ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ РЕБЕНКА В СЕМЬЕ В УСЛОВИЯХ САМОИЗОЛЯЦИИ
статья

Куреннова Анастасия Андреевна

            В условиях эпидемиологической ситуации жить и работать всем приходится по-новому. Сегодня нет тех людей, кого бы ни коснулись изменения. Каждый из нас вынужден приспосабливаться и находить возможности поддерживать привычный ритм жизни.

Весна 2020 года запомнится нам как один из самых ярких эпизодов нового века. Коронавирус  определил режим всех людей – самоизоляция! В условиях повышенной готовности все члены семьи оказываются запертыми в помещении друг с другом на неопределенное время – напряженность взаимоотношений между членами семьи нарастает.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Региональная научно-практическая конференция «Дошкольное образование: стратегии развития в современных условиях», 2020

Скачать:


Предварительный просмотр:

А.А. Куреннова, МАДОУ – детский сад № 459, г. Екатеринбург

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ РЕБЕНКА В СЕМЬЕ В УСЛОВИЯХ САМОИЗОЛЯЦИИ.

"Ребенок всегда способен преподать взрослому три урока:

 он весел безо всякой причины, всегда чем-то занят и умеет любой ценой добиваться желаемого". 

Марк Твен

В условиях эпидемиологической ситуации жить и работать всем приходится по-новому. Сегодня нет тех людей, кого бы ни коснулись изменения. Каждый из нас вынужден приспосабливаться и находить возможности поддерживать привычный ритм жизни.

Весна 2020 года запомнится нам как один из самых ярких эпизодов нового века. Коронавирус  определил режим всех людей – самоизоляция! В условиях повышенной готовности все члены семьи оказываются запертыми в помещении друг с другом на неопределенное время – напряженность взаимоотношений между членами семьи нарастает.

Психологическая безопасность ребенка это состояние, когда обеспечено его успешное психическое развитие - вот одно из главных условий психического и физического здоровья ребенка. Психологическая безопасность во многом определяется эмоциональным климатом в семье, где растет ребенок.

Дети наиболее восприимчивы ко всем изменениям и напряжению в семье, исходя из этого, родители не должны удивляться повышенному уровню активности и агрессии у детей.

В связи с изложенным выше педагоги МАДОУ рекомендуют определенные правила организации воспитания дома в ситуации, когда необходимо работать из дома и находиться на границе между общением с детьми, готовкой и отношениями в семье.

Во-первых, педагоги детского сада советуют определять собственное эмоциональное состояние — убеждаться, что родитель справляется с эмоциями в здоровом ключе: это станет первым шагом в предотвращении трудного поведения детей. Многие детские психологи отмечают, что агрессия и тревога в детском поведении является прямым следствием стресса, тревоги и агрессии взрослого. Если Вы начнете паниковать, то и ребенок будет паниковать.

Во-вторых, следует определять эмоциональное состояние ребенка— насколько поведение ребенка отличается от его обычного поведения в стрессовой ситуации. Отмечается, что у детей стресс проявляется именно таким образом – в ссорах, поскольку дети не знают, как иначе они могут выразить свои эмоции. Много детей рассматривают эту ситуацию как шанс спрятаться от внешнего мира и целый день играть в «гаджеты». Одна из основных рекомендаций родителям в такой ситуации -  обязательно находить время для разговора с ребенком. Детям очень важно видеть, как на эту ситуацию реагируют родители.

Ребенку нужен режим, включающий как активные, так и спокойные занятия. Создать и придерживаться расписания — прекрасный способ предотвратить ссоры. Необходимо организовать выброс лишней энергии: можно придумать подвижные игры и контролируемые бои в игровой форме.

Если  у родителей в поведении проявляются стресс, тревога, а может и агрессия, это тоже будет проявляться и в детском поведении. В большинстве случаев беспорядок дома является результатом родительского поведения.

Один из лучших способов снять стресс – поиграть вместе с ребенком. Учите детей взаимодействовать в команде (например, играйте в игры (настольные, карточные и т. п.)), команда родителей против команды детей. Детям это очень понравится, и они начнут сплачиваться вместо драк. Рекомендуется оградить ребенка от избыточных новостей, которые вызывают тревогу и, как следствие, агрессивное поведение.

