Консультация для родителей "Играем-фонематический слух развиваем"
консультация по коррекционной педагогике

Играем – фонематический слух развиваем.

 

Фонематический слух — способность различать звуковой состав слова — необходим для того, чтобы:

  • правильно  воспроизводить услышанные слова;
  • узнавать наличие данного звука в слове;
  • различать между собой слова, состоящие из одних и тех же фонем (например, банка – кабан, кот – ток);
  • различать слова, отличающиеся одной фонемой.

Фонема – это звук, который придаёт слову определённый смысл.

Возьмём, к примеру, пару слов: сом – дом. Звучат похоже, различаются всего одной фонемой и имеют совершенно разный смысл: сом – рыба, дом – строение.

При несформированности фонематического слуха ребёнок воспринимает (запомина- ет, повторяет, пишет) не то, что ему сказали, а то, что он услышал, что-то точно, а что-то очень приблизительно.

Например, «игла» превращается во «мглу»«лес» в «лису»«Мишина каша» в «мыши на машине» и т. д.

В процессе школьного обучения отсутствие данного навыка выражается в следующих явлениях:

  • отсутствие способности писать и читать;
  • низкая скорость чтения и письма;
  • неспособность фонетически разобрать слово, найти однокоренные слова или проверочное слово для уточнения последней согласной.

Развитие фонематического слуха – залог успешного обучения чтению и письму, а также – иностранным языкам.

 Для того чтобы писать правильно, ребенку необходимо представлять, что предложение состоит из слов, слова из слогов и звуков, а звуки в слове расположены в определенной последовательности. Поэтому, важно развить у ребенка в дошкольном возрасте фонематический слух.

Уделяя дома внимание развитию фонематического слуха, вы облегчите ребенку процесс освоения правильного звукопроизношения, а в дальнейшем чтения и письма.

 

Игры на развитие фонематического слуха у детей   подготовительного к школе возраста.

Игра «Поймай звук»

Взрослый произносит ряд звуков (слогов, слов), а ребёнок с закрытыми глазами, услышав заданный звук, хлопает в ладоши.

На­пример: звук [р]:

л, р, в, ж, р, ч, т, м, р, н;

ла-зы-ру-жа-ра-чу-во-ры-ту-лэ;

нос, корка, штука, крот, лютик, ка­рандаш, жадина.

Обратите внимание, что:

          - согласные звуки нужно произносить отрывисто, без добавления звука [э] (не 

             «рэ», а «р»);

- твердые звуки произносим твердо (например: [м], [р], [с]), а мягкие звуки произносим мягко (например: [с’], [л’], [м’]);

- звонкие согласные (например: [р], [ж], [н] и т. д.) оглушаются в конце слова или перед другими согласными (например:«дуб» — в конце слышим звук [п]; «ложка» — в середине пишем букву «ж», но слышим звук [ш]);

- в слове слышим одни звуки, а на письме обозначаем дру­гими буквами. Например: произносим «малако» и выделяем соответствующие звуки в слове, хотя пишем «молоко».

Игра «Где спрятался звук»

Взрослый произносит слова, а ребёнок определяет место заданного звука в каждом из них.

Например: звук [ш] в словах: мышь (в конце), шапка (в на­чале), машина (в середине).

 

Игра «Найди нужное слово»

По заданию взрослого ребёнок произносит слова с определённым звуком в начале, середине, конце.

 

Игра «Какое слово не подходит»

Взрослый предлагает ребёнку послушать ряд слов ряд слов и назвать то, которое  отличается от остальных.

Например:  Шар – жар – веник – пар

                     Каток – моток – поток – дым

                     Каша -  гном – Даша – Маша

 

 

Игра «Какой одинаковый звук есть в словах»

Ребенок слушает несколько слов (со зрительной опорой и без неё ), которые взрослый произносит с утрированным произнесением заданного звука, находит общий звук. Например, аист, Аня, Африка- звук А.

Сначала подбираются слова со звуком в начальной позиции, затем в разных (гласный должен быть под ударением)

 

О- Оля, остров, окунь.

И- Ира, иней, искра.

У- утка, уши, улица.

Э - Эдик, Эмма, эхо.

