Родительский всеобуч "Адаптация ребенка и семьи к условиям ДОУ"
методическая разработка

Цель: повышение родительской компетентности в области развития и воспитания детей младшего дошкольного возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл adaptatsiya_k_dou.docx31.42 КБ

Предварительный просмотр:

Родительский всеобуч « Адаптация ребенка и семьи к детскому саду».

Цель: повышение родительской компетентности в области развития и воспитания детей дошкольного возраста

Что же такое адаптация? (Адаптация - это приспособление или привыкание организма к новой обстановке.)

В чем заключаются трудности в адаптации детей дошкольного возраста к условиям ДОУ?

  1. Несоответствие организации двух режимов: домашнего и группового;
  2. Неумение детей самостоятельно кушать;
  3. Отсутствие навыков самообслуживания;
  4. Незнание слов-запретов, помогающих избегать травмирующих ситуаций
  5. Неумение занять себя игрушкой
  6. Расставание ребенка с родителем

  1. Дома ребенок привык к определенному образу жизни, видам деятельности, характеру пищи, взаимоотношениям с окружающими, правилам поведения и т.д. В детском саду большинство условий будет новыми и непривычными для ребенка, к ним малышу придется приспосабливаться и привыкать.

Взрослые в семье понимают, что адаптационный период - один из самых сложных в жизни ребенка. Все охают, волнуются за него, но не более того. Родители зачастую не готовят своего ребенка к посещению детского сада, а следовало бы. Ведь успешная социализация – это во многом совместный труд родителей с ребенком.

Новый коллектив, смена привычного уклада, расставание с родителем – все это стресс для ребенка.

Однако все скачки развития происходят благодаря этому чувству: без падения малыш не научиться ходить, без отучения от пустышки не научиться говорить.

В норме адаптация к саду проходит за 1-1,5 месяца. Если привыкание затянулось на несколько месяцев, при этом ребенок заходит в группу со слезами, ни с кем из детей не общается, то причину проблемы в первую очередь стоит искать в привычном укладе жизни семьи ребенка.

Если дома у ребенка свободный режим - ест, когда проголодается, днем его не уложить спать, а поздний отбой давно вошел в привычку – детский сад с его укладом, вызовет у малыша волну недовольства. Он может поздно ложиться спать, а утром надо рано вставать. Естественно, днем не выспавшийся ребенок будет капризничать, плюс непривычная обстановка повышает градус тревожности, привыкание к саду затягивается.

Совет! Нужно менять режим дня ребенка на домашнем уровне. Его завтрак, обед, ужин и сон должны проходить в определенное время, а раннее засыпание стать нормой даже в выходные дни.

  1. Желательно познакомиться с меню детского сада и приучить ребенка к блюдам, включенным в него. Чтобы ребенок не чувствовал дискомфорта, нужно заранее приучить к горшку, отучить от соски. Сосание должно уступить место жеванию, иначе - слабость мышц речевого аппарата.
  2. В это же время необходимо обратить серьезное внимание на формирование навыков самостоятельности. Ребенок, умеющий есть, раздеваться и одеваться в детском саду, не будет чувствовать себя беспомощным, зависимым от взрослых, что положительно скажется на его самочувствии.

Взрослые должны отдавать себе отчет в том, что памперсы приводят к отсутствию дискомфортных ощущений (тактильных, обонятельных и т.д.) и закономерному снижению чувствительности систем малого таза, внешних половых органов, нарастанию случаев энуреза и онанизма у дошкольников.

Роль родителей в обучении ребенка навыкам самообслуживания больше, чем в обучении другим вещам. Ведь именно дом - это место, где находится зубная щетка, не говоря уж о туалете, гардеробе, обеденном столе и ванне. Дом - это место, где по утрам одеваются, где три раза в день едят и перед каждой едой моют руки. Этот заведенный раз и навсегда порядок создает естественные и предсказуемые ситуации, позволяющие вам учить, а вашему ребенку учиться.

Если ребенок привык к тому, что все за него делают взрослые, безучастно ждет, когда его накормят, оденут, поиграют. Это тоже усложняет адаптацию, необходимо родителям поощрять любое стремление ребенка сделать что-то самостоятельно, поддерживать его желание самому есть, одеваться.

  1. Плохо приспосабливаются к коллективной жизни дети, которых чрезмерно опекали в семье, которые не знают родительского слова «нельзя». Ребенок, у которого дома не тренируется способность тормозить свои желания, с трудом усваивает и выполняет правила поведения, взаимоотношений, приучение к которым начинается с первого дня пребывания в детском саду.

  1. Умение самостоятельно занять себя игрушками поможет ему отвлечься от переживаний, на какое-то время сгладить остроту отрицательных эмоций. (Как научить ребенка играть)

- Учить ребенка выполнять разные действия с одной игрушкой: «Погладь, покачай, поводи, покорми, попляши, вытри нос, пожалей, причеши, покатай на машине, положи на стол, кровать, посади на стульчик».

