Консультация для родителей: «Организация экспериментальной деятельности при ознакомлении детей старшего дошкольного возраста с окружающим миром»
консультация (старшая группа)
Обучение в детских садах направлено на развитие личности ребенка, чему способствует экспериментальная деятельность, которая помогает выработать у дошкольников самостоятельность, наблюдательность, коммуникативность, умение собирать и обрабатывать интересную информацию. Эксперименты помогают развить у ребенка творческие способности, логическое мышление.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_eksperimentirovanie.docx | 23.47 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа «Горки-Х»
дошкольное отделение детский сад №51
(МБОУ СОШ «Горки-Х» дошкольное отделение детский сад Nº51)
Консультация для родителей:
«Организация экспериментальной деятельности при ознакомлении детей старшего дошкольного возраста
с окружающим миром»
Составил:
Воспитатель Ахмадова Элина Жамалаевна
Горки-10, 2023 г.
Цель:
- Развитие стремления к самостоятельному познанию объектов живой и неживой природы.
Задачи:
- Формировать интерес дошкольников к окружающему миру, удовлетворять детскую любознательность.
- Развивать умения получать сведения о новом объекте в процессе его практического исследования.
- Создавать условия для развития самостоятельности и умения устанавливать причинно-следственные связи в природе.
Актуальность Система образования в дошкольном учреждении непрерывно совершенствуется. Сегодня воспитатель не просто дает знания воспитанникам, а, согласно требованиям ФОП ДО, ежедневно организовывает ситуации, мотивирующие познавательную активность воспитанников. Развивать пытливость ума, знакомить со свойствами предметов при непосредственном наблюдении явлений и процессов, формировать умение планировать и анализировать практическую работу — это задачи современной системы образования.
Обучение в детских садах направлено на развитие личности ребенка, чему способствует экспериментальная деятельность, которая помогает выработать у дошкольников самостоятельность, наблюдательность, коммуникативность, умение собирать и обрабатывать интересную информацию. Эксперименты помогают развить у ребенка творческие способности, логическое мышление.
Основная задача дошкольного образовательного учреждения поддержать и развить в ребенке интерес к исследованиям, открытиям, создать необходимые для этого условия. Что же такое опытно-экспериментальная деятельность?
Дети хотят узнать как можно больше об окружающем их мире. Недаром человеку даны органы чувств, ведь познавая мир, ребенок с самого раннего возраста стремится все потрогать, рассмотреть, понюхать, послушать и попробовать на вкус. Становясь старше, его начинают интересовать различные явления природы: «Почему после дождя появляется радуга?», «Почему идет дождь, снег, град?», «Почему рыбы плавают, а птицы летают?» и т.д.
Познавательная деятельность имеет большое значение в развитии личности ребенка. В результате нее ребенок-дошкольник учится общаться со взрослыми и сверстниками, а также делать выводы. Детям становится интересно, только тогда, когда они сами делают открытия и получают знания самостоятельно. Сейчас ни для кого не секрет, что ребенок усваивает новые знания прочно и надолго, когда слышит, видит и делает все сам. Желание ребёнка получить новые ощущения, знания лежит в основе возникновения и развития экспериментальной деятельности, направленной на познание окружающего мира. Чем чаще и разнообразнее эта деятельность, тем больше новой информации получает ребёнок, тем быстрее и полноценнее он развивается.
Когда использовать экспериментальную деятельность?
Воспитатель работает в этом направлении непрерывно: организует проведение опытов на занятиях, на прогулке, во время тематических досугов, создает ситуации для привлечения детей к экспериментированию в самостоятельной деятельности. Детские эксперименты как маленькие научные открытия: дети осознают важность проделанной работы и видят свои результаты, которые имеют большую ценность для ребенка.
Этапы развития экспериментальной деятельности:
Наблюдение — это первый этап к становлению экспериментальной деятельности. Ребенок наблюдает за объектами живой и неживой природы, замечает происходящие изменения. В результате наблюдений у детей развиваются мыслительные процессы, активизируется внимание, появляются идеи к проведению эксперимента.
Размышление — второй этап, подводящий к проведению опыта, эксперимента. При наблюдении ребенок начинает размышлять, что помогает ему сформулировать некоторую гипотезу, интересную для него самого, и высказать предположения для решения поставленной проблемы. Этот этап предполагает ответ на вопрос: «Что будет, если…?» и вызывает необходимость придумывать, фантазировать, воображать.
Проверка гипотезы — проведение опытов и экспериментов. Ребенок пытается доказать правоту своей гипотезы (предположения). Иногда возникает необходимость измерения, что позволяет использовать математические знания ребенка. Вывод. На этом этапе ребенок пытается ответить на вопросы «Как? Зачем? Почему?», подтвердилась или нет его гипотеза. Последний этап дается детям труднее, чем предыдущие, но если экспериментировать с детьми регулярно, то большинство детей легко с ним справляются.
