Консультация для родителей "Играем-фонематический слух развиваем"
консультация
Фонематический слух – это способность различать и дифференцировать звуки речи.
Неправильное произношение звуков может повлиять на то, что ребенок не различает сходные по звучанию звуки. Например [с] и [з] и путает буквы их обозначающие.
При нарушении фонематического слуха ребенок часто не может правильно сосчитать количество звуков в слове, поэтому при записи слова пропускает буквы.
Упражнения при пропуске букв из-за нарушения
фонематического слуха.
1)"Подсчет звуков в слове"
Вы говорите ребенку слово и просите сказать, сколько в нем звуков.
Чтобы разнообразить это скучное упражнение, играйте в веселые развивающие игры, о которых вы можете прочитать в других статьях. Например, "Развивающие игры для развития фонематического слуха".
А сейчас остановимся подробнее на том языковом материале, который вы будете предлагать детям для анализа.
Сначала для выполнения этого упражнения предлагайте слова, содержащие гласные звуки: [а], [о], [ы], [и], [у] и любые согласные.
Примерный набор слов:
Из 3-4 звуков:
Кит, дом, мама, рыба, лук, крот, рот, лыжи, мак, стул.
Из 4-5-6 звуков:
Карта, стул, корова, лист, машина, шкаф, книга, кактус, крыша, фартук.
Из 6-7-8 звуков:
Рубашка, дракон, тротуар, командир, галстук, художник, карандаш, карман, свисток, провод.
Можно разнообразить упражнение, «записывая» звуки с помощью кружочков: один звук – один кружочек.
2)«Назови порядковый номер звука».
Можно задавать два вида вопросов:
- Какой по счету звук [б] в слове рыба?
- Назови третий по счету звук в слове рыба.
Выполняя это упражнение, ребенок не только пересчитывает звуки, но и устанавливает их последовательность.
Чтобы усложнить это упражнение можно задавать такие вопросы:
-Какой звук идет после звука [ы] в слове рыба?
-Какой звук идет перед звуком [а] в слове рыба?
-Какой звук идет между звуком [ы] и звуком [а] в слове рыба?
При недостаточном развитии внимания ребенок может правильно называть количество и последовательность звуков в слове, но при написании слова, пропускает буквы, даже если сам себе диктует вслух.
Это происходит потому, что говорит маленький ученик быстрее, чем пишет.
Чтобы решить эту проблему, нужно развивать орфографическую зоркость – умение видеть ошибки, отличать правильное написание слова от неправильного.
Упражнения:
1) «Найди ошибку»
Поиск и исправление слов с пропущенными буквами.
При подготовке слов для выполнения упражнения, взрослый специально записывает слова, пропуская в них буквы. Задача ребенка – найти и исправить слова с ошибками.
Пропускать можно:
- ударные гласные;
- согласные, которые стоят перед гласными;
- букву ь, когда она стоит после согласного;
Если ребенку тяжело справляться с поиском пропущенных букв рекомендую начать с выполнения такого упражнения:
2) «Сравнение правильного и неправильного слова»
Напишите одно и то же слово два раза: один раз – правильно без пропущенных букв, второй раз – неправильно, пропустив букву.
Предложите ребенку сравнить два слова, предупредив, какое написание правильное.
Чтобы запомнилось только правильное написание, пишите слова разным цветом: правильное – зеленым, а неправильное – красным.
3) «Слово наоборот».
Вы произносите слово, начиная с последнего звука, а ребенок говорит слово, начиная с первого звука.
Например: анул – луна, трок – крот.
Чтобы произнести слово правильно, то есть перевернуть его, надо назвать все звуки в нужной последовательности, не пропуская ни одного.
Слова для игры в перевертыши не должны содержать букв: е, ё, я, ю.
В этом упражнении, как и в любом другом, сложность надо увеличивать постепенно, но постоянно.
Начинайте игру с трех или четырех букв в словах, а по мере становления навыка, переворачивайте слова из семи, восьми и более букв: лидокорк, акжонокорос, нофотингам и т.д.
Совет: чтобы перевернуть длинное слово, нужно разбить его на слоги, а потом переворачивать каждый слог.
Научите этому приему ребенка, и он с легкостью будет переворачивать самые длинные слова, а заодно и отработает такое важное умение, как делить слова на слоги
12 обязательных упражнений
для развития фонематического слуха.
Развитие фонематического слуха – обязательное условие грамотного письма.
Умение различать и дифференцировать звуки речи, а позже обозначать звуки буквами лежит в основе правописания. Поэтому так важно уметь выполнять все перечисленные ниже упражнения.
Упражнения:
1. Выделения из слова первого звука.
2. Выделения из слова последнего звука.
3. Наличие (есть, нет) заданного звука в слове.
4. Определение места звука (начало, середина, конец) в слове.
5. Придумывание слов с заданным звуком.
6. Придумывание слов с заданным звуком в заданном месте( в начале слова, середине, конце).
7. Определение количества звуков в слове.
8. Определение последовательности звуков в слове (порядковый номер звука: какой звук второй, четвёртый);
(какой звук стоит после, перед, между заданных звуков).
