Консультация для родителей «Технология проектной деятельности, как эффективная форма работы по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста»
консультация
Проектная деятельность представляет собой гибкую модель организации образовательно-воспитательного процесса, способствует развитию наблюдательности и стремлению находить ответы на возникающие вопросы, проверять правильность своих ответов на основе анализа информации при проведении экспериментов и исследований. Этот метод организует обучение через желание, активизирует обучение, стимулирует природную любознательность детей. Мотивирует интерес к самостоятельному приобретению знаний.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей
«Технология проектной деятельности, как эффективная форма работы по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста»
В настоящие время, когда жизнедеятельность человека всё больше стала отделять его от природы, появилось множество проблем, с которыми столкнулся человечество. Одна из них – взаимоотношения человека и природы. На современном этапе развития общества необычно расширилось и углубилось воздействие человечества на окружающую среду. Стихийное и неконтролируемое воздействие человека на природу создало угрозу нарушения её динамического равновесия и целостности, следовательно, современное общество стоит перед проблемой сознательного управления процессами взаимодействия с природой.
Но причинами экологического кризиса являются не только условия экологического развития общества, но и невысокий уровень экологического воспитания и образования. Воспитание экологической культуры у подрастающего поколения создаёт возможность человеческому обществу приблизиться к новому, экологически целесообразному мироустройству. На сегодняшний день всеобщая экологическая грамотность, бережное и ответственное отношение к природе стали залогом выживания человека на нашей планете. Насущной задачей стало единение человека с природой, сохранение природы ради самой природы.
Исследования Н.Г. Лаврентьевой, С.Н. Николаевой, Н.П. Рыжовой свидетельствуют о том, что в период дошкольного детства детей можно сформировать предпосылки экологического сознания и начала экологической культуры – правильное отношение к явлениям, объектам живой и неживой природы, составляют непосредственное окружение в этот период жизни.
В данное время уделяется большое внимание экологическому воспитанию детей. Система экологического воспитания является основным средством формирования экологической культуры подрастающего поколения. Обретение экологической культуры, экологического сознания и мышления составляет нравственную позицию ребёнка, которая проявляется его самостоятельного поведения.
В процессе реализации данной цели в работе с детьми старшего дошкольного возраста можно использовать технологии проектной деятельности. Проектная деятельность представляет собой гибкую модель организации образовательно-воспитательного процесса, способствует развитию наблюдательности и стремлению находить ответы на возникающие вопросы, проверять правильность своих ответов на основе анализа информации при проведении экспериментов и исследований. Этот метод организует обучение через желание, активизирует обучение, стимулирует природную любознательность детей. Мотивирует интерес к самостоятельному приобретению знаний.
К организации проектной деятельности предъявляются следующие требования: значимость проблемы, необходимость исследовательского поиска для её решения; практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемых результатов; самостоятельная деятельность детей в течение различного по продолжительности времени; использование совокупности исследовательских, поисковых, проблемных методов, использование современных средств информационных технологий.
В практике современных дошкольных учреждений используются следующие виды проектов: исследовательско-творческие, ролево-игровые, информационно-практико-ориентированные, творческие.
По продолжительности проекты могут быть краткосрочными (то 1занятия до 2 дней) и длительные (от 1 недели до 3 месяцев и года).
Работа над проектом, включает составление обоснованного плана действий, который формируется и уточняется на протяжении всего периода и проходит несколько этапов:
1) постановка цели;
2) поиск формы реализации проекта;
3) разработка содержания всего учебно-воспитательного процесса на основе тематики проекта;
4) организация развивающей, познавательной, предметной среды;
5) определение направлений поисковой и практической деятельности;
6) организация совместной (с педагогами, родителями и детьми) творческой, поисковой и практической деятельности;
7) работа над частями проекта, коррекция;
8) коллективная реализация проекта, его демонстрация.
Задачи исследовательской деятельности специфичны для каждого возраста.
