«Современные формы работы с родителями в дошкольном учреждении»
консультация (подготовительная группа)
Современные формы взаимодействия с семьями воспитанников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sovremennye_formy_raboty_s_roditelyami.docx | 24.26 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад№15 «Сказка»с.Дивное
«Современные формы работы с родителями
в дошкольном учреждении»
Подготовила:
Баранник Наталья Алексеевна
Воспитатель 1 квалификационной категории
Дивное
2023г
В Законе РФ «Об образовании в Российской Федерации» (от 29.12.2012 №273-ФЗ) уважение к семье признаётся одним из принципов образования, т.е. семья из средства педагогического воздействия на ребёнка превращается в его цель.
С 1 января 2014 года введен в действие Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, который разработан на основе Конституции Российской Федерации и законодательства Российской Федерации с учётом Конвенции ООН о правах ребёнка.
В условиях реализации новых нормативно-содержательных подходов перед дошкольным образованием поставлены целевые ориентиры, предполагающие открытость, тесное сотрудничество и взаимодействие с родителями.
Задачи, стоящие сегодня перед системой образования, повышают ответственность родителей за результативность учебно-воспитательного процесса в каждом ДОУ, так как именно родительская общественность непосредственно заинтересована в повышении качества образования и развития своих детей (ФГОС ДО ч. I п. 1.6 п. п. 9).
Характерной тенденцией современного периода в развитии отечественного образования является стремление образовательных учреждений к открытости, которая предполагает и участие общества в жизни ДОУ (ФГОС ДО ч. III п. 3.1 п. п. 5, 6).
Немаловажную роль в процессе становления открытости играют родители, которые являются основными социальными заказчиками ДОУ. И взаимодействие педагогов с ними просто невозможно без учета интересов и запросов семьи.
Принципы совместной работы ДОУ с семьями:
- открытость детского сада для семьи (каждому родителю обеспечивается возможность знать и видеть, как живет и развивается его ребенок);
- сотрудничество педагогов и родителей в воспитании детей;
- создание активной развивающей среды, обеспечивающей единые подходы к развитию личности в семье и детском коллективе;
- мониторинг общих и частных проблем в развитии и воспитании ребенка.
Главная цель ДОУ – профессионально помочь семье в воспитании детей, при этом, не подменяя ее, а дополняя и обеспечивая более полную реализацию ее воспитательных функций.
Все формы взаимодействия с родителями подразделяются на:
- коллективные (массовые) формы, которые подразумевают работу со всем или большим составом родителей детского сада или группы. Это совместные мероприятия педагогов и родителей. Некоторые из них подразумевают участие и детей;
- индивидуальные формы, которые предназначены для дифференцированной работы с родителями воспитанников;
- наглядно-информационные формы, они играют роль опосредованного общения между педагогами и родителями.
В настоящее время сложились устойчивые формы работы детского сада с семьей, которые в дошкольной педагогике принято считать традиционными.
А также нетрадиционные формы, которые пользуются собой популярностью, как у педагогов, так и у родителей. Они направлены на установление неформальных контактов с родителями, привлечение их внимания к детскому саду. Родители лучше узнают своего ребенка, поскольку видят его в другой, новой для себя обстановке, сближаются с педагогами.
Доминирующую роль среди форм общения педагог-родители продолжают играть познавательные формы. Они призваны способствовать изменению взглядов родителей на воспитание ребенка в условиях семьи. Кроме того, данные формы взаимодействия позволяют знакомить родителей с особенностями возрастного и психологического развития детей, рациональными методами и приемами воспитания для формирования их практических навыков. Родители видят ребенка в обстановке, отличной от домашней, а также наблюдают процесс его общения с другими детьми и взрослыми.
Коллективные формы общения:
Общее родительское собрание ДОУ. Цель данной формы работы это координация действий родителей и педагогического коллектива по вопросам образования, воспитания, оздоровления и развития воспитанников.
Педагогический совет с участием родителей. Целью работы с семьей является привлечение родителей к активному осмыслению проблем воспитания детей в семье на основе учета индивидуальных потребностей.
Родительская конференция. Ценность этой формы работы в том, что участвуют не только родители, но и педагоги, работники управления образования, представители медицинской службы, учителя, педагоги-психологи, логопед, педагоги школы искусства, хореографы.
Тематические консультации. Организуются с целью квалифицированно ответить на все вопросы, интересующие родителей или дать совет.