В помощь родителям на официальном сайте нашего детского сада, а также на закрытых страничках групп в социальной сети «Вконтакте», педагоги в режиме самоизоляции вели работу с родителями и детьми:

  • организовывали онлайн занятия с соблюдением определенного режима,
  • формировали тематические выставки, где родители совместно с детьми выполняли работы, результаты которых присылали педагогу,
  • организовывали мастер - классы по организации совместных игр, изготовления поделок.

Режим самоизоляции в России пришелся на весну и начало лета, а в этот период очень много значимых мероприятий – праздников, которые способствуют познавательному и эмоциональному развитию дошкольников (день космонавтики, 9 мая, выпускной бал для подготовительных групп, день России).  Все мероприятия проводились в дистанционном режиме, дети совместно с родителями учили стихи, родители снимали на видео выступления детей, отсылали педагогу, а педагог объединял их в единый фильм и публиковал на официальном сайте МАДОУ.

Опыт показал, что 78 % родителей наших детей - дошкольников приняли участие во всех мероприятиях, что является свидетельством заинтересованности родителей в психологическом здоровье своих детей, а также их развитии.

Сложившаяся ситуация показала, что для родителей, детей, педагогов, это время можно и нужно использовать как дополнительную возможность. Можно пройти онлайн-обучение, которое давно откладывали из-за  занятости, тем самым повысить свои компетенции. Можно посвятить время любимому увлечению или заняться домашними делами вместе с членами семьи. Можно, не выходя из дома, побывать онлайн во всех музеях мира, увидеть те места, куда сейчас нет возможности отправиться в путешествие. Можно, наконец, просто отдохнуть от суеты в кругу близких за чашкой ароматного чая и поиграть в давно забытую настольную игру.

Самое главное – сейчас такое время, когда мы можем проводить его с

пользой для себя, семьи и на благо всех людей.

1. Драганова О.А. Психолого-педагогическое сопровождение

образовательного процесса в условиях реализации ФГОС и согласно

требованиям профстандарта. Учебно-методическое пособие. – Липецк: ИРО

ЛО, 2017. – 90 с.

2. Николаева Е.И. Психология семьи. – СПб.: Питер, 2019. – 268 с.

3. Памятки по предотвращению тревожных состояний для родителей,

подростков, студентов, [Электронный ресурс]. – Режим доступа:

https://mgppu.ru/news/7462(дата обращения: 02.04.2020).
4. Сиротюк А.Л.. Нейропсихологическое и психофизиологическое

сопровождение обучения. М., Творческий центр Сфера. 2003 – 288 с.

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психологическая безопасность ребенка в семье

Важнейшим фактором становления личности ребенка является психологическая безопасность. Психологическая безопасность во многом определяется эмоциональным климатом семьи, в которой растет ребенок. Но, к...

Психологическая безопасность ребенка в семье

Психологическая безопасность ребенка  – такое состояние, когда обеспечено его успешное психическое развитие,  это одно из главных условий психического и физического здоровья ...

Консультация для родителей : "Психологическая безопасность ребенка в семье"

Консультация для родителей : "Психологическая безопасность ребенка в семье"...

Психологическая безопасность ребенка в семье и ДОУ.

Важнейшим уловием полноценного развития ребенка, сохранения и укрепления его психологоческого здоровья является психологическая безопасность....

Консультация для родителей "Каким образом улучшить чувство психологической безопасности ребенка в семье"

Для ребенка семья-оберег,кладовая знаний и трамплин во взрослую жизнь.Именно в семье ребенок получает азы знаний об окружающем мире....

Консультация для родителей "Психологическая безопасность ребенка в семье"

Консультация для родителей "Психологическая безопасность ребенка в семье"...

Консультация для родителей "Психологическая безопасность ребенка в семье"

Психологическая безопасность ребенка в семье - это такое состояние, когда обеспечено его удачное психическое развитие, это одно из главных условий психического и физического здоровья ребенка.Психологи...