- умение собрать пирамидку на конусной основе( 3-4 кольца)

- учить собирать матрешку

- умение собрать предметы одного цвета (красный, зеленый, желтый, синий)

- умение сделать из палочек, кубиков(повторить за взрослым) «забор», «стол», «стул», «диван», «домик» и пр.

Периоды совместной игры должны чередоваться с периодами самостоятельных занятий ребенка. Пусть 10-15 минут каждый день, по вечерам, но это время –только для ребенка. И совсем необязательно для развития малыша устраивать специальные занятия. Задачки для ума можно найти в любой момент - когда готовите ужин, моете ребенка, переодеваете его. То, что для вас обыденная, неинтересная работа, для малыша – прекрасная возможность познать мир.

Длительность адаптации также зависит от уровня познавательного развития ребенка. Если с ним систематически занимались дома и рос он человеком общительным и самостоятельным, то в группе он быстро устанавливает контакт с воспитателем, может занять себя содержательной игрой и не чувствовать себя заброшенным.

  1. Один из непростых моментов адаптации - это расставание ребенка с родителем. И у привязанных к маме детей он предсказуемо не проходит гладко. Потому что малыш знает, что мама всегда рядом с ним, она - это он.

Здесь маме важно понять, что она и ее ребенок – это два отдельных человека, у которых могут быть свои дела и увлечения. И без мягкого отделения от себя малыша не произойдет его взросления и нормального развития.

Необходимо расширить круг общения малыша, приглашать в гости знакомых, ненадолго водить ребенка к своим друзьям, посещать с ним детские парки, площадки, приучать к игре в песочницах, на качелях.

Первые дни в детском саду также зависят от того, какое эмоциональное состояние у мамы. Если она тоже плачет при расставании и остро реагирует на любые рекомендации воспитателей при ребенке, то зеркальное поведение будет и у ребенка. Главное правило таково: спокойна мама — спокоен малыш. Он "считывает" вашу неуверенность и еще больше расстраивается.

В данном возрасте происходят важнейшие изменения в психическом развитии детей - формируется мышление, активно развивается двигательная сфера, появляются первые устойчивые качества личности. Физическое развитие напрямую связано с интеллектуальным.

Развитию двигательных способностей, таких, как координация движений рук и пальцев, способствуют занятия детей с различными игрушками, орудиями (сачком, лопаткой, совочком), а также занятия рисованием, лепкой и пр.

Важной характеристикой этого возрастного этапа неустойчивость эмоциональной сферы ребенка. Его эмоции, формирующиеся в это время чувства, отражающие отношение к предметам и людям, еще не фиксированы и могут быть изменены в соответствии с ситуацией. Нужно бережно относиться к любым проявлениям его эмоциональности.

Задача родителей – показать, что ничего такого не случилось, просто у малыша новый этап в жизни под названием «детский сад», и вы вместе за руку отправляетесь на встречу с ним. Там весело и много игрушек, добрые воспитатели и интересные занятия. А самое главное в определенное время мама и папа обязательно будут за ним приходить и вместе по дороге обсуждать свои впечатления за день.

  1. Несоответствие организации двух режимов: домашнего и группового;

  1. Неумение детей самостоятельно кушать;

  1. Отсутствие навыков самообслуживания;

  1. Незнание слов-запретов, помогающих избегать травмирующих ситуаций

  1. Неумение занять себя игрушкой

  1. Расставание ребенка с родителем

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание в форме родительского вечера "Взаимодействие детского сада и семьи как условие развития музыкальных способностей ребенка"

Цель родительского собрания: Организовать эффективное взаимодействие  детского сада и семьи по вопросу развития музыкальных способностей детей....

Презентация «Народные традиции ,как средство духовно-нравственного воспитания ребенка в семье,в условиях реализации ФГОС»

laquo;Народные традиции ,как средство духовно-нравственного воспитания ребенка в семье,в условиях реализации ФГОС»...

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ РЕБЕНКА В СЕМЬЕ В УСЛОВИЯХ САМОИЗОЛЯЦИИ

          В условиях эпидемиологической ситуации жить и работать всем приходится по-новому. Сегодня нет тех людей, кого бы ни коснулись изменения. Каждый из нас вынужде...

Родительское собрание в форме родительского вечера Взаимодействие детского сада и семьи как условие развития музыкальных способностей ребенка

Родительское собрание в форме родительского вечераВзаимодействие детского сада и семьи как условие развития музыкальных способностей ребенка...

РИП по теме:« Активизация родительского потенциала, как основополагающего фактора в обучении и воспитании ребенка с ОВЗ в условиях современной семьи через функционирование в ДОУ родительского Клуба «Учимся быть родителями»

Наше учреждение имеет опыт работы в  инклюзивной деятельности уже не первый год, однако мы столкнулись  с проблемой отстранения родителей, которые воспитывают ребенка с ОВЗ  от  жи...

Родительское собрание "Ребенок - зеркало семьи"

Задачи:1. Расширить представление родителей о значении воспитания в семье. 2. Объединить усилия ДОУ и семьи в вопросах воспитания и развития ребенка.3. Способствовать формированию здорового микро...