взаимодействие с родителями
консультация
Уважение к семье признается одним из приоритетов образования, т.е. семья из средства педагогического воздействия на ребенка превращается в его цель
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prav_regulir_sotrud_ou_i_semi.doc | 74 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ СОТРУДНИЧЕСТВА
ОУ И СЕМЬИ
Долгие годы наше государство принимало на себя всю полноту ответственности за воспитание, обучение и развитие детей.
Участие родителей в воспитательно-образовательном процессе образовательного учреждения в соответствии с этой законодательно закрепленной тенденцией также было ограниченным.
В настоящее время основные законы
Конституция Российской Федерации. 25 декабря 1993 г., с изменениями от 09 января 1996 г., 10 февраля 1996 г., 09 июня 2001 г.
Семейный Кодекс Российской федерации. Принят Государственной Думой 8 декабря 1995 г. В редакции Федеральных законов от 15 ноября 1997 г. № 140-ФЗ, от 27 июня 1998 г. № 94-ФЗ, от 02 января 2000 г. № 32-ФЗ.
Закон Российской Федерации Об образовании. В редакции, введенной в действие с 15 января 1996 г. Федеральным законом от 13 января 1996 г. № 12-ФЗ. С изменениями на 25 июня 2002 г.
и другие нормативные документы России
Концепция дошкольного воспитания. Одобрена решением коллегии Государственного комитета СССР по народному образованию16 июня 1989 г. № 7/1.
Приложение к письму Минобразования РФ от 30 марта 1994 г. № 212/19-12 О направлении пакета образцов документов, реализующих Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении в Российской Федерации.
Постановление Правительства РФ от 1 июля 1995 г. № 677 Об утверждении типового положения о дошкольном образовательном учреждении. С изменениями от 14 февраля 1997 г., 23 декабря 2002 г.
приведены в соответствие с нормами международного права
Всеобщая декларация прав человека. Организация Объединенных Наций. 10 декабря 1948 г.
Декларация прав ребенка. Провозглашена резолюцией 1386 (ХIV) Генеральной Ассамблеи от 20 ноября 1959 г.
Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах. Принят резолюцией 2200 А (XXI) Генеральной Ассамблеи от 16 декабря 1966 г. Вступил в силу 3 января 1976 г.
Международный пакт о гражданских и политических правах. Принят резолюцией 2200 А (XXI) Генеральной Ассамблеи от 16 декабря 1966 г. Вступил в силу 23 марта 1976 г.
Конвенция о правах ребенка. Принята и открыта для подписания, ратификации и присоединения резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи ООН от 20 ноября 1989 г. Вступила в силу 2 сентября 1990 г. Ратифицирована Верховным Советом СССР 13 июля 1990 г. Вступила в силу для СССР 15 сентября 1990 г.
Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей. Всемирная встреча на высшем уровне в интересах детей состоялась в Организации Объединенных Наций, в г. Нью - Йорке 30 сентября 1990 г., согласно которым воспитание, образование и развитие ребенка является правом и обязанностью родителей.
Пересмотр подходов к взаимодействию ОУ с семьей особенно актуален в современных условиях снижения доли государства в финансировании образовательных учреждений, формирования социального заказа на образовательные услуги, вариативности программно-методического обеспечения. Это требует от педагогов постоянного повышения своей правовой компетентности в вопросах взаимодействия с родителями.
Приведенный в этом разделе анализ нормативно-правовых документов разного уровня позволит педагогам разграничить роль, права, обязанности и ответственность семьи и ОУ в воспитании, обучении и развитии ребенка.
Роль родителей в воспитании ребенка, родительские обязанности и ответственность за их выполнение связаны с соблюдением прав ребенка: «расти на попечении и под ответственностью своих родителей» в атмосфере любви, понимания, моральной и материальной обеспеченности (Декларация прав ребенка, принцип 6).
Родители несут преимущественную ответственность за воспитание, обучение и развитие ребенка, основанные на принципе наилучшего обеспечения его интересов (Декларация прав ребенка, принцип 7; Конвенция о правах ребенка, ст. 18.1).