9. Характеристика заданного звука.
Какой звук первый в слове синица?
Звук [с’] – согласный, глухой, мягкий.
10. Придумывание слов с заданной характеристикой.
Придумай слово, чтобы первый звук в слове был согласный, глухой, мягкий.
11. Выкладывание звуковой схемы слова, где каждый звук обозначается условным знаком.
Например: гласный звук – красный квадрат, согласный твердый звук – синий квадрат, согласный мягкий звук – зеленый квадрат.
12. Придумывание слов по заданной звуковой схеме.
Примеры конкретных упражнений.
1. Назови первый звук в словах: астра, кот, нож, утка, ива, осень, рыба, лиса, трактор.
2. Назови последний звук в словах: весна, кот, дом, сыр, носки, кенгуру, сын, стол.
3. Скажи: есть или нет звук [у] в словах: лук, утка, сыр, лыжи, дом, кубик, кенгуру, лист, зуб, рыба.
4. Скажи: где находится звук [у] в словах в начале, в середине или в конце: утка, лук, кенгуру, кубик, усы.
5. Придумай слова со звуком [у].
6. Придумай слова со звуком [у] в середине.
7. Скажи: сколько звуков в словах: дом, мама, кошка, рыба, карандаш, фонтан, крокодил.
8. Назови первый звук в слове носки, назови пятый звук, назови звук, который стоит после звука [о], перед звуком [к’],
между звуками [с] и [и]
9. Расскажи о четвёртом звуке в слове носки.
10. Придумай слово, чтобы последний звук в слове был гласный.
11. Составь звуковую схему слова носки.
12. Придумай слово по схеме.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Фонематический слух | 18.51 КБ |
Предварительный просмотр:
Фонематический слух – это способность различать и дифференцировать звуки речи.
Неправильное произношение звуков может повлиять на то, что ребенок не различает сходные по звучанию звуки. Например [с] и [з] и путает буквы их обозначающие.
При нарушении фонематического слуха ребенок часто не может правильно сосчитать количество звуков в слове, поэтому при записи слова пропускает буквы.
Упражнения при пропуске букв из-за нарушения
фонематического слуха.
1)"Подсчет звуков в слове"
Вы говорите ребенку слово и просите сказать, сколько в нем звуков.
Чтобы разнообразить это скучное упражнение, играйте в веселые развивающие игры, о которых вы можете прочитать в других статьях. Например, "Развивающие игры для развития фонематического слуха".
А сейчас остановимся подробнее на том языковом материале, который вы будете предлагать детям для анализа.
Сначала для выполнения этого упражнения предлагайте слова, содержащие гласные звуки: [а], [о], [ы], [и], [у] и любые согласные.
Примерный набор слов:
Из 3-4 звуков:
Кит, дом, мама, рыба, лук, крот, рот, лыжи, мак, стул.
Из 4-5-6 звуков:
Карта, стул, корова, лист, машина, шкаф, книга, кактус, крыша, фартук.
Из 6-7-8 звуков:
Рубашка, дракон, тротуар, командир, галстук, художник, карандаш, карман, свисток, провод.
Можно разнообразить упражнение, «записывая» звуки с помощью кружочков: один звук – один кружочек.
2)«Назови порядковый номер звука».
Можно задавать два вида вопросов:
- Какой по счету звук [б] в слове рыба?
- Назови третий по счету звук в слове рыба.
Выполняя это упражнение, ребенок не только пересчитывает звуки, но и устанавливает их последовательность.
Чтобы усложнить это упражнение можно задавать такие вопросы:
-Какой звук идет после звука [ы] в слове рыба?
-Какой звук идет перед звуком [а] в слове рыба?
-Какой звук идет между звуком [ы] и звуком [а] в слове рыба?
При недостаточном развитии внимания ребенок может правильно называть количество и последовательность звуков в слове, но при написании слова, пропускает буквы, даже если сам себе диктует вслух.
Это происходит потому, что говорит маленький ученик быстрее, чем пишет.
Чтобы решить эту проблему, нужно развивать орфографическую зоркость – умение видеть ошибки, отличать правильное написание слова от неправильного.
Упражнения:
1) «Найди ошибку»
Поиск и исправление слов с пропущенными буквами.
При подготовке слов для выполнения упражнения, взрослый специально записывает слова, пропуская в них буквы. Задача ребенка – найти и исправить слова с ошибками.
Пропускать можно:
- ударные гласные;
- согласные, которые стоят перед гласными;
- букву ь, когда она стоит после согласного;
Если ребенку тяжело справляться с поиском пропущенных букв рекомендую начать с выполнения такого упражнения:
2) «Сравнение правильного и неправильного слова»
Напишите одно и то же слово два раза: один раз – правильно без пропущенных букв, второй раз – неправильно, пропустив букву.
Предложите ребенку сравнить два слова, предупредив, какое написание правильное.
Чтобы запомнилось только правильное написание, пишите слова разным цветом: правильное – зеленым, а неправильное – красным.
3) «Слово наоборот».
Вы произносите слово, начиная с последнего звука, а ребенок говорит слово, начиная с первого звука.
Например: анул – луна, трок – крот.