Старший дошкольный возраст:
- формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы;
- развитие умения методы определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно;
- формирование умения применять данные методы, способствующие решению поставленной задачи, с использованием различных вариантов;
- развитие желания пользоваться специальной терминологией, ведения конструктивной беседы в процессе деятельности;
- развитие способности выдвигать гипотезы и самостоятельно сформулировать выводы.
Разберём один из них – информационно-практико-ориентированный тип, где доминирующей является исследовательская деятельность с целью информационного поиска.
В ходе проектной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста необходимо придерживаться следующей структуры исследовательской деятельности:
- предмет информационного поиска,
- аналитическая работа над собранным материалом,
- корректировка первоначального направления,
- анализ новых фактов, обобщение, выводы,
- оформление результатов,
- использование полученных результатов в практической деятельности.
Основные требования к использованию проекта:
- в основе любого проекта лежит проблема, для решения которой требуется исследовательский поиск.
- проект – «игра всерьёз», результаты её значимы для детей и взрослых;
- обязательные составляющие проекта: детская самодеятельность (при поддержке педагога), сотворчество ребят и взрослых, развитие коммуникативных способностей детей, познавательных и творческих навыков;
- применение дошкольниками полученных знаний и умений.
В рамках данной работы можно разработать следующие проекты: «Защитники природы», «Жалобная книга природы», «Покормите птиц зимой», «Лаборатория неживой природы», «Ужасно интересно всё то, что неизвестно».
Алгоритмы действий взрослого и детей на этапах освоения проектирования:
- ставим перед собой цель, выбираем тему, исходя из интересов и потребностей детей;
- вовлекаем дошкольников в решение проблемы (обозначаем «детскую» цель);
- намечаем план движения к цели (поддерживая интересы детей).
- обращаемся за рекомендациями к специалистам детского сада (творческий поиск);
- собираем информацию, материал с родителями и детьми;
- осуществляем проект через все виды деятельности детей;
- даём домашние задания родителям и детям;
- переходим к самостоятельным творческим работам (поиск материала, информации, поделки, выставки рисунков, альбомов)
- организуем презентацию проекта (праздники, развлечения, открытые занятия, акции, КВН);
Подводим итоги: выступаем на педагогическом совете, «круглом столе», проводим обобщение опыта.
К участию в проектах необходимо привлекать и родителей, с помощью которых идёт подбор материально-технической базы, проводиться анкетирование родителей, консультации, совместные мероприятия выставки.
Таким образом, благодаря использованию технологии проектной деятельности в работе с детьми по экологическому воспитанию решаются такие задачи как:
- развитие поисково-познавательной деятельности;
- формирование у дошкольников гуманного отношения к окружающему миру;
установление взаимопонимания и взаимоуважения между педагогом, родителями и детьми;
- развитие творчества, мышления, воображения, внимания;
- проектирование позволяет решать задачи воспитания и развития дошкольников, не перегружая их, создавая положительный эмоциональный настрой, формируя познавательный настрой.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Перспективное планирование работы по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста с учётом Федеральных Государственных Требований
Перспективное планирование работы по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста с учётом Федеральных Государственных Требований...
Технология проектной деятельности как эффективная форма работы по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста
Экологическое воспитание — это новое направление педагогики дошкольного детства, которое отличается от традиционно сложившегося ознакомления детей с природой и природоохранительной деятельности дошк...
«Технология проектной деятельности, как эффективная форма работы по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста»
Планирование проектной деятельности по экологии с детьми старшего дошкольного возраста...
Лепбук, как эффективная форма работы по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста.
Статья о эффективном применении дидактического пособия -лэпбука для систематизации и закрепления знаний детей....
Статья на тему: "Методы, формы и средства экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации"
quot;Методы, формы и средства экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации"...
Презентация к опыту работы тема: "Экологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста через игровую деятельность"
Задачи экологического воспитания:1. изучить теоретический материал по проблеме воспитания экологической культуры детей дошкольного возраста.2. развивать игровую деятельность в процессе воспитания экол...
«Лэпбук – как форма работы по патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста»
laquo;Лэпбук – как форма работы по патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста»...