Методы и приёмы экспериментальной деятельности:
В дошкольном образовательном учреждении целесообразно использовать следующие приемы и методы экспериментальной деятельности:
- Проблемно-поисковый метод. Воспитатель создаёт проблемную ситуацию. Дети должны предположить пути решения данной проблемы (выдвинуть гипотезы), попытаться доказать свои гипотезы с помощью опытов и экспериментов, сделать выводы. Проблемно-поисковый метод является ведущим для современной системы обучения. Педагог мотивирует детей к активному экспериментированию и стремлению получить результат. В русле проблемно-поискового метода строится большинство занятий в детском саду.
- Наблюдения за объектом. Воспитатель организует наблюдение за объектом в помещении или на территории детского сада. Наблюдения и исследования, проводимые во время прогулок, погружают ребят в мир природы, где много разных красок, запахов, звуков. Наблюдение является одной из активных практик опытно-исследовательской деятельности дошкольников
- Опыты и эксперименты. Экспериментальную деятельность в детском саду можно считать ведущей деятельностью, наряду с игровой. Дошкольники с удовольствием участвуют в проведении игр-экспериментов. Начинать проводить опыты нужно с детьми младшей группы, чтобы к периоду старшего дошкольного возраста пробудить в них желание самостоятельно экспериментировать. Этот метод исследовательской деятельности развивает у детей наблюдательность, активность, самостоятельность, способствует становлению дружеской атмосферы и сплочённости коллектива.
- Игровой метод, который предусматривает использование разнообразных компонентов игровой деятельности в сочетании с другими приемами: вопросами, указаниями, объяснениями, пояснениями, показом.
- Элементарный опыт– это преобразование жизненной ситуации, предмета или явления с целью выявления скрытых, непосредственно не представленных свойств объектов, установления связей между ними, причин их изменения и т. д.
В процессе детского экспериментирования дети учатся
– Видеть и выделять проблему
– Принимать и ставить цель
– Анализировать объект или явление
– Выделять существенные признаки, связи
– Выдвигать гипотезы, строить сложные предложения
– Отбирать материал для самостоятельной деятельности
– Делать выводы.
Начало экспериментирования в детском саду
Экспериментальная деятельность проводится с учетом особенностей разных возрастных групп.
В группах раннего возраста (2-3 года) малыши уже начинают экспериментировать с объектами. Совместно с педагогом, дети учатся проводить эксперименты при помощи сенсорики: размазывание краски по листу, пробование на вкус, испытание на прочность (укусить, бросить), извлечение звука (хлопнуть ладошками, стукнуть о твёрдую поверхность). С развитием мелкой моторики и координации движений исследования становятся интереснее, но спонтанность в экспериментировании сохраняется. - Дети 4-5 лет способны к длительным наблюдениям, их словарный запас активно пополняется, они уже могут использовать приобретенные навыки в самостоятельной деятельности. Воспитатель оказывает всяческое содействие детям.
Дети 5-7 лет в экспериментальной деятельности вполне могут обойтись без помощи взрослого. И если воспитанников старшей группы нужно стимулировать на самостоятельное проведение экспериментальных действий, то в подготовительной группе дети проводят опыты и эксперименты самостоятельно: сами выдвигают гипотезы, проводят эксперименты, фиксируют и оценивают результаты.
Для проведения опытов и экспериментов в детском саду используются простые приборы (лупы, весы, линейки, микроскоп). Нужно научить детей пользоваться этими приборами, показать и объяснить, как они действуют. Для экспериментов используют природный, бросовый и сыпучий материал. Обязательно наличие пробирок, пластиковых тар, пипеток, палочек и т.д. В группе отводят место для детской лаборатории, уголка природы, где и осуществляется наблюдения, организованная и самостоятельная экспериментальная деятельность дошкольников. Тут детям предоставлены дидактические игры, красочные энциклопедии, схемы для проведения опытов, блокноты для зарисовки своих наблюдений и результатов опытов.
Методика проведения опытов и экспериментов.
Подготовка к проведению запланированных наблюдений и экспериментов начинается с определения текущих дидактических задач. Затем педагог выбирает объект, с которым знакомится заранее – и на практике, и по литературе. Одновременно осваивает технику экспериментирования, если она не знакома педагогу.
Предлагая детям поставить опыт, педагог сообщает им цель или задачу таким образом, чтобы дети сами определили, что им нужно сделать.
Дается время на обдумывание, и затем педагог привлекает детей к обсуждению методики и хода эксперимента.
В процессе работы необходимо поощрять детей, ищущих собственные способы решения задачи, варьирующих ход эксперимента и экспериментальные действия. В то же время не выпускать из поля зрения тех, кто работает медленно, по какой-то причине отстает и теряет основную мысль.