Чтобы произнести слово правильно, то есть перевернуть его, надо назвать все звуки в нужной последовательности, не пропуская ни одного.
Слова для игры в перевертыши не должны содержать букв: е, ё, я, ю.
В этом упражнении, как и в любом другом, сложность надо увеличивать постепенно, но постоянно.
Начинайте игру с трех или четырех букв в словах, а по мере становления навыка, переворачивайте слова из семи, восьми и более букв: лидокорк, акжонокорос, нофотингам и т.д.
Совет: чтобы перевернуть длинное слово, нужно разбить его на слоги, а потом переворачивать каждый слог.
Научите этому приему ребенка, и он с легкостью будет переворачивать самые длинные слова, а заодно и отработает такое важное умение, как делить слова на слоги
12 обязательных упражнений
для развития фонематического слуха.
Развитие фонематического слуха – обязательное условие грамотного письма.
Умение различать и дифференцировать звуки речи, а позже обозначать звуки буквами лежит в основе правописания. Поэтому так важно уметь выполнять все перечисленные ниже упражнения.
Упражнения:
1. Выделения из слова первого звука.
2. Выделения из слова последнего звука.
3. Наличие (есть, нет) заданного звука в слове.
4. Определение места звука (начало, середина, конец) в слове.
5. Придумывание слов с заданным звуком.
6. Придумывание слов с заданным звуком в заданном месте( в начале слова, середине, конце).
7. Определение количества звуков в слове.
8. Определение последовательности звуков в слове (порядковый номер звука: какой звук второй, четвёртый);
(какой звук стоит после, перед, между заданных звуков).
9. Характеристика заданного звука.
Какой звук первый в слове синица?
Звук [с’] – согласный, глухой, мягкий.
10. Придумывание слов с заданной характеристикой.
Придумай слово, чтобы первый звук в слове был согласный, глухой, мягкий.
11. Выкладывание звуковой схемы слова, где каждый звук обозначается условным знаком.
Например: гласный звук – красный квадрат, согласный твердый звук – синий квадрат, согласный мягкий звук – зеленый квадрат.
12. Придумывание слов по заданной звуковой схеме.
Примеры конкретных упражнений.
1. Назови первый звук в словах: астра, кот, нож, утка, ива, осень, рыба, лиса, трактор.
2. Назови последний звук в словах: весна, кот, дом, сыр, носки, кенгуру, сын, стол.
3. Скажи: есть или нет звук [у] в словах: лук, утка, сыр, лыжи, дом, кубик, кенгуру, лист, зуб, рыба.
4. Скажи: где находится звук [у] в словах в начале, в середине или в конце: утка, лук, кенгуру, кубик, усы.
5. Придумай слова со звуком [у].
6. Придумай слова со звуком [у] в середине.
7. Скажи: сколько звуков в словах: дом, мама, кошка, рыба, карандаш, фонтан, крокодил.
8. Назови первый звук в слове носки, назови пятый звук, назови звук, который стоит после звука [о], перед звуком [к’],
между звуками [с] и [и]
9. Расскажи о четвёртом звуке в слове носки.
10. Придумай слово, чтобы последний звук в слове был гласный.
11. Составь звуковую схему слова носки.
12. Придумай слово по схеме.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация на тему "Играем и развиваем фонематический слух"
Фонематический слух - это тонкий систематизированный слух, способность узнавать и различать звуки, составляющие слово. Без развитого фонематического слуха невозможно правильное произнесение звуков....
Консультация для родителей. Советы логопеда «Дома играем, фонематический слух развиваем»
Речь идет о способности человека различать на слух звуки речи. Фонематический слух является основой для понимания смысла сказанного. Уделяя дома внимание развитию фонематического слуха, вы о...
Консультация для родителей на тему"Развиваем фонематический слух у детей"
Фонематический слух – это тонкий систематизированный слух, способность узнавать и различать звуки, составляющие слово. Без развитого фонематического слуха невозможно правильное произнесение...
Консультация для родителей КАК МОЖНО РАЗВИВАТЬ МУЗЫКАЛЬНЫЙ СЛУХ РЕБЕНКА В ДОМАШНИХ УСЛОВИЯХ
Данный материал предназначен для помощи родителей в развитии музыкального слуха ребёнка в домашних условиях....
Консультация для родителей "Как можно развивать музыкальный слух ребенка в домашних условиях"
Консультация для родителей "Как можно развивать музыкальный слух ребенка в домашних условиях"...
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ: "КАК МОЖНО РАЗВИВАТЬ МУЗЫКАЛЬНЫЙ СЛУХ РЕБЕНКА В ДОМАШНИХ УСЛОВИЯХ".
КАК МОЖНО РАЗВИВАТЬ МУЗЫКАЛЬНЫЙ СЛУХ РЕБЕНКА В ДОМАШНИХ УСЛОВИЯХМузыкальный слух у ребенка формируется очень рано, и если вы начнете занятия до двух лет, то можно ждать отличных результатов.Занятия по...
Консультация для родителей "Как можно развивать слух в домашних условиях"
Консультация для родителей "Как можно развивать слух в домашних условиях"...