«Лэпбук – как форма работы по патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста»
материал
«Лэпбук – как форма работы по патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
gaynutdinova_m.v._zmo.docx | 27.22 КБ |
Предварительный просмотр:
Гайнутдинова Марина Витальевна
Воспитатель, 1 квалификационная категория
МБДОУ Детский сад №30
Дидактическое пособие «Лэпбук» как средство формирования патриотического воспитания у детей старшего дошкольного возраста
(из опыта работы).
В условиях реализации нового Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС ДО) педагогу приходится искать новые средства обучения, которые соответствуют новым требованиям и целям обучения. Важным аспектом современного Российского образования является «научить учиться самому». Перед педагогом стоит задача научить ребёнка ставить перед собой цели и задачи, находить способы их решения, а главное находить нужную информацию для решения поставленного вопроса среди огромного множества источников информации. Одним из способов достижения этой цели образования на данном этапе развития является создание методического пособия «Лэпбук». В дословном переводе («лэп» — колено, «бук» — книга) лэпбук обозначает «наколенная книга».
«Лэпбук» - новейший способ организации учебной деятельности с дошкольниками. Это игра, творчество, познание и исследование нового, повторение и закрепление изученного, систематизация знаний и просто интересный вид совместной деятельности взрослого и ребенка. Патриотическое воспитание подрастающего поколения одна из самых актуальных задач нашего времени. Современные дети мало знают о родном городе, стране, особенностях народных традиций, часто равнодушны к близким людям, в том числе к товарищам по группе, редко сострадают чужому горю.
Лэпбук - одна из интересных форм организации материала. Потому, что рассматривая и выполняя различные задания, дети получают много интересной и познавательной информации, это отличный способ для повторения пройденного материала.
Для того чтобы доступно и интересно объяснить детям данного возраста о нашей родине, я изготовила дидактическое пособие Лэпбук - «Наша Родина Россия».
Цель данного пособия - воспитание у детей нравственно-патриотических чувств, любви к своей родине России. Лепбук или как еще его называют интерактивная папка - это самодельная бумажная книжка. Его можно использовать в групповой, подгрупповой и индивидуальной работе с детьми по патриотическому воспитанию.
Размер готового лэпбука - папка А4 в сложенном виде, обклеенная самоклеящейся бумагой под цвет государственного флага России. На задней части поместила карту России. На страницах папки имеются различные кармашки, в которых собрана информация по теме:
Портрет президента России.
Цель: закрепление знания о президенте нашей страны В.В Путина.
Государственный флаг России.
Цель: закрепляем знания о цвете и последовательности цветов флага, о значении каждого из них.
Задание: рассказать детям что обозначает каждый из цветов флага (белый это цвет мира, синий это вера и верность, красный цвет силы)
Гимн России.
Цель: развивать слуховое внимание и воспитание чувства патриотизма.
Герб России.
Цель: закрепляем знания о гербе России, и о том, что на нем изображено.
Задание: рассказать, что изображено и что означают главные элементы российского герба.
Дидактическая игра: «Сложи символику России из пазлов».
Цель: закрепить знания дошкольников о символике России (о гербе и флаге)
Задание: из разрезанных частей сложить символику нашей родины, рассказать, что они запомнили.
Карта Российской Федерации.
Цель: формировать знания детей о том, как выглядит наша страна.
Задание: рассказать и показать на карте столицу, и нашу малую родину Свердловскую область.
Пословицы и поговорки о Родине.
Цель: Знакомить с устным народным творчеством России.
Задание: рассказать, что у каждого народа есть фольклор и традиции, выучить с детьми пословицы и поговорку о родине.
Стихи и рассказы о Родине.
Цель: развивать внимание, память, учить внимательно, слушать литературные произведения о своей родине.
Задание: знакомить детей с произведениями о родине, заучить стихи.
Народы России.
Цель: познакомить детей с населением страны, и о том сколько разных национальностей проживает на территории России.
Задание: рассказать Россия – большая страна, кроме русских в ней живет много других народов, у каждого народа своя культура, традиции, язык, дома, одежда.
Раскраски «Народы России».
Цель: научить правильно, подбирать цвета к костюмам каждой национальности.
Задание: рассказать и показать детям что у каждого народа который проживает на территории страны есть свои национальные костюмы.
Картотека подвижных игр народов России.
Цель: формирование устойчивого, заинтересованного, уважительного
отношения к культуре родной страны.
Праздники России.
Цель: познакомить детей с главными праздниками нашей страны.
