Проблемы интернет-зависимости детей старшего дошкольного возраста
презентация к уроку (старшая группа) на тему
Компьютер и другие информационные устройства — например, мобильный телефон, планшет — уже давно стали частью жизни современного человека. К Всемирной паутине мы обращаемся в поисках информации и организуя свой досуг. Много полезного и интересного в Интернете находят не только взрослые, но и дети.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
problema_internet.docx | 28.21 КБ |
Предварительный просмотр:
Проблема интернет-зависимости у детей
старшего дошкольного возраста.
Компьютер и другие информационные устройства — например, мобильный телефон, планшет — уже давно стали частью жизни современного человека. К Всемирной паутине мы обращаемся в поисках информации и организуя свой досуг. Много полезного и интересного в Интернете находят не только взрослые, но и дети.
Интернет – это обширная, разветвленная сеть, объединяющая компьютеры, расположенные в самых разнообразных точках Земли. Эти технические средства значительно изменили всю социальную среду. С одной стороны, это позволило упростить жизнь современному человеку, в том числе и ребёнку. С другой стороны, появилось немало новых проблем, среди которых - компьютерная и интернет – зависимость детей.
Слово «зависимость» означает — навязчивую потребность, ощущаемую человеком и подвигающую его к определенной деятельности; нехимическая зависимость — аддикция. Аддикация – формирование стремления человека к уходу от реальности путем искусственного изменения своего психического состояния посредством приема некоторых веществ или постоянной фиксацией внимания на определенных видах деятельности с целью развития и поддержания интенсивных эмоций.
Интернет-зависимость — психическое расстройство: навязчивое желание подключиться к Интернету и болезненная неспособность вовремя отключиться от него.
Игровая зависимость — предполагаемая форма психологической зависимости, проявляющаяся в навязчивом увлечении компьютерными играми или азартными играми.
Поведенчески интернет-зависимость проявляется в том, что люди настолько предпочитают жизнь в интернете, что фактически начинают отказываться от своей "реальной" жизни, проводя до 18 часов в день в виртуальной реальности. Другое определение интернет - зависимости - это "навязчивое желание войти в Интернет, находясь off-line, и неспособность выйти из Интернет, будучи on-line".
Это касается взрослых людей, то о чем говорят громко и везде. Но мы сегодня остановимся на старшем дошкольном возрасте. В этом возрасте мы можем заметить непреодолимое желание бесконечно смотреть мультики, играть в бесконечные игры на всевозможных гаджетах и в итоге уход ребенка от реального, живого общения.
Сюда же хотим отнести и зависимость просмотра мультфильмов. Просмотр мультфильмов в настоящее время стал наиболее распространённым занятием детей, начиная с раннего возраста. По данным социологов (В.С. Собкин, К.В. Скобельцина, А.И. Иванова, 2013 г.), от 20 до 40% всего свободного времени ребенок-дошкольник проводит у экрана телевизора (а чаще компьютера), при этом преимущественно дети заняты просмотром мультфильмов. Часто просмотры мультфильмов касаются и дошкольных учреждений, в группах которых имеются телевизоры (некоторые педагоги злоупотребляют этим).
Взрослые должны регулировать не только качество, но и объёмы видеоинформации. Разработаны специальные нормы просмотра телевидения и мультфильмов по требованиям Всемирной организации здоровья:
1. До 3-х лет не рекомендуется допускать детей к просмотру любой видеопродукции.
2. Детям дошкольного возраста (от 3 до 7 лет) рекомендуется не более 30 минут в день.
Основные признаки того, что этот видеоматериал детям смотреть не стоит:
1. Если герои мультфильма агрессивные и жестокие;
2. Герои нереалистичны и демонстрируют физическую неуязвимость;
3. Герои не занимаются никакой созидательной и полезной деятельностью;
4. В содержании не заложен морально-нравственный аспект.
Классификация интернет-зависимости:
- Навязчивый веб-серфинг (информационная перегрузка) — бесконечные путешествия по Всемирной паутине, поиск информации.
- Пристрастие к виртуальному общению и виртуальным знакомствам — большие объёмы переписки, постоянное участие в чатах, веб-форумах, избыточность знакомых и друзей в Сети.
- Игровая зависимость — навязчивое увлечение компьютерными играми по сети.