Заключительным этапом эксперимента является подведение итогов и формулирование выводов.
Выводы можно делать в словесной форме, а можно использовать графическое фиксирование результатов, т. е оформлять в рисунках, схемах.
Решение задач можно осуществлять в 2 вариантах:
- дети проводят эксперимент, не зная его результата, и таким образом приобретают новые знания;
- дети вначале предсказывают вариант, а затем проверяют, правильно ли они мыслили.
Продолжительность эксперимента определяется многими факторами:
- Особенностями изучаемого явления,
- Наличием свободного времени,
- Состоянием детей, их отношением к данному виду деятельности.
- Если дети устали, занятие прекращаем заранее задуманного срока, если же, наоборот, интерес к работе велик, ее можно продолжить сверх запланированного времени.
Наблюдения и эксперименты классифицируются по разным принципам:
- Случайные эксперименты специальной подготовки не требуют. Они проводятся экспромтом в той ситуации, которая сложилась на тот момент, когда дети увидели что-то интересное в природе, в уголке природы или на участке. И для этого нам, взрослым, необходимо быть грамотными, самим обладать немалыми биологическими познаниями. В противном случае интереснейшие события пройдут мимо детей непонятыми, незамеченными.
- Сравнительные (позволяющие увидеть сходства и различия предметов и явлений)
- Обобщающие наблюдения (эксперименты, в которых прослеживаются общие закономерности предметов и явлений, изученных ранее по отдельным этапам).
Предлагаем сравнить свойства самых распространенных объектов для наблюдений – это снег, вода и лед.
- Мы предлагаем детям рассмотреть внимательно воду, снег и лед и рассказать, чем они схожи и чем отличаются;
- Сравнить, что тяжелее (вода или лед, вода или снег, снег или лед);
- Что произойдет, если их соединить (снег и лед растают);
- Сравнить, как изменяются в соединении их свойства:
- Воды и льда (вода остается прозрачной, становится холоднее, ее объем увеличивается, так как лед тает).
- Воды и снега (вода теряет прозрачность, становится холоднее, ее объем увеличивается, снег изменяет объем).
- Снега и льда (не взаимодействуют).
- Как ускорить таяние льда (посыпать солью).
Взаимодействие с родителями.
Экспериментирование предусматривает активное вовлечение родителей к сотрудничеству с детьми. Для ребенка важно, чтобы его мама и папа поддерживали его интересы, поэтому мы привлекаем родителей к активной помощи.
Так, например, можно предложить детям дома проделать ряд опытов с водой, воздухом, провести исследования, ответить на вопросы, например, где можно найти воду дома? Для чего нужна вода и бережете ли вы ее? Родители помогают, направляют детей на выполнение заданий.
Кроме этого, родители могут помочь в оформлении разнообразных коллекций. Они собирают экспонаты во время отпуска, на даче, на прогулках, проявляя при этом большой интерес к занятию.
Для просвещения родителей можно провести консультации по темам: «Организация детского экспериментирования в домашних условиях», «Экспериментирование с водой». (приложения)
В конце года проводится повторное обследование детей. Диагностика покажет динамику развития детского экспериментирования.
В заключении хочется подчеркнуть, что в детском саду не должно быть четкой границы между обыденной жизнью и экспериментированием, ведь экспериментирование не самоцель, а только способ ознакомления детей с миром, в котором им предстоит жить.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
планирование и организация деятельности по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с творчеством Л. Н. Толстого
вниманию педагогов предлагается перспективное планирование по ознакомлению дошкольников с жизнью и творчеством Л. Н. Толстого...
Организация экспериментальной деятельности при ознакомлении детей старшего дошкольного возраста с окружающим миром
мастер-класс...
"Колесо истории".Конспект образовательной деятельности по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с окружающим миром.
Материал предназначен для воспитателей детского сада. Данный конспект помогает расширить представление детей о родном городе и крае....
Консультация для родителей " Организация опытно-зкпериментальго уголка для детей старшего дошкольного возраста".
Самостоятельно проведенный ребенком эксперимент, позволяет создать ему модель научного явления....
Консультация для педагогов "Экологическая тропа как средство ознакомления детей старшего дошкольного возраста с растительным миром"
Консультация для педагогов "Экологическая тропа как средство ознакомления детей старшего дошкольного возраста с растительным миром"...
Консультация для родителей «Организация экспериментальной работы по ознакомлению с окружающим миром».
Консультация для родителей«Организация экспериментальной работы по ознакомлению с окружающим миром»....
Конспект непосредственной образовательной деятельности по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет) с окружающим миром «Пернатые друзья»
Занятие по окружающему миру.Задачи: 1.Образовательные:-Познакомить детей с новым понятием - профессия-орнитолог.-Расширять и обогащать словарь детей (орнитолог, перелёт, пернатые).2. Развивающие:...