Родители при этом «несут ответственность за воспитание и развитие своих детей» (Семейный кодекс РФ, ст. 63.1)
и должны решать все вопросы, касающиеся воспитания и образования детей, исходя из их интересов (Семейный кодекс РФ, ст. 65.2).
В полном соответствии с нормами международного права Конституцией РФ утверждается равная обязанность родителей заботиться о детях (ст. 38.2),
а Семейный кодекс РФ говорит об обязанности супругов заботиться не только о благосостоянии, но и о развитии своих детей (ст. 31.3).
Декларация прав ребенка (принцип 2), Семейный кодекс РФ (ст. 63.1) и Закон РФ Об образовании (ст. 18.1) указывают на обязанность родителей обеспечить возможности и благоприятные условия для всестороннего воспитания и развития ребенка: физического и психического, духовного и нравственного.
Однако забота о детях и их воспитании является не только обязанностью родителей, но и их преимущественным перед другими лицами правом (Конституция РФ, ст. 38.2; Семейный кодекс РФ, ст. 63.1; Закон РФ Об образовании, ст. 18.1).
Это право реализуется родителями совместно, по взаимному согласию, исходя из принципа равенства между ними (Семейный кодекс РФ, ст. 31.2).
При наличии разногласий по вопросам воспитания и образования детей родители (или один из них) вправе обратиться за их разрешением в орган опеки и попечительства или суд (Семейный кодекс РФ, ст. 65.2).
Согласно ст. 26 Всеобщей декларации прав человека, «родители имеют право приоритета в выборе вида образования для своих малолетних детей»: общественного или семейного.
Семейный кодекс РФ (ст. 63.2) и Закон РФ Об образовании (ст. 52.1) утверждают право родителей на выбор формы обучения и образовательного учреждения.
Родители, прежде всего, обязаны выполнять устав образовательного учреждения (Закон РФ Об образовании, ст. 52.3).
В Примерном уставе дошкольного образовательного учреждения в РФ в качестве других (помимо выполнения устава) обязанностей родителей перечисляются:
- соблюдение условий договора между ДОУ и родителями;
- оказание ДОУ посильной помощи в реализации его уставных задач;
- внесение платы за содержание ребенка в ДОУ в установленном для конкретной семьи размере в определенный срок.
Примерный договор между ДОУ и родителями … ребенка, посещающего ДОУ в РФ к указанному списку обязанностей родителей добавляет следующие:
лично передавать и забирать ребенка у воспитателя, не передоверяя ребенка лицам, не достигшим 16-летнего возраста (или иные условия);
приводить ребенка в ДОУ в опрятном виде, чистой одежде и обуви (иные требования ДОУ с учетом местных, сезонных условий, а также возрастных, индивидуальных особенностей ребенка);
информировать ДОУ о предстоящем отсутствии ребенка, его болезни;
взаимодействовать с ДОУ по всем направлениям воспитания и обучения ребенка.
В данном документе также уточняется в реализации каких уставных задач и какую конкретно посильную помощь могут оказать родители.
По Закону РФ Об образовании (ст. 52.1), родители помимо права «выбирать формы обучения, образовательные учреждения» имеют право «защищать законные интересы ребенка, принимать участие в управлении образовательным учреждением».
Последние из перечисленных прав зафиксированы также в Примерном уставе ДОУ в РФ (п. 4.4) и Примерном договоре между ДОУ и родителями … ребенка, посещающего ДОУ в РФ (п.п. 4.1).
Согласно вышеперечисленным документам, участие в управлении образовательным учреждением выражается
в наличии у родителей права совещательного голоса на Совете педагогов ДОУ;
в возможности вносить предложения по улучшению работы с детьми, в том числе по организации дополнительных (платных) образовательных и медицинских услуг;
в заслушивании отчетов заведующего ДОУ и педагогов о работе с детьми.
Право родителей на защиту законных прав и интересов ребенка в данных документах не раскрывается.
