РАЗВИТИЕ ЗВУКОВОГО АНАЛИЗА И СИНТЕЗА
консультация
Предварительный просмотр:
РАЗВИТИЕ ЗВУКОВОГО АНАЛИЗА И СИНТЕЗА
Одно из направлений в современной логопедии - развитие навыков звукового анализа и синтеза. Что же такое звуковой анализ? И почему эти навыки должны быть сформированы к началу школьного обучения? Анализ – это разделение целого на составные части. Звуковой анализ – разделение целого, где целым выступает слово, а составные части слова – звуки. Звуковой анализ – разделение слова на звуки, из которых оно состоит.
Нарушение звукового анализа выражается в том, что ребенок воспринимает слово глобально, ориентируясь только на его смысловую сторону, и не воспринимает сторону фонетическую, то есть последовательность звуков его составляющих. Например, взрослый просит ребенка назвать звуки в слове СОК, а ребенок отвечает: «апельсиновый, яблочный …а еще Фанта!» Для чего нам нужен звуковой анализ? Мы с Вами используем его каждый день, т.к. звуковой анализ лежит в основе процесса письма. При обучении как письму, так и чтению, исходным процессом является звуковой анализ устной речи, то есть мысленное расчленение слова на составляющие его элементы (звуки), установление их количества и последовательности. Перед началом письма ребенку необходимо произвести анализ слова, однако уже в ходе записывания происходит синтез, то есть мысленное сочетание звуковых элементов в единое целое.
Обучение письму невозможно без формирования звукового анализа. Если звуковой анализ не сформирован или сформирован не до конца, то дети будут писать с ошибками, например: вместо страна – сана, тана или др. Это то, что касается звукового анализа. Теперь о звуковом синтезе. Синтез – это соединение частей в целое, а звуковой синтез -. соединение звуков в слова. Звуковой синтез лежит в основе процесса чтения. Прочитать слово – значит по сочетанию отдельных букв, отражающих порядок звуков в слове, синтезировать их так, чтобы они составили реальное, «живое» слово. Полноценный синтез возможен только на основе анализа звуковой структуры слов. При нарушении синтеза ребенок не в состоянии из ряда звуков составить слово. К примеру, на вопрос взрослого: - Какое слово получится, если соединить звуки К, О, Р, М? Ребенок отвечает РОМА. При нарушении формирования звукового анализа и синтеза возможно побуквенное чтение, т.е. вместо звука произносится буква (не м, н, в, а ме, не, ве). Дети читают: ам – аме, вы – веы и т.д. Вы скажите, что все дети в период обучения чтению так читают. Побуквенное чтение в норме возможно до того момента, пока взрослый не объяснит ребенку, как читать правильно, т.е. 1-2 занятия. А мы «читаем» звуки уже около 15 занятий. Это свидетельствует о том, что большинство ваших детей без коррекционной работы «правильно» читать и писать не научатся, т.к. у них нарушения нормального речевого развития.
Дети с проблемами в речевом развитии, у которых нарушено произношение фонем и их восприятие, тем более испытывают трудности звукового анализа и синтеза. Они могут быть выражены в разной степени: от смешения порядка отдельных звуков до полной неспособности определить количество, последовательность или позицию звуков в слове. Для чтения детей, у которых сохранилось (даже в неярко выраженном варианте) речевые нарушения, характерны: - трудности слияния звуков в слоги и слова, взаимные замены фонетически или артикуляционно-близких согласных звуков: свистящих - шипящих, твердых – мягких, звонких - глухих (каска-кашка, помощь-помочь, жевать-зевать), искажение слоговой структуры слов (поправился вместо переправился, операция вместо операционная, вынула вместо вытянула), -грамматические ошибки (лодку перевернулась, с двумя друзьями), -побуквенное чтение (К,А,Ш,А), -нарушение понимания прочитанного, -слишком медленный темп чтения, -«угадывающее чтение».
Для письма детей, у которых общее недоразвитие речи (по разным причинам) сохранилось, характерны:
- замены – звуков: свистящих - шипящих, звонких – глухих, мягких – твердых и т.д.
- искажение слоговой структуры слов – перестановки, пропуски, добавления слогов, раздельное написание частей слова и слитное двух слов, указывающее на
несформированность звукового анализа;
- грамматические ошибки – недочеты, связанные с переносом аграмматизмов в письменную речь (неверное употребление предлогов и приставок, падежных окончаний, согласований различных частей речи и пр.).
Подготовка к обучению грамоте - это развитие фонематического восприятия и навыков звукового анализа и синтеза. Фонематическое восприятие – способность различать особенности и порядок звуков, чтобы воспроизводить их в устной речи, а звуковой анализ – способность различать то же самое, но чтобы воспроизводить их на письме.
Развитие навыков звукового анализа и синтеза осуществляется в принятой в современной логопедии последовательности:
- выделение в словах первого гласного звука;
- анализ и синтез сочетаний из двух гласных звуков;
- определение последнего гласного звука в словах;
- определение первого и последнего гласного звука в словах;
- определение наличия либо отсутствия в словах звука;
- определение первого согласного звука в словах;
- определение последнего согласного звука в словах;
- определение гласного звука в середине односложных слов;
- синтез односложных слов, состоящих из трех звуков;
- определение позиции согласного звука в словах;
- определение количества слогов в словах;
- синтез двусложных слов, состоящих из двух открытых слогов.
Таким образом, овладение навыками звукового анализа и синтеза обеспечивает готовность к освоению грамоты. А также способствует предупреждению появления нарушений в письменной речи в период школьного обучения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Задания для развития звукового анализа и синтеза при подготовке к обучению грамоте
Подобраны задания для развития звукового анализа и синтеза ....
Игры и упражнения для развития звукового анализа и синтеза
Готов ли мой ребенок в школу? Этот вопрос задает каждый родитель. И родители должны знать, что при обучении, как письму, так и чтению, исходным процессом является звуковой анализ речи, то есть мысленн...
Дидактическая игра для развития звукового анализа и синтеза «Парашютики»
Цель:Развитие и совершенствование навыков звукового анализа и синтеза.Матириал:парашютики с изображеннием звуковых схем, картинки, которые соответствуют схемам.Правила игры:Играть может как один...
Задания для развития звукового анализа и синтеза
Перечень заданий...
Развитие звукового анализа и синтеза у дошкольников.
Овладение грамотой происходит ступенчато: первая ступень – это фонематическое восприятие, вторая – звуковой анализ. Известно, что фо- нематическое восприятие формируется в период от года до четырех ле...
Авторские дидактические игры по развитию звукового анализа и синтеза, мелкой моторики, фонематического слуха
Игры по развитию мелкой моьорики, звуко-буквенного анализа и синтеза....
Консультация для родителей. Тема: « Дидактические игры и упражнения по развитию звукового анализа и синтеза слов».
Консультация для родителей. Тема: « Дидактические игры и упражнения по развитию звукового анализа и синтеза слов»....