анализом слова, часто вместо одной буквы пишет другую.
Для формирования неречевого звукоразличения в логопедии и нейропсихологии разработаны и успешно применяются специальные упражнения. Важно отнестись к ним серьезно, уделить им столько времени и внимания, сколько понадобиться, при этом, не забывая, что занятия должны быть интересны для ребенка. Предлагаемые игры не требуют пунктуального выполнения, скорее эта тема для свободной игровой импровизации.
Поймай звук
Попросите ребёнка хлопнуть в ладоши, когда он услышит звук «А»: О-У-А-И-Э… Аналогичная работа с другими гласными и согласными звуками.
Шумящие коробочки
Необходимо взять два комплекта небольших коробочек из, пластика, картона, металла и т.д. Наполнить различными сыпучими материалами. Можно взять песок, крупу, скрепки, пуговицы, кнопки, соль, спички и т.д. Взрослый трясет одну из своих коробочек, ребенок, закрыв глаза, внимательно прислушивается к звучанию. Затем он берет свои коробочки и ищет среди них звучащую аналогично.
Чудо - звуки
Прослушайте с ребенком аудиозаписи природных звуков: журчание ручья, морской прибой, весеннюю капель, шум дождя, шум леса в ветреный день, пение птиц, голоса животных. Обсудите услышанные звуки – какие похожи, чем отличаются, где их можно услышать, какие из них кажутся знакомыми. Начинать надо с прослушивания и узнавания хорошо различающихся между собой звуков, затем сходных по звучанию. Эти же звуки слушайте на прогулке: зимой – скрип снега под ногами, звон сосулек, тишину морозного утра; весной – капель, журчание ручья, щебетание птиц, шум ветра. Летом можно послушать, как стрекочут кузнечики, жужжат пчелы, звенят комары. Осенью шумит дождь, шуршат листья. В городе постоянный шумовой фон: машины, голоса людей и др.
Что как звучит
Сделайте с ребенком «волшебную» палочку, постучите палочкой по любым предметам, находящимся в доме. Пусть все предметы в вашем доме зазвучат. Прислушайтесь к этим звукам, пусть ребенок запомнит, что как звучит и находит предметы, которые звучали, по вашей просьбе: «Скажи, покажи, проверь, что звучало. Что звучало сначала, а что потом?» Дайте палочку ребенку, пусть он «озвучит» все, что попадется ему под руку, теперь ваша очередь отгадывать и ошибаться.
Где позвонили?
Определяем направление звука. Для этой игры нужен колокольчик или другой звучащий предмет. Ребенок закрывает глаза. Вы встаете в стороне от него и тихо звените. Ребенок должен повернуться к тому месту, откуда слышен звук, и с закрытыми глазами рукой показать направление, потом открыть глаза и проверить себя. Можно ответить на вопрос: где звенит? – слева, спереди, сверху, справа, снизу. Более сложный и веселый вариант – «жмурки». Ребенок в роли водящего.
Отработка ритмических структур
Вы задаете ритм, отстукивая его рукой, например: два удара – пауза – три удара. Ребенок его повторяет. Сначала ребенок видит ваши руки, потом выполняет это упражнение с закрытыми глазами.
Варианты игры:
• ребенок повторяет ритмический рисунок правой, левой рукой, двумя руками одновременно, поочередно (хлопки или удары по столу);
• воспроизводит тот же ритмический рисунок ногами.
Громко – тихо
Попросите ребенка произнести гласный звук, слог, или слово громко, потом тихо, протяжно, потом отрывисто, высоким голосом, низким. Варианты игры: придумайте или вспомните каких-то сказочных персонажей, договоритесь, кто из них как говорит, а потом разыгрывайте небольшие диалоги, узнавайте ваших героев по голосу, меняйтесь ролями.
Загадки – добавлялки или рифмовочки
Поздним летом в огород собирается народ.
Зрел всё лето урожай.
Что собрали — отгадай
Где весною было пусто,
летом выросла... (капуста)
Солнышко светило, чтоб
ярче зеленел... (укроп)
Собираем мы в лукошко
очень крупную... (картошку)
Уважаемые родители! Развивая фонематический слух, Вы облегчите ребёнку процесс освоения чтения и письма.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Буклет для родителей играем - фонематический слух развиваем"
Различие звуков речи, т.е. фонематический слух – основа для понимания смысла сказанного. При несформированности речевого звукоразличения ребенок воспринимает не то, что ему сказали, а то, что ус...
Консультация для родителей "Играем - фонематический слух развиваем"
Под фонематическим слухом — основным компонентом восприятия речи — понимается способность человека слышать и различать отдельные фонемы, или звуки в слове, определять наличие звука в слове...
Консультация для родителей "Играем-фонематический слух развиваем"
Фонематический слух – это способность различать и дифференцировать звуки речи.Неправильное произношение звуков может повлиять на то, что ребенок не различает сходные по звучанию звуки. Напр...
Консультация для родителей Играем – фонематический слух развиваем
Фонематический слух даѐт ребѐнку возможность узнавать и различать звуки родного языка. Отставание в развитии фонематического слуха может привести к нарушению звукопроизношения, искажению звуко-слогово...
Консультация для родителей "Играем - фонематический слух развиваем"
Консультация для родителей "Играем - фонематический слух развиваем"...
Консультация для родителей «Играем – фонематический слух развиваем»
Фонематический слух даёт ребёнку возможность узнавать и различать звуки родного языка. Отставание в развитии фонематического слуха может привести к нарушению звукопроизношения, искажению звуко-слогово...
Буклет для родителей "Играем - фонематический слух развиваем"
Различие звуков речи, то есть фонематического слуха – основа для понимания смысла сказанного....