Продуктивная Деятельность в ДОО в соответствии с новой ФОП
статья
Цель работы – выявить особенности продуктивной деятельности в дошкольном образовательном учреждении в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом. Методы исследования – изучение источников информации, анализ полученных сведений, классификация технологий. Результат исследования – темы и виды занятий продуктивной деятельности, отвечающие требованиям ФОП.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
produktivnaya_deyatelnost_v_doo_v_sootvetstvii_s_novoy_fop.docx | 37.11 КБ |
Предварительный просмотр:
УДК
Бутузова Каринэ Санасаровна
воспитатель
ПРОДУКТИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ДОО В СООТВЕТСТВИИ С НОВОЙ ФОП
Аннотация
Цель работы – выявить особенности продуктивной деятельности в дошкольном образовательном учреждении в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом. Методы исследования – изучение источников информации, анализ полученных сведений, классификация технологий. Результат исследования – темы и виды занятий продуктивной деятельности, отвечающие требованиям ФОП.
Ключевые слова
Дошкольники, дошкольное обучение, продуктивная деятельность, лепка, рисование, конструирование, аппликация.
Деятельность дошкольных образовательных учреждений важна для становления личности ребенка – в процессе занятий и игр формируются новые умения и навыки, а также совершенствуются заложенные способности и таланты. Дети дошкольного возраста легко схватывают новый материал в процессе продуктивной деятельности, являющейся одной из основных в образовательном процессе ДОУ.
По словам О.Н. Лошкаревой «продуктивная деятельность детей дошкольного возраста – образное познание действительности, совокупность действий, определяющая развитие всех познавательных процессов, поскольку для создания того или иного образа необходимо хорошо изучить предмет, познакомиться с его формой, величиной, составными частями, цветом и оттенками, композицией» [1, С.3]. Особое значение в этом процессе имеет работа воспитателя, который должен создать условия, способствующие творческой активности дошкольников во время продуктивной деятельности. Во время таких занятий воспитателю необходимо создать положительную эмоциональную атмосферу, поддерживать и развивать интерес к продуктивной деятельности, а также формировать представления об окружающем мире и его явлениях, развивать сенсорику и моторику. Между тем существует четыре основных типа такой деятельности: рисование, лепка, аппликация, конструирование.
Если говорить о результате продуктивной деятельности, то здесь нужно обратить особое внимание на то, что сама деятельность подразумевает создание детьми какого-либо продукта с определенными качествами. К таковым относятся рисунки, построенные из конструктора сооружения, аппликации, поделки и многие другие вариации готовых продуктов труда. Опираясь на мнение С.В. Погодиной структурные компоненты продуктивной деятельности можно представить следующим образом [1, С.15]:
Мотив в данном случае, играет решающую роль для получения конечного продукта, поскольку побуждает к совершению действий. Цель – это то, что хочет получить ребенок в результате конкретной деятельности. Соответственно, мотив и цель являются основными компонентами, двигающими весь процесс. Однако и отсутствие действий не приведет к нужному результату. Зачастую родители, которым дается домашнее задание на подготовку поделки совместно с детьми, лишают ребенка возможности действовать, полностью принимая на себя ответственность за этот структурный компонент. Такой подходит может навредить дальнейшему развитию познавательного интереса.
Необходимо сказать, что с 1 сентября 2023 года, в соответствии с Приказом Министерства Просвещения Российской Федерации от #1075;. №1028 «Об Утверждении Федеральной образовательной программы дошкольного образования», дошкольные образовательные учреждения начинают вести образовательную деятельность по новой программе – ФОП ДО. Для того, чтобы понимать, какие виды продуктивной деятельности могут осуществлять детские сады с 1 сентября, необходимо обратить внимание на некоторые федеральные задачи, указанные в вышеописанном Приказе. Такие, как: «приобщение детей к базовым ценностям российского народа – жизнь, достоинство, права и свободы человека, патриотизм, гражданственность, высокие нравственные идеалы, крепкая семья, созидательный труд, <…> историческая память и преемственность поколений, единство народов России, создание условий для формирования ценностного отношения к окружающему миру, становления опыта действий и поступков на основе осмысления ценностей» [2]. Кроме того, необходимо обратить внимание на планируемые результаты на этапе завершения освоения Федеральной программы – туда входит осмысленное понимание литературных жанров, определение характеров и мотивов персонажей, обладание базовыми знаниями в математике, окружающем мире, инженерии, спорте, искусстве, а также имеет представление о жизни людей в России, о значимых исторических событиях, о национальностях и народах мира, представителях флоры и фауны России и другие.