Педагогический консилиум. Помогает лучше и глубже понять состояние отношений в конкретной семье, вовремя оказать действенную практическую помощь.
Групповые собрания родителей. Форма организованного ознакомления родителей с задачами, содержанием и методами воспитания детей определенного возраста в условиях детского сада и семьи.
«Круглый стол». Проводится в нетрадиционной обстановке с обязательным участием специалистов, которые обсуждают с родителями актуальные проблемы воспитания.
Родительский совет или родительский комитет группы. Это группа родителей, которая содействует администрации ДОУ, воспитателям группы в совершенствовании условий для осуществления образовательного процесса, охраны жизни и здоровья воспитанников, свободного развития личности, так же участвуют в организации и проведении совместных мероприятий.
Открытые занятия с детьми в ДОУ для родителей. Такая форма работы знакомит родителей со структурой и спецификой проведения занятий в ДОУ.
«Дни открытых дверей». Даёт возможность родителям увидеть стиль общения педагогов с детьми, самим «включиться» в общение и деятельность детей и педагогов, т.к. сейчас дошкольные учреждения стремятся не просто продемонстрировать педагогический процесс родителям, но и вовлечь их в него.
Презентация или сайт дошкольного учреждения. Знакомит родителей с уставом ДОУ, программой развития и коллективом педагогов, получают полезную информацию о содержании работы с детьми, платных и бесплатных услугах.
Клубы для родителей. Данная форма общения предполагает установление между педагогами и родителями доверительных отношений, осознание педагогами значимости семьи в воспитании ребенка, а родителями – что педагоги имеют возможность оказать им помощь в решении возникающих трудностей воспитания.
Устный педагогический журнал. Важно, чтобы темы были актуальны для родителей, отвечали их нуждам и помогали решить наиболее важные вопросы воспитания детей.
Вечера вопросов и ответов. Такая форма позволяет родителям уточнить свои педагогические знания, применить их на практике, узнать о чем-либо новом, пополнить знаниями друг друга, обсудить некоторые проблемы развития детей.
«Родительский университет». Данная форма способствует изменению взглядов родителей на воспитание ребенка в условиях семьи.
В родительском университете могут работать разные кафедры по потребностям родителей: «Кафедра грамотного материнства» (Быть мамой – моя новая профессия); «Кафедра эффективного родительства» (Мама и папа – первые и главные учителя); «Кафедра семейных традиций» (Бабушки и дедушки – хранители семейных традиций).
Мини-собрания. Ценность этой формы работы с родителями в том, что обсуждается интересующая всех тема в узком кругу из 3-4 семей.
Исследовательские проектные, ролевые, имитационные и деловые игры. В процессе игр участники не просто «впитывают» определенные знания, а конструируют новую модель действий, отношений.
Тренинги. Тренинговые игровые упражнения и задания помогают дать оценку различным способам взаимодействия с ребенком, выбрать более удачные формы обращения к нему и общения с ним.
Попечительский совет. Является коллегиальным органом самоуправления, постоянно действующим на общественных началах при ДОУ.
Дни добрых дел. Дни добровольной посильной помощи родителей группе, ДОУ – ремонт игрушек, мебели, группы, помощь в создании предметно-развивающей среды в группе. Такая форма позволяет налаживать атмосферу теплых, доброжелательных взаимоотношений между воспитателем и родителями.
Индивидуальные формы:
Педагогические беседы с родителями. Организуются с целью оказания родителям своевременной помощи по тому или иному вопросу воспитания.
Посещение семьи. Познакомиться с ребенком и его близкими в привычной для него обстановке.
Индивидуальные консультации. Педагог отвечает на вопросы родителей и стремится дать квалифицированный совет.
К данным формам можно также отнести:
- Индивидуальные блокноты;
- «Школа молодой семьи»;
- Выполнение индивидуальных поручений;
- Телефон Доверия;
- Почта Доверия;
- Копилка Добрых дел;
- Гость группы;
- Доброволец.
Досуговые формы взаимодействия с родителями:
Праздники, утренники, концерты, соревнования и др. Данная форма помогает создать эмоциональный комфорт в группе, сблизить участников педагогического процесса.
Выставки работ родителей и детей, семейные вернисажи. Такая форма важна в построении взаимоотношений между ребёнком и родителем.
Совместные походы и экскурсии. Основная цель таких мероприятий – это укрепление детско-родительских отношений.
Благотворительный акции. Такая форма совместной деятельности имеет большое воспитательное значение не только для детей, но и для родителей.