 

 

С – собака, краски, лошадь, носки, нос…

Р – руки, лапки, Родина, полка, кружка…

Л – лопата, кора, слова, плов…

 

Игра «Разбери слово»

Взрослый предлагает ребёнку разобрать слово на звуки: бык – Б-Ы-К, роза – Р-О-З-А,

машина – М-А-Ш-И-Н-А…

 

Игра «Собери слово»

Взрослый произносит ряд звуков, а ребёнок проговаривает составленное  из них слово, например: К, О, Т – кот; О, С, А – оса; Ж, У, К – жук; К, О,З, А- коза, К, О, Ш, К, А – кошка…

Игра «Придумай словечко»

Взрослый просит ребенка придумать слова на конкретный звук. Вначале обязательно нужно проговорить этот звук, а затем, глядя на предметы, окружающие ребенка, найти предмет, название которого начинается на заданный звук. Далее игра усложняется тем, что ребенок берет нужное слово из своего словарного запаса без опоры на предметы. (усложнить темой заданной) на звук А транспорт: автобус, аэробус, аэроплан; фрукты: ананас, апельсин, абрикос; имена: Аня, Андрей, Алина, Арина.

Игра «Отвечай, не торопись»

Задания на сообразительность, проверить, как ребёнок научился слышать и выделять определённые звуки в словах.

- Подбери слово, чтобы первый звук был М… (Маша, муха, машина…);

- Вспомни название птицы, в котором был бы последний звук слова сыр (воробей, грач, ворона…);

- Придумай слово, которое начинается на последний звук   слова самолёт;

- Подбери слово, чтобы первый звук был бы  [к], а последний -[а].

 

 

 

Уважаемые родители! Развивая фонематический слух, Вы облегчите ребёнку процесс освоения чтения и письма.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_fonematicheskogo_sluha_u_detey.docx21.22 КБ

Предварительный просмотр:

Играем – фонематический слух развиваем.

Фонематический слух — способность различать звуковой состав слова — необходим для того, чтобы:

  • правильно  воспроизводить услышанные слова;
  • узнавать наличие данного звука в слове;
  • различать между собой слова, состоящие из одних и тех же фонем (например, банка – кабан, кот – ток);
  • различать слова, отличающиеся одной фонемой.

Фонема – это звук, который придаёт слову определённый смысл.

Возьмём, к примеру, пару слов: сом – дом. Звучат похоже, различаются всего одной фонемой и имеют совершенно разный смысл: сом – рыба, дом – строение.

При несформированности фонематического слуха ребёнок воспринимает (запомина- ет, повторяет, пишет) не то, что ему сказали, а то, что он услышал, что-то точно, а что-то очень приблизительно.

Например, «игла» превращается во «мглу»«лес» в «лису»«Мишина каша» в «мыши на машине» и т. д.

В процессе школьного обучения отсутствие данного навыка выражается в следующих явлениях:

  • отсутствие способности писать и читать;
  • низкая скорость чтения и письма;
  • неспособность фонетически разобрать слово, найти однокоренные слова или проверочное слово для уточнения последней согласной.

Развитие фонематического слуха – залог успешного обучения чтению и письму, а также – иностранным языкам.

 Для того чтобы писать правильно, ребенку необходимо представлять, что предложение состоит из слов, слова из слогов и звуков, а звуки в слове расположены в определенной последовательности. Поэтому, важно развить у ребенка в дошкольном возрасте фонематический слух.

Уделяя дома внимание развитию фонематического слуха, вы облегчите ребенку процесс освоения правильного звукопроизношения, а в дальнейшем чтения и письма.

Игры на развитие фонематического слуха у детей   подготовительного к школе возраста.

Игра «Поймай звук»

Взрослый произносит ряд звуков (слогов, слов), а ребёнок с закрытыми глазами, услышав заданный звук, хлопает в ладоши.

Например: звук [р]:

л, р, в, ж, р, ч, т, м, р, н;

ла-зы-ру-жа-ра-чу-во-ры-ту-лэ;

нос, корка, штука, крот, лютик, карандаш, жадина.

Обратите внимание, что:

          - согласные звуки нужно произносить отрывисто, без добавления звука [э] (не  

             «рэ», а «р»);

- твердые звуки произносим твердо (например: [м], [р], [с]), а мягкие звуки произносим мягко (например: [с’], [л’], [м’]);

- звонкие согласные (например: [р], [ж], [н] и т. д.) оглушаются в конце слова или перед другими согласными (например:«дуб» — в конце слышим звук [п]; «ложка» — в середине пишем букву «ж», но слышим звук [ш]);

- в слове слышим одни звуки, а на письме обозначаем другими буквами. Например: произносим «малако» и выделяем соответствующие звуки в слове, хотя пишем «молоко».

