Что такое сенсорное воспитание
материал по математике на тему

Макулова Татьяна Дмитриевна

Родительское собрание " Что такое сенсорное воспитание?"

Скачать:


Предварительный просмотр:

 

Сенсорное воспитание – целенаправленные педагогические воздействия, обеспечивающие формированию чувственного познания и совершенствование  ощущений и восприятия.

Главной составляющей полноценного развития детей в раннем возрасте является сенсорное развитие. Сенсорное развитие, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания  в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т.е. от того насколько совершенно ребёнок слышит, видит, осязает окружающее.

Значение  сенсорного воспитания состоит в том, что оно:

- развивает наблюдательность;

- готовит к реальной жизни;

- позитивно влияет на эстетическое чувство;

- является основой для развития воображения;

- развивает внимание;

- даёт ребёнку возможность овладеть новыми способами предметно – познавательной деятельности;

- обеспечивает усвоение сенсорных эталонов;

- влияет на расширение словарного запаса ребёнка;

 

Дидактические игры включают в себя сенсорное восприятие ребёнка, с одной стороны они учитывают возрастные, нравственные мотивы деятельности  играющее, с другой – принцип добровольности, право самостоятельного выбора, самовыражение. В повседневной жизни ребёнок сталкивается с многообразием форм красок- это и любимые игрушки и окружающие предметы. Видит он и произведения исскуства картины, слышит музыку; но если усвоение этих знаний происходит стихийно, без руководства взрослых, оно часто оказывается поверхностным. Здесь и приходит на помощь сенсорное воспитание – последовательное, планомерное ознакомление детей с сенсорной культурой человечества.В каждом возрасте перед сенсорным воспитанием стоят свои задачи. В раннем возрасте накапливаются  представления о цвете, форме, величине. Важно, чтобы  эти представления были разнообразными. Это значит, что ребёнка надо знакомить со всеми разновидностями свойств – всеми цветами спектра, с геометрическими формами – круг, овал, квадрат, прямоугольник, треугольник, шар ,    кирпич.

 Развивать познавательные умения и речевые  - определять цвет, размер, форму предметов путём зрительного, осязательного и двигательного обследования, сравнения. Понимать и использовать в речи слова – названия величин и форм.

Весь окружающий мир познаёт ребёнок с помощью органов чувств( зрение, слух, обоняние, осязание). Информация от них анализируется в соответствующих отделах  головного мозга и выдаёт целостную картину. В то же время умение анализировать отдельные признаки каждого предмета( вес, цвет, запах, звук) позволяет ребёнку научиться классифицировать объекты по форме, размеру и т.п. и соответственно называть их. Поэтому сенсорное развитие, которое заключается в умении воспринимать отдельные признаки предметов, неразрывно связано и является основой развития мышления и речи.  На протяжении всего дошкольного детства полезно играть с детьми в такие игры, которые способствуют закреплению знаний малыша о различных признаках предметов( цвета, геометрические формы.) Когда вы гуляете на улице не поленитесь обсудить с ребёнком цвет и форму деревьев, машин, игрушек- всего, что малыш видит вокруг. Для развития зрительного восприятия можно использовать мозайку, рамки- вкладыши. Слуховое восприятие становится более тонким благодаря различным музыкальным игрушкам. Сенсорное   развитие   обеспечивает приток новых впечатлений, помогая как физическому, так и психическому развитию малыша.      Обязанность любящих родителей- приложить максимум усилий для того, чтобы сенсорное развитие ребёнка было полноценным. Что же для этого нужно? Основная задача- предоставить малышу самые разные предметы для исследования. Для маленьких детей подойдут – яркие погремушки разнообразной формы, разноцветные кольца и шарики. После года задачи сенсорного развития усложняются. Малыш постепенно начинает различать цвет, форму и величину предметов.  На данном этапе игрушки для сенсорного  развития незаменимы. Красочные пирамидки    помогут ребёнку освоить форму предметов, разноцветные карточки облегчат усвоение цветов, а разнообразные кубики и мячи помогут сориентироваться в мире объёмных фигуру

Памятка для родителей.

 

 В дошкольном возрасте ребёнок должен выделять и знать:

1.Круг,

2.Квадрат,

3.Треугольник,

4. Кирпичик.

Вначале необходимо познакомить ребёнка с геометрическими фигурами и их названиями и особенностями. Образцами объёмных фигур могут стать кубик и мяч. Не торопите ребёнка, переходите к другой форме только после полного усвоения предыдущей.

