Что такое сенсорное развитие?
консультация (младшая группа)

Буш Маргарита Николаевна

Сенсорное развитие – это процесс формирования восприятия и представлений ребенка об окружающем мире и свойствах предметов. Это фундамент для общего умственного развития ребенка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chto_takoe_sensornoe_razvitie.docx1012.24 КБ

Предварительный просмотр:

Что такое сенсорное развитие?

(подготовила педагог-психолог Буш М.Н.)

Сенсорное развитие – это процесс формирования восприятия и представлений ребенка об окружающем мире и свойствах предметов. У малышей не развито абстрактное мышление, они познают жизнь через ощущения, которые лежат в основе психического и физического развития детей. Это фундамент для общего умственного развития ребенка.

Сначала малыши учатся отличать голос матери от посторонних, а также распознавать отдельные звуки, различать предметы по размеру и цветам, детям раннего возраста не доступно пространственное мышление, они мыслят предметно.

Регулярные занятия с ребенком помогут правильному развитию его сенсорного восприятия и формированию личности.

К основным задачам сенсорного развития:

  • социальная адаптация детей к окружающему миру, развитие у них способности распознавать свои ощущения и правильно реагировать на них;
  • накопление информации о различных свойствах предметов (размер, цвет, форма, фактура, температура, звук и т.д.);
  • развитие и тренировка зрения, слуха, обоняния и тактильного анализатора у детей;
  • формирование у малышей памяти, речи, предметного мышления и восприятия внешнего мира.

Роль сенсорного развития 

Чтобы наглядно показать роль сенсорного развития, обратим внимание на пирамиду, которая наглядно показывает, что необходимо развивать ребенку, чтобы прийти к речи.

Пирамида Вильямса и Шеленбергера иллюстрирует, насколько все обучение ребенка, речь, интеллект, поведение, зависит от нижних этажей пирамиды, и особенно от фундамента, нервной системы.

К примеру, в представлении большинства родителей речь — это какая-то отдельная структура и занимается ей только логопед, который просто покажет ребенку, как правильно поставить язык и тот сразу заговорит! Но речь-это психический процесс, появляющийся позднее других процессов и находящийся не в основе пирамиды, а высоко-высоко на ней! 

Развитие ребенка всегда идет снизу вверх. Поэтому важен именно фундамент, "нижние этажи" пирамиды.

Если у ребенка есть проблемы на "нижних этажах" пирамиды, то не стоит требовать от него формирования навыка, который находится на более высоких "этажах». Чтобы подняться к вершине пирамиды, необходимо уделить внимание каждому "этажу" центральной нервной системы. Поэтому для формирования и развития речи необходимо, чтобы у ребенка были развиты двигательный, зрительный и слуховой анализаторы и соответствующие ощущения. Чем богаче зрительные и слуховые впечатления ребенка, тем ярче и образнее будет его речь. По словам К.Д. Ушинского дитя мыслит формами, звуками, красками. И поэтому окружающее должно обеспечивать разнообразие впечатлений ребенка. А как мы знаем, ребенок лучше всего развивается во время игры. Ведь игра это его стихия.

Легче и успешнее всего маленькие дети познают жизнь через игру. Игры:

интересные, но легкие для восприятия сюжеты;

наличие предметов (кубиков, палочек, фигурок);

многократные повторения изучаемого в игре материала;

указывающие и обводящие жесты;

активные и тактильные виды деятельности (лепка, рисование аппликация и др.).

Главная цель сенсорного развития заключается в знакомстве ребенка с внешним миром и появлении способности свободно ориентироваться в нем. Дети учатся отличать разные предметы друг от друга по весу и форме, знакомятся с их фактурой, учатся слушать и различать отдельные звуки и музыку.

Сенсорная система начинается с постепенного накопления ребенком представлений о цвете, величине, о форме и других свойствах предметов. Играя, ребенок учится осязанию, восприятию и усваивает все сенсорные эталоны: учится сопоставлять, сравнивать, устанавливать закономерности, принимать самостоятельное решение, развивается и познает мир. В какие игры мы можем поиграть?.

Игры и упражнения для сенсорного развития

«Мешочек с секретом»

Берут несколько разных мелких предметов (бусины, макаронины, крупу и др.), показывают их ребенку, проговаривают вместе с ним все названия и просят их запомнить. После этого родители просят его отвернуться на несколько секунд, за которые им нужно успеть рассортировать предметы по разным непрозрачным мешочкам. Затем ребенка просят наощупь определить, что именно находится в каждом мешочке.

Игра отлично подходит для тренировки тактильных ощущений.

«Поймай зверька»

Ребенка просят закрыть глаза, после этого берут любую плюшевую игрушку и проводят ей по разным частям его тела. Затем его просят определить и сказать, где именно «пробежал зверек» – по руке, ноге, животу и т.д.

Игра достаточно проста в реализации, не требует от родителей большого количества реквизита, предназначена для развития и тренировки осязания.

«Найди заплатку»

Ребенку предлагают на выбор несколько фигур и просят подобрать ту, которая подойдет по очертаниям к контурам вырезанной на бумаге фигуре. Игра тренирует зрение, осязание, логику и пространственное мышление в целом.

«Ароматная радость»

Берут несколько одинаковых баночек с разными ароматами (крема, ароматные свечи и др.), дают понюхать одну из них ребенку, после чего баночки меняют местами и просят определить по запаху какую из них ему давали ранее.

Игра отлично подходит для тренировки обоняния.

«Найди пару»

Малышу дают несколько игрушек, которые издают разные звуки, и просят подобрать среди них звучащие одинаково. Игра подходит для тренировки слухового восприятия.

«Подражание»

Родители называют ребенку эмоции («злость», «радость», «грусть») и сопровождают их выразительными гримасами. После этого ему называют те же эмоции и просят повторить соответствующие им гримасы.

Игра «Где звучит?».«Отгадай, что прозвучало?»

Ребенок закрывает глаза. Мама тихо встаёт в стороне (сзади, спереди, слева, справа) и звенит в колокольчик. Ребенок не открывая глаза, рукой указывают, откуда доносился звук.

Все описанные выше игры являются прекрасным инструментом в воспитании дошкольников и способствуют гармоничному развитию их сенсорной сферы.

 «Сенсорная коробка» – незаменимый помощник в развитии ребенка.  Здесь ребенок может трогать, пересыпать, переливать, мять, прятать и отыскивать предметы. Игры в «сенсорной коробке» развивают мелкую моторику, внимание, усидчивость, координацию движений. И что важно – такую бесценную игрушку можно легко сделать своими руками практически без специальных материальных затрат.

«Сенсорная коробка» – это емкость, наполненная всякого рода тактильным материалом. В коробку (контейнер) с крупой (или другим тактильным содержимым) добавляем игрушки, разные мелкие фигурки, предметы, и играем. Крупа – прекрасное наполнение для «сенсорной коробки». Подойдет любая крупа, имеющаяся в доме. Для таких игр лучше выделить специальное место (чтобы крупа не валялась по всему дому).

Удивительная, яркая коробочка с интересным содержимым призвана развивать и обогащать чувственный опыт вашего ребенка.

 Варианты игр:

  1. Пересыпать крупу из одной емкости в другую с помощью небольшой кружки; перекладывать с помощью ложки.
  2. Искать в крупе клад – мелкие игрушки.
  3. Искать в крупе мелкие игрушки, орехи с помощью ситечка.
  4. Сортировать мелкие предметы по цвету, форме, размеру.
  5. Организовать пространство для сюжетной игры (используя мелкие игрушки, конструктор и т.д.)

Такие игры не только отличное развивающее занятие для детей. Они оказывают еще и успокоительный эффект.

Какие же задачи решают игры с «сенсорной коробкой»?

  1. Сенсорное познание предметов и веществ;
  2. Развитие мелкой моторики;
  3. Развитие чувственного восприятия;
  4. Развитие фантазии и воображения;
  5. Медитативный и успокоительный эффект;
  6. Замечательный способ времяпрепровождения.

Примеры «сенсорных коробок»:

  1. «Море». Наполнение: рис, окрашенный в голубой цвет; разнообразные ракушки, морские звезды, «сокровища» (спрятанные в крупе синие кристаллы).
  2. «Сортировка». Наполнение: окрашенный рис, кристаллы четырех цветов: (красный, синий, желтый, зеленый). Стаканчики соответствующих цветов. Задание: необходимо сложить кристаллы в стаканчик соответствующего цвета.  
  3. «Репка». Наполнение: рис, окрашенный в зеленый цвет, фигурки героев сказки «Репка».

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

родительское собрание " Что такое сенсорное развитие", памятка

Развивает воображение, словарный запас детей, наблюдательность,обеспечивает усвоение сенсорных эталонов....

Консультация для родителей "Что такое сенсорное развитие?"

Консультация для родителей "Что такое сенсорное развитие?"...

Что такое сенсорное воспитание

Родительское собрание " Что такое сенсорное воспитание?"...

Конспект родительского собрания. Тема: «Что такое сенсорные эталоны?»

Цель: обогащение родительских представлений о сенсорном развитии детей младшего возраста.Задачи: познакомить родителей с дидактическими играми, способствующими сенсорному развитию детей 3-4 лет, актив...

Что такое сенсорное развитие ребенка и как его развить с помощью Lego.

Lego – это всему миру известный конструктор, состоящий из множества маленьких кирпичиков, пластинок,  балок, которые особым образом крепятся друг с другом и образуют дома, машины, крепости,...