консультация для педагогов дошкольных образовательных учреждений "Организация проектной деятельности с детьми и с родителями дошкольного учреждения"
консультация (старшая, подготовительная группа) на тему
Основные требования к использованию метода проектов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proektnaya_deyatelnost_2.docx | 18.85 КБ |
Предварительный просмотр:
КОНСУЛЬТАЦИЯ для педагогов дошкольных учреждений
«Организация проектной деятельности с детьми и с родителями дошкольного учреждения»
«…Плохой учитель преподносит истину, хороший учит ее находить»
Ф.А.Дистервег
Из истории проектного метода
Американский ученый Джон Дьюи разработал и апробировал основы проектного обучения в школе. Педагог и дети идут вместе от проекта к проекту, исследуя окружающую жизнь. Под проектом Дьюи понимал постепенно усложняющиеся практические знания, планируемые и выполняемые детьми. Проект, который исполняют дети, отмечает Д.Дьюи, должен вызвать у них энтузиазм, увлекать, идти от сердца. Им был разработан новый дидактический метод – метод проектов.
Продолжил эту тему профессор педагогики учительского колледжа при Колумбийском университете Уильям Херд Киллпатрик, который разработал «проектную систему обучения» («метод проектов»). Суть ее в том, что дети, исходя из своих интересов, вместе с педагогом выполняют собственный проект, включаясь, таким образом в реальную действительность и овладевая новыми знаниями.
В 20-х гг. «метод проектов» нашел свое отражение и в идеях советских педагогов: Н.К. Крупской, Б.В. Игнатьева, В.Н. Шульгина, Е.Г. Кагарова, М.В. Крупениной. Полностью этот метод был запрещен в России в 30-х годах, так как в его использовании были допущены перегибы (полностью подменялась классно-урочная система, не выполнялась программа обучения).
Основные требования к использованию метода проектов:
- Наличие значимой в исследовательском творческом плане проблемы/задачи.
- Практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемых результатов.
- Самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность участников.
- Структурирование содержательной части проекта (с указанием поэтапных результатов).
- Использование исследовательских методов, предусматривающих определенную последовательность действий:
- Определение проблемы и вытекающих из нее задач исследования;
- Выдвижение гипотезы их решения;
- Обсуждение методов исследования;
- Обсуждение способов оформления конечных результатов (презентаций, защиты, творческих отчетов, просмотров и пр.);
- Сбор, систематизация и анализ полученных данных;
- Подведение итогов, оформление результатов, их презентация;
- Выводы, выдвижение новых проблем исследования.
Проектный метод в деятельности ДОУ
Актуальность
Проектный метод дает ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания. Развивать творческие способности и коммуникативные навыки, что позволяет ему успешно адаптироваться к изменившейся ситуации обучения.
Проект – временное предприятие для создания уникальных продуктов или услуг. Под проектом в области образования понимается структурированное (выполненное по определенному формату описание будущей деятельности, направленной на осуществление практики, значимых изменений в образовательной практике за ограниченное время с использованием ограниченного объема различных ресурсов.
Проект отличается от исследования тем, что исследование проводится для получения нового знания, а проект предназначен для внесения значительных изменений в устоявшуюся практику.
Проект конечен, имеет ограниченный цикл существования.
Цели проекта:
Для педагогов: развитие свободной творческой личности каждого ребенка; формирование любознательности, желание найти ответ на интересующие вопросы; способствовать активному взаимодействию детей и родителей в совместной проектно-исследовательской деятельности.
Для детей: поставить вопросы и найти ответы; найти необходимую информацию в литературе.
Для родителей: способствовать познавательной активности и любознательности детей; помочь найти интересующую информацию в литературе и других средствах информации; принять участие в совместной творческой деятельности.
Задачи проекта:
- Обеспечение психологического благополучия и здоровья детей;
- Развитие познавательных способностей;
- Развитие творческого воображения;
- Развитие коммуникативных навыков.
Задачи исследовательской деятельности специфичны для каждого возраста.
Старший дошкольный возраст
- формирование предпосылок поисковой деятельности, исследовательской инициативы;
- развитие умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно;
- формировать умение применять данные методы, способствующие решению поставленной задачи, и использованием различных вариантов;
- развитие желания пользоваться специальной терминологией, ведение конструктивной беседы в процессе совместной исследовательской деятельности.
Младший дошкольный возраст
- вхождение детей в проблемную игровую ситуацию (ведущая роль педагога);
- активизация желания искать пути разрешения проблемной ситуации (вместе с педагогом);
- формирование начальных предпосылок исследовательской деятельности (практические опыты).