Не добивайтесь сразу запоминания цветов – главное – их различение и узнавание.

                                       Игры:

1.Найди предмет такого же цвета

2.Разложи по цветам

 3.Назови цвет

Способы определения формы:

  1. Наложение фигур
  2. Прикладывание к эталону( образцу)
  3. Обведём пальцем контура
  4. Ощупывание
  5. Сопоставление элементов фигур

После усвоения практических действий ребёнок может узнавать любую фигуру.

Упражняйте узнавание, угадывание формы в различных играх.

1.Найди фигуру

2.Найди   такую же фигуру как эта

3.Приложи к рисунку фигуру похожую на рисунок

4.Что бывает…( круглым, квадратным)?

  Изучаем цвета.

В дошкольном возрасте ребёнок должен узнавать, отличать,узнавать, называть и соотносить такие цвета.

  1. Красный
  2. Синий
  3. Зелёный
  4. Жёлтый
  5. Белый
  6. Чёрный

                  Приёмы освоения цветов:

  1. Знакомство с эталоном
  2. Прикладывание предметов

После освоения практических действий у детей формируются эталоны – образцы основных цветов,

с которыми сопоставляет окружающие предметы.

Это освоение идёт постепенно:

  1. Сначала дети осваивают действия с предметами, которые помогают выделить « цвет» в предмете.
  2. Потом осваивают понятие( слово) цвет на примере 2-3 контрастных цветов
  3. Затем учатся различать ещё несколько цветов, приучаясь подбирать похожий цвет по образцу, не называя его.

       

                   

Родительское собрание:

«Что такое сенсорное развитие?»

«Почему необходимо его развивать?».



Предварительный просмотр:

 

Сенсорное воспитание – целенаправленные педагогические воздействия, обеспечивающие формированию чувственного познания и совершенствование  ощущений и восприятия.

Главной составляющей полноценного развития детей в раннем возрасте является сенсорное развитие. Сенсорное развитие, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания  в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т.е. от того насколько совершенно ребёнок слышит, видит, осязает окружающее.

Значение  сенсорного воспитания состоит в том, что оно:

- развивает наблюдательность;

- готовит к реальной жизни;

- позитивно влияет на эстетическое чувство;

- является основой для развития воображения;

- развивает внимание;

- даёт ребёнку возможность овладеть новыми способами предметно – познавательной деятельности;

- обеспечивает усвоение сенсорных эталонов;

- влияет на расширение словарного запаса ребёнка;

 

Дидактические игры включают в себя сенсорное восприятие ребёнка, с одной стороны они учитывают возрастные, нравственные мотивы деятельности  играющее, с другой – принцип добровольности, право самостоятельного выбора, самовыражение. В повседневной жизни ребёнок сталкивается с многообразием форм красок- это и любимые игрушки и окружающие предметы. Видит он и произведения исскуства картины, слышит музыку; но если усвоение этих знаний происходит стихийно, без руководства взрослых, оно часто оказывается поверхностным. Здесь и приходит на помощь сенсорное воспитание – последовательное, планомерное ознакомление детей с сенсорной культурой человечества.В каждом возрасте перед сенсорным воспитанием стоят свои задачи. В раннем возрасте накапливаются  представления о цвете, форме, величине. Важно, чтобы  эти представления были разнообразными. Это значит, что ребёнка надо знакомить со всеми разновидностями свойств – всеми цветами спектра, с геометрическими формами – круг, овал, квадрат, прямоугольник, треугольник, шар ,    кирпич.

 Развивать познавательные умения и речевые  - определять цвет, размер, форму предметов путём зрительного, осязательного и двигательного обследования, сравнения. Понимать и использовать в речи слова – названия величин и форм.