К данным формам также можно отнести:
- Кружки и секции;
- Клубы отцов, бабушек, дедушек;
- Клуб выходного дня;
- Выпуск стенгазеты;
- Домашние гостиные;
- Работа театральной труппы: дети-родители (совместная постановка спектаклей);
- Семейные встречи;
- Веломарафон;
- Музыкальные и литературные салоны;
- Коллекционирование и др.
Наглядно-информационные формы взаимодействия с родителями:
Главная задача – познакомить родителей с задачами, условиями, методами и содержанием воспитания детей в ДОУ и группе, оказывать практическую помощь семье и способствовать преодолению поверхностного суждения о роли детского сада.
- Уголок для родителей;
- Выставки, вернисажи детских работ;
- Информационные листы;
- Памятки для родителей;
- Папки–передвижки;
- Родительская газета;
- Видеофильмы;
- Совместное создание предметно-развивающей среды;
- Семейный и групповые альбомы;
- Фотовыставки;
- Эмоциональный уголок.
Информационно-аналитическая форма организации взаимодействия с родителями:
Анкетирование. Такая форма используется с целью изучения семьи, выяснения образовательных потребностей родителей, установления контакта для согласования воспитательных воздействий на ребенка.
Письменные формы взаимодействия с родителями:
Поддерживать контакт с родителями вам помогут некоторые формы письменного общения (когда сложности с графиком работы родителей или нехватка времени мешают вам встретиться с ними лично).
- Брошюры. Пособия. Бюллетень;
- Еженедельные записки;
- Неформальные записки;
- Личные блокноты. Доска объявлений. Ящик для предложений;
- Отчеты.
Таким образом, ни одна, даже самая лучшая, педагогическая система не может быть в полной мере эффективной, если в ней нет места семье! Ребёнок не может существовать вне семейной системы. Если дошкольное учреждение и семья закрыты друг для друга, ребёнок оказывается между двух несообщающихся систем. Во избежание этого необходимо, чтобы эти две системы стали открытыми друг для друга, для взаимодействия. Главными в них должна стать атмосфера добра, доверия и взаимопонимания.
Только в этом случае возможно создание условий, помогающих раскрытию талантов и способностей ребёнка, только тогда он будет расти здоровым, счастливым и умным!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Современные формы взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и семьи, как средства облегчающего адаптацию при поступлении детей в дошкольное учреждение посредством внедрения проектной деятельности
Современное дошкольное образование предполагает создание новых альтернативных форм работы с детьми дошкольного возраста.Неоспоримо, что ранний возраст от одного года до трех лет требует наибольш...
Организация работы с родителями в дошкольных учреждениях (Из опыта работы Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения - детский сад № 9 ст. Старовеличковской)
Материал знакомит с инновационными формами и методами организации работы по взаимодействию с семьями воспитанников в соответствии с требованиями ФГОС ДО....
консультация для педагогов дошкольных образовательных учреждений "Организация проектной деятельности с детьми и с родителями дошкольного учреждения"
Основные требования к использованию метода проектов...
Приказ Минобразования РСФСР от 20.09.1988г. № 41 «О документации детских дошкольных учреждений» (вместе с «Примерной номенклатурой дел детского дошкольного учреждения», «Рекомендациями по применению Примерной номенклатуры дел детских дошкольных учреждений
Приказ Минобразования РСФСР от 20.09.1988г. № 41 «О документации детских дошкольных учреждений» (вместе с «Примерной номенклатурой дел детского дошкольного учреждения», «Рекомендациями по применению П...
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ УСПЕШНОЙ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА К ДОШКОЛЬНОМУ УЧРЕЖДЕНИЮ Психолого-педагогическая адаптация детей 2-го года жизни к дошкольному образовательному учреждению
Статья: " Определение психолого-педагогических условий успешной адаптации детей раннего возраста к доу"...
Конспект на семинаре для руководителей дошкольных учреждений «Экскурсия в музей изобразительного искусства» на семинаре для руководителей дошкольных учреждений
КОНСПЕКТ совместной деятельностина тему «Экскурсия в музей изобразительного искусства» для детей 6- 7 лет...
Книга Памяти.Дошкольное учреждение: Муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 55» Энгельсского района Саратовской области подготовительная группа №12
Дошкольное учреждение: Муниципального дошкольного образовательного учреждения«Детский сад № 55»Энгельсского района Саратовской областиподготовительная группа №12Данная "Книга Памяти&q...