По нашему мнению, его реализация связана как с принятием участия в управлении образовательным учреждением, так и с рядом других прав родителей, перечисленных в Примерном уставе ДОУ в РФ (п. 4.4, п. 2.11) и Примерном договоре между ДОУ и родителями … ребенка, посещающего ДОУ в РФ (п.п. 4.1), а именно:
выбирать образовательную программу из числа используемых в работе с детьми в ДОУ;
выбирать педагога для работы с ребенком при наличии соответствующих условий в ДОУ;
выбирать виды дополнительных услуг ДОУ;
присутствовать в группе, которую посещает ребенок, на условиях, определенных договором между ДОУ и родителями;
находиться с ребенком в ДОУ в период его адаптации в течение определенного сторонами количества дней и часов, в определенных сторонами случаях;
определять в Договоре между ДОУ и родителями индивидуальный график посещения ребенком ДОУ.
Родители имеют право
ходатайствовать перед ДОУ об отсрочке платежей за содержание ребенка в ДОУ, за дополнительные услуги не позднее, чем определенное сторонами количество дней до установленных сроков платы;
требовать выполнения Устава ДОУ и Договора между ДОУ и родителями ребенка;
досрочно расторгать последний при условии предварительного уведомления об этом ДОУ за определенное сторонами количество дней (Примерный устав ДОУ в РФ, п. 4.4; Примерный договор между ДОУ и родителями … ребенка, посещающего ДОУ в РФ (п.п. 4.1).
Роль, обязанности и ответственность ОУ при взаимодействии с родителями основываются на признании статьи 10 пункта 1 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах, согласно которому «семье … должны предоставляться … помощь … пока на ее ответственности лежит забота о несамостоятельных детях и их воспитании».
Статья 18 пункт 2 Конвенции ООН о правах ребенка подтверждает необходимость оказания помощи семьям «в выполнении ими своих обязанностей по воспитанию детей».
Именно с этой целью государства-участники «обеспечивают развитие сети детских учреждений», одновременно обеспечивая право детей, родители которых работают, «пользоваться предназначенными для них службами и учреждениями по уходу за детьми» (Конвенции ООН о правах ребенка, ст. 18.2, 18.3).
Однако оказание такой помощи основано на уважении
свободы родителей выбирать не только учрежденные государственными властями образовательные учреждения, но и другие, отвечающие минимуму требований для образования, установленному государством (Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах, ст. 13.3);
свободы родителей обеспечивать религиозное и нравственное воспитание своих детей в соответствии со своими собственными убеждениями (Международный пакт о гражданских и политических правах, ст. 18.4; Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах, ст. 13.3).
В РФ в соответствии с международными документами «для воспитания детей дошкольного возраста, охраны и укрепления их физического и психического здоровья, развития индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений развития этих детей в помощь семье действует сеть дошкольных образовательных учреждений» (Закон РФ Об образовании, ст. 18.3).
Еще в 1989 году Концепцией дошкольного воспитания было определено, что «семья и детский сад … связаны формой преемственности, что обеспечивает непрерывность воспитания и обучения детей». Общей задачей детского сада и начальной школы в этом документе названо сотрудничество педагога и родителей.
Отражение идей Концепции дошкольного воспитания по вопросу взаимодействия ДОУ и семьи мы находим в Типовом положении о дошкольном образовательном учреждении (п. 4), согласно которому одной из основных задач ДОУ является «взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития ребенка».
При этом «детский сад может и должен стать центром перестройки всей педагогической практики в стране. … Это подготовит необходимый шаг и для реформы семейного воспитания» (11).
В Законе РФ Об образовании (ст. 18.4) и в Типовом положении о дошкольном образовательном учреждении (п. 30) указывается, что взаимоотношения между ДОУ и родителями регулируются договором, согласующимся с Уставом ДОУ и включающим в себя взаимные права, обязанности и ответственность сторон, возникающие в процессе обучения, воспитания, присмотра и ухода.
Примерный устав ДОУ в РФ (п. 4.7) определяет сотрудничество с семьей по вопросам воспитания и обучения ребенка как обязанность педагога ДОУ.
В Примерном договоре между ДОУ и родителями ребенка, посещающего ДОУ в РФ (п.п. 1.13) подтверждается, что ДОУ обязуется «оказывать квалифицированную помощь «Родителю» в воспитании и обучении ребенка, коррекции имеющихся отклонений в его развитии».