Задание: рассказать о том какие главные праздники есть в России (23 февраля, 8 марта, День Победы, День Весны и труда, День России)
Промыслы России.
Цель: познакомить детей с разнообразием промыслов России.
Задание: познакомить с географией народных промыслов России, историей их создания и художественной ценностью. Расширить знания об обычаях русского народа
Достопримечательности
Цель: познакомить детей с достопримечательностями России
Задание: познакомить с некоторыми достопримечательностями русских городов России.
Собранная по теме информация, охватывает все пять образовательных областей.
Лэпбук можно рассматривать как часть развивающей предметно пространственной среды в ДОУ и отвечает требованиям ФГОС ДО:
- Информативен (информация, которая содержится в лэпбуке, должна быть в первую очередь доступна ребёнку)
- Прочен (учитывая, что с ним будут заниматься дети, то он должен быть достаточно крепким, прочным)
- Эстетичность (лэпбук должен быть оформлена так, чтобы у ребёнка появилось желание взять его в руки и изучить)
- Вариативен (желательно иметь несколько вариантов использования каждой его части)
- Доступен (его структура и содержание доступно для детей дошкольного возраста). Взяв, лэпбук в руки, ребёнок должен самостоятельно выбрать, что ему интересно, как с этим обращаться. Минимум подписей. Никаких методических рекомендаций, больших текстов с описаниями, лишней информации.
- Пригоден к использованию одновременно группой детей (в том числе с участием взрослого как играющего партнёра).
Какое значение имеет лэпбук для педагога? Он способствует организации материала по изучаемой теме в рамках комплексно-тематического планирования; способствует оформлению результатов совместной проектной деятельности; способствует организации индивидуальной и самостоятельной работы с детьми. Создание лэпбука поможет закрепить и систематизировать изученный материал, а рассматривание папки в дальнейшем позволит быстро освежить в памяти пройденные темы.
В нашей книжке - раскладушке, которую мы создали совместно с детьми, поместилось много информации в очень привлекательной, интересной и красочной форме. Но каждый может сделать его по-своему усмотрению и поместить туда ту информацию, которая нужна в данный момент. И по мере изучения добавлять и усложнять информацию. Дети группы очень бережно относятся к продукту своего творчества и с гордостью рассказывают и показывают его.
Результат: Благодаря этой форме работы дошкольники узнали много нового и интересного о России, о своей малой родине, знают и с удовольствием читают наизусть стихи, рассуждают над смыслом поговорок и пословиц, знают достопримечательности России и своего родного города. Такая необычная подача материала обязательно привлечёт внимание ребёнка, и он ещё не раз возвратится к этой папке, чтобы полистать - поиграть в неё, а заодно, незаметно для себя самого, повторить пройденный материал.
Работа с лэпбука позволила мне разнообразить мою работу и повысить познавательный интерес к своей стране у детей и их родителей.
Практическая значимость: Данный материал может быть полезен
воспитателям детских садов, родителям.
Литература:
- Ветохина А.Я. Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста
- Микяева Н.А. Нравственно-патриотическое воспитание
- Носова Е.Ю. Использование тематической папки (лэпбук) в организации образовательной деятельности детей дошкольного возраста / Е.Ю. Носова, Т.В. Федорова // Продуктивное обучение: опыт и перспективы: материалы IX Международной научной конференции.
- Новикова Е.В. Лэпбук как средство обучения детей дошкольного возраста в условиях ФГОС [Электронный ресурс]
- Шаповалова С.Е. Лепбук своими руками для детского сада [Электронный ресурс].
- Интернет ресурсы
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технология проектной деятельности как эффективная форма работы по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста
Экологическое воспитание — это новое направление педагогики дошкольного детства, которое отличается от традиционно сложившегося ознакомления детей с природой и природоохранительной деятельности дошк...
Сообщение из опыта работы "Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста"
Практическая значимость, теоретическое обоснование, личный вклад...
«Технология проектной деятельности, как эффективная форма работы по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста»
Планирование проектной деятельности по экологии с детьми старшего дошкольного возраста...
План работы по патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста
Планирование по патриотическому воспитанию детей включает в себя:- Обобщение и систематизазию знаний детей о России;- формирование уважительного отношения к государственным символам;- развитие у детей...
Отчет о проделанной работе по патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста
Отчет о проделанной работе по патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста...
Опыт работы "Нравственно – патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста на основе русской культуры"
Тема патриотического воспитания на основе русской культуры очень важна для осознания любви к своей Родине, становления гражданина, патриота с активной жизненной позицией. Поэтому, работая над фо...