- Навязчивая финансовая потребность — игра по сети в азартные игры, ненужные покупки в интернет-магазинах или постоянные участия в интернет-аукционах.
- Пристрастие к просмотру фильмов через Интернет.
- Киберсексуальная зависимость — навязчивое влечение к посещению порносайтов и занятию киберсексом.
А теперь мы перейдем к конкретному материалу.
Признаки компьютерной зависимости у детей:
- ребенок уже с утра начинает просить мультики или компьютер
- ребенок приходит с детского сада и первым делом садится перед телевизором или включает компьютер (планшет)
- непонятный эмоциональный подъем, который резко сменяется дурным настроением.
Факторы риска компьютерной зависимости:
- отсутствие или недостаток общения и теплых эмоциональных отношений в семье, замена (подмена) родительского внимания
- отсутствие у ребенка серьезных увлечений
- неумение ребенка налаживать желательные контакты.
- желание ребенка быть «как все» его сверстники
-недостаток времени родителей на разговоры, на игры, на занятия
-не умение ясно и чётко устанавливать запреты, правила и ограничения для ребёнка.
Какой ребенок больше подвержен риску компьютерной зависимости?
- тот, у которого уровень интеллекта выше среднего;
- дети, склонные к быстрому «впитыванию» всего нового;
- когда ребёнок начинает использовать компьютер в раннем детстве (6 и младше)
- когда у ребёнка есть неограниченный доступ к компьютеру, планшету и т.д. Часто все эти приспособления находятся в комнате ребенка, и дети могут в свободном доступе включать и даже играть ночами. Поэтому необходимо изымать все эти приспособления из комнаты ребёнка, чтоб контролировать время игры или ставить специальные программы-ограничители времени игры ребёнка за компьютером;
- родители сами много времени проводят за компьютером, выступая для ребёнка ролевыми моделями, если родитель часто играет, или просто бродит по интернету, то сложно ожидать от ребёнка другого поведения (впитывают, как губки)
- когда у ребёнка не очень хорошо складываются отношения со сверстниками или когда у него нет друзей.
- дети из состоятельных семей, с уровнем дохода выше среднего и высоким, у таких детей родители могут позволить купить ребёнку новые гаджеты, дорогие приставки, оплачивать онлай-игры. Иногда это служит замещение родительского внимания, любви.
Обнаружив зависимых детей в дошкольных учреждениях, педагог-психолог должен построить правильную работу с родителями воспитанников. Наша задача напомнить и научить родителей правильно общаться с детьми дома. Об этом писала Юлия Борисовна Гиппенрейтер в книге «Общаться с ребенком. Как?». Книга нацелена на гармонизацию взаимоотношений в семье, ведь стиль общения с родителями сказывается на будущем их ребенка!
Давайте вспомним особенности старшего дошкольного возраста.
Можно выделить основные направления в развитии эмоциональной сферы старших дошкольников:
- усложняется содержание эмоциональной сферы, импрессивная сторона эмоций и чувств;
- формируется общий эмоциональный фон психической жизни ребенка.
Характерной особенностью данного возрастного периода является также постепенное зарождение истинно мотивационных форм поведения. Следует отметить, что ведущими факторами развития ребенка являются: общий интерес ребенка направляется на сферу взаимоотношений между людьми, общение со взрослыми и сверстниками; игра как специфический вид деятельности для данного возраста. Более четко дифференцируется оценка представления ребенка о Я-реальном и Я-идеальном.
Ведущая деятельность – игра, сюжетно-ролевая игра.
Рекомендации педагога-психолога для родителей
Как объяснить ребёнку, что играть вредно?
Не нужно убеждать Вашего ребёнка в том, что играть вредно или что у него проблемы. Нет практически таких слов, фраз и аргументов, которые убедят вашего ребёнка.
Дети, у которых уже сформировалась зависимость, будут особенно всячески
отрицать вред компьютерных игр и занятий и недооценивать последствия.
Играем вместе
- Игры на логику память и внимание, Игры: «Эрудит», «Морской бой»
- Разные настольные игры.
- Наборы для творчества.
- Организуйте поездки в музеи, театры, кино.
- Предложите ребёнку приглашать в гости друзей.