Кроме этого Примерный договор между ДОУ и родителями ребенка, посещающего ДОУ в РФ определяет следующие обязанности и права ДОУ при взаимодействии с родителями:
Обязанности ДОУ | Права ДОУ |
устанавливать график посещения ребенком ДОУ (дни недели, время пребывания, выходные и праздничные дни) (п.п. 1.9) | предоставлять «Родителю» отсрочку платежей за содержание ребенка в ДОУ по его ходатайству (п.п. 3.2) |
определять условия сохранения места за ребенком в случае отпуска и временного отсутствия «Родителя» по уважительным причинам, а также в летний период и иных случаях (п.п. 1.10) | вносить предложения по совершенствованию воспитания ребенка в семье (п.п. 3.3) |
разрешать «Родителю» находиться в группе вместе с ребенком (п.п. 1.11) | расторгнуть настоящий договор досрочно при систематическом невыполнении «Родителем» своих обязательств, уведомив «Родителя» об этом за установленный сторонами срок (п.п. 3.4) |
На основании Закона РФ Об образовании (ст. 15.7) «родителям … несовершеннолетних … воспитанников должна быть обеспечена возможность ознакомления с ходом и содержанием образовательного процесса …».
В соответствии с Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении (п. 29) «при приеме детей ДОУ обязано ознакомить родителей с уставом учреждения и другими документами, регламентирующими организацию образовательного процесса».
С этой целью «в образовательных учреждениях … вывешиваются
тексты уставов,
правил внутреннего трудового распорядка … ;
списки органов государственной власти, органов местного самоуправления и их должностных лиц (с указанием способов связи с ними) по месту нахождения указанных образовательных … учреждений, осуществляющих контроль и надзор за соблюдением, обеспечением и защитой прав ребенка» (ФЗ Об основных гарантиях прав ребенка в РФ (ст. 9).
Таким образом, знание нормативно-правовых документов международного и федерального уровня, конкретного образовательного учреждения позволит педагогу юридически грамотно построить отношения с семьей и образовательный процесс в ДОУ с учетом защиты прав ребенка, а также прав и обязанностей родителей и педагогов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Взаимодействие с семьей (памятка для воспитателей). Взаимодействие с семьей Мы, педагоги часто задумываемся над многими вопросами о взаимодействии с родителями: • «Как найти подход к молодым современным родителям наших воспитанников»? • «Как п
Взаимодействие с семьейМы, педагоги часто задумываемся над многими вопросами о взаимодействии с родителями:·«Как найти подход к молодым современны...
«Информационная газета как средство взаимодействия с родителями» Взаимодействие с родителями по профилактике детского дорожного травматизма.
Данная работа посвящена важной и актуальной теме – безопасности ребенка.Донести до родителей важность данной работы помогают не только консультации, родительские собрания и прочие формы непосредственн...
Буклет" Эффективные формы взаимодействия с родителям: форма сетевого взаимодействия в социальных сетях"
Всем известно, что взаимодействие педагогов детского сада с родителями – достаточно сложный процесс, и семья должна быть равноправной его стороной. Основную роль в работе с родителями практически во в...
выступление на педсовете : "Формы взаимодействия ДОУ и семьи, изменение форм взаимодействия с родителями в соответствии с требованиями ФГОС"
quot;Формы взаимодействия ДОУ и семьи, изменение форм взаимодействия с родителями в соответствии с требованиями ФГОС"...
ОРГАНИЗАЦИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С СОЦИАЛЬНЫМИ ПАРТНЕРАМИ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ НА ПРИМЕРЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С РОДИТЕЛЯМИ ВОСПИТАННИКОВ.
Успешное взаимодействие возможно лишь в том случае, если детский сад знаком с воспитательными возможностями семьи ребёнка, а семья имеет представление о дошкольном учреждении, которому доверяет воспит...
Организация работы по взаимодействию между группой кратковременного пребывания и 1 младшей группой. Взаимодействие с родителями
Адаптация ребенка к детскому саду – это и процесс, и результат согласования ребенка с окружающим его миром дошкольного образовательного учреждения, приспособление к новой обс...