Игра «Где спрятался звук»

Взрослый произносит слова, а ребёнок определяет место заданного звука в каждом из них.

Например: звук [ш] в словах: мышь (в конце), шапка (в начале), машина (в середине).

Игра «Найди нужное слово»

По заданию взрослого ребёнок произносит слова с определённым звуком в начале, середине, конце.

Игра «Какое слово не подходит»

Взрослый предлагает ребёнку послушать ряд слов ряд слов и назвать то, которое  отличается от остальных.

Например:  Шар – жар – веник – пар

                     Каток – моток – поток – дым

                     Каша -  гном – Даша – Маша 

Игра «Какой одинаковый звук есть в словах»

Ребенок слушает несколько слов (со зрительной опорой и без неё ), которые взрослый произносит с утрированным произнесением заданного звука, находит общий звук. Например, аист, Аня, Африка- звук А.

Сначала подбираются слова со звуком в начальной позиции, затем в разных (гласный должен быть под ударением)

О- Оля, остров, окунь.

И- Ира, иней, искра.

У- утка, уши, улица.

Э - Эдик, Эмма, эхо.

 

 

С – собака, краски, лошадь, носки, нос…

Р – руки, лапки, Родина, полка, кружка…

Л – лопата, кора, слова, плов…

Игра «Разбери слово»

Взрослый предлагает ребёнку разобрать слово на звуки: бык – Б-Ы-К, роза – Р-О-З-А,

машина – М-А-Ш-И-Н-А…

Игра «Собери слово»

Взрослый произносит ряд звуков, а ребёнок проговаривает составленное  из них слово, например: К, О, Т – кот; О, С, А – оса; Ж, У, К – жук; К, О,З, А- коза, К, О, Ш, К, А – кошка…

Игра «Придумай словечко»

Взрослый просит ребенка придумать слова на конкретный звук. Вначале обязательно нужно проговорить этот звук, а затем, глядя на предметы, окружающие ребенка, найти предмет, название которого начинается на заданный звук. Далее игра усложняется тем, что ребенок берет нужное слово из своего словарного запаса без опоры на предметы. (усложнить темой заданной) на звук А транспорт: автобус, аэробус, аэроплан; фрукты: ананас, апельсин, абрикос; имена: Аня, Андрей, Алина, Арина.

Игра «Отвечай, не торопись»

Задания на сообразительность, проверить, как ребёнок научился слышать и выделять определённые звуки в словах.

- Подбери слово, чтобы первый звук был М… (Маша, муха, машина…);

- Вспомни название птицы, в котором был бы последний звук слова сыр (воробей, грач, ворона…);

- Придумай слово, которое начинается на последний звук   слова самолёт;

- Подбери слово, чтобы первый звук был бы  [к], а последний -[а].

Уважаемые родители! Развивая фонематический слух, Вы облегчите ребёнку процесс освоения чтения и письма.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Играем - фонематический слух развиваем"

Под фонематическим слухом — основным компонентом восприятия речи — понимается способность человека слышать и различать отдельные фонемы, или звуки в слове, определять наличие звука в слове...

Консультация для родителей "Играем-фонематический слух развиваем"

Фонематический слух – это способность различать и дифференцировать звуки речи.Неправильное произношение звуков может повлиять на то, что ребенок не различает сходные по звучанию звуки. Напр...

Консультация для родителей Играем – фонематический слух развиваем

Фонематический слух даѐт ребѐнку возможность узнавать и различать звуки родного языка. Отставание в развитии фонематического слуха может привести к нарушению звукопроизношения, искажению звуко-слогово...

Консультация для родителей "Играем - фонематический слух развиваем"

Консультация для родителей "Играем - фонематический слух развиваем"...

Консультация логопеда для родителей «Играем – фонематический слух развиваем»

                   С нарушениями детской речи сталкиваются практически все родители. Очень редко удаётся избежать тех или иных проблем, появляю...

Консультация для родителей «Играем – фонематический слух развиваем»

Фонематический слух даёт ребёнку возможность узнавать и различать звуки родного языка. Отставание в развитии фонематического слуха может привести к нарушению звукопроизношения, искажению звуко-слогово...