Интернет - зависимость детей
консультация
12.01.2024
Данный материал поможет родителям понять причины возникновения интернет зависимости и поможет найти способы для избавления от нее.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_kak_spravitsya_s_internet_zavisimostyu.docx | 83.14 КБ |
Предварительный просмотр:
Педагог – психолог Падалица Е.С.
ПОЧЕМУ У РЕБЕНКА ВОЗНИКАЕТ ИНТЕРНЕТ-ЗАВИСИМОСТЬ?
Интернет является простым и доступным источником получения информации (причем, самого разнообразного спектра). При этом для того, чтобы эту информацию достать, не нужно прилагать практически никаких усилий. а это очень привлекает детей разного возраста.
Интернет вызывает иллюзию "возможности невозможного". Хочешь следить за жизнью знаменитостей, и даже общаться с ними - пожалуйста. Хочешь быстро сменить имидж - пожалуйста. Хочешь казаться более взрослым - пожалуйста. Там ребенок себя ощущает тем, кем он хочет быть, но не может в реальной жизни по различным причинам.
"Воронка" из бесконечных ссылок и переходов, которая затягивают не только детей, но и взрослых. Знакома ситуация, когда нужно посмотреть какую-то информацию, заходишь в интернет и проводишь там вместо запланированных 5 минут гораздо больше времени, "благодаря" различным "полезным", бесконечно всплывающим ссылкам? Благодаря этой воронке и возникает потеря контроля над временем, проведенным в интернете. ("Сейчас только вот это посмотрю и выйду", а потом еще полезная ссылка и ещё, и ещё и так до бесконечности).
Интернет многофункционален. В сети можно общаться, знакомиться, узнавать полезную и бесполезную информацию, смотреть видео, учиться, слушать музыку, то есть интернет может легко удовлетворить практически все потребности ребенка.
"У меня все друзья в интернете!". Для подростков общение со сверстниками является ведущей деятельностью. Сейчас подростки большую часть времени общаются не в реальном пространстве, а в виртуальном (социальные сети, мессенджеры и т.д.). Причем, далеко не обязательно, что это школьные друзья. Возможности интернета таковы, что "география дружбы" значительно расширилась и практически не имеет границ. Чтобы удовлетворить свою потребность в этом общении, подростку приходится много времени проводить в интернете.
Какие признаки в поведении ребенка могут «говорить» о формирующейся у него интернет-зависимости?
он потерял контроль над временем пребывания в интернет-сетях, то есть он может просидеть там с утра и до вечера, не отрываясь. Никаких других важных дел отныне для него не существует;
блокирование доступа в интернет вызывает сильнейшие негативные эмоции. Если родитель пытается забрать у него телефон или выключить компьютер, незамедлительно следует негативная эмоциональная реакция, которая нередко может доходит до истерики с плачем, криком, разнообразными двигательными реакциями. То есть в этот момент доступ к интернету и источнику выхода в него является самой важной целью для ребенка.
потеря чувства реальности. Другими словами, виртуальная жизнь начинает вытеснять реальную. Доходит до того, что ребенок, например, проводя время в интернете, может долго не есть и не чувствовать при этом чувства голода. Настолько поглощают его сети. То, что раньше интересовало его (реальные увлечения) вытесняется и он становится к ним равнодушен. Всё внимание и интересы ребенка смещаются полностью в виртуальную сферу.
КАК СПРАВИТЬСЯ С ИНТЕРНЕТ-ЗАВИСИМОСТЬЮ РЕБЕНКА?
На наш вопрос «Актуальна ли для Вас проблема интернет-зависимости ребенка?» 65% родителей ответили: «Да». Давайте вместе попробуем разобраться, с чего начинать, что делать родителям, если ребенок всё больше и больше становится зависим от интернет-пространства.
Необходимо понять причины интернет зависимости: нет ли у ребенка конфликтов со сверстниками, неудач в учёбе, не находится ли он в какой-либо стрессовой ситуации. Уход в виртуальный мир (это касается любой зависимости) зачастую связан с потребностью человека уйти от проблем в реальном мире.
Как это сделать? Поговорить с ребенком, используя Я-сообщения. Например, «Я переживаю за тебя, т.к. вижу, что ты много времени проводишь за компьютером. Для меня это означает, что, возможно, в твоей жизни происходят какие-то негативные события, из-за которых ты закрываешься в себе. Поделись со мной своими переживаниями, вместе мы с ними справимся».
Предложите ребенку альтернативу компьютерным играм и зависанию в соцсетях. Ребенок чаще впадает в зависимость, если при наличии свободного времени он не знает, чем себя в это время занять. Как это сделать? Понаблюдайте за ребенком, что ему нравится делать, в каких делах он успешен. Поговорите с ребенком о том, что бы он хотел изменить в своей жизни, о том, чего ему не хватает, о возможных кружках и секциях. В этом разговоре помогут Я-сообщения и методы активного слушания. Предложите ребенку провести время вместе (поход в кино, совместные занятия спортом, прогулки и т.д. - есть масса вариантов).