- Актёрское мастерство, рисование, айкидо и другие кружки.
10 золотых правил для родителей.
1) Всегда ежедневно находите время для того, чтобы провести время с
вашим ребёнком, поговорить с ним «по душам», быть в курсе того, что его
беспокоит и волнует. Вникайте в его душевный и эмоциональный мир. Старайтесь его понять. Будьте не только воспитателем и учителем, но и другом. Самое ценное, что Вы можете подарить вашему ребёнку – это ваше время.
2) Будьте уверены, что свободное время вашего ребёнка заполнено
кружками, секциями и разными интересными занятиями.
3) Включайте Вашего ребёнка в семейные дела. Давайте ему поручения,
просите о помощи по дому. Советуйтесь с ним, спрашивайте его мнение.
Ребенку важно чувствовать себя частью семейной системы, чувствовать себя
причастным, чувствовать, что он тоже принимает участие в жизни семьи.
4) Чётко сформулируйте правила использования компьютера для ребенка, по
каким дням, в какое время, сколько по времени он может использовать
компьютер. Запишите эти правила.
5) Сформулируйте негативные последствия, с которыми столкнётся ребёнок,
если будет нарушать эти правила. Они должны быть чёткими и конкретными.
6) Обсудите эти правила со всеми членами семьи, которые принимают
участие в воспитании ребёнка. Заручитесь их поддержкой. Распечатайте для
них копию этих правил.
7)Установите на компьютере программы, позволяющие осуществлять
родительский контроль и ограничения использования компьютера и
интернета.
8) Обязательно следите за выполнением тех правил, о которых вы
договорились. Будьте уверены, что у ребёнка нет свободного доступа к
компьютеру тогда, когда Вас нет дома и так же ночью.
9) Поговорите с ребёнком и подробно расскажите ему о правилах
использования компьютера. Будьте уверены, что обсудили с ним каждый
пункт. Уточните, всё ли ему понятно.
10) Всегда будьте в курсе того, чем занимается за компьютером ваш ребёнок
и, если Вы считаете какие-то игры или сайты неприемлемыми и
вредоносными, запретите или блокируйте их.
Можно предложить тест на компьютерную зависимость как для детей, так и для родителей.
Вот такой совсем простой тест на компьютерную зависимость поможет вам выявить проблему. Часто родителям трудно признать существование проблемы у их ребенка. Но даже если родители проблему не признают, это не значит, что ее нет, она сама по себе не исчезнет. Пускать на самотек ситуацию никак нельзя, последствия могут быть весьма плачевны. (пример)
Заполните свободное время ребёнка:
Мастер-класс.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План работы с родителями по проблеме агрессивного поведения детей старшего дошкольного возраста.
План работы с родителями по проблеме агрессивного поведения детей старшего дошкольного возраста....
Проблема литературного образования детей старшего дошкольного возраста.
Проблема литературного образования детей старшего дошкольного возраста. Вопросы приобщения дошкольников к художественной литературе занимает важное место в современной отечественной п...
статья Психолого-педагогические основы проблемы творческого развития детей старшего дошкольного возраста
В статье раскрыты психолого-педагогические основы творческого развития детей старшего дошкольного возраста...
Статья "Проблема психологической готовности детей старшего дошкольного возраста к школьному обучению"
Проблеме готовности к школьному обучению посвящено много публикаций и книг. Но данный вопрос до сих пор остаётся актуальным — нет единой точки зрения. По сути, мы имеем дело с казусом: если есть...
"Анализ проблемы математического развития детей старшего дошкольного возраста".
В педагогической, психологической литературе можно встретить различные определения понятия математического развития дошкольников....
Родительское собрание «Особенности и проблемы речевого развития детей старшего дошкольного возраста»
Цель: привлечь внимание родителей к проблеме речевого развития детей в современных условиях. Ход собрания - Добрый вечер, уважаемые родители! Мы рады всех вас сегодня видеть на нашем родител...
Конспект родительского собрания в старшей группе на тему "Возрастные особенности и проблемы речевого развития детей старшего дошкольного возраста"
В данном конспекте родительского собрания затрагивается очень актуальная тема развития речи детей старшего дошкольного возраста. Каждый родитель хочет, чтобы его ребенок правильно и граммотно. Э...