Признаки проекта:
- Направленность на достижение конкретных целей;
- Координированное выполнение взаимосвязанных действий;
- Ограниченная протяженность во времени, с определенным началом и концом;
- Неповторимость и уникальность
Классификация проектов,
Используемых в работе с детьми дошкольного возраста
а) по составу участников
б) по целевой установке
в) по срокам реализации
Смешанные типы проектов по предметно-содержательной области являются межпредметными, а творческие – монопроектами.
Все проекты проводятся внутри детского сада, как правило – между группами участников, но бывают и личностные, индивидуальные проекты (в изобразительном и словесном творчестве).
Так как ведущим видом деятельности дошкольника является игра, то, начиная с младшего возраста используются ролево-игровые и творческие проекты: «Любимые игрушки», «Азбука здоровья» и др.
По продолжительности проекты бывают:
Краткосрочные (одно или несколько занятий – 1-2 недели)
Средней продолжительности
Долгосрочные
Задачи развития
- Обеспечение психического благополучия и здоровья детей
- Развитие познавательных способностей
- Развитие творческого воображения
- Развитие творческого мышления
- Развитие коммуникативных навыков
Примерный план работы воспитателя по подготовке проекта
- на основе изученных проблем, с детьми поставить цель проекта;
- разработка плана достижения цели (обсудить с родителями)
- привлечение специалистов к осуществлению соответствующих разделов проекта
- составление плана-схемы проекта
- сбор и накопление материала
- включение в план-схему проекта занятий, игр и других видов детской деятельности;
- домашнее задание для самостоятельного выполнения
- презентация проекта, открытое мероприятие
Основные этапы проекта
- Целеполагание (педагог выбирает наиболее актуальную и посильную задачу на определенный отрезок времени)
- Разработка проекта (план деятельности по достижению цели)
- Выполнение проекта (практическая часть)
- Итог (определение задач для новых проектов)
Выполнение любого проекта в ДОУ можно разделить на определенные этапы
Первый этап
- На первом этапе воспитатель формулирует проблему и цели проекта, после чего определяется продукт проекта. Вводит детей в игровую или сюжетную ситуацию после чего формулирует задачи.
Задачами детей на этом этапе реализации проекта являются:
- вхождение в проблему
- вживание в игровую ситуацию
- принятие задач и целей, а также дополнение задач проекта
Последний пункт очень важен, поскольку одной из важных задач педагога является формирование у детей активной жизненной позиции; дети должны уметь самостоятельно находить и определять интересные вещи в мире вокруг.
Второй этап
На этом этапе педагог (помимо организации деятельности) помогает детям грамотно планировать собственную деятельность в решении поставленных задач.
Дети объединяются в рабочие группы и происходит распределение ролей.
Третий этап
Воспитатель по необходимости оказывает ребятам практическую помощь, а также направляет и контролирует осуществление проекта.
У детей происходит формирование разнообразных знаний, умений и навыков.
Четвертый этап
Педагог готовит презентацию по деятельности конкретного проекта и проводит ее.
Дети активно помогают в подготовке презентации, после чего они представляют зрителям (родителям и педагогам) продукт собственной деятельности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Семинар-практикум для педагогов на тему: «Осуществление проектной деятельности с детьми в ДОУ»
Семинар-практикум для педагогов...
«Особенности проектной деятельности с детьми старшего и младшего дошкольного возраста»
Возможно кого-то заинтересует данная тема....
Консультация для педагогов на семинар – практикум «Проектная деятельность как средство взаимодействия педагогов, детей и родителей»
Общение педагогов с родителями воспитанников всегда было и остается актуальным вопросом. Одна из сторон этого вопроса - поиск рациональных путей взаимодействия....
Консультация для педагогов на РМО "Особенности проектной деятельности в группе раннего возраста"
Консультация для педагогов на РМО "Особенности проектной деятельности в группе раннего возраста"...
Консультация для педагогов. Особенности организации физкультурно-оздоровительной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста
Здоровье детей в Российской Федерации отнесено к приоритетным направлениям в социальной политики в области образования. Особую значимость приобретает внедрение наиболее эффективных форм оздоровления и...
Консультация для педагогов по теме:«Роль проектной деятельности в развитии детей дошкольного возраста»
Представлена консультация для педагогов об актуальности применения проектной деятельности в рамках действующего законодательства в сфере образования....
Метод проектной деятельности как форма реализации наставничества в дошкольном образовательном учреждении
В последнее время наставничество выступает одним из приоритетов федеральной образовательной и кадровой политики на всех уровнях образования. Различные общественные и государственные организации и учре...