Изменение тактики общения с ребенком. Проанализируйте свое поведение, ваши отношения с ребенком, стиль воспитания. Сколько времени вы проводите вместе с ребенком? Когда в последний раз вы разговаривали с ним «по душам»? Как часто вы интересуетесь его жизнью и делами? Задумайтесь, а какими видит ваши отношения ваш ребенок.
Как это сделать:
Чаще начинайте свои фразы, обращенные к ребенку со слов: «Я вижу...», «Я слышу...», «Я чувствую...». Чаще спрашивайте у ребенка о его чувствах и переживаниях. Например, «Я вижу, что у тебя не очень хорошее настроение. Поделись, что ты сейчас чувствуешь, что случилось». Фразы типа: «Ты постоянно сидишь в интернете, лучше бы двойки исправил», «Сколько можно смотреть эти дурацкие видео? Когда ты уже делом займешься?» и т.п. заменить на примерно такие: «Я вижу, что ты часто смотришь эти видео. Расскажи мне о них, чем они тебя привлекают».
Говорите о том, что вам не нравится. Если вам не нравятся игры, в которые играют дети и передачи, которые они смотрят, скажите им об этом. НО! Избегайте при этом проповедей, нравоучений и запретов. Например: «Я обеспокоена тем, что ты играешь в игры, где одни герои причиняют боль другим. Я боюсь, что у тебя сложится такое представление, что прав тот, кто сильнее. Давай поговорим на эту тему. Мне очень важно услышать твое мнение».
Договоритесь с ребенком о временных границах. Но, конечно, это не должно быть в форме угроз или запретов. Вы с ребенком должны мирно прийти к единому мнению о времени, проведенном в интернете. В последующем нужно придерживаться этой договоренности и напоминать ребенку о ней, например так: «Я вижу, что ты еще «сидишь» в интернете, хотя на часах уже 23.00. Ты помнишь о нашей договоренности? Мне бы очень хотелось, чтобы ты выспался и утром встал и пошел в школу в хорошем настроении. Поэтому сейчас у тебя есть 5 минут, чтобы завершить всё, что ты не завершил в интернете и лечь в кровать. Через пять минут я еще раз загляну к тебе».
Общие рекомендации: 1. Определите на семейном совете зону в доме, свободную от гаджетов. Например, это может быть кухня и во время еды все гаджеты убираются. Но здесь важно, чтобы все члены семьи соблюдали это правило! 2. Введите семейные традиции (совместное приготовление вкусного ужина в выходные, час настольных игр и т.п.). Это очень поможет членам семьи выстроить доверительные отношения, сблизиться и отвлечься от гаджетов.
Рекомендуем почитать: Ю.Б. Гиппенрейтер «Общаться с ребенком. Как?"
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Памятка "Проблема игровой зависимости в интернете у детей и подростков"
Стадии психологической зависимости от компьютерных игр: 1. Стадия увлечения на фоне освоения. После того, как подросток один или несколько раз поиграл в ролевую компьютерную игру...
Буклет "Проблема игровой зависимости в интернете у детей и подростков"
Многие электронные игры подразумевают не только решение логических задач, но и определенную эмоциональную нагрузку, а также влияют на формирование личности ребенка. Электронные игры значительно ...
Памятка для родителей Преодоление и профилактика интернет – зависимостей у детей:
Памятка для родителей :Преодоление и профилактика интернет – зависимостей у детей...
рабочая программа по кружковой деятельности детей"букашки из бумажки" от 2-ой младшей группы,презентация о интернет зависимости детей от 6лет,проект по дымке для детей от 3-х лет
Рабочая программа по изодеятельности для детей от 3-х лет,разработана и составлена на весь год возможны вариации и использование этого материала в изо деятельности детей в ДОУ....
Нехимические зависимости. Интернет зависимость у детей
Симптомы Интернет -зависимости проявляются в том, что ребенок ведет себя тихо в ожидании подключения...
Проблемы интернет-зависимости детей старшего дошкольного возраста
Компьютер и другие информационные устройства — например, мобильный телефон, планшет — уже давно стали частью жизни современного человека. К Всемирной паутине мы обращаемся в поисках информ...
Методическая разработка "Использование информационно - коммуникационных технологий для социального проектирования ДОУ по профилактической работе интернет зависимости детей с ТНР"
Использование информационно – коммуникативных технологий (ИКТ) в ДОУ дает возможность доступа к различным информационным источникам и инструментам совместной деятельности, направленным на получе...