На наш взгляд, сегодня во многих детских садах России продуктивная деятельность осуществляется по перечисленным в программе направлениям. Появление нового регулирующего документа, вероятнее всего, скажется на частных детских садах и бумажной работе воспитателей, но не повлечет за собой критичные изменения в продуктивной деятельности ДОО. Наиболее значимыми видами остаются также, как и прежде, лепка, рисование, конструирование и аппликация.
Ознакомившись с новой Федеральной программой и изучив особенности продуктивной деятельности, можно предположить, что следующие темы и виды занятий отвечают требованиям ФОП, и могут использоваться воспитателями в своей работе.
Вид продуктивной деятельности | Раздел, подвиды | Возможные темы |
Рисование | Предметное рисование Сюжетное рисование Декоративное рисование Пальчиковое рисование Рисование предметами (губками, тканью) Кляксография Рисование сыпучими материалами | Тематические праздники: День снятия блокады Ленинграда, Международный день родного языка, День защитника Отечества, Международный женский день, Всемирный день театра, День космонавтики, День Победы, День славянской письменности и культуры, День защиты детей, День русского языка и др. Флора и фауна: «Путешествие в лес. Грибы», «Погодные явления», «Деревья», «Животные региона» и др. Окружающий мир: «Детский сад», «Игрушки. Виды игрушек», «Кладовая природы: овощи, фрукты» и др. Национальности: «Быт на Руси», «Русско-народные костюмы», «Наши соседи», «Национальная кухня народов Поволжья» и др. |
Лепка | Предметная лепка Сюжетная лепка Декоративная лепка Папье-маше Бумагопластика Пластилинография | |
Аппликация | Предметная аппликация Сюжетная аппликация Декоративная аппликация Преобразующее вырезывание фигур Зеркальное вырезывание Центрально-лучевое вырезывание Ленточное вырезывание Силуэтное вырезывание | |
Конструирование | Конструирование из бумаги и картона Конструирование из бросового материала Конструирование из природного материала Компьютерное конструирование |
Разумеется, в таблице мы указали лишь несколько возможных тем по четырем видам продуктивной деятельности в ДОО. Кроме того, важно отметить, что по итогам исследования можно сделать следующий вывод: Федеральная образовательная программа дошкольного образования практически не меняет суть различных видов деятельности, применяемых в дошкольных образовательных учреждениях, а скорее расширяет список возможных для изучения с детьми тем.
Список использованной литературы
- Лошкарева, О.Н. Теоретические и методические основы организации продуктивных видов деятельности детей дошкольного возраста». Курс лекций: Учебное пособие / О.Н. Лошкарева. – Елецк: Елецкий государственный университет им. И. А. Бунина, 2018. – 119 с.
- Официальный интернет-портал правовой информации: [Электронный ресурс]. URL: (дата обращения: #1075;.).
© Бутузова К.С. 2023
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
непосредственно- образовательной деятельности «Сделаем из макулатуры новую бумагу» (план проведения экспериментальной и продуктивной деятельности)
Вместе с ребятами мы попробовали сделать новую бумага из старых газет Всем очень понравилось самодельная бумага!....
План самообразования «Развитие творческих способностей детей раннего дошкольного возраста через продуктивную деятельность в соответствии ФГОС»
План самообразования...
Консультация Тема: «Использование игровых методов и приемов при организации продуктивной деятельности дошкольников в соответствии с ФГОС»
Игра является основным видом деятельности детей, а так же формой организации детской деятельности....
Конспект НОД по экспериментальной/продуктивной деятельности в старшей группе в соответствии с ФГОС ДО. "Полимерные червяки"
Сегодня наши дети, опытным путем, узнали, что такое химическая реакция! Мы узнали, что при химической реакции 2 веществ, образуется либо третье вещество, либо энергия, которая в последствии дает свет....
Презентация " Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста через игровую и продуктивную деятельность в соответствии с ФГОС".
Проблема развития мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста отражена в «Федеральном государственном стандарте дошкольного образования». Проблема развития ручной умелости и мелк...
Статья Продуктивная Деятельность в ДОО в соответствии с новой ФОП
Выступление и публикации. Сборник статей Международный научно-практической конференции...