Весь окружающий мир познаёт ребёнок с помощью органов чувств( зрение, слух, обоняние, осязание). Информация от них анализируется в соответствующих отделах  головного мозга и выдаёт целостную картину. В то же время умение анализировать отдельные признаки каждого предмета( вес, цвет, запах, звук) позволяет ребёнку научиться классифицировать объекты по форме, размеру и т.п. и соответственно называть их. Поэтому сенсорное развитие, которое заключается в умении воспринимать отдельные признаки предметов, неразрывно связано и является основой развития мышления и речи.  На протяжении всего дошкольного детства полезно играть с детьми в такие игры, которые способствуют закреплению знаний малыша о различных признаках предметов( цвета, геометрические формы.) Когда вы гуляете на улице не поленитесь обсудить с ребёнком цвет и форму деревьев, машин, игрушек- всего, что малыш видит вокруг. Для развития зрительного восприятия можно использовать мозайку, рамки- вкладыши. Слуховое восприятие становится более тонким благодаря различным музыкальным игрушкам. Сенсорное   развитие   обеспечивает приток новых впечатлений, помогая как физическому, так и психическому развитию малыша.      Обязанность любящих родителей- приложить максимум усилий для того, чтобы сенсорное развитие ребёнка было полноценным. Что же для этого нужно? Основная задача- предоставить малышу самые разные предметы для исследования. Для маленьких детей подойдут – яркие погремушки разнообразной формы, разноцветные кольца и шарики. После года задачи сенсорного развития усложняются. Малыш постепенно начинает различать цвет, форму и величину предметов.  На данном этапе игрушки для сенсорного  развития незаменимы. Красочные пирамидки    помогут ребёнку освоить форму предметов, разноцветные карточки облегчат усвоение цветов, а разнообразные кубики и мячи помогут сориентироваться в мире объёмных фигуру

Памятка для родителей.

 

 В дошкольном возрасте ребёнок должен выделять и знать:

1.Круг,

2.Квадрат,

3.Треугольник,

4. Кирпичик.

Вначале необходимо познакомить ребёнка с геометрическими фигурами и их названиями и особенностями. Образцами объёмных фигур могут стать кубик и мяч. Не торопите ребёнка, переходите к другой форме только после полного усвоения предыдущей.

Не добивайтесь сразу запоминания цветов – главное – их различение и узнавание.

                                       Игры:

1.Найди предмет такого же цвета

2.Разложи по цветам

 3.Назови цвет

Способы определения формы:

  1. Наложение фигур
  2. Прикладывание к эталону( образцу)
  3. Обведём пальцем контура
  4. Ощупывание
  5. Сопоставление элементов фигур

После усвоения практических действий ребёнок может узнавать любую фигуру.

Упражняйте узнавание, угадывание формы в различных играх.

1.Найди фигуру

2.Найди   такую же фигуру как эта

3.Приложи к рисунку фигуру похожую на рисунок

4.Что бывает…( круглым, квадратным)?

  Изучаем цвета.

В дошкольном возрасте ребёнок должен узнавать, отличать,узнавать, называть и соотносить такие цвета.

  1. Красный
  2. Синий
  3. Зелёный
  4. Жёлтый
  5. Белый
  6. Чёрный

                  Приёмы освоения цветов:

  1. Знакомство с эталоном
  2. Прикладывание предметов

После освоения практических действий у детей формируются эталоны – образцы основных цветов,

с которыми сопоставляет окружающие предметы.

Это освоение идёт постепенно:

  1. Сначала дети осваивают действия с предметами, которые помогают выделить « цвет» в предмете.
  2. Потом осваивают понятие( слово) цвет на примере 2-3 контрастных цветов
  3. Затем учатся различать ещё несколько цветов, приучаясь подбирать похожий цвет по образцу, не называя его.

       

                   

Родительское собрание:

«Что такое сенсорное развитие?»

«Почему необходимо его развивать?».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сенсорное воспитание в развитии детей раннего возраста. Найди предмет такой формы.

Цель:  - закрепить представление детей о круге и треугольнике.Задачи: - учить детей узнавать и называть эти геометрические        фигуры...

Конспект дидактической игры по сенсорному воспитанию в старшей группе «Найди такой же узор»

Конспект дидактической игры по сенсорному воспитанию в старшей группе«Найди такой же узор»...

ЧТО ТАКОЕ СЕНСОРНОЕ РАЗВИТИЕ И ВОСПИТАНИЕ?

Сенсорное развитие (сенсорика) – это процесс формирования определенных представлений о свойствах предметов: их размере, форме, цвете, положении в пространстве, вкусах, запахах и т.д. Когда ...

Консультация для родителей «Сенсорное воспитание – что это такое?»

Сенсорное воспитание направлено на то, чтобы научить детей точно, полно и расчленено воспринимать предметы, их разнообразные свойства (цвет, форму, величину, расположение в пространстве и т.п.)...

буклет "Что же такое сенсорное развитие и воспитание"

Данный буклет познакомит вас с понятием сенсорного развития детей раннего и дошкольного возраста....

Статья " Что такое сенсорное воспитание?"

Сенсорное развитие – это процесс формирования восприятия и представлений ребенка об окружающем мире и свойствах предметов. У малышей не развито абстрактное мышление, они познают